Сохранить в избранное

Бартер с 1 января 2023 г. только по согласованию

В Беларуси вводится запрет на осуществление товарообменных операций без поступления в установленном порядке денежных средств юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю. Для проведения бартерных операций потребуется согласование. Постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 24 октября 2022 г. № 67 утвержден Регламент соответствующей административной процедуры, осуществляемой в отношении субъектов хозяйствования.

Разбираемся, какие документы необходимы для согласования бартерных сделок, в каких случаях согласование их проведения не требуется и когда могут отказать в согласовании.

Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. № 713 «О системе регулирования цен» с 1 января 2023 г. на территории Республики Беларусь при осуществлении предпринимательской деятельности запрещаются товарообменные операции без поступления в установленном порядке денежных средств юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.

Какие товарообменные операции запрещаются?

Требование распространяется на следующие виды операций:

  • бартер;
  • мена;
  • зачет;
  • новация;
  • отступное.

ВАЖНО!

Исключение составляют:
внешнеторговые операции;
операции между организациями, входящими в созданный в установленном законодательством порядке холдинг;
операции, согласованные государственным органом (организацией).

Какие документы необходимы для согласования бартера и иных операций без поступления денег?

Согласно утвержденному Регламенту административной процедуры «Согласование товарообменных операций без поступления денежных средств» в разрешающий орган необходимо представить следующие документы:

  • заявление о согласовании товарообменной операции без поступления денежных средств
  • проект договора, предусматривающий осуществление товарообменной операции без поступления денежных средств;
  • экономическое обоснование к договору;
  • маркетинговый анализ уровня цен на обмениваемый товар на рынке республики (для обеих сторон);
  • плановая калькуляция по расчету отпускных цен (для обеих сторон);
  • акт сверки расчетов между продавцом и покупателем;
  • отчет о прибылях и убытках;

Примечание:

Представляется за последний отчетный период.

  • справка об отсутствии денежных средств для погашения обязательств по договору (вследствие чего возникла необходимость в совершении товарообменной операции) за подписью руководителя и главного бухгалтера организации (индивидуального предпринимателя).

ВАЖНО!

При подаче заявления уполномоченный орган вправе потребовать от заинтересованного лица документы, предусмотренные в абзацах втором–седьмом части первой пункта 2 статьи 15 Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур».

В каких случаях могут отказать в согласовании обмена товарами?

Основаниями для отказа в согласовании товарообменных операций являются:

  • непредставление заявителем документов и (или) сведений, предусмотренных в соответствии с законодательством об административных процедурах;
  • наличие неполных или недостоверных данных в документах и (или) сведениях, представленных заявителем для получения согласования;
  • недостаточное экономическое обоснование предлагаемых операций.

Напоминаем, что в ЭТАЛОН-ONLINE создан тематический банк данных «Административные процедуры», который включает основополагающие документы по вопросам осуществления административных процедур в отношении юридических лиц и ИП, а также по вопросам работы с обращениями граждан в государственных органах, иных государственных организациях, осуществления административных процедур при обращении граждан за выдачей справок и других документов. Все документы банка данных размещены в свободном доступе. Ознакомиться с ними может любой желающий без регистрации в системе.

Административные процедуры


Сохранить в избранное
Вам будет интересно
Заверение копий документов, включаемых в состав личных дел работников
Шумская Елена Викторовна, заведующий отделом документоведения учреждения «Белорусский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела», секретарь Национального технического комитета по стандартизации ТК BY 28 «Управление документами»

Справочно

Копия документа – документ, полностью или частично воспроизводящий информацию другого документа и все его внешние признаки или часть их (подп. 3.1.29 п. 3.1 СТБ 2059-2013).

Состав документов личного дела определяется на основании Инструкции о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 23.05.2024 № 29 (далее – Инструкция № 29).

Читать подробнее
Новые документы Смотреть все
Об отдельных вопросах, относящихся к организациям, созданным согласно статье 14 Закона Республики Беларусь от 22.04.2024 № 365-З. Письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь от 14 апреля 2025 г. №2-3-17/01347/10-7/966/16-04-12/3113 Методические рекомендации для педагогических работников государственных учреждений образования, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся на государственном обеспечении, по защите их прав и законных интересов от 10.08.2018 (в редакции от 10.04.2025). Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь от 10 апреля 2025 г. Бекиш, А.А. Алгоритм юридических действий по государственной регистрации информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет. Статья по состоянию на 7 марта 2025 г.
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.