Сохранить в избранное

Управление коммерческой организацией: компетенции руководителя

С 11 марта 2023 г. Выпуск 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих для всех видов деятельности», утвержденный постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30 декабря 1999 г. № 159, дополнен профессиональным стандартом «Управление коммерческой организацией». Данное решение закреплено постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 января 2020 г. № 20.

Какие компетенции руководителя закреплены в документе, а также на какие организации распространяется профессиональный стандарт, читайте в материале.

Как отмечается в документе, учитывая масштаб профессиональной деятельности, сложность и объем выполняемых функций профессиональным стандартом определены четыре категории руководителей, выполняющих соответствующие функции на различных уровнях управления коммерческих организаций:

  1. руководители низового звена – руководители несамостоятельных структурных подразделений первичного звена (с численностью работников не менее 2 штатных единиц), входящих в состав иных структурных подразделений; заместители руководителей самостоятельных структурных подразделений коммерческих организаций в случае, если в структуре самостоятельного структурного подразделения отсутствуют структурные подразделения, входящие в него;
  2. руководители среднего звена – руководители самостоятельных структурных подразделений коммерческих организаций; их заместители – в случае, если самостоятельное структурное подразделение включает несамостоятельные структурные подразделения, входящие в него; заместители руководителей коммерческих организаций, относящихся к субъектам малого или среднего предпринимательства; руководители представительств и филиалов (обособленных структурных подразделений) коммерческих организаций;
  3. руководители высшего звена второго уровня – руководители коммерческих организаций, относящихся к субъектам малого или среднего предпринимательства, заместители руководителей коммерческих организаций со средней численностью работников свыше 250 человек;
  4. руководители высшего звена первого уровня – руководители коммерческих организаций со средней численностью работников свыше 250 человек, руководители управляющих компаний холдингов.

Кто относится к каждой из указанных категорий руководителей?

К первой категории (руководители низового звена) относятся:

  • руководители несамостоятельных структурных подразделений первичного звена (с численностью работников не менее 2 штатных единиц), входящих в состав иных структурных подразделений;

  • заместители руководителей самостоятельных структурных подразделений коммерческих организаций в случае, если в структуре самостоятельного структурного подразделения отсутствуют структурные подразделения, входящие в него.

Вторая категория включает (руководители среднего звена) включает:

  • руководителей самостоятельных структурных подразделений коммерческих организаций; их заместителей – в случае, если самостоятельное структурное подразделение включает несамостоятельные структурные подразделения, входящие в него;

  • заместителей руководителей коммерческих организаций, относящихся к субъектам малого или среднего предпринимательства;

  • руководителей представительств и филиалов (обособленных структурных подразделений) коммерческих организаций.

Третья и четвертая (руководители высшего звена второго и первого уровня) состоят, соответственно, из:

  • руководителей коммерческих организаций, относящихся к субъектам малого или среднего предпринимательства, заместителей руководителей коммерческих организаций со средней численностью работников свыше 250 человек;

  • руководителей коммерческих организаций со средней численностью работников свыше 250 человек, руководители управляющих компаний холдингов.

Где может применяться данный профстандарт?

Стандарт может применяться в коммерческих организациях, осуществляющих все виды экономической деятельности и распространяется на занятия, входящие в следующие классификационные группы занятий:

  • финансово-экономическая и административная деятельность;
  • кадры и трудовые отношения;
  • стратегическое планирование;
  • сбыт и маркетинг;
  • реклама и связи с общественностью;
  • научные исследования и разработки;
  • производство и эксплуатация в сельском, лесном хозяйствах, рыбоводстве и рыболовстве, обрабатывающей промышленности, в области энергоснабжения, водоснабжения, сбора и обработки отходов;
  • информационно-коммуникационные технологии, предоставление услуг по уходу за детьми,  финансовых услуг и страхования, услуг временного проживания и иные.

Примечание:

Профессиональный стандарт не распространяется на руководителей некоммерческих организаций.

Какими компетенциями должен обладать руководитель и функции выполнять?

Управление коммерческой организацией является многоаспектным видом трудовой деятельности, суть которого заключается в объединении коллектива работников для реализации избранной стратегии развития коммерческой организации с целью извлечения прибыли от осуществляемой финансово-хозяйственной деятельности.

Основное функциональное назначение руководителя коммерческой организации заключается в обеспечении выработки и последующей реализации эффективных управленческих решений по широкому кругу вопросов, относящемуся к деятельности коммерческой организации

В функции руководителя входит управление:

  • профессиональными компетенциями руководителя, в том числе собственными ресурсами и личностным развитием;
  • коммерческой организацией и ее развитием, которое включает, в том числе:

  • разработка и реализация оперативных планов в функциональной области;
  • определение среды, в которой работает коммерческая организация;
  • руководство производственной командой, подразделением;
  • руководство в функциональной области;
  • управление ключевыми компетенциями в функциональной области;
  • соблюдение законодательства и морально-этических норм;
  • развитие организационной культуры;
  • управление рисками;
  • стратегическое планирование;

  • изменениями и инновациями в коммерческой организации;
  • организационными процедурами и межличностными взаимоотношениями, развитие кадрового потенциала;
  • финансовыми и материальными ресурсами коммерческой организации;
  • обеспечением безопасности жизнедеятельности коммерческой организации;
  • взаимоотношениями с клиентами и иными заинтересованными сторонами.

Какие требования предъявляются к квалификации и стажу работы руководителя?

В зависимости от уровня квалификации руководитель должен иметь высшее (среднее специальное) профессиональное образование, высшее профессиональное образование, переподготовка по специальностям, соответствующим деятельности в области управления организацией; высшее профессиональное образование, переподготовка (повышение квалификации) по специальностям, соответствующим деятельности в области менеджмента (экономики, маркетинга, коммерческой деятельности).

Предъявляются также требования к опыту практической работы, который должен составлять от трех до пяти лет.


Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
10 ответов на вопросы по обязательному аудиту годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2024 год
Лемеш Валентина Николаевна, доцент, кандидат экономических наук

Акцентируется внимание на субъектах хозяйствования, которые должны проводить обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее – БФО), сроках его проведения, а также бухгалтерского учета и налогообложения расходов на его проведение в коммерческих организациях.

Читать подробнее
Календарь событий
9 июля 2025 г.
Столина Татьяна Владимировна, Шевченко Татьяна Анатольевна
Семинар "Актуальные вопросы ведения делопроизводства в организации"
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.