Улетаем в отпуск: что нужно знать о правилах обслуживания пассажиров в аэропорту
В Беларуси обновлен порядок организации обслуживания пассажиров и багажа в аэропортах. Соответствующие авиационные правила утверждены постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 14 июня 2021 г. № 15-П.
Как зарегистрироваться на рейс и оформить багаж, какие услуги предоставляются пассажиру в случае задержки или отмены рейса, а также о других вопросах обслуживания пассажиров в нашем материале.

Авиационные правила разработаны на основании статей 6, 20 и части пятой статьи 50 Воздушного кодекса Республики Беларусь. Указанными правилами определено, что в организации обслуживания вылетающих пассажиров утверждается технология, основными требованиями которой являются:
-
высокая культура организации обслуживания пассажиров и багажа;
-
взаимодействие с заинтересованными службами аэропорта, четкость и правильная организация работы;
-
обеспечение своевременной посадки пассажиров и погрузки багажа.
Примечание:
Критерии обслуживания пассажиров и багажа в аэропортах Республики Беларусь, в том числе для пассажиров с ограниченными физическими возможностями представлены в приложениях 1 и 2 указанных авиационных правил.
Как осуществляется регистрация билетов и оформление багажа вылетающих пассажиров?
Пассажиры могут зарегистрироваться:
-
на стойках и (или) киосках самостоятельной регистрации в операционном зале;
-
через глобальную компьютерную сеть Интернет (Интернет), или посредством мобильного устройства).
Примечание:
Стойки и (или) киоски самостоятельной регистрации должны быть оснащены терминальным оборудованием автоматизированная система управления отправками (АСУ). В доступном для пассажиров месте должны быть расположены калибраторы для проведения контрольного измерения размеров перевозимой ручной клади.
ВАЖНО!
Зона самостоятельной регистрации пассажиров должна быть расположена перед зоной регистрации в доступном для пассажиров месте. При этом оформление зарегистрированного багажа для таких пассажиров производится на стойках и (или) киосках самостоятельной регистрации или на специально оборудованных стойках, которые могут примыкать к линии регистрации или располагаться рядом с ней.
К линии регистрации может примыкать стойка оформления негабаритного багажа и проход в зону сортировки, обеспечивающий возможность доставки и досмотра багажа, зарегистрированного в последнюю минуту.
Где пассажиру найти информацию о том, что запрещено перевозить на самолете?
Информация, касающаяся предметов, запрещенных к перевозке на ВС, в багаже и ручной клади пассажиров, а также электронных средств, которыми запрещено пользоваться во время полета, должна быть размещена на стойках регистрации, на специальных стендах, расположенных рядом со стойками и (или) киосками самостоятельной регистрации, перед зонами досмотра в доступных для пассажиров местах.
Какой установлен порядок регистрации вылетающих пассажиров в аэропорту?
Стандартная регистрация вылетающих пассажиров в аэропорту начинается:
-
на международных рейсах не позднее 2 часов до вылета воздушного судна по расписанию или по согласованию с перевозчиком в зависимости от типа воздушного судна и количества пассажиров;
-
на внутренних рейсах не позднее 1,5 часа до вылета по расписанию или по согласованию с перевозчиком в зависимости от типа воздушного судна и количества пассажиров.
ВАЖНО!
Бланочная продукция, необходимая для проведения регистрации через АСУ или ручным способом (посадочные талоны, багажные бирки и иное), хранится в специально отведенных местах, исключающих доступ к ней и возможность несанкционированного использования. Контроль над использованием расходных материалов во время регистрации рейса осуществляется персоналом аэропорта.
Самостоятельная регистрация пассажиров осуществляется одним из следующих способов:
-
через Интернет;
-
с использованием стоек или киосков самостоятельной регистрации в аэропорту;
-
посредством мобильного устройства.
Какие документы необходимы для регистрации на рейс?
Регистрация пассажиров и оформление багажа производятся на основании:
-
перевозочного документа;
-
документа, удостоверяющего личность пассажира.
ВАЖНО!
При международных воздушных перевозках пассажир должен иметь оформленные в установленном порядке:
-
документы, удостоверяющие личность пассажира;
-
визу;
-
вид на жительство;
-
разрешение на учебу или работу;
-
другой разрешительный документ в соответствии с правилами и требованиями страны вылета, назначения, транзита.
При регистрации пассажира с детьми проверяется также документ, удостоверяющий личность ребенка, при этом регистрация билета ребенка без сопровождения осуществляется при предъявлении документа, удостоверяющего личность ребенка.
При обслуживании больных пассажиров проверяется наличие билета и медицинское заключение, содержащее разрешение на их перевозку воздушным транспортом, с указанием специальных требований к условиям перевозки такого пассажира.
При обслуживании беременных женщин проверяется наличие у них билета, а также документа, выданного медицинским учреждением, подтверждающего факт и срок беременности.
Примечание:
Пассажир и его багаж оформляются при регистрации одновременно. Без присутствия пассажира оформление багажа категорически запрещается.
Когда завершается регистрация на рейс и какие документы ее подтверждают?
Регистрация пассажиров и оформление багажа на рейсы в аэропорту заканчивается не позже, чем за 40 минут до времени отправления по расписанию или по плану (графику) чартерных перевозок.
По окончании регистрации пассажиру выдается посадочный талон, в котором указываются:
-
фамилия и инициалы пассажира,
-
номер рейса,
-
маршрут,
-
дата отправления,
-
номер выхода на посадку,
-
номер посадочного места,
-
количество мест и вес зарегистрированного багажа.
ВАЖНО!
Пассажиру, опоздавшему ко времени окончания регистрации пассажиров и оформлению багажа, посадки пассажиров на борт перевозчиком может быть отказано в воздушной перевозке такого пассажира данным рейсом.
Если пассажир прошел регистрацию, но опоздал или не явился на посадку на борт ВС, его багаж подлежит снятию с борта ВС и обязательному досмотру.
Какие услуги предоставляются пассажирам в случае задержки рейса?
В случае задержки, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий или по техническим причинам, изменения маршрута перевозки в аэропорту отправления или промежуточной остановки предоставляются следующие услуги:
-
возможность находиться в комнате матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
-
один телефонный звонок (до 2 минут) или одно сообщение по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
-
обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
-
обеспечение питанием при ожидании отправления рейса более трех часов в соответствии с установленными правилами перевозчика и далее каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь часов в ночное время;
-
размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов в дневное время и более шести часов в ночное время;
-
доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
-
организация хранения багажа.
ВАЖНО!
Указанные услуги предоставляются за счет перевозчика.
Как оформить багаж?
Прием, оформление, доставка, погрузка и выдача багажа обеспечивается персоналом обслуживающей организации.
Примечание:
При регистрации багажа пассажиров, зарегистрированных через Интернет, стойки и (или) киоски самостоятельной регистрации в аэропорту и другие средства связи, обслуживающей организацией сверяются посадочные талоны с документами пассажира и производится регистрация багажа в соответствии с требованиями перевозчика.
Стойка самостоятельной регистрации багажа закрывается за 40 минут до вылета.
ВАЖНО!
Одним из обязательных требований при работе с багажом, является бережное и осторожное обращение во избежание повреждения его упаковки и содержимого.