Сохранить в избранное

Правовое регулирование финансирования научных исследований

Каменков Виктор Сергеевич,

научный консультант, профессор кафедры финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности Белорусского государственного университета, директор Международного научно-образовательного центра медиации, примирения и третейских процедур, национальный корреспондент Беларуси в ЮНСИТРАЛ, доктор юридических наук, профессор

Аннотация

Статья посвящена изучению проблем правового регулирования финансирования науки, научных исследований, новейшим изменениям в действующем законодательстве, регулирующем эти вопросы в Республике Беларусь. Рассматриваются различные подходы к финансированию науки в других государствах, делается сравнительный анализ законодательства, вносятся некоторые предложения.

Продолжение в нашем материале.

Рассматривая неоиндустриализацию в качестве близкой и неизбежной реальности, как процесс широкомасштабного внедрения комплекса новых прорывных технологий в экономику, как интегрированный союз науки, производства и электронного управления, нельзя обойтись без изучения роли науки в этом процессе и ее правового регулирования.

Дело в том, что в современном обществе и государстве (не только белорусском) многое зависит от того, насколько полно и правильно закреплена дефиниция того или иного явления. В том числе состояние, источники, средства, цели и задачи финансирования.

На примере науки можно наглядно увидеть, как меняется отношение к ней (в смысле финансирования) в разные исторические этапы: от остаточного принципа (что осталось от других направлений) до выделения расходов на науку в отдельные строки в государственном бюджете на каждый год, до закрепления в самостоятельных нормативных правовых актах принципов и правил финансирования науки и научных исследований.

Вопрос о финансировании науки важен не только для самого государства, для общества в целом, для конкретных субъектов, но и для каждого гражданина. Потому что наука давно стала движителем всего прогрессивного.

Отсюда вытекает высокий уровень востребованности правового регулирования этих проблем.

Цель настоящей статьи – изучить нынешнее состояние правового регулирования финансирования науки в Республике Беларусь в сравнении с нашими соседними государствами, а также различные точки зрения на этот вопрос.

Степень изученности проблемы: научные статьи, отдельно посвященные вопросам правового регулирования финансирования науки в Республике Беларусь за последние пять–восемь лет отыскать трудно даже на уровне общих статей. Нет и комплексных, системных научных исследований по этой проблеме. Может у нас здесь все неплохо?

Для сравнения, в Российской Федерации есть научные диссертации [1], а также немалое количество научных статей [2]. Постараемся узнать причины такого отношения к науке в праве. Ведь если сама наука есть, то как же быть с правовым регулированием ее финансирования?

По данным Белстата внутренние затраты на научные исследовании и разработки в Республике Беларусь снизились с 0,67 % в 2010 году до 0,55 % в 2020 году к валовому внутреннему продукту [3].

Для сравнения: по показателю удельного веса затрат на науку в ВВП (1,1 %) Россия существенно отстает от ведущих стран мира, находясь на 35-м месте. В пятерку лидеров входят Израиль (4,25 %), Республика Корея (4,23 %), Швейцария (3,42 %), Япония (3,29 %) и Швеция (3,28 %).

США и Китай, лидирующие по объему внутренних затрат на ИР, по их доле в ВВП занимают соответственно 11-е и 18-е места (2,79 и 2,07 %) [4].

Кроме того, нужно учитывать и сам размер ВВП каждого из упомянутых государств, от которого и вычисляются названные проценты.

В Конституции Республики Беларусь наука, что подтверждает ее необходимость, упоминается неоднократно:

  • свобода научного творчества и преподавания гарантируется, интеллектуальная собственность охраняется законом, государство содействует развитию научных и технических исследований на благо общих интересов (ст. 51);
  • даже Глава государства может получать помимо заработной платы гонорары за произведения науки (ст. 86), а судьи, которым запрещено осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, могут заниматься преподавательской и научно-исследовательской деятельностью (ст. 111);
  • на Правительство страны возложена обязанность обеспечивать проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки (ст. 107).

Проанализировать отношение к науке можно и на уровне межгосударственных правовых актов.

Так, в 1995 году в постановлении Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ наука определялась достаточно абстрактно, как – «…интеллектуальная деятельность, содержанием которой является познание неизвестных ранее человечеству свойств и закономерностей природы и общества. Она включает в себя как деятельность, направленную на получение новых знаний, так и ее результат – совокупность знаний, составляющих основу научной картины мира и отражающих законы его развития...» [5].

И здесь же: …научная (научно-исследовательская) деятельность …включает:

а) фундаментальные научные исследования, т.е. экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение новых знаний об основных закономерностях природы и общества;

б) прикладные научные исследования – исследования, направленные преимущественно на достижение практических целей и решение конкретных задач.

Научно-техническая деятельность определялась как деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, для обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

А инновационная деятельность как деятельность, направленная на внедрение новых идей, научных знаний, технологий, видов продукции и т.д. в области производства, управления, труда на предприятии, в отрасли.

А через 20 лет дефиниция понятия «наука» наполнилась более конкретным содержанием: «...наука – сфера человеческой деятельности, в рамках которой осуществляется выработка, теоретическая систематизация и уточнение объективных знаний о мире (действительности, человеке, обществе и природе, их взаимосвязях и взаимодействиях) в целях их практического применения» [6].

И здесь же: научная (научно-исследовательская, научно-техническая, научно-методическая) деятельность – деятельность, осуществляемая в форме научных исследований и направленная на выработку, теоретическую систематизацию и уточнение объективных знаний о мире в целях их практического применения;

научный результат – оформленный результат научной деятельности (частично или полностью завершенных научных исследований), содержащий новые объективные знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе [6].

В Республике Беларусь еще в 1996 году был принят Закон о научной деятельности [7], измененный и дополненный в 2021 году. В этом Законе [7] зафиксированы и некоторые иные дефиниции понятий, относящиеся к научной деятельности.

В частности:

  • научная деятельность – творческая деятельность, направленная на получение новых знаний о природе, человеке, обществе, искусственно созданных объектах и на использование научных знаний для разработки новых способов их применения;
  • фундаментальные научные исследования – теоретические и (или) экспериментальные исследования, направленные на получение новых знаний об основных закономерностях развития природы, человека, общества, искусственно созданных объектов;
  • прикладные научные исследования – исследования, направленные на применение результатов фундаментальных научных исследований для достижения конкретных практических целей;
  • апробация результатов научных исследований – вид научной деятельности, состоящий в проведении проверки результатов научных исследований в целях установления их пригодности для достижения конкретных целей;
  • подготовка научных работников высшей квалификации – вид научной деятельности, заключающийся в реализации образовательных программ послевузовского образования;
  • научная организация – юридическое лицо, осуществляющее выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, одним из органов управления которого в соответствии с учредительным документом является ученый (научно-технический) совет и которое прошло в установленном порядке аккредитацию научной организации и другие.

То есть практически все наиболее существенные научные понятия и их определения получили в Законе [7] практическую ориентированность.

На первый взгляд, в законодательном смысле сделано много. Но первый взгляд, как известно, не всегда отражает объективную картину явления и его полноту.

Законодательный опыт других государств показывает, что и в нашем государстве еще есть потенциал для совершенствования правового регулирования финансирования науки.

Так, в российском Законе о науке [8] зафиксированы понятия – направления научной деятельности, которые еще больше сближают науку с возможными практическими результатами. А значит и открывают новые возможности для финансирования такой деятельности.

В частности, это:

  • поисковые научные исследования – исследования, направленные на получение новых знаний в целях их последующего практического применения (ориентированные научные исследования) и (или) на применение новых знаний (прикладные научные исследования) и проводимые путем выполнения научно-исследовательских работ [8, ст. 2];
  • научно-техническая деятельность – деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы [8, ст. 2].

Не все исследователи изучаемой проблемы согласны с приведенными определениями и их содержанием, вполне обоснованно предлагают свои замечания [9] и предложения [10]. Но во всем этом процессе есть свой позитив, поскольку ведется научная дискуссия, высказываются различные точки зрения, ведется поиск правильного подхода в решении важных вопросов.

Несмотря на прошедшие двенадцать лет после принятия Модельного закона о статусе ученого и научного работника [11] в Республике Беларусь до сих пор не определились со статусом ученого. Не все вопросы решены и со статусом научного работника.

А вопрос этот далеко не праздный. Государству и обществу следует определиться с ответом на вопрос, как правильно отмечают наши коллеги: «…может ли называться ученым лицо, не имеющее специальной профессиональной подготовки и не владеющее специальными приемами, методами и навыками исследовательской деятельности»? И стоит ли ожидать одинаковых прорывных научных предложений от физического лица, занимающегося наукой профессионально, либо по совместительству или в качестве личного хобби?

А в упомянутом выше Модельном законе [11, ст. 2] предлагались достаточно выверенные определения:

  • ученый – физическое лицо (гражданин страны, иностранец или лицо без гражданства), имеющий ученую степень и (или) научное звание, осуществляющий профессиональную научную или научно-техническую деятельность с целью проведения научных исследований и опытно-экспериментальных разработок, получивший признанные научным сообществом научные и (или) научно-технические результаты в определенной области знаний, науки и техники;
  • научный работник (сотрудник) – ученый, имеющий соответствующую квалификацию, подтвержденную результатами аттестации, осуществляющий на основании индивидуального трудового договора с нанимателем профессиональную научную работу или научно-техническую деятельность на условиях постоянной занятости или совместительства на условиях, установленных трудовым договором (контрактом), должностной инструкцией или квалификационными требованиями.

В отечественном Законе [7, ст. 9] есть определение научного работника, но нет дефиниции понятия «ученый»: «…научный работник – физическое лицо, обладающее необходимой квалификацией и профессионально занимающееся научной деятельностью в соответствии с трудовым договором».

Следовательно, физическое лицо, имеющее ученую степень и ученое звание, с которым организацией заключен не трудовой, а гражданско-правовой договор, – уже не научный работник. Он, видимо, и не ученый, поскольку такого статуса в законодательстве нет. Таким образом, на законодательном уровне, по нашему мнению, искусственно ограничен круг лиц, которые формально не могут заниматься научной деятельностью.

К слову, в Российской Федерации иначе решили эту проблему. Научным работником (исследователем) там является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью [8, ст. 4]. Как видим, нет привязки к конкретному виду правового договора, закрепляющего отношения научного работника с научной организацией.

Не исправляет нашу ситуацию и последующая правовая норма: «…к научным работникам приравниваются лица, получающие в порядке, установленном законодательством, послевузовское образование в дневной форме получения образования» [7, ст. 9]. Кстати, в этой части некорректно и даже парадоксально звучит глагол «получающие». Его буквальная расшифровка означает, что аспиранты и соискатели приравниваются к научным работникам, а получившие послевузовское образование и имеющие статус исследователя, но не защитившие научные диссертации, еще не приравниваются к научным работникам.

На пространстве СНГ есть хороший пример творческого и государственного подхода к вопросам правового статуса ученых, научных работников и финансированию науки в Республике Казахстан, принявшей поправки к Закону о науке [12].

В нем [12, ст. 1] определены статусы ученого и научного работника:

  • «…ученый – физическое лицо, осуществляющее научные исследования и получающее результаты научной и (или) научно-технической деятельности» (подп. 2);
  • «…научный работник – физическое лицо, работающее в научной организации, организации высшего и (или) послевузовского образования или научном подразделении организации, имеющее высшее образование, получающее и реализующее результат научной и (или) научно-технической деятельности» (подп. 16).

Более того, внедрены [12, ст. 1] новые понятия и категории:

  • «…научная стажировка – стажировка ученых в ведущих зарубежных организациях высшего и (или) послевузовского образования, научных центрах и иных организациях в целях развития профессиональных компетенций по избранному направлению научных исследований, за исключением стажировки в рамках международной стипендии «Болашак»; (подп. 16-1).
  • «…ведущий ученый – физическое лицо, соответствующее требованиям, установленным уполномоченным органом (подп. 19-1).

Решены и многие проблемы финансирования науки [12, ст. 1]:

  • «…эндаумент-фонд организации высшего и (или) послевузовского образования – фонд целевого капитала, формируемый за счет благотворительной помощи, безвозмездных отчислений, пожертвований, грантов, вкладов учредителей (участников) организаций образования, инвестиционный доход от которого направляется на финансирование научной, научно-технической и (или) образовательной деятельности» (подп. 19-1);
  • «…государственный заказ – заказ уполномоченного органа и (или) отраслевых уполномоченных органов субъекту научной и (или) научно-технической деятельности на основании договора на выполнение научно-исследовательских работ, финансируемых за счет государственного бюджета в форме базового, грантового и программно-целевого финансирования» (подп. 23-1);
  • «…финансирование научной и (или) научно-технической деятельности из государственного бюджета осуществляется в следующих формах:

  1. базовое финансирование;
  2. грантовое финансирование;
  3. программно-целевое финансирование.

Финансирование субъектов научной и (или) научно-технической деятельности может осуществляться одновременно по различным формам финансирования в порядке и на условиях, которые установлены правилами базового и программно-целевого финансирования научной и (или) научно-технической деятельности, а также грантового финансирования научной и (или) научно-технической деятельности и коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности» (ст. 24).

Комментировать эти правовые нормы нет необходимости, поскольку они достаточно понятны.

Отдельная статья в казахстанском Законе [12, ст. 28] посвящена коммерциализации научной и научно-технической деятельности, определяющая принципы и порядок экономического стимулирования развития национальной научной инновационной системы, государственно-частного партнерства в области научной, научно-технической и инновационной деятельности, финансирования коммерциализации технологий в приоритетных секторах экономики.

В российском Законе [8, ст. 2] также имеются правовые нормы об основах коммерциализации науки.

В отечественном Законе [7] коммерциализация научной деятельности вообще не упоминается. Но действует Положение о коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств [13]. Как видно из названия данного правового акта, коммерциализация им регулируется не всей науки, а только результатов, созданных за государственные средства.

Еще хочется затронуть одно важное обстоятельство, правовое регулирование которого может оказать существенное значение в финансировании науки. Это так называемые проекты класса «мегасайенс». То есть «…международные научные проекты, направленные на создание и эксплуатацию установок класса «мегасайенс», а соответственно, на получение прорывных, инновационных научных результатов, имеющих общемировое значение» [14].

Как указывают наши российские коллеги: «…в современных реалиях государство поставило перед наукой абсолютно новые задачи – от их решения зависит построение прогрессивной инфраструктуры в науке, включая образование сети установок уникального характера класса «мегасайенс» [15].

Понимая разницу в возможности финансирования науки в Российской Федерации, тем не менее, белорусская наука также должна стремиться сохранить свои позиции, в том числе с помощью правового регулирования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Белявский, О. В. Правовой режим гранта как инструмента государственного финансирования фундаментальных научных исследований в Российской Федерации, 2019 г. // dissercat.com/content/pravovoi-rezhim-granta-kak-instrumenta-gosudarstvennogo-finansirov.... – Дата доступа: 22.11.2021; Мошкова, Д. М. Образовательные и научные организации как субъекты финансового права Российской Федерации, 2015 г. // msal.ru/common/upload/avtoreferat_Moshkova_posl_red_1.pdf. – Дата доступа: 22.11.2021.

2. Миронова, С. М. Финансово-правовой статус наукоградов и особенности его реализации // Финансовое право. – 2021. – № 7. – С. 11–17 (электронная версия) ; Доронина, Н. Г., Семилютина, Н. Г., Цирина, М. А. Значение коллизионного и сравнительного метода исследования для правового регулирования науки и научной деятельности // Международное публичное и частное право. – 2021. – № 2. – С. 13–18 (электронная версия) ; Мошкова, Д. М. Финансово-правовое регулирование инновационной деятельности в сфере образования и науки // Финансовое право. – 2017. – № 1. – С. 10–14 (электронная версия) и др.

3. Внутренние затраты на научные исследовании и разработки : belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/nauka-i-innovatsii/grafic...

4. Затраты на науку в России и ведущих странах мира : ssek.hse.ru/news/209009455.html

5. О рекомендательном законодательном акте «Об основных принципах сотрудничества государств – участников СНГ в сфере науки и научно-технической деятельности» (Принято в г. Санкт-Петербурге 13.05.1995) : постановление Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ, № 8, 1995 (электронная версия).

6. О Законодательных основах Концепции устойчивого и безопасного развития государств – участников МПА СНГ в области образования и науки (Принято в г. Санкт-Петербурге 18.04.2014) : постановление Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств № 40-7 // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ, № 61, 2014 (электронная версия).

7. О научной деятельности (с изм. и доп., вступившими в силу с 08.01.2021) : Закон Республики Беларусь от 21.10.1996 № 708-XIII (ред. от 04.01.2021) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 07.01.2021, 2/2794.

8. О науке и государственной научно-технической политике : Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства РФ, 05.07.2021, № 27 (часть I), ст. 5179.

9. Степаненко, Ю. В. Каким будет новый закон о науке: некоторые предположения // Административное право и процесс. – 2017. – № 9. – С. – 16–20 (электронная версия).

10. Гуторов, А. И. Гражданско-правовое регулирование проведения научных исследований в Российской Федерации // Гражданское право. – 2021. – № 2. – С. 33–36 (электронная версия).

11. Модельный закон о статусе ученого и научного работника (Принят в г. Санкт-Петербурге 25.11.2008 Постановлением 31-14 на 31-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств – участников Содружества Независимых Государств. – 2009. – № 43. – С. 337–358.

12. О науке : Закон Республики Казахстан от 18 февраля 2011 года № 407-IV с изменениями и дополнениями от 31 марта 2021 года № 24-VII ЗРК // Ведомости Парламента РК 2021 г., № 5–6, ст. 39.

13. О коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств : Указ Президента Республики Беларусь от 04.02.2013 № 59 (ред. от 18.06.2018) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.06.2018, 1/17760.

14. Горлова, Е. Н., Ткаченко, Р. В. Понятие проектов класса «мегасайенс» на примере установок ИТЭР и ФАИР // Актуальные проблемы российского права. – 2019. – № 5. – С. 205–213 (электронная версия).

15. Арзуманова, Л. Л., Ситник, А. А. Меры по совершенствованию порядка финансирования научных проектов класса «мегасайенс» // Актуальные проблемы российского права. – 2021. – № 3. – С. 28–35 (электронная версия).

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 21 декабря 2021 г.


Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Некоторые вопросы работы комиссии по государственным закупкам в свете принятия Закона Республики Беларусь от 31.01.2024 № 354-з «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»
Амельченя Юлия Александровна, кандидат юридических наук, доцент, медиатор

С 4 февраля 2024 года вступил в силу ряд норм Закона Республики Беларусь от 31.01.2024 № 354-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», касающихся работы комиссии по государственным закупкам (далее – комиссия). Вместе с тем однозначность и лаконичность изменений при практической их реализации вызывает ряд вопросов, в особенности в соотношении с сохранившимися правилами работы комиссии.

Читать подробнее
Календарь событий
до 26 июля 2024 г.
Общественное обсуждение
Проект Закона Республики Беларусь «О риэлтерской деятельности»
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.