05Окт 2020

К вам едет пожарный инспектор: проверка правил пожарной безопасности в государственных органах и организациях

С 3 октября 2020 г. действует Положение о порядке проведения органами государственного пожарного надзора проверок государственных органов и организаций, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 сентября 2020 г. № 573.

Как часто проводятся проверки соблюдения правил пожарной безопасности, кто имеет право их проводить, какие существуют ограничения при их проведении, читайте в материале.

Пожарная безопасность


Правовую основу и принципы организации системы пожарной безопасности и государственного пожарного надзора в Республике Беларусь, действующих в целях защиты от пожаров жизни и здоровья людей, национального достояния, всех видов собственности и экономики Республики Беларусь, определяет Закон Республики Беларусь 15 июня 1993 г. № 2403-XII «О пожарной безопасности».

Постановлением № 573 определен порядок проведения органами государственного пожарного надзора выборочных и внеплановых проверок соблюдения:

  • нормативных правовых актов (их структурных элементов), в том числе обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов (их структурных элементов);
  • международных договоров Республики Беларусь;
  • технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза и иных международно-правовых актов, содержащих обязательства Республики Беларусь (их структурных элементов), содержащих требования по обеспечению пожарной безопасности, образующие систему противопожарного нормирования и стандартизации.

Положение регулирует проведения соответствующих проверок:

  • государственных органов, подчиненных (подотчетных) Президенту Республики Беларусь,
  • республиканских органов государственного управления, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь,
  • а также их структурных подразделений, территориальных органов,
  • местных Советов депутатов,
  • исполнительных и распорядительных органов.

Примечание:

Проверки иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, проводятся органами государственного пожарного надзора в порядке, установленном Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

В каких случаях назначаются проверки?

Внеплановые проверки назначаются должностными лицами органов государственного пожарного надзора при наличии у органа государственного пожарного надзора информации:

  • о совершаемом (совершенном) нарушении требований, включенных в систему противопожарного нормирования и стандартизации:
  • о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, имуществу юридических или физических лиц.

ВАЖНО!

Такие поверки должностные лица органов государственного пожарного надзора в пределах их компетенции вправе назначить не чаще одного раза в семь лет.

Не допускается: проведение нескольких выборочных проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года.

Срок проведения проверки не может превышать тридцати рабочих дней.

Примечание:

Срок проведения проверки может быть однократно продлен, но не более чем на пятнадцать рабочих дней.

Права и обязанности участников проверки

Проверяющие вправе:

  • в установленном порядке свободно входить в служебные и иные помещения (объекты), территории проверяемого субъекта для проведения проверки;
  • проверять у представителей проверяемого субъекта документы, подтверждающие их полномочия;
  • в рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от представителей проверяемого субъекта необходимые для проверки сведения и документы (их копии), в том числе в электронном виде, характеризующие состояние пожарной безопасности зданий, сооружений, объектов строительства и выпускаемой продукции;
  • по согласованию с представителем проверяемого субъекта использовать технические средства, в том числе аппаратуру, осуществляющую звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройства для сканирования документов, для надзора за соблюдением требований, включенных в систему противопожарного нормирования и стандартизации, сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений;
  • осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательными актами.

Представители проверяемого субъекта в ходе проверки вправе:

  • требовать от проверяющего предъявления служебного удостоверения и предписания на проведение проверки;
  • отказать в допуске проверяющих на территорию проверяемого субъекта в случае отсутствия у них предписания на проведение проверки, служебных удостоверений, истечения срока проверки, предусмотренного в предписании на ее проведение, а при посещении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, – в случае отсутствия документов, предусмотренных законодательством для допуска на такие объекты;
  • не выполнять требования проверяющего, если его требования не относятся к вопросам, подлежащим проверке;
  • присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • указывать в акте проверки о своем согласии или несогласии с ее результатами;
  • получить копию предписания на проведение проверки, акт (справку) проверки;

Подробнее об обязанностях проверяющего и проверяемого читайте в Главе 2 Положения

Порядок проведения проверки

Проверка проводится на основании предписания соответствующего должностного лица органа государственного пожарного надзора.

ВАЖНО!

Проверяемый субъект письменно информируется о назначении выборочной проверки не позднее 10 рабочих дней до начала ее проведения.

Доступ на территорию проверяемого субъекта проверяющих осуществляется при предъявлении этими лицами:

  • служебных удостоверений;
  • предписания на проведение проверки этого проверяемого субъекта.

Примечание:

В отношении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, – иных документов, предусмотренных законодательством для допуска на объекты.

ВАЖНО!

При недопуске проверяющего на территорию и (или) в помещения проверяемого субъекта проверяющим составляется акт.

При отказе руководителя или иного представителя проверяемого субъекта подписать акт в нем делается соответствующая запись.

Осмотр используемых для осуществления деятельности территорий и (или) помещений либо иных объектов, использование аппаратуры, осуществляющей звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, производятся в присутствии представителя проверяемого субъекта.

Проверяющий, принимая решение о применении при проведении проверки технических средств (в том числе аппаратуры и устройств, осуществляющих звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование и сканирование документов), согласовывает их применение с представителем проверяемого субъекта.

Как оформляются результаты проверки?

По результатам проверки:

  • в ходе которой выявлены нарушения требований, включенных в систему противопожарного нормирования и стандартизации, составляется акт проверки.

Примечание:

По фактам выявленных нарушений проверяющим в пределах его компетенции может быть:

составлен протокол об административном правонарушении;
вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
  • в ходе которой не выявлено нарушений требований, включенных в систему противопожарного нормирования и стандартизации, оформляется справка проверки.

Положением также определен порядок обжалования предписаний об устранении нарушений, действий (бездействия) проверяющих.


Пожалуйста, поверните свое устройство в горизонтальное положение.
Заказать
звонок