С 1 января 2021 г. в Беларуси вводятся критерии качества жилищно-коммунальных услуг, а также корректируется порядок проведения независимой проверки их качества. Данное решение закреплено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 ноября 2020 г. № 654.
Разбираемся в услугах ЖКХ: как должен работать домофон и лифт, когда должны вывозить мусор и убирать подъезд, какая температура воздуха и горячей воды должна быть в квартире, а также кто может проверить качество и своевременность оказания услуг.
В Беларуси действует Закон Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 405-З, которым определены правовые, организационные и экономические основы защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.
Закон распространяет свое действие на отношения между товариществом собственников или организацией застройщиков (далее – организация собственников) и потребителями в случае, если организация собственников организовывает оказание жилищно-коммунальных услуг путем заключения договоров с исполнителями.
Постановлением №654 1 января 2020 года вводятся условия, которым должны соответствовать:
1. Основные жилищно-коммунальные услуги, оказываемые на конкурентной основе
обеспечение бесперебойной и безопасной работы лифтов и освобождение в течение 15 минут с момента поступления вызова пассажиров из кабины лифта при возникновении аварийной ситуации;
2. Дополнительные жилищно-коммунальные услуги, оказываемые на конкурентной основе:
2.1. Установка и (или) техническое обслуживание запорно-переговорных устройств жилого дома и систем видеонаблюдения за жилым домом и придомовой территорией:
Примечание:
Постановлением № 654 установлен новый перечень работ по техническому обслуживанию запорно-переговорных устройств жилого дома и периодичность их выполнения.
2.2. Водоснабжение и канализация:
Примечание:
Допустимая продолжительность перерыва – 24 часа при ликвидации аварий на сетях водоотведения (канализации).
2.3. Теплоснабжение: температура воздуха в жилых помещениях должна быть не менее +18 градусов Цельсия, но не более +24 градусов Цельсия (за исключением перерывов, предусмотренных законодательными актами);
2.4. Газоснабжение: должна быть обеспечена бесперебойная подача газа;
2.5. Электроснабжение: бесперебойное электроснабжение напряжением 230/400 В в пределах нормы отклонения +/– 10 процентов от напряжения 230/400 В, за исключением перерывов, предусмотренных законодательными актами.
В случае отказа исполнителя в удовлетворении требований потребителя проводится независимая проверка (экспертиза).
Примечание:
Порядок проведения независимой проверки определен в Положении о порядке проведения независимой проверки (экспертизы) качества жилищно-коммунальных услуг (факта неоказания жилищно-коммунальных услуг).
Независимая проверка (экспертиза) может проводиться:
Примечание:
В состав комиссии входят представители местного исполнительного и распорядительного органа или уполномоченного лица по управлению общим имуществом совместного домовладения, а также других организаций, за исключением представителей исполнителя. Председатель комиссии назначается при ее создании. В работе комиссии должно участвовать не менее трех членов
Обращаем внимание, что Постановлением №654 вносятся изменения в ряд правовых актов, касающихся вопросов оказания жилищно-коммунальных услуг:
Напоминаем, что все указанные формы документов, можно найти в банке данных «Формы документов», который насчитывает почти 14 тысяч полезных справок, актов, карточек и иных документов. Для поиска необходимого документа можно воспользоваться как простым поиском по названию по аналогии с интернет-поисковиками, так и расширенным поиском по реквизитам.
Документы доступны зарегистрированным пользователям. Доступ предоставляется на любой период.
С 2 июня 2024 г. вступила в силу новая Инструкция о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников, утв. постановлением Минюста от 23.05.2024 № 29 (далее – Инструкция № 29).