21Окт 2020

Бухгалтерский и налоговый учет сезонных расходов по транспортным средствам в 2020 году

Лемеш В.Н.jpg

Рассматриваются вопросы применения норм расхода топлива на автотранспортные средства в зимний период и замены летних шин на зимние, а также проведение поверки средств измерения температуры в зимний период.


Нормативно-правовое регулирование

В текущем году принят ряд документов, уточняющих порядок учета затрат по расходу топлива для целей налогового учета, в том числе в зимний период. Общие подходы по учету и налогообложению сезонным расходам по транспортным средствам регулируются значительным количеством нормативных правовых актов, основными из которых являются:

Зимние нормы расхода топлива

Общие положения

Общий порядок применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования определен Инструкцией № 141.

В соответствии с п. 6 Инструкции № 141 нормы расхода топлива на модели (модификации) механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования устанавливаются Минтрансом в качестве рекомендуемых и в течение года проходят эксплуатационную проверку в организациях, эксплуатирующих соответствующие механические транспортные средства, машины, механизмы и оборудование. По истечении указанного срока нормы расхода топлива при необходимости корректируются с учетом результатов эксплуатационной проверки и устанавливаются Министерством транспорта и коммуникаций в качестве обязательных для применения.

Руководитель организации имеет право понижать нормы расхода топлива, установленные Министерством транспорта и коммуникаций.

Нормы расхода топлива

Нормы расхода топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования (далее – нормы расхода топлива) устанавливаются руководителями организаций и индивидуальными предпринимателями самостоятельно либо на основании результатов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией (подп. 1.1 п. 1 Постановления № 470). При этом республиканские органы государственного управления вправе определять требование о согласовании норм расхода топлива, устанавливаемых руководителями подчиненных (входящих в состав, систему) организаций, и порядок такого согласования (подп. 1.2 п. 1 Постановления № 470).

Повышение (понижение) норм расхода топлива устанавливается приказом руководителя организации или индивидуального предпринимателя на основании Инструкции № 141 (п. 5 Инструкции № 141).

Пунктом 3 Инструкции № 141 приведены следующие виды норм расхода топлива:

  • норма расхода топлива на выполнение транспортной работы – объем топлива, потребляемый сверх линейной нормы расхода топлива двигателем автомобиля на перевозку одной тонны груза на 100 км (тонно-километр);
  • норма расхода топлива на ездку с грузом – объем топлива, потребляемый двигателем самосвала или самосвального автопоезда для выполнения операции разгрузки одного кузова;
  • норма расхода топлива на выполнение определенного вида работ трактором, машиной, механизмом и оборудованием – объем топлива, потребляемый двигателем трактора, машины, механизма и оборудования с учетом конкретных режимов работы за один машино-час или за выполненную операцию (заполнение (слив) одной цистерны, погрузка (разгрузка) контейнера и тому подобное); 
  • временная норма расхода топлива – объем топлива, потребляемый двигателем механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования, соответствующий контрольному расходу топлива, установленному организацией (заводом-изготовителем) для данного механического транспортного средства, машины, механизма, оборудования в инструкции по эксплуатации.
Наряду с указанными используется термин линейная норма расхода топлива – объем топлива, потребляемый двигателем технически исправного автомобиля на 100 км пробега в литрах или кубических метрах, без учета повышений (понижений) и дополнительного расхода топлива (абз. 4 ч. 1 п. 3 Инструкции № 141).

Налогообложение

Для целей налогообложения прибыли затраты на оплату стоимости топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, израсходованного в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно или путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию, включаются в состав нормируемых затрат (п. 6 Указа № 503).

К затратам, учитываемым при налогообложении, относятся:

  • затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • нормируемые затраты (ч. 2 п. 1 ст. 169 НК).
К нормируемым затратам относятся затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством (подп. 1.2 п. 1 ст. 171 НК).

Следовательно, если затраты по израсходованному топливу связаны с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, то они учитываются для целей налогообложения налогом на прибыль в пределах установленных норм, а если такая связь не прослеживается, то не учитываются (п. 1 ст. 169, подп. 1.2 п. 1 ст. 171, подп. 1.22 п. 1 ст. 173 НК).

Согласно подп. 10.1 п. 10 Инструкции № 141 повышение нормы расхода топлива осуществляется при эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования на территории Республики Беларусь и за ее пределами в зимних условиях эксплуатации – не более 10 %.

При эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования за пределами Республики Беларусь порядок определения и учета температуры окружающего воздуха устанавливается руководителем организации или ИП (п. 8 Инструкции № 141). Сложность в применении зимних норм расхода топлива связана с тем, что их применение напрямую не связано с приходом по календарю зимы. В основе применения зимних норм лежит отрицательная температура окружающего воздуха, т.е. при температуре ниже 0 °C. Так, в соответствии с п. 8 Инструкции № 141 отрицательная температура окружающего воздуха определяется на основании измерений, произведенных ответственным лицом организации, эксплуатирующей механическое транспортное средство, машину, механизм и оборудование, на дату и время выпуска механического транспортного средства на линию или на начало выполнения работы машиной, механизмом и оборудованием. Результаты измерений регистрируются в специальном журнале по форме согласно приложению к Инструкции № 141.

Пример.

Автомобиль выпущен на линию в 7.00. Температура воздуха, измеренная ответственным лицом и зафиксированная в журнале, составила –0,5 °C. В течение дня температура повысилась и в конце дня составила +5 °C. Повышение норм расхода топлива применяется при расчете расхода топлива по норме за весь рабочий день.

В случае если температура воздуха на момент выезда на линию составила 0 °C, а в течение дня температура понизилась и к моменту возвращения автомобиля с линии в конце рабочего дня составила –1 °C, то повышение норм расхода топлива за весь рабочий день применить нельзя.

Руководитель организации или иное уполномоченное им лицо для ведения указанного журнала должен назначить работника (или работников, если работа транспортных средств осуществляется в несколько смен). С приказом указанный работник (работники) должен (должны) ознакомиться под подпись.

Некоторые организации заключают договоры с метрологическими службами на информирование о температуре воздуха. На основании данных таких служб и применяются поправочные коэффициенты к линейным нормам.

Руководителем или иным уполномоченным лицом издается приказ, которым регулируется вариант применения зимних норм расхода топлива. Например, может быть предусмотрено, что в случае нахождения транспортного средства, при эксплуатации которого применяются повышенные нормы расхода топлива в зимних условиях в многодневных командировках, работе вахтовым методом, разъездном, подвижном характере работы:

  • обязанность определения температуры окружающего воздуха в месте нахождения транспортного средства возлагается на водителя эксплуатируемого им транспортного средства;
  • температура окружающего воздуха в месте нахождения транспортного средства определяется по данным Гидрометеоцентра.

При необходимости применения одновременно нескольких повышений (понижений) нормы расхода топлива нормируемый расход топлива устанавливается с учетом их суммы или разности (п. 15 Инструкции № 141).

Например, повышение нормы расхода топлива осуществляется при эксплуатации автомобиля в условиях сезонной распутицы, снежных заносов, при сильном снегопаде, гололедице на срок не более одного месяца в году (суммарно по дням в течение года), установленный руководителем организации или индивидуальным предпринимателем на основании данных Гидрометеоцентра Республики Беларусь (при эксплуатации автомобиля за пределами Республики Беларусь – по данным Гидрометеоцентра Республики Беларусь или метеорологической службы соответствующей страны), – не более 35 %.

В связи с указанным организации самостоятельно определяют способ учета дней применения указанного повышения. При необходимости применения одновременно нескольких повышений (понижений) нормы расхода топлива нормируемый расход топлива устанавливается с учетом их суммы или разности (п. 15 Инструкции № 141).

Пример.

Организация применяет два повышения нормы расхода топлива в зимних условиях:

  • при эксплуатации автомобиля в зимних условиях эксплуатации – на 10 %;
  • при эксплуатации автомобиля в условиях сезонной распутицы, снежных заносов, при сильном снегопаде, гололедице – на 25 %.

Расчет нормы расхода топлива с учетом указанных повышений по автомобилю, линейная норма расхода топлива по которому составляет 10 л, производится следующим образом:

10 л + 10 л x 0,1 + 10 л x 0,25 = 13,5 л.

Средства измерения температуры

В организациях, как правило, температура воздуха определяется при помощи такого средства измерения, как термометр. Согласно абз. 20 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.09.1995 № 3848-XII «Об обеспечении единства измерений» (далее – Закон об обеспечении единства измерений) средство измерений – техническое средство, предназначенное для измерений, воспроизводящее и (или) хранящее единицу измерения, а также кратные либо дольные значения единицы измерения, имеющее метрологические характеристики, значения которых принимаются неизменными в течение определенного времени.

Следовательно, термометры относятся к средствам измерений (абз. 20 ст. 1 Закона об обеспечении единства измерений); они должны быть исправными и отвечать иным требованиям, связанным с их эксплуатацией как средства измерения температуры. Это значит, что показатели термометра должны быть точными.

В настоящее время используются различные виды термометров. От того, являются ли они соответствующим требованиям нормативных правовых актов в области обеспечении единства измерений, зависит признание полученной с их помощью информации для целей бухгалтерского и налогового учета.

В соответствии с требованиями ст. 13 Закона об обеспечении единства измерений средства измерений должны быть отградуированы в единицах измерений, допущенных к применению в Республике Беларусь, и обеспечивать прослеживаемость результатов измерений до единиц измерений, воспроизводимых эталонами единиц величин.

Средства измерения должны содержаться в исправном состоянии. Нужно своевременно в установленном законодательством Республики Беларусь порядке проводить их поверку. Поверка – составная часть метрологического контроля, включающая выполнение работ, в ходе которых подтверждаются метрологические характеристики средств измерений и определяется соответствие средств измерений требованиям законодательства Республики Беларусь об обеспечении единства измерений (абз. 18 ст. 1 Закона об обеспечении единства измерений).

Средства измерений, используемые вне сферы законодательной метрологии, могут подвергаться поверке или калибровке либо в отношении них могут применяться иные способы обеспечения единства измерений, определенные юрлицом (ИП), применяющим эти средства измерений (ч. 7 и 8 ст. 13 Закона об обеспечении единства измерений). Перечень таких приборов, периодичность проведения поверки, организация и порядок проведения осуществляется с учетом норм технического кодекса установившейся практики ТКП 8.003-2011 (03220) «Система обеспечения единства измерений Республики Беларусь. Поверка средств измерений. Правила проведения работ».

Согласно п. 25 Инструкции о порядке осуществления метрологического контроля, утвержденной постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 15.03.2007 № 16 работы по поверке средств измерений проводятся на стадиях выпуска средств измерений утвержденного типа из производства, ремонта, применения, а также ввоза средств измерений в Республику Беларусь.

Виды поверок

Эксплуатационные поверки подразделяются на периодические, внеочередные, инспекционные и экспертные.

Периодическая поверка средств измерений проводится через межповерочные интервалы, установленные с учетом обеспечения пригодности к применению средств измерений на период между поверками.

Внеочередная поверка средств измерений проводится до окончания срока действия периодической поверки в следующих случаях:

  • необходимости подтверждения годности средств измерений к применению;
  • ввода средств измерения в эксплуатацию (при необходимости);
  • повреждения поверительного клейма, пломбы или утери документа, подтверждающего прохождение средств измерений первичной или периодической поверки; 
  • применение средств измерений в качестве комплектующих, или передачи средств измерений на длительное хранение, или отправки потребителю средств измерений по истечении межповерочного интервала на них.

Инспекционная поверка средств измерений производится при осуществлении государственного надзора и ведомственного контроля за состоянием и применением средств измерений для выявления пригодности к применению средств измерений.

Экспертная поверка средств измерений проводится при возникновении спорных вопросов по метрологическим характеристикам, исправности средств измерений и пригодности их к применению.

Проведение поверки

Поверка термометров, предназначенных для применения либо применяемых в областях, не указанных в перечне областей в сфере законодательной метрологии, утвержденном постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 16.03.2007 № 17, осуществляется на основе договора юрлицами, входящими в государственную метрологическую службу, или иными юрлицами, аккредитованными для ее осуществления (ч. 2 и 3 ст. 25 Закона об обеспечении единства измерений).

Периодичность осуществления поверки средств измерений, применяемых вне сферы законодательной метрологии, устанавливается юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами, применяющими эти средства измерений (ч. 6 ст. 25 Закона об обеспечении единства измерений). При ее установлении следует руководствоваться Государственным реестром средств измерений Республики Беларусь, информация о котором размещена на официальном сайте РУП «Белорусский государственный институт метрологии».

Результаты поверки удостоверяются свидетельством о поверке средств измерений, а соответствие термометров установленным метрологическим характеристикам и требованиям законодательства Республики Беларусь об обеспечении единства измерений удостоверяется посредством нанесения на них и (или) на их эксплуатационную документацию знака поверки средств измерений (ч. 7 и 8 ст. 25 Закона об обеспечении единства измерений).

Налогообложение

Поскольку расходы по поверке средств измерений несет организация, то необходимо учесть аспекты, связанные с налогообложением налогом на прибыль. Согласно ст. 169 НК затратами, учитываемыми при налогообложении, признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено НК и (или) законодательством.

К затратам, учитываемым при налогообложении, относятся:

  • затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав; 
  • нормируемые затраты.

Следовательно, если затраты, произведенные в связи с проведением поверки средств измерения температуры, связаны с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, то они учитываются для целей налогообложения налогом на прибыль, а если такая связь не прослеживается, то не учитываются (п. 1 ст. 169 НК).

Бухгалтерский учет

Поверка является обязательным условием для дальнейшего использования средств измерений температуры в предусмотренных организацией целях. Результаты поверки удостоверяются свидетельством о поверке средств измерений (ст. 25 Закона об обеспечении единства измерений). Расходы по поверке средств измерений организация должна отразить в бухгалтерском учете. Выше уже отмечалось, что результаты поверки могут быть положительными и отрицательными.

Для целей бухгалтерского учета понесенные по поверке средств измерений расходы относятся к текущей деятельности (п. 7 Инструкции № 102).

Расходы по текущей деятельности включают в себя затраты, формирующие (п. 8 Инструкции № 102):

  • себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг;
  • управленческие расходы; 
  • расходы на реализацию;
  • прочие расходы по текущей деятельности.

К затратам, связанным с управлением организацией, относятся затраты, которые непосредственно не связаны с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг и их реализацией, а также с реализацией приобретенных товаров, но необходимы для управления организацией и ее функционирования. К указанным затратам можно, в частности, отнести затраты по поверке средств измерения температуры (п. 28, ч. 3 п. 35 Инструкции № 50; п. 12 Инструкции № 44).

Однако средства измерений, в ходе поверки которых выявлено несоответствие их метрологических характеристик метрологическим характеристикам, установленным при утверждении типа средств измерений и указанным в Государственном реестре средств измерений Республики Беларусь, признаются не прошедшими поверку, о чем составляется заключение. Указанные средства измерений могут применяться либо после ремонта и последующей поверки, либо после калибровки (ст. 25 Закона об обеспечении единства измерений).

Организации затраты по поверке средств измерений температуры (абз. 2 п. 10, абз. 3 п. 10 Инструкции № 102;ч. 2 п. 12 Инструкции № 44) отражают в бухгалтерском учете следующими записями (таблица 1).

Таблица 1

Содержание хозяйственных операций

Дебет счета

Кредит счета

Отражается перечисление средств с расчетного счета в качестве предварительной оплаты за государственную поверку средств измерений

60

51

Отражены затраты, связанные с государственной поверкой средств измерений без «входного» НДС

26, 44

60

Отражается «входной» НДС по расходам на государственную поверку средств измерений на основании учетных и расчетных документов установленного образца

18

60

Отражается вычет «входного» НДС по расходам на государственную поверку средств измерений

68-2

18

Замена летних шин на зимние

Замена летних шин на зимние на автомобильных транспортных средствах является не правом, а обязанностью организации.

В соответствии с п. 2071 Правил № 551 при участии в дорожном движении с 1 декабря по 1 марта автомобили с технически допустимой общей массой до 3,5 т включительно, легковые и грузопассажирские автомобили с технически допустимой общей массой свыше 3,5 т, а также автобусы с технически допустимой общей массой до 5 т должны быть оборудованы зимними шинами. Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства и должны соответствовать требованиям ч. 2 п. 25 приложения 4 к Правилам № 551.

Документом, которым определены порядок приемки, транспортировки и хранения автомобильных шин, порядок комплектации шинами автотранспортных средств, правила монтажа и демонтажа, ухода за шинами, учета работы шин и другие сведения, является ТКП 299-2011 (02190) «Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания», утвержденный приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 21.03.2011 № 149-Ц (далее – ТКП 299-2011).

На автомобиль рекомендуется устанавливать шины (в т.ч. запасную) одного размера, одной модели и конструкции (диагональной, радиальной, камерной, бескамерной и др.), с одинаковым рисунком протектора и согласно рекомендациям заводов-изготовителей автомобилей. При частичной замене шин, вышедших из строя, рекомендуется производить доукомплектование автомобиля шинами того же размера и той же модели, что и установленные на данном автомобиле, т.к. шины одного и того же размера, но разных моделей могут отличаться по конструкции, иметь неодинаковые тип рисунка протектора, радиус качения, сцепные качества и другие эксплуатационные характеристики.

При постановке на учет автомобиля последний, как правило, укомплектован летними шинами, которые входят в первоначальную стоимость транспортного средства. Транспортное средство, в свою очередь, отнесено к долгосрочным активам и включается в состав объектов основных средств.

Независимо от того, в результате каких хозяйственных операций приобретен автомобиль (покупка, взнос в уставный фонд, безвозмездная передача и т.п.), комплект шин (включая один запасной комплект) входит в его стоимость и учитывается на счете 01 «Основные средства», т.е. необходимость отдельно учитывать его в бухгалтерском учете отсутствует.

Шины, установленные на автомобиль, закрепляются за ним, что фиксируется в карточках учета работы автомобильных шин (п. 7.32 раздела 7 ТКП 299-2011). На каждую шину (в т.ч. запасную) заводится отдельная карточка. Ведение карточек допускается как в бумажном, так и в электронном виде.

Без ведения карточки учета работы автомобильных шин и применения эксплуатационных норм пробега допускается эксплуатация шин, установленных на автомобилях, на которых владельцами транспортных средств осуществляются перевозки грузов и пассажиров для собственных нужд (п. 9.1 раздела 9 ТКП 299-2011).

Следовательно, чтобы определить, обязана ли организация вести карточку учета работы автомобильных шин, необходимо установить, какие виды перевозок осуществляются на данном автомобиле.

Справочно

Согласно абз. 5 ст. 1 Закона № 278-З автоперевозка для собственных нужд – автоперевозка, которая носит вспомогательный характер по отношению к основным видам деятельности юрлица или ИП и выполняется ими для перемещения своих работников или грузов, принадлежащих им на праве собственности или на иных законных основаниях, транспортными средствами, принадлежащими им на праве собственности или на иных законных основаниях, при условии, что транспортными средствами управляют работники этих юрлица или ИП либо сам ИП.

Однако неведение карточки учета шин вовсе не означает, что контроль по учету работы шин в организации можно не вести. В любом случае в организации нужно назначить ответственное лицо по учету работы шин и комиссию по учету и списанию шин (ч. 3 п. 9.1 раздела 9 ТКП 299-2011). Такая организация учета не только будет способствовать организации оперативного учета и контроля за работой шин, но и послужит основанием для принятия решения при списании шин, в т.ч. с недопробегом.

В соответствии с п. 9.2–9.4 раздела 9 ТКП 299-2011 шины учитываются по заводским номерам, которые записываются в карточках учета работы автомобильных шин со всеми буквами и цифрами. Допускается выжигание гаражных номеров на плечевой зоне протектора шин. Выжигание производится прибором «Электроклеймо». Глубина выжигания не должна превышать 1 мм.

В карточке учета работы автомобильной шины указывается техническое состояние шины, находящейся на автомобиле (дефекты, характер и размер повреждений). Для шин, бывших в эксплуатации на другом автомобиле, записывается их предыдущий пробег. Одновременно замеряется остаточная высота рисунка протектора в 2 диаметрально противоположных сечениях с наибольшим износом протектора. Средняя высота записывается в графу «Техническое состояние шины при установке» карточки учета работы автомобильной шины. После ремонта местных повреждений учет работы шины продолжается в той же карточке.

В карточку учета работы автомобильной шины вносится фактический пробег автомобиля по спидометру с периодичностью, установленной владельцем транспортного средства, но не реже 1 раза в год. Чтобы выполнить данное требование, необходимо приказом руководителя организации назначить работника, ответственного за ведение карточек учета работы автомобильных шин.

Пунктами 7.12–7.14 раздела 7 ТКП 299-2011 определено, что монтажные и демонтажные работы по шинам должны выполняться в шиномонтажном отделении или приспособленном для этих работ помещении с применением специального оборудования, приспособлений и инструмента.

Владельцами транспортных средств назначаются лица, ответственные за выполнение монтажно-демонтажных работ.

Монтажу подлежат только исправные, чистые, сухие, соответствующие по размерам и типам шины, камеры, ободные ленты, ободья и их элементы.

Согласно п. 9.6 раздела 9 ТКП 299-2011 при снятии шины с эксплуатации в графу «Причины снятия шины с эксплуатации» карточки учета работы автомобильной шины записываются ее полный пробег, техническое состояние, куда направляется шина – в ремонт, на восстановление или в утиль.

Налогообложение

Поскольку затраты по замене шин летних на зимние несет организация, то необходимо учесть аспекты, связанные с налогообложением налогом на прибыль.

Согласно ст. 169 НК затратами, учитываемыми при налогообложении, признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено НК и (или) законодательством.

К затратам, учитываемым при налогообложении, относятся:

  • затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав; 
  • нормируемые затраты.

Следовательно, если затраты, произведенные в связи с заменой летних шин на зимние, связаны с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, то они учитываются для целей налогообложения налогом на прибыль, а если такая связь не прослеживается, то не учитываются (п. 1 ст. 169 НК).

Бухгалтерский учет

Что касается шин, приобретаемых для замены, в т.ч. при смене летних на зимние, то для целей бухгалтерского учета они признаются запасами и учитываются как запчасти. Учет наличия и движения приобретенных или изготовленных для нужд основной деятельности запчастей ведется на субсчете 10-5 «Запасные части». Абзацем 7 п. 16 Инструкции № 50 определено, что на субсчете 10-5 учитываются наличие и движение запчастей, используемых при проведении ремонта для замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств и т.п., а также шин транспортных средств в запасе и обороте. На этом субсчете учитывается также движение обменного фонда полнокомплектных машин, оборудования, двигателей, узлов, агрегатов, создаваемого в ремонтных подразделениях организаций, на технических обменных пунктах и ремонтных заводах.

Пунктом 3 Инструкции № 133 определено, что в состав запасов включаются запчасти. Следовательно, все запчасти, узлы и агрегаты независимо от их стоимости отражаются на субсчете 10-5, их учет ведется в соответствии с общими положениями по учету запасов.

В бухгалтерском учете к субсчету 10-5 могут быть открыты субсчета второго порядка:

  • 10-51 «Автомобильные шины в запасе» – на складе организации; 
  • 10-52 «Автомобильные шины в обороте» – в обороте службы технической эксплуатации, на автомобилях технической помощи и др.;
  • 10-53 «Автомобильные шины, подлежащие восстановлению» – непригодные к дальнейшему использованию без восстановления.

Замена летних шин на зимние может осуществляться как силами самой организации, так и сторонним лицом.

Согласноп. 32 Инструкции № 102 расходы признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором признаны соответствующие им доходы, независимо от даты проведения расчетов по ним.

Расходы, которые невозможно соотнести с доходами определенного отчетного периода, признаются в бухгалтерском учете в составе расходов того отчетного периода, в котором они были произведены.

Выдача шин со склада для замены отражается в бухгалтерском учете записью по дебету счетов 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные затраты», 26 «Общехозяйственные затраты», 44 «Расходы на реализацию» и др. и кредиту субсчета 10-5.

Снятые с автомобиля летние шины подлежат оприходованию на склад по ценам возможного их использования и в бухгалтерском учете отражаются по дебету счета 10 и кредиту счетов затрат на производство или финансовых результатов (п. 45 Инструкции № 133).

Таким образом, для целей бухгалтерского учета расходы на сезонную замену шин – расходы на поддержание основного средства (автомобиля) в рабочем состоянии. Их включают в затраты в месяце, в котором произведена такая замена (п. 32 Инструкции № 102, п. 60 Инструкции № 133).

При замене шин силами организации все затраты, которые связаны с заменой шин (стоимость устанавливаемых шин, зарплата рабочих, выполняющих эти работы, отчисления в ФСЗН и Белгосстрах от нее и т.д.), включаются в затраты в том отчетном периоде (месяце), в котором произведена замена, на основании первичного учетного документа, составленного в организации (п. 60 Инструкции № 133).

Следовательно, стоимость шин, а также работ по их установке учитывают в затратах, формирующих расходы организации по текущей деятельности (абз. 6 ч. 1 п. 2, п. 8 Инструкции № 102; п. 26, ч. 1 п. 27, ч. 1 п. 28, ч. 3 п. 35, п. 47 Инструкции № 50).

В бухгалтерском учете организации хозяйственные операции по замене летних шин на зимние собственными силами отражаются следующим образом:

Таблица 2

Содержание хозяйственных операций

Дебет счета

Кредит счета

Отражается оприходование приобретенных у поставщика зимних шин без учета «входного» НДС

10-51

60

Отражается сумма «входного» НДС согласно сопроводительным документам к приобретенным у поставщика зимним шинам

18

60

Отражается на основании ЭСЧФ зачет «входного» НДС по приобретенным у поставщика шинам

68-2

18

Отражается учетная стоимость зимних шин, установленных на автомобиль

23, 25, 26, 44 и др.

10-51

Отражаются затраты, которые связаны с заменой шин (зарплата рабочих, выполняющих эти работы, отчисления в ФСЗН и Белгосстрах и т.д.)

23, 25, 26, 44 и др.

70, 69, 76-2 и др.

Отражается оприходование на склад снятых с автомобиля летних шин по цене возможного их использования

10-51

23, 25, 26, 44 и др.

Замена летних шин на зимние сторонним лицом может осуществляться с использованием как собственных шин, так и приобретаемых у стороннего лица. При замене шин в специализированной организации (как правило, СТО) затраты организации (стоимость выполненных сторонним лицом работ и стоимость переданных ему для установки шин) включаются в затраты на производство (расходы на реализацию) на основании документов, предъявленных исполнителем (СТО). «Входной» НДС от подрядчика принимается к вычету на основании полученного и подписанного организацией ЭСЧФ.

В бухгалтерском учете организации хозяйственные операции по замене летних шин на зимние сторонним лицом (СТО) отражаются следующим образом:

Таблица 3

Содержание хозяйственных операций

Дебет счета

Кредит счета

Отражается передача СТО комплекта шин для установки на автомобиль

10-7

10-5

Отражается списание комплекта шин, установленных на автомобиль на СТО, на основании первичного учетного документа, предоставленного СТО

23, 25, 26, 44 и др.

10-7

Отражается оприходование комплекта летних шин, демонтированных с автомобиля на СТО, на основании первичного учетного документа, предоставленного СТО

10-5

23, 25, 26, 44 и др.

Отражена стоимость выполненных СТО работ по замене шин

23, 25, 26, 44 и др.

60

Отражена сумма «входного» НДС по выполненным СТО работам

18

60

Отражено на основании ЭСЧФ принятие к вычету «входного» НДС

68-2

18



Пожалуйста, поверните свое устройство в горизонтальное положение.
Заказать
звонок