20 мая 2021 г. вводится в действие Типовая инструкция по охране труда при использовании в работе офисного оборудования. Такое решение закреплено постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 14 апреля 2021 г. № 25.
Разбираемся, какие требования по охране труда должны соблюдаться до, во время и после окончания работы с офисным оборудованием.
Термины и их определения, применяемые в инструкции, установлены Законом Республики Беларусь «Об охране труда».
Согласно утвержденной инструкции, к офисному оборудованию относятся:
Инструкцией определено, что при в обязанности работников входит:
ВАЖНО!
В случае возникновения ситуации, угрожающей жизни или здоровью работающих и окружающих, несчастном случае, произошедшем на производстве, работник обязан немедленно сообщать о ней работодателю и оказывать ему содействие в принятии мер по оказанию необходимой помощи потерпевшим и доставке их в организацию здравоохранения.
Примечание:
Помимо указанных обязанностей, работники обязаны:
Перед началом работы с использованием офисного оборудования работающему следует:
1. убедиться в достаточном освещении места, где расположено офисное оборудование, при необходимости включить местное освещение;
2. проверить:
3. протереть при необходимости поверхность экрана видеомонитора сухой мягкой тканевой салфеткой;
4. отрегулировать подъемно-поворотный стул (кресло) по высоте сиденья и углам наклона спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, с учетом роста;
5. включить офисное оборудование в электрическую сеть;
6. расположить клавиатуру ПЭВМ на поверхности рабочего стола;
Примечание:
Клавиатура должна быть размещена на расстоянии 100–300 мм от края, обращенного к работающему, или на специальной, регулируемой по высоте поверхности, отделенной от основной столешницы.
Экран монитора должен быть размещен на оптимальном расстоянии для глаз с учетом отсутствия бликов (отражений) на экране, встречного светового потока.
ВАЖНО:
Перед началом работы с использованием офисного оборудования не допускается:
Указанные требования установлены в Главе 3 Типовой инструкции.
Обращаем внимание, что работающий вправе периодически прерывать работу за экраном видеомонитора на регламентированные перерывы, в случае их установления или заменять другой работой с целью сокращения рабочей нагрузки у экрана.
Примечание:
Во время таких перерывов, с целью снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии и гипокинезии, предотвращения развития статического утомления работающему необходимо выполнять физические упражнения и упражнения для глаз.
При выполнении работы с использованием офисного оборудования работающему не допускается:
Необходимо:
ВАЖНО!
Протирание периферийных устройств производить мягкой тканью с применением специальных средств.
Инструкцией также установлено, что работник имеет право отказаться от выполнения порученной работы с использованием офисного оборудования в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности.
ВАЖНО!
Не допускается появление работающих в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время и по месту работы.
9 января 2023 г. принят Закон Республики Беларусь № 243-З «Об изменении законов по вопросам правовой охраны объектов интеллектуальной собственности» (далее – Закон № 243-З).
Данным законом вносятся изменения в основные законодательные акты, регулирующие вопросы охраны интеллектуальной собственности, – законы Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах», «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы», «О патентах на сорта растений», «О правовой охране топологий интегральных микросхем», «О товарных знаках и знаках обслуживания», «О географических указаниях».
Проанализируем наиболее значимые изменения в указанных законодательных актах.