4 января 2021 г. подписан Закон № 82-З. Он вносит ряд корректировок в Закон Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе», касающихся рекламы лекарственных препаратов, методов оказания медицинской помощи, работ и услуг, составляющих медицинскую деятельность, изделий медицинского назначения и медицинской техники. Изменения начнут действовать с июля 2021 года.
Сегодня в обзоре рассмотрим изменения законодательства, которые касаются порядка размещения подобной рекламы, а также какие сведения должны указываться в такой рекламе и о чем говорить запрещено.
Требования к рекламе лекарственных препаратов, методов оказания медицинской помощи, работ или услуг, составляющих медицинскую деятельность, изделий медицинского назначения и медицинской техники (далее – лекарства и медуслуги) определены статьей 15 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе». Информация, содержащаяся в материале, учитывает изменения и дополнения в указанный НПА.
Размещение рекламы лекарств и медуслуг осуществляется только при наличии у рекламодателя согласования Министерства здравоохранения.
Примечание:
Требование не распространяется на наружную рекламу, рекламу на транспортном средстве, а также на рекламу:
потребителями которой являются исключительно медицинские или фармацевтические работники и которая распространяется на специализированных мероприятиях: выставках, семинарах, конференциях;
размещаемую в специализированных печатных изданиях, перечень которых утверждается Министерством здравоохранения, в местах осуществления медицинской деятельности либо в интернете на сайтах организаций или ИП, осуществляющих медицинскую деятельность, производителей лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники;
работ или услуг, составляющих медицинскую деятельность, содержащую исключительно их наименования цену, контактные данные организаций или ИП, осуществляющих медицинскую деятельность, их эмблемы или иную символику, обязательную к размещению в рекламе информацию, товарные знаки или знаки обслуживания, используемые для обозначения этих работ или услуг;
содержащую исключительно торговые наименования или международные непатентованные наименования лекарственных препаратов, наименования изделий медицинского назначения и медицинской техники, их цену, наименования, контактные данные их производителей, продавцов, обязательную к размещению в рекламе информацию, товарные знаки или знаки обслуживания, используемые для обозначения этих лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники, изображение лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, медицинской техники или их потребительской упаковки.
ВАЖНО!
Размещение рекламы лекарств, отпускаемых по рецепту, а также медтехники, не предназначенной для самостоятельного применения пациентом, допускается только в специализированных печатных изданиях, а также в местах проведения соответствующих мероприятий.
Запрещается реклама:
лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники, не зарегистрированных в Республике Беларусь в порядке, установленном законодательством;
методов оказания медицинской помощи, не разрешенных к применению Минздравом в порядке, установленном законодательством;
работ и услуг в области здравоохранения, не являющихся работами и услугами, составляющими медицинскую деятельность;
медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности (абортам).
Реклама лекарств и медтехники должна содержать:
наименование лекарственного препарата, изделия медицинского назначения или медицинской техники;
информацию о том, что объект рекламирования является лекарственным препаратом, изделием медицинского назначения или медицинской техникой;
наименование производителя;
рекомендацию о необходимости ознакомления с инструкцией по медицинскому применению, листком-вкладышем лекарственного препарата, консультации с врачом.
Примечание:
Данное требование не распространяется на рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские или фармацевтические работники и которая размещается в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, специализированных мероприятий или в профильных печатных изданиях.
ВАЖНО!
Указанная информация должна:
озвучиваться на радио,
на телевидении ей должно быть отведено не менее 5 секунд и 7 % площади кадра,
при распространении рекламы иными способами – не менее 5 % площади рекламы.
Такая реклама не должна содержать:
утверждения о лечебном или терапевтическом эффекте лекарства в отношении заболеваний, которые не поддаются либо тяжело поддаются лечению;
информацию, обращенную непосредственно к несовершеннолетним;
информацию о показаниях, способах применения, лечебном или терапевтическом эффекте, побочных реакциях, которая не соответствует информации, содержащейся в инструкции по медицинскому применению или листке-вкладыше лекарственного препарата, инструкции по применению изделия медицинского назначения или медицинской техники;
утверждение о том, что лечебный эффект от применения является гарантированным, а его безопасность обусловлена естественным происхождением;
сравнение с иными лекарствами и медуслугами;
информацию о проведении доклинических, клинических и неклинических исследованиях и испытаниях и их результатах;
ссылки на конкретные случаи излечения после применения объекта рекламирования, выражения благодарности за это;
информацию, создающую впечатление об отсутствии необходимости обращения к врачу в случае применения лекарства или возможности получения услуг по диагностике заболеваний и рекомендаций по их лечению без непосредственного контакта с врачом;
утверждение или предположение о наличии у потребителей рекламы тех или иных состояний, которые требуют применения рекламируемого лекарства или медуслуги, либо утверждения, создающего у здорового человека впечатление о такой необходимости;
указание на возможность использования любых форм материального поощрения, за исключением скидок, в случае приобретения лекарств или медуслуг;
рекомендации госорганов и иных организаций, используемых в целях усиления рекламного эффекта.
ВАЖНО!
Реклама лекарств и медтехники, осуществляемая в рамках клинических испытаний, проводимых в целях их последующей государственной регистрации, допускается в порядке, определяемом Министерством здравоохранения.
Напомним, что в ЭТАЛОН-ONLINE сформирована тематическая подборка «Здравоохранение», в которой систематизированы все правовые акты в сфере осуществления организациями здравоохранения, другими организациями, ИП медицинской, фармацевтической деятельности, оказания медицинской помощи населению и принятия мер по охране здоровья населения, а также материалы правоприменительного характера и формы документов.
Раскрытие банковской тайны физического лица. В банк Республики Беларусь обратилось с заявлением физическое лицо. В заявлении указано, что заявитель является дочерью Иванова И.И. и заявляет о том, что в октябре 2024 года отец получил инфаркт мозга, в результате которого нарушены жизненно важные функции: разговорная и письменная речь, самостоятельное передвижение. В настоящее время Иванов И.И. находится дома и не имеет возможности обратиться в банк лично. В настоящее время решается вопрос о присвоении ему группы инвалидности, а заявителю – функций опекуна. Заявитель попросил проинформировать его о наличии в банке договоров банковского вклада. К заявлению приложены: копия паспорта заявителя, копия свидетельства о рождении, выписка из медицинской карты стационарного пациента. Вправе ли заявитель получить запрашиваемые сведения? Каковы действия банка?