20Янв 2021

Реклама лекарств и медицинских услуг: содержание, требования, ограничения

4 января 2021 г. подписан Закон № 82-З. Он вносит ряд корректировок в Закон Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе», касающихся рекламы лекарственных препаратов, методов оказания медицинской помощи, работ и услуг, составляющих медицинскую деятельность, изделий медицинского назначения и медицинской техники. Изменения начнут действовать с июля 2021 года.

Сегодня в обзоре рассмотрим изменения законодательства, которые касаются порядка размещения подобной рекламы, а также какие сведения должны указываться в такой рекламе и о чем говорить запрещено.

реклама лекарств

Нужно ли специальное разрешение для рекламы лекарств, методов оказания медпомощи, медицинских услуг, медтехники?

Требования к рекламе лекарственных препаратов, методов оказания медицинской помощи, работ или услуг, составляющих медицинскую деятельность, изделий медицинского назначения и медицинской техники (далее – лекарства и медуслуги) определены статьей 15 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе». Информация, содержащаяся в материале, учитывает изменения и дополнения в указанный НПА.

Размещение рекламы лекарств и медуслуг осуществляется только при наличии у рекламодателя согласования Министерства здравоохранения.

Примечание:

Требование не распространяется на наружную рекламу, рекламу на транспортном средстве, а также на рекламу:

  • потребителями которой являются исключительно медицинские или фармацевтические работники и которая распространяется на специализированных мероприятиях: выставках, семинарах, конференциях;

  • размещаемую в специализированных печатных изданиях, перечень которых утверждается Министерством здравоохранения, в местах осуществления медицинской деятельности либо в интернете на сайтах организаций или ИП, осуществляющих медицинскую деятельность, производителей лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники;

  • работ или услуг, составляющих медицинскую деятельность, содержащую исключительно их наименования цену, контактные данные организаций или ИП, осуществляющих медицинскую деятельность, их эмблемы или иную символику, обязательную к размещению в рекламе информацию, товарные знаки или знаки обслуживания, используемые для обозначения этих работ или услуг;

  • содержащую исключительно торговые наименования или международные непатентованные наименования лекарственных препаратов, наименования изделий медицинского назначения и медицинской техники, их цену, наименования, контактные данные их производителей, продавцов, обязательную к размещению в рекламе информацию, товарные знаки или знаки обслуживания, используемые для обозначения этих лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники, изображение лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, медицинской техники или их потребительской упаковки.

ВАЖНО!

Размещение рекламы лекарств, отпускаемых по рецепту, а также медтехники, не предназначенной для самостоятельного применения пациентом, допускается только в специализированных печатных изданиях, а также в местах проведения соответствующих мероприятий.

Что запрещено рекламировать?

Запрещается реклама:

  • лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники, не зарегистрированных в Республике Беларусь в порядке, установленном законодательством;

  • методов оказания медицинской помощи, не разрешенных к применению Минздравом в порядке, установленном законодательством;

  • работ и услуг в области здравоохранения, не являющихся работами и услугами, составляющими медицинскую деятельность;

  • медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности (абортам).

Какие сведения должна содержать реклама лекарств и медуслуг?

Реклама лекарств и медтехники должна содержать:

  • наименование лекарственного препарата, изделия медицинского назначения или медицинской техники;

  • информацию о том, что объект рекламирования является лекарственным препаратом, изделием медицинского назначения или медицинской техникой;

  • наименование производителя;

  • рекомендацию о необходимости ознакомления с инструкцией по медицинскому применению, листком-вкладышем лекарственного препарата, консультации с врачом.

Примечание:

Данное требование не распространяется на рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские или фармацевтические работники и которая размещается в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, специализированных мероприятий или в профильных печатных изданиях.

ВАЖНО!

Указанная информация должна:

  • озвучиваться на радио,

  • на телевидении ей должно быть отведено не менее 5 секунд и 7 % площади кадра,

  • при распространении рекламы иными способами – не менее 5 % площади рекламы.

Что нельзя указывать в рекламе лекарств и медтехники?

Такая реклама не должна содержать:

  • утверждения о лечебном или терапевтическом эффекте лекарства в отношении заболеваний, которые не поддаются либо тяжело поддаются лечению;

  • информацию, обращенную непосредственно к несовершеннолетним;

  • информацию о показаниях, способах применения, лечебном или терапевтическом эффекте, побочных реакциях, которая не соответствует информации, содержащейся в инструкции по медицинскому применению или листке-вкладыше лекарственного препарата, инструкции по применению изделия медицинского назначения или медицинской техники;

  • утверждение о том, что лечебный эффект от применения является гарантированным, а его безопасность обусловлена естественным происхождением;

  • сравнение с иными лекарствами и медуслугами;

  • информацию о проведении доклинических, клинических и неклинических исследованиях и испытаниях и их результатах;

  • ссылки на конкретные случаи излечения после применения объекта рекламирования, выражения благодарности за это;

  • информацию, создающую впечатление об отсутствии необходимости обращения к врачу в случае применения лекарства или возможности получения услуг по диагностике заболеваний и рекомендаций по их лечению без непосредственного контакта с врачом;

  • утверждение или предположение о наличии у потребителей рекламы тех или иных состояний, которые требуют применения рекламируемого лекарства или медуслуги, либо утверждения, создающего у здорового человека впечатление о такой необходимости;

  • указание на возможность использования любых форм материального поощрения, за исключением скидок, в случае приобретения лекарств или медуслуг;

  • рекомендации госорганов и иных организаций, используемых в целях усиления рекламного эффекта.

ВАЖНО!

Реклама лекарств и медтехники, осуществляемая в рамках клинических испытаний, проводимых в целях их последующей государственной регистрации, допускается в порядке, определяемом Министерством здравоохранения.

Напомним, что в ЭТАЛОН-ONLINE сформирована тематическая подборка «Здравоохранение», в которой систематизированы все правовые акты в сфере осуществления организациями здравоохранения, другими организациями, ИП медицинской, фармацевтической деятельности, оказания медицинской помощи населению и принятия мер по охране здоровья населения, а также материалы правоприменительного характера и формы документов.

Здравоохранение


Пожалуйста, поверните свое устройство в горизонтальное положение.
Заказать
звонок