Сохранить в избранное

Реклама лекарств и медицинских услуг: содержание, требования, ограничения

4 января 2021 г. подписан Закон № 82-З. Он вносит ряд корректировок в Закон Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе», касающихся рекламы лекарственных препаратов, методов оказания медицинской помощи, работ и услуг, составляющих медицинскую деятельность, изделий медицинского назначения и медицинской техники. Изменения начнут действовать с июля 2021 года.

Сегодня в обзоре рассмотрим изменения законодательства, которые касаются порядка размещения подобной рекламы, а также какие сведения должны указываться в такой рекламе и о чем говорить запрещено.

реклама лекарств

Нужно ли специальное разрешение для рекламы лекарств, методов оказания медпомощи, медицинских услуг, медтехники?

Требования к рекламе лекарственных препаратов, методов оказания медицинской помощи, работ или услуг, составляющих медицинскую деятельность, изделий медицинского назначения и медицинской техники (далее – лекарства и медуслуги) определены статьей 15 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе». Информация, содержащаяся в материале, учитывает изменения и дополнения в указанный НПА.

Размещение рекламы лекарств и медуслуг осуществляется только при наличии у рекламодателя согласования Министерства здравоохранения.

Примечание:

Требование не распространяется на наружную рекламу, рекламу на транспортном средстве, а также на рекламу:

  • потребителями которой являются исключительно медицинские или фармацевтические работники и которая распространяется на специализированных мероприятиях: выставках, семинарах, конференциях;

  • размещаемую в специализированных печатных изданиях, перечень которых утверждается Министерством здравоохранения, в местах осуществления медицинской деятельности либо в интернете на сайтах организаций или ИП, осуществляющих медицинскую деятельность, производителей лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники;

  • работ или услуг, составляющих медицинскую деятельность, содержащую исключительно их наименования цену, контактные данные организаций или ИП, осуществляющих медицинскую деятельность, их эмблемы или иную символику, обязательную к размещению в рекламе информацию, товарные знаки или знаки обслуживания, используемые для обозначения этих работ или услуг;

  • содержащую исключительно торговые наименования или международные непатентованные наименования лекарственных препаратов, наименования изделий медицинского назначения и медицинской техники, их цену, наименования, контактные данные их производителей, продавцов, обязательную к размещению в рекламе информацию, товарные знаки или знаки обслуживания, используемые для обозначения этих лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники, изображение лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, медицинской техники или их потребительской упаковки.

ВАЖНО!

Размещение рекламы лекарств, отпускаемых по рецепту, а также медтехники, не предназначенной для самостоятельного применения пациентом, допускается только в специализированных печатных изданиях, а также в местах проведения соответствующих мероприятий.

Что запрещено рекламировать?

Запрещается реклама:

  • лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники, не зарегистрированных в Республике Беларусь в порядке, установленном законодательством;

  • методов оказания медицинской помощи, не разрешенных к применению Минздравом в порядке, установленном законодательством;

  • работ и услуг в области здравоохранения, не являющихся работами и услугами, составляющими медицинскую деятельность;

  • медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности (абортам).

Какие сведения должна содержать реклама лекарств и медуслуг?

Реклама лекарств и медтехники должна содержать:

  • наименование лекарственного препарата, изделия медицинского назначения или медицинской техники;

  • информацию о том, что объект рекламирования является лекарственным препаратом, изделием медицинского назначения или медицинской техникой;

  • наименование производителя;

  • рекомендацию о необходимости ознакомления с инструкцией по медицинскому применению, листком-вкладышем лекарственного препарата, консультации с врачом.

Примечание:

Данное требование не распространяется на рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские или фармацевтические работники и которая размещается в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, специализированных мероприятий или в профильных печатных изданиях.

ВАЖНО!

Указанная информация должна:

  • озвучиваться на радио,

  • на телевидении ей должно быть отведено не менее 5 секунд и 7 % площади кадра,

  • при распространении рекламы иными способами – не менее 5 % площади рекламы.

Что нельзя указывать в рекламе лекарств и медтехники?

Такая реклама не должна содержать:

  • утверждения о лечебном или терапевтическом эффекте лекарства в отношении заболеваний, которые не поддаются либо тяжело поддаются лечению;

  • информацию, обращенную непосредственно к несовершеннолетним;

  • информацию о показаниях, способах применения, лечебном или терапевтическом эффекте, побочных реакциях, которая не соответствует информации, содержащейся в инструкции по медицинскому применению или листке-вкладыше лекарственного препарата, инструкции по применению изделия медицинского назначения или медицинской техники;

  • утверждение о том, что лечебный эффект от применения является гарантированным, а его безопасность обусловлена естественным происхождением;

  • сравнение с иными лекарствами и медуслугами;

  • информацию о проведении доклинических, клинических и неклинических исследованиях и испытаниях и их результатах;

  • ссылки на конкретные случаи излечения после применения объекта рекламирования, выражения благодарности за это;

  • информацию, создающую впечатление об отсутствии необходимости обращения к врачу в случае применения лекарства или возможности получения услуг по диагностике заболеваний и рекомендаций по их лечению без непосредственного контакта с врачом;

  • утверждение или предположение о наличии у потребителей рекламы тех или иных состояний, которые требуют применения рекламируемого лекарства или медуслуги, либо утверждения, создающего у здорового человека впечатление о такой необходимости;

  • указание на возможность использования любых форм материального поощрения, за исключением скидок, в случае приобретения лекарств или медуслуг;

  • рекомендации госорганов и иных организаций, используемых в целях усиления рекламного эффекта.

ВАЖНО!

Реклама лекарств и медтехники, осуществляемая в рамках клинических испытаний, проводимых в целях их последующей государственной регистрации, допускается в порядке, определяемом Министерством здравоохранения.

Напомним, что в ЭТАЛОН-ONLINE сформирована тематическая подборка «Здравоохранение», в которой систематизированы все правовые акты в сфере осуществления организациями здравоохранения, другими организациями, ИП медицинской, фармацевтической деятельности, оказания медицинской помощи населению и принятия мер по охране здоровья населения, а также материалы правоприменительного характера и формы документов.

Здравоохранение


Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Совместительство: сколько можно работать?
Горбач Александр Клавдьевич, юрист

Вопрос: Если по основному месту работы у работника целая ставка, то по совместительству у двух других нанимателей сколько может быть оформлено там ставок? Есть ли ограничения по этому вопросу при оформлении на работу у двух других нанимателей по ставкам?

Читать подробнее
Календарь событий
13 октября 2022 года
Красовская Виктория Викторовна
Распоряжение государственным имуществом
Подробнее
20 октября 2022 года
Жук Ольга Юрьевна, Шевченко Татьяна Анатольевна
Актуальные вопросы ведения делопроизводства в организации
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.