Постановлением Министерством образования Республики Беларусь от 20 сентября 2022 г. № 328 утвержден порядок социально-педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи.
Кто и как будет оказывать учащимся психологическую помощь и нужно ли согласие родителей, читайте в материале.
На основании пункта 2 статьи 88 Кодекса Республики Беларусь об образовании Постановлением № 328 утверждена Инструкция о порядке социально-педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи.
Инструкцией определено, что социально-педагогическую поддержку обучающихся осуществляет педагог социальный, психологическую помощь им оказывает педагог-психолог.
ВАЖНО!При отсутствии в учреждении образования штатной единицы педагога-психолога по решению структурного подразделения областного, районного (городского) исполнительного комитета, администрации района в городе, осуществляющего государственно-властные полномочия в сфере образования, оказание обучающимся психологической помощи осуществляется социально-педагогическим центром.
Такими задачами являются:
защита прав и законных интересов обучающихся учреждений образования, содействие их обучению, воспитанию и развитию, социальной адаптации;
содействие в формировании благоприятной атмосферы в коллективах обучающихся учреждения образования;
организация личностно-ориентированной социально-педагогической поддержки, психологической помощи обучающимся, имеющим проблемы в общении, обучении, развитии, социализации;
участие в подготовке обучающихся к самостоятельной и семейной жизни, выполнению социальных ролей гражданина, семьянина;
разработка информационно-аналитических материалов по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации обучающихся;
предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, насилия в отношении детей и профилактика асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений обучающихся, пропаганда здорового образа жизни;
повышение психологической и правовой культуры участников образовательного процесса.
Объем, формы, продолжительность социально-педагогической поддержки и психологической помощи определяются специалистами с учетом возраста обучающихся, характера проблем, анализа и перспектив их решения.
Социально-педагогическая поддержка обучающихся и оказание им психологической помощи может носить индивидуальный и (или) групповой характер.Примечание:О видах психологической помощи подробнее в статье 5 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 153-З «Об оказании психологической помощи».
Примечание:Деятельность по оказанию психологической помощи осуществляется педагогом-психологом в отдельном рабочем кабинете.
ВАЖНО!Социально-педагогическая поддержка несовершеннолетних обучающихся осуществляется во взаимодействии с родителями или иными их законными представителями и с учетом мнения несовершеннолетнего обучающегося.
Специалисты имеют право:
определять актуальные направления, задачи и объем осуществляемой деятельности;
выбирать педагогически обоснованные и целесообразные формы и методы работы с учетом конкретных условий;
инициировать направление в установленном порядке запросов и ходатайств учреждения образования в целях получения необходимой информации для обеспечения социально-педагогической поддержки и оказания психологической помощи обучающимся;
посещать уроки, занятия, иные образовательные мероприятия.
В своей деятельности педагог социальный и педагог-психолог руководствуются:
Кодексом Республики Беларусь об образовании;
Кодексом Республики Беларусь о браке и семье;
Законом Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII «О правах ребенка»;
Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 153-З «Об оказании психологической помощи»;
Законом Республики Беларусь от 30 июня 2022 г. № 183-З «О правах инвалидов и их социальной интеграции», настоящей Инструкцией, иными актами законодательства.
Напоминаем, что в системе ЭТАЛОН-ONLINE сформирована тематическая подборка «Образование», где Вы можете найти все документы по теме. Для удобства работы документы сгруппированы по соответствующим рубрикам «Социальная защита обучающихся», «Охрана детства, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и другие. Документы поддерживаются в актуальном состоянии (со всеми изменениями и дополнениями) и доступны зарегистрированным пользователям. Доступ можно оформить на любой период.
13-я зарплата (годовое вознаграждение) – это премия, которую выплачивают по результатам работы по окончании календарного года. Трудовой кодекс не закрепляет это понятие официально. С точки зрения законодательства, 13-я зарплата относится к поощрениям за труд. Виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором, соглашением или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. Поскольку 13-я зарплата не регламентируется трудовым законодательством – ее выплата не является обязанностью нанимателя (ч. 1 ст. 63 ТК, ч. 1 и 2 ст. 196 ТК). Порядок определения размера такой выплаты находится в его компетенции. При этом организация вправе установить, выплачивается ли такое поощрение всем работникам или только определенному их кругу. Условия и сроки ее выплаты также находятся в компетенции нанимателя. Вместе с тем наниматель обязан обеспечивать соблюдение законодательства о труде, условий, установленных коллективными договорами, соглашениями, другими ЛПА и трудовыми договорами (п. 1 ч. 1 ст. 55 ТК).