С 27 ноября 2020 г. вводится в действие новая Инструкция о порядке классификации розничных торговых объектов по видам и типам. Такое решение содержится в постановлении Министерства антимонопольного регулирования и торговли от 15 сентября 2020 г. № 59.
Разбираемся, в чем отличие дома торговли от гипермаркета, гастронома от магазина с комбинированным ассортиментом товаров, от каких параметров зависит отнесение торгового объекта к тому или другому типу.
Данная Инструкция принята в целях определения единых подходов к организационной структуре объектов торговли и определяет порядок классификации розничных торговых объектов по видам и типам.
Розничные торговые объекты классифицируются по видам в зависимости от:
типа строения (стационарные; нестационарные);
места расположения (в составе торгового центра; на торговой площади магазина; в административном здании, здании вокзала, аэропорта, в объекте бытового обслуживания, объекте почтовой связи, физкультурно-спортивном сооружении, учреждении образования, организации здравоохранения, ином объекте; на автозаправочной станции и т.д.);
формата (магазин; павильон; киоск; палатка; неизолированный торговый объект; автомагазин; торговый автомат; лоток; емкость для хранения и продажи товаров; корзина для продажи товаров; тележка для продажи товаров).
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь», Правилами продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 г. № 703, вводятся следующие определения:
автомагазин – передвижное средство развозной торговли, представляющее собой специально оборудованное для торговли транспортное средство;
бутик – продовольственный или непродовольственный магазин с комбинированным ассортиментом товаров либо специализированный магазин с торговой площадью 20 и более квадратных метров, в котором реализуется ограниченный ассортимент модных товаров либо товары эксклюзивного или редкого спроса;
гастроном – продовольственный магазин с универсальным ассортиментом товаров с торговой площадью от 200 до 1000 квадратных метров, в котором реализуется универсальный ассортимент продовольственных товаров, а также может реализовываться ограниченный ассортимент непродовольственных товаров;
гипермаркет – продовольственный или непродовольственный магазин с универсальным ассортиментом товаров с торговой площадью 4000 и более квадратных метров;
дискаунтер – продовольственный или непродовольственный магазин с универсальным, комбинированным или смешанным ассортиментом товаров с торговой площадью от 250 до 2500 квадратных метров, в котором реализуются товары повседневного спроса по более низким ценам с преимущественным размещением товаров в торговом зале на складском оборудовании (стеллажи, поддоны, иное оборудование) и, как правило, в упаковке изготовителя. Размер торговых надбавок (разницы между ценой реализации товаров без учета налога на добавленную стоимость и ценой приобретения этих товаров) на реализуемые в дискаунтере товары не должен превышать 20 процентов;
дом торговли – непродовольственный магазин с универсальным ассортиментом товаров с торговой площадью 800 и более квадратных метров, в котором реализуются универсальный ассортимент непродовольственных товаров, а также может реализовываться ограниченный ассортимент продовольственных товаров;
магазин «Секонд-хэнд» – непродовольственный магазин с комбинированным ассортиментом товаров с торговой площадью 20 и более квадратных метров, в котором преимущественно реализуется ограниченный ассортимент бывших в употреблении непродовольственных товаров;
магазин «Сток» (стоковый магазин) – непродовольственный магазин с комбинированным ассортиментом товаров с торговой площадью 20 и более квадратных метров, в котором преимущественно реализуется ограниченный ассортимент морально устаревших, не проданных в сезон остатков единичных размеров непродовольственных товаров;
непродовольственный магазин – магазин, в котором реализуются непродовольственные товары, либо магазин, в котором под размещение продовольственных товаров используется менее 50 процентов торговой площади;
продовольственный магазин – магазин, в котором под размещение продовольственных товаров используется 50 и более процентов торговой площади;
салон-магазин – непродовольственный специализированный магазин с постоянным обновлением ассортимента товаров с торговой площадью 20 и более квадратных метров, в котором реализуются непродовольственные товары одной группы;
супермаркет – продовольственный магазин с универсальным ассортиментом товаров с торговой площадью от 600 до 4000 квадратных метров, в котором реализуется универсальный ассортимент продовольственных товаров, а также ограниченный ассортимент непродовольственных товаров.
Всем знакомы понятия продовольственных и непродовольственных магазинов. Однако их классификация гораздо шире. Магазины классифицируются по видам в зависимости от:
способов организации торговли (автономные; сетевые; фирменные);
ассортимента товаров (продовольственные; непродовольственные)
метода продажи товаров (самообслуживания; традиционного обслуживания; индивидуального обслуживания; с продажей товаров по образцам; с продажей товаров по предварительным заказам).
Примечание:
Продовольственные и непродовольственные магазины классифицируются по типам в зависимости от вида магазина, типа продаваемой продукции, площади, и вида обслуживания. Более подробную классификацию смотрите в приложении 1 и приложении 2 постановления МАРТ № 59.
Постановление достаточно объемное и интересно оно:
тем, кто работает в сфере торговли или только планирует открыть свой магазин, подыскивает необходимую торговую площадь или хочет утвердить ассортиметные перечни товаров;
рядовым потребителям, чтобы лучше разбираться в том, какие товары в каких магазинах продаются, почему в дискаунтере низние цены, и что вещи из последних коллекций вы не купите в Стоке.
Изучить Инструкцию подробно может любой зарегистрированный пользователь ЭТАЛОН-ONLINE. Получить доступ можно как на сутки с помощью SMS всего за 2 рубля, так и на любой удобный период до года. При регистрации на длительные периоды – действуют скидки.
5 января 2025 г. вступают в силу основные положения Закона Республики Беларусь от 01.04.2024 № 362-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О кредитных историях» (далее – Закон № 362-З). Закон № 362-З вносит изменения в Закон Республики Беларусь от 10.11.2008 № 441-З «О кредитных историях» (далее – Закон). Рассмотрим, что же поменяется с принятием Закона № 362-З.