Сохранить в избранное

Как будет обеспечиваться цифровой суверенитет Беларуси до 2030 года

В Беларуси утверждена Концепция обеспечения суверенитета Республики Беларусь в сфере цифрового развития до 2030 года. Решение закреплено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2024 г. № 1074.

Подробнее в нашем материале.

Концепция является основой для формирования единой технической и технологической политики.

Документ определяет основные составляющие суверенитета Республики Беларусь в сфере цифрового развития с учетом национальных интересов, направления и меры обеспечения суверенитета нашей страны в сфере цифрового развития, а также ее место в международном информационном пространстве.

 

Какие цели определены?

Основными целями являются:

  • обеспечение национальных интересов в сфере цифрового развития;
  • создание основы формирования механизма обеспечения цифрового суверенитета Республики Беларусь.

Примечание:

В данном случае под суверенитетом Беларуси в сфере цифрового развития понимается неотъемлемое право государства:

управлять государственной информационно-коммуникационной инфраструктурой и информационными ресурсами, осуществлять над ними контроль;

защищать свои интересы, проводить независимую внешнюю и внутреннюю государственную политику в сфере цифрового развития.

ВАЖНО!

Обеспечение суверенитета в сфере цифрового развития является частью обеспечения информационной безопасности Республики Беларусь.


Какие проблемы необходимо решить на пути обеспечения цифрового суверенитета?

Выделяются следующие основные проблемы обеспечения суверенитета Республики Беларусь в сфере цифрового развития:

  • слабое понимание и недостатки реализации государственной политики в сфере цифрового развития в отдельных отраслях экономики и организациях, а также отсутствие методологической базы для разработки отраслевых стратегий цифрового развития и программ цифровой трансформации организаций;
  • разная степень цифровой зрелости отраслей экономики и организаций как следствие недостаточного уровня ИТ-компетенций руководителей и работников, «лоскутной» информатизации бизнес-процессов и производственной деятельности, использования морально устаревших, разнородных и несовместимых цифровых решений;
  • низкие темпы развития экономики данных. Несмотря на создание Национального портала открытых данных, организации не мотивированы обеспечивать формирование наборов данных для последующего анализа и коммерческого использования;
  • высокая степень использования организациями импортных аппаратных и программно-аппаратных средств, импортного ПО в цифровой инфраструктуре, нелицензионного ПО, отсутствие понимания всех преимуществ и недостатков при переходе на свободное ПО.

Обозначены также основные угрозы суверенитету Республики Беларусь в сфере цифрового развития.

Одними из основных негативных факторов, влияющих на цифровое развитие, являются возможность введения иностранными государствами ограничений на приобретение высокотехнологичной продукции и производственных технологий, а также снижение интенсивности научного и социокультурного взаимодействия.

 

Какие задачи планируется решить на пути достижения цифрового суверенитета?

Обеспечение суверенитета Республики Беларусь в сфере цифрового развития предусматривает решение задач по следующим направлениям:

  • формирование нормативной правовой базы;
  • принятие необходимых организационно-распорядительных мер в сфере цифрового развития;
  • развитие национальной ИТ-индустрии в части разработки отечественного ПО;
  • развитие промышленного потенциала для разработки и производства высокотехнологичной продукции (микро- и радиоэлектроника, аппаратные и программно-аппаратные решения);
  • стимулирование научно-исследовательского сектора как основы для развития отечественных ИКТ;
  • развитие кадрового потенциала;
  • формирование ИКТ-инфраструктуры, обеспечивающей цифровую стабильность, необходимые условия для создания и использования цифровых технологий при неблагоприятных внешних воздействиях.


Какие результаты планируется достичь в ходе реализации Концепции?

Согласно документу, планируется обеспечить эффективное государственное регулирование и результативную реализацию государственной политики в сфере цифрового развития.

Еще одним результатом станет высокая степень цифровизации системы государственного управления, экономики, социальной сферы.

Предполагается минимизировать риски санкционного давления и ограничений на приобретение высокотехнологичной продукции и ИКТ. Это будет достигнуто благодаря развитию отечественных ранка отечественных разработок, а также сотрудничеству с дружественными странами.

Кроме того, планируется создание благоприятных экономических и организационных условий для ускоренной разработки и внедрения технологических инноваций. А их использование будет направлено не только на решение социально-экономических задач, но на обеспечение конкурентоспособности отечественной высокотехнологичной продукции, эффективности ее производства, формирования долгосрочного спроса на данную продукцию.

Будет обеспечен эффективный обмен компетенциями, успешными практиками и ИКТ между отраслями экономики, повышать цифровую грамотность населения, благодаря налаженной системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Намечено развитие научных исследований в соответствии с потребностями отечественных отраслей производства и торговли ИКТ, услуг ИКТ.

ВАЖНО!

Будет также утвержден план реализации положений Концепции до 2030 года.


Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
10 ответов на вопросы по обязательному аудиту годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2024 год
Лемеш Валентина Николаевна, доцент, кандидат экономических наук

Акцентируется внимание на субъектах хозяйствования, которые должны проводить обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее – БФО), сроках его проведения, а также бухгалтерского учета и налогообложения расходов на его проведение в коммерческих организациях.

Читать подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.