Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 27.12.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

10 марта 2022 г. № Р-1303/2022

О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П., рассмотрев в судебном заседании вопрос о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь,

руководствуясь статьями 22 и 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 74, 79, 84, 161–163 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», РЕШИЛ:

1. Принять Послание Конституционного Суда Республики Беларусь Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь» (прилагается).

2. Опубликовать Послание Конституционного Суда Республики Беларусь Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь» в соответствии с законодательными актами.

 

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь

П.П.Миклашевич

 

Президенту

Республики Беларусь

 

Палате представителей

Национального собрания

Республики Беларусь

 

Совету Республики

Национального собрания

Республики Беларусь

 

ПОСЛАНИЕ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

О СОСТОЯНИИ КОНСТИТУЦИОННОЙ ЗАКОННОСТИ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Конституция Республики Беларусь является правовым фундаментом устойчивого развития общества и государства, выражает культурно-исторические традиции и духовно-нравственные идеалы белорусского народа, выступает гарантией сохранения конституционной идентичности, суверенитета и независимости Республики Беларусь.

Новый исторический этап государственно-правового строительства и общественного развития обусловил необходимость совершенствования конституционно-правовых основ белорусского государства.

Изменения и дополнения в Конституцию разрабатывались Конституционной комиссией при активном и заинтересованном участии широких слоев населения в обсуждении конституционных положений, что показало высокий уровень правосознания и правовой культуры граждан, осознание значения Конституции как политико-правового документа для стабильности, мира и благополучия.

27 февраля 2022 года состоялся республиканский референдум по вопросу внесения изменений и дополнений в Конституцию, который явился реальной конституционно-правовой формой осуществления власти народа, подтвердил сплоченность и единство граждан нашей страны.

Реализовав свое конституционное право, граждане Республики Беларусь на республиканском референдуме приняли обновленную Конституцию Республики Беларусь. Воля народа, выраженная на референдуме, воплощает конституционный принцип народовластия, гарантирует сохранение стабильности и безопасности Республики Беларусь.

Конституционные изменения направлены на укрепление демократического устройства общества и государства, системы государственной власти, взаимодействия личности, общества и государства. Установление конституционного статуса Всебелорусского народного собрания как высшего представительного органа народовластия служит целям дальнейшего развития механизмов демократической государственности.

Для эффективной реализации принципа верховенства Конституции, защиты конституционного строя, гарантированных прав и свобод человека и гражданина в обновленной Конституции усовершенствован конституционно-правовой механизм осуществления конституционного контроля.

Конституционным Судом Республики Беларусь посредством конституционного правосудия укрепляются конституционно-юридические и конституционно-ценностные основы национальной правовой системы, последовательно формируются законодательство и правоприменение в соответствии с конституционными принципами и нормами.

 

I

 

Реализуя свои конституционные полномочия по изменению и дополнению Конституции, Парламент в 2021 году в целях совершенствования конституционных положений об избирательной системе Республики Беларусь принял Закон Республики Беларусь «Об изменении Конституции Республики Беларусь».

В порядке обязательного предварительного контроля данный Закон на основании части первой статьи 116 Конституции, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статей 98 и 102 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве» проверен Конституционным Судом на соответствие Конституции.

Решением Конституционного Суда от 7 октября 2021 г. Закон Республики Беларусь «Об изменении Конституции Республики Беларусь» (далее – Закон об изменении Конституции) признан соответствующим Конституции.

При проверке конституционности данного Закона Конституционный Суд устанавливал его соответствие положениям разделов I, II и VIII Конституции по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия. При этом Конституционный Суд учитывал, что предусмотрены разные процедуры изменения Конституции: внесение изменений в разделы I, II, IV, VIII возможно только путем референдума, разделы III, V–VII, IX Конституции могут изменяться Парламентом.

Законом об изменении Конституции статья 67 Конституции дополнена частью, в соответствии с которой выборы депутатов проводятся в единый день голосования.

При оценке конституционности данного дополнения Конституционный Суд исходил из положений Конституции, согласно которым единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь как унитарном демократическом правовом государстве является народ, осуществляющий свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией; граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей, реализуя в том числе право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании; избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании; срок полномочий Парламента – представительного и законодательного органа Республики Беларусь, одной из двух палат которого является Палата представителей, – четыре года; местные Советы депутатов избираются гражданами соответствующих административно-территориальных единиц сроком на четыре года.

Из взаимосвязанных норм Конституции следует, что единственным легальным способом формирования Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и местных Советов депутатов в Республике Беларусь являются периодически проводимые выборы, посредством которых реализуется конституционный принцип непрерывного функционирования представительных органов, а обязательность и периодичность выборов должны обеспечивать регулярное обновление их состава.

В решении Конституционного Суда отмечено, что введение единого дня голосования означает проведение в один день выборов депутатов как Палаты представителей, так и местных Советов депутатов, что конституционно целесообразно, поскольку способствует сокращению организационных и финансовых издержек на проведение выборов, созданию дополнительных удобств для избирателей и условий для более качественной работы избирательных комиссий всех уровней. Кроме того, одновременное проведение выборов депутатов позволяет общественно-политическим силам страны планомерно готовиться к избирательному процессу.

Конституционный Суд считает, что совмещение дней голосования по выборам депутатов не нарушает правовых гарантий реализации конституционных прав граждан Республики Беларусь на участие в решении государственных дел через свободно избранных представителей, принципов избирательной системы и согласуется с соответствующими положениями статей 1, 3, 37, 38, 64–68, 93 и 118 Конституции, устанавливает конституционно-правовое регулирование в пределах, допустимых положениями разделов I и II Конституции.

Одновременно Законом об изменении Конституции Конституция дополнена статьей 147, согласно которой местные Советы депутатов двадцать восьмого созыва осуществляют свои полномочия до начала полномочий местных Советов депутатов, избранных в единый день голосования.

В решении Конституционного Суда указано, что в Конституции не содержится норм, запрещающих продление срока полномочий местных Советов депутатов. Изменение срока полномочий местных Советов депутатов текущего созыва вызвано объективной необходимостью, возникшей в связи с установлением единого дня голосования, и осуществляется в целях перехода на проведение выборов в соответствии с Законом об изменении Конституции и совмещения дней голосования по выборам депутатов.

Конституционный Суд полагает, что установленное Законом об изменении Конституции правовое регулирование на переходный период отвечает принципам разумности и целесообразности, обусловлено введением единого дня голосования для проведения выборов депутатов, представляет собой исключительную меру и не может рассматриваться как носящее конституционно недопустимый характер. Такое правовое регулирование не является отступлением от принципов периодичности выборов местных Советов депутатов и непрерывности их деятельности, не препятствует реализации гражданами Республики Беларусь прав участвовать в решении государственных дел через избранных представителей, свободно избирать и быть избранными в государственные органы, а также избирательных прав.

В решении Конституционный Суд констатировал, что конституционные требования, определяющие порядок принятия Закона об изменении Конституции, соблюдены: изменения вносятся в соответствующей нормативной форме; изменяются статья 67 Конституции, содержащаяся в разделе III, и раздел IX (дополняется статьей 147), изменения в которые могут быть внесены законодателем; обязательный промежуток времени между двумя рассмотрениями и одобрениями проекта Закона об изменении Конституции Палатой представителей и Советом Республики Национального собрания составил более трех месяцев; за проект названного Закона в каждой из палат Парламента проголосовало более двух третей от их полного состава; Закон об изменении Конституции принят в порядке, соответствующем нормам пункта 1 части первой статьи 97, пункта 1 части первой статьи 98, статьи 139, части первой статьи 140 Конституции.

С учетом изложенного Конституционный Суд пришел к выводу, что установленное Законом об изменении Конституции конституционное регулирование соответствует фундаментальным положениям Конституции об основах конституционного строя (раздел I), правах человека и гражданина (раздел II), порядке изменения Конституции (раздел VIII), согласуется с иными ее положениями, совершенствует конституционно-правовое регулирование общественных отношений по выборам депутатов и реализации избирательных прав граждан Республики Беларусь.

В соответствии с изменениями и дополнениями Конституции, принятыми на республиканском референдуме 27 февраля 2022 года, компетенция Конституционного Суда дополнена полномочием по предложению Президента давать заключения о конституционности проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию.

Таким образом, в дальнейшем проверка конституционности изменений и дополнений в разделы III, V, VI, VII, IX Конституции, принимаемых Парламентом в форме закона, будет осуществляться Конституционным Судом по предложению Президента.

 

II

 

Реализуя на основании статьи 116 Конституции, статьи 22 Кодекса о судоустройстве и статусе судей, статей 98–106 Закона «О конституционном судопроизводстве» полномочие по обязательному предварительному контролю конституционности законов, принятых Национальным собранием Республики Беларусь, Конституционный Суд в 2021 году проверил на соответствие Конституции 42 закона.

1. В решениях Конституционного Суда сформулированы правовые позиции, констатирующие принятие государством мер по гарантированию правовой обеспеченности и правовой безопасности во всех сферах общественной жизни для достижения конституционно значимых целей, по защите конституционных ценностей и интересов, по установлению механизмов реализации прав, свобод и законных интересов граждан.

1.1. В решении по проверке Закона Республики Беларусь «О геноциде белорусского народа», исходя из положений Конституции, в том числе ее преамбулы, согласно которой народ Беларуси сознает себя полноправным субъектом мирового сообщества и подтверждает свою приверженность общечеловеческим ценностям, отмечено, что впервые на законодательном уровне признается факт геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и (или) в послевоенный период. Данное признание основано на неопровержимо доказанных и документально подтвержденных многочисленными официальными актами расследований и судебными разбирательствами, в том числе проведенными на международном уровне, фактах чудовищных злодеяний нацистов и их пособников на белорусской земле.

В решении указано, что положение Закона «О геноциде белорусского народа», в котором определены действия, образующие понятие геноцида белорусского народа, соответствует нормам международного права, согласно которым геноцидом признаются действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую (статья II Конвенции Организации Объединенных Наций о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 года).

Конституционный Суд считает, что законодательное признание и осуждение факта геноцида белорусского народа соответствует положениям Конституции, закрепит в исторической памяти народа справедливую оценку злодеяний фашистов и их пособников на белорусской земле, станет данью памяти потомков миллионам жертв фашизма, а также будет иметь важное конституционно-правовое и политическое значение, поскольку послужит основой для постановки вопроса о признании геноцида белорусского народа на международном уровне (решение от 29 декабря 2021 г. по Закону Республики Беларусь «О геноциде белорусского народа»).

1.2. В решении по проверке конституционности Закона Республики Беларусь «О недопущении реабилитации нацизма» указано, что наряду с устанавливаемым законодательным регулированием важным условием недопущения реабилитации нацизма является формирование в обществе конституционного правосознания и конституционного мышления как обязательного условия утверждения конституционализма. Для наполнения конституционных принципов и норм практическим содержанием они должны быть не только установлены в законодательстве, но и стать определяющей частью общественного правосознания.

При этом не только государственные органы и должностные лица обязаны действовать в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Необходимо, чтобы граждане также знали и уважали Конституцию, осмысленно воспринимали ее фундаментальные ценности и принципы, поскольку посредством конституционного правосознания находят воплощение знание основополагающих принципов организации и жизнедеятельности общества и государства, умение личности осознанно и с позиций Основного Закона реализовывать свои конституционные права и исполнять обязанности (решение от 30 апреля 2021 г. по Закону Республики Беларусь «О недопущении реабилитации нацизма»).

1.3. В решении, принятом в результате контроля конституционности Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам противодействия экстремизму», отмечено, что экстремизм как приверженность крайним взглядам и методам действий для достижения своих целей представляет собой реальную угрозу конституционному строю, национальной безопасности, общественному порядку, правам и свободам граждан.

Конституционным Судом указано, что, исходя из провозглашенной в Конституции цели обеспечения гражданского согласия (преамбула) во взаимосвязи с установленным запретом на создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды (часть третья статьи 5), Республика Беларусь противодействует любым проявлениям экстремизма как идеологии и практики нетерпимости и ненависти, допускающим использование крайних мер для достижения противоправных целей (решение от 30 апреля 2021 г. по Закону Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам противодействия экстремизму»).

1.4. В решении по проверке Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам трудовых отношений» дана оценка дополнений, расширяющих закрепленные в Трудовом кодексе Республики Беларусь основания расторжения трудового договора по инициативе нанимателя такими основаниями, как отсутствие на работе в связи с отбыванием административного взыскания в виде административного ареста, препятствующего исполнению трудовых обязанностей; принуждение работников к участию в забастовке, создание другим работникам препятствий для выполнения их трудовых обязанностей, призыв работников к прекращению выполнения трудовых обязанностей без уважительных причин; участие работника в незаконной забастовке, а также при иных формах отказа работника от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) без уважительных причин.

Конституционный Суд обратил внимание правоприменителей на то, что реализация предусматриваемых норм об основаниях прекращения трудового договора по инициативе нанимателя является правом нанимателя на принятие решения об увольнении работников, а не обязанностью; увольнение представляет собой крайнюю, наиболее тяжелую по последствиям меру дисциплинарного взыскания, поэтому, исходя из социального характера государства, от нанимателя требуются полная и всесторонняя оценка обстоятельств допущенного работником нарушения, учет предшествующей работы и поведения на производстве, тяжести дисциплинарного проступка, исключающие возможность применения более мягких мер дисциплинарного взыскания.

В решении также отмечено, что правовая позиция о необходимости обеспечения объективного выяснения фактических обстоятельств, которые могут послужить основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности, относится и к новой редакции части второй статьи 199 Трудового кодекса, предполагающей принятие нанимателем достаточных мер для предотвращения возможности его произвольного усмотрения, необоснованного применения дисциплинарного взыскания, принимая во внимание положения Конституции о том, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства; обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь – высшая цель государства (часть первая статьи 2, часть первая статьи 21) (решение от 30 апреля 2021 г. по Закону Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам трудовых отношений»).

2. Важнейшей составляющей верховенства права является соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина.

При проверке конституционности законов, положениями которых ограничиваются либо иным способом затрагиваются права и свободы личности, Конституционный Суд исходил из того, что необходимость принятия адекватных мер реагирования на современные вызовы и угрозы предполагает неукоснительное соблюдение законодателем принципа пропорциональности. При этом устанавливаемые ограничения должны не только быть юридически допустимыми, но и отвечать требованиям справедливости и соразмерности конституционно признаваемым целям этих ограничений, то есть вводиться исходя из верховенства Конституции и с учетом принципа верховенства права, имеющего значение универсальной ценности, на которой базируются гарантии прав и свобод личности. Одновременно Конституционный Суд сформулировал правовые позиции в адрес правоприменителей с целью недопущения произвольного применения положений законов, предусматривающих ограничение прав и законных интересов граждан.

2.1. В решении по проверке Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам защиты суверенитета и конституционного строя» при оценке конституционности новой редакции статьи 11 Закона Республики Беларусь «О чрезвычайном положении», которой, в частности, устанавливается, что указом Президента Республики Беларусь о введении чрезвычайного положения на срок действия чрезвычайного положения могут быть предусмотрены определенные чрезвычайные меры и временные ограничения (приостановления), Конституционный Суд отметил, что данные меры ограничивают конституционные права и свободы граждан. Вместе с тем чрезвычайное положение может вводиться при наличии обстоятельств, представляющих непосредственную угрозу безопасности жизни и здоровья людей, территориальной целостности и существованию государства, устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер.

Конституционным Судом сделан вывод, что предусматриваемые Законом «О чрезвычайном положении» меры по обеспечению чрезвычайного положения имеют целью устранение указанных угроз, допустимы и социально оправданны в период чрезвычайного положения, являются адекватными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, а также устранения опасности, представляющей угрозу территориальной целостности и существованию государства.

Одновременно внимание правоприменителей обращено на то, что при выборе мер, подлежащих применению, необходимо исходить из конституционно-правового смысла норм Закона, предполагающего, что с учетом вытекающих из Конституции принципов справедливости и соразмерности применяемые ограничения должны быть минимально необходимыми и достаточными для защиты государственных интересов, представлять собой безусловную потребность, реально и эффективно способствовать достижению конституционных целей (решение от 6 июля 2021 г. по Закону Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам защиты суверенитета и конституционного строя»).

2.2. В решении по проверке Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам средств массовой информации» Конституционный Суд, исходя из международно-правовых стандартов, указал, что правовое регулирование деятельности средств массовой информации и иных источников информации должно обеспечивать справедливый баланс прав и законных интересов участников правоотношений и интересов государства и общества.

При этом расширение защитных мер реагирования на современные вызовы и угрозы национальной безопасности, усиление обязанностей участников правоотношений должны быть уравновешены соблюдением принципов соразмерности, правовой определенности, а также процессуальными гарантиями эффективной судебной защиты права на свободное выражение мнения.

Конституционный Суд считает, что применение ограничений и их объем в каждом конкретном случае должны предполагать дифференцированный подход при оценке законности информации, учет конституционно-правовой сущности ограничиваемых прав и необходимость защиты конституционных ценностей (решение от 30 апреля 2021 г. по Закону Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам средств массовой информации»).

3. Проверяя конституционность законов социально-экономического характера, Конституционный Суд, основываясь на конституционных положениях о социальном государстве и принципе социальной справедливости, сформулировал правовые позиции в адрес законодателя для обеспечения реализации конституционных норм, в том числе о повышении благосостояния граждан и улучшении их уровня жизни.

3.1. В решении по проверке Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам социальных нормативов и минимальной заработной платы» Конституционный Суд обратил внимание, что при реализации положений Закона, касающихся установления в актах законодательства соотношений между минимальными государственными социально-трудовыми гарантиями и бюджетом прожиточного минимума, нормотворческим органам следует учитывать конституционное право каждого на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий (часть вторая статьи 21 Конституции), а также руководствоваться принципом социальной справедливости.

В решении также указано, что законодателю при дальнейшем совершенствовании законодательства о социальных нормативах необходимо предусмотреть дополнительные правовые механизмы, обеспечивающие последовательное повышение минимального порога благосостояния граждан и удовлетворения рациональных потребностей человека, необходимых для его физического, духовного и творческого развития, с учетом финансово-экономических возможностей государства для достижения конституционно-правового ориентира достойного уровня жизни, который лежит в основе социальной деятельности государства (решение от 28 апреля 2021 г. по Закону Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам социальных нормативов и минимальной заработной платы»).

3.2. В решении по делу о конституционности Закона Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2022 год» отмечено, что ряд норм Закона, касающихся расходной части республиканского бюджета на 2022 год, имеют социальную направленность и приоритетными направлениями бюджетной политики остаются социальная защищенность населения, повышение благосостояния граждан за счет увеличения заработной платы, что согласуется с положениями Конституции о том, что Республика Беларусь как социальное правовое государство ответственна перед гражданами за создание условий для свободного и достойного развития личности (статьи 1, 2); каждый имеет право на достойный уровень жизни (статья 21); лицам, работающим по найму, гарантируется справедливая доля вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением (статья 42) (решение от 29 декабря 2021 г. по Закону Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2022 год»).

3.3. В решении по делу об изменении Закона Республики Беларусь «Об инвестициях» при оценке конституционности положений новой статьи 111 этого Закона, предусматривающей, что инвестору, заключившему инвестиционный договор с Республикой Беларусь, предоставляется гарантия от неблагоприятного изменения налогового законодательства в порядке и на условиях, определенных законодательными актами, Конституционным Судом отмечено, что законодателю при определении порядка и условий предоставления гарантии от неблагоприятного изменения налогового законодательства следует исходить как из публичных интересов государства, связанных с его экономической безопасностью, так и из частных интересов физических и юридических лиц для соблюдения соразмерности между требованиями интересов общества и необходимыми условиями защиты основных прав личности, а также обеспечения баланса конституционно защищаемых интересов (решение от 27 декабря 2021 г. по Закону Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об инвестициях»).

Конституционный Суд считает, что реализация принципа верховенства права в законотворческой деятельности посредством соблюдения и развития конституционных ценностей, принципов и норм при регулировании общественных отношений выступает главным условием обеспечения верховенства Конституции, защиты основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, утверждения конституционной законности.

 

III

 

На основании части седьмой статьи 116 Конституции и в соответствии с абзацем шестым части третьей статьи 22 Кодекса о судоустройстве и статусе судей к компетенции Конституционного Суда относится изложение своей позиции о документах, принятых (изданных) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права.

Предложение об изложении позиции Конституционного Суда о документе, принятом (изданном) иностранным государством, международной организацией и (или) их органами и затрагивающем интересы Республики Беларусь, в части соответствия этого документа общепризнанным принципам и нормам международного права вправе внести в Конституционный Суд Президент Республики Беларусь, Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь.

Конституционный Суд Республики Беларусь 15 декабря 2021 г. принял решение «О соответствии общепризнанным принципам и нормам международного права документов, принятых (изданных) Европейским союзом, некоторыми иностранными государствами и их органами, предусматривающих введение ограничительных мер в отношении Республики Беларусь».

Производство по делу возбуждено Конституционным Судом в соответствии со статьей 147 Закона «О конституционном судопроизводстве» на основании поступившего предложения Совета Министров Республики Беларусь об изложении позиции Конституционного Суда.

В предложении Совета Министров указано, что Европейским союзом (далее – ЕС), а также некоторыми государствами, в том числе Великобританией, Соединенными Штатами Америки, Канадой в отношении юридических и физических лиц Республики Беларусь введены ограничительные меры, которые затрагивают права физических, юридических лиц, а также отрасли национальной экономики (финансовый сектор, сектор страхования, рынок нефтепродуктов и калийных удобрений, производство табачных изделий, интернет- и телефонные коммуникации, рынок товаров и технологий военного и двойного назначения, рынок авиаперевозок) и противоречат общепризнанным принципам и нормам международного права.

В решении Конституционного Суда отмечено, что принятые ЕС и некоторыми иностранными государствами документы в отношении отдельных физических и юридических лиц Республики Беларусь создают определенные сложности в деятельности субъектов хозяйствования в различных отраслях экономики, затрудняют реализацию социально-экономических, гражданских прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и основополагающими международно-правовыми актами, что в конечном итоге затрагивает национальные интересы Республики Беларусь.

При системном анализе документов, принятых ЕС и некоторыми иностранными государствами и их органами, предусматривающих введение ограничительных мер в отношении Республики Беларусь, Конституционный Суд исходил из общепризнанных принципов и норм международного права и прежде всего принципов Устава Организации Объединенных Наций (далее – Устав ООН), которые в условиях развития региональных подсистем международных отношений, в том числе европейской, выступают основой современного миропорядка при центральной роли ООН в универсальной системе международно-правового регулирования.

Конституционным Судом отмечено, что документы ЕС и иностранных государств, предусматривающие введение ограничительных мер в отношении Республики Беларусь, противоречат положениям глав VI и VII Устава ООН, предусматривающим механизм применения превентивных и принудительных мер против государства – только по решению Совета Безопасности ООН в целях поддержания международного мира и безопасности. Применение ограничительных мер в отношении Республики Беларусь в нарушение порядка, установленного учредительным документом ООН, является вмешательством во внутренние дела суверенного государства, что противоречит пунктам 1 и 7 статьи 2 Устава ООН.

В результате оценки документов ЕС и некоторых иностранных государств и их органов Конституционный Суд пришел к выводу, что указанные документы не согласуются также с принципами сотрудничества государств, равноправия и самоопределения народов, в силу которых народы, основываясь на своем неотъемлемом праве на самоопределение, свободно определяют свой политический статус и беспрепятственно осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие.

Распоряжение народом Республики Беларусь богатствами и ресурсами своей страны предполагает право свободной и взаимовыгодной торговли ими в целях роста экономического потенциала и устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь.

В решении Конституционного Суда указано, что ограничительные меры ЕС и ряда государств препятствуют гражданам и организациям в свободном распоряжении своим имуществом, торговле природными ресурсами, что негативно сказывается на жизненном уровне физических лиц и экономической деятельности юридических лиц и, следовательно, нарушает положения пункта 1 статьи 17 Всеобщей декларации прав человека и пункта 2 статьи 1 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Документы ЕС и некоторых иностранных государств и их органов, предусматривающие введение ограничительных мер в отношении Республики Беларусь, в определенной степени затрагивают права и законные интересы граждан Республики Беларусь, закрепленные в Конституции Республики Беларусь и основополагающих международно-правовых актах, в том числе право на труд и его справедливые и благоприятные условия, которое обеспечивает права человека на достойный уровень жизни, на охрану здоровья, на образование, на осуществление экономической деятельности, что не согласуется с общепризнанным принципом уважения прав человека и его основных свобод, предусмотренным в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, с положениями Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта об экономических социальных и культурных правах, Международного пакта о гражданских и политических правах.

Учитывая изложенное, Конституционный Суд решил, что документы, принятые (изданные) ЕС, некоторыми иностранными государствами, в том числе Великобританией, Соединенными Штатами Америки, Канадой, и их органами, предусматривающие введение ограничительных мер в отношении Республики Беларусь, не соответствуют: общепризнанным принципам суверенного равенства государств и невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию другого государства, сотрудничества государств друг с другом в соответствии с Уставом ООН, добросовестного выполнения международных обязательств, равноправия и самоопределения народов, уважения прав человека и его основных свобод, предусмотренным Уставом ООН (пункты 1, 2 и 7 статьи 2), Декларацией о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 года (пункт 1), Хартией экономических прав и обязанностей государств 1974 года (статья 32); общепризнанным принципам и нормам международного права в области прав человека, установленным Всеобщей декларацией прав человека 1948 года (статья 2, пункт 1 статьи 17, пункты 1 и 3 статьи 23, пункт 1 статьи 25, статья 28), Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 года (статья 1, пункт 2 статьи 2, пункт 1 статьи 6, статья 7, пункт 1 статьи 11), Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 года (пункты 1 и 2 статьи 1, пункт 1 статьи 2); Уставу ООН, предусматривающему механизм применения превентивных и принудительных мер против государства только по решению Совета Безопасности ООН в целях поддержания международного мира и безопасности (статьи 33–38 главы VI и статьи 39–41 главы VII Устава ООН).

Одновременно Конституционный Суд указал, что государственным органам, должностным лицам, руководителям организаций следует в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для защиты национальных интересов Республики Беларусь, конституционных прав и свобод граждан исходя из ценностей и целей Конституции Республики Беларусь, общепризнанных принципов и норм международного права.

 

IV

 

Конституционный Суд в соответствии со статьей 116 Конституции по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь дает заключения о конституционности нормативных правовых актов в порядке осуществления последующего конституционного контроля.

Признание Конституционным Судом нормативного правового акта неконституционным или подтверждение его конституционности, формулирование правовых позиций, адресованных законодателю либо правоприменителям, имеют целью своевременное исключение из правовой системы неконституционных норм, формирование единообразной судебной практики, направленной на обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и организаций, совершенствование конституционно-правового регулирования и реализацию конституционных предписаний в правоприменительной деятельности, и тем самым укрепление конституционной законности.

В 2021 году уполномоченные органы с предложениями о проверке конституционности нормативных правовых актов в Конституционный Суд не обращались, что свидетельствует о конструктивном взаимодействии государственных органов, участвующих в законотворческом процессе, недопущении ими нарушений конституционных принципов и норм, реальном проявлении конституционного правосознания и правовой культуры.

В соответствии с частью четвертой статьи 22 Кодекса о судоустройстве и статусе судей с инициативой о внесении в Конституционный Суд предложений о проверке конституционности нормативного правового акта, примененного в конкретных решении государственного органа или постановлении суда общей юрисдикции, в результате чего, по мнению гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, организации (за исключением государственных органов), нарушаются права, свободы и законные интересы гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, права и законные интересы организации, эти граждане и организации обращаются к Президенту Республики Беларусь, органам, наделенным правом внесения в Конституционный Суд таких предложений.

В 2021 году в Администрацию Президента Республики Беларусь, Палату представителей и Совет Республики Национального собрания, Совет Министров, Верховный Суд поступило 260 инициативных обращений от граждан, что свидетельствует о востребованности конституционного права граждан на доступ к конституционному правосудию.

В большинстве обращений ставились вопросы о проверке конституционности нормативных правовых актов, применяемых в решениях государственных органов или постановлениях судов общей юрисдикции, которые, по мнению заявителей, могли бы стать предметом их рассмотрения в Конституционном Суде.

Инициативные обращения рассмотрены уполномоченными органами в порядке, установленном статьей 28 Закона «О конституционном судопроизводстве». В Конституционный Суд поступила информация о результатах рассмотрения в истекшем году инициативных обращений постоянными комиссиями Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания, Президиумом Совета Министров, Президиумом Верховного Суда. Уполномоченные органы оснований для внесения соответствующих предложений в Конституционный Суд не усмотрели.

Конституционный Суд отмечает, что косвенный доступ граждан к конституционному правосудию на основе их инициативных обращений оказался недостаточно эффективным правовым институтом защиты прав и законных интересов граждан. Лишь в 2014 году на основании инициативного обращения гражданина Палата представителей Национального собрания внесла в Конституционный Суд предложение о проверке конституционности положений статей 29 и 303 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь. Других предложений в Конституционный Суд от уполномоченных органов не поступало.

В обновленной Конституции в качестве одной из целей осуществления Конституционным Судом контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве посредством конституционного судопроизводства определена защита гарантированных Конституцией прав и свобод человека и гражданина. Положениями статьи 1161 Конституции гражданам предоставлено право непосредственного обращения в Конституционный Суд с жалобой на нарушение их конституционных прав и свобод для проверки конституционности законов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие средства судебной защиты.

Конституционный Суд отмечает, что право граждан на индивидуальную конституционную жалобу является важнейшей юридической гарантией обеспечения правового статуса личности, способствует повышению уровня защищенности конституционных прав и свобод человека и гражданина.

 

V

 

Важное значение для обеспечения конституционной законности, утверждения принципа верховенства права имеет своевременное и надлежащее исполнение решений Конституционного Суда, в том числе реализация законодателем правовых позиций, изложенных Конституционном Судом в мотивировочной части решений.

1. В 2021 году реализованы три правовые позиции, содержащиеся в принятых в порядке осуществления обязательного предварительного контроля конституционности законов решениях Конституционного Суда (от 23 декабря 2011 г. № Р-657/2011, от 8 июня 2017 г. № Р-1087/2017 и от 28 декабря 2017 г. № Р-1113/2017).

1.1. Суть правовой позиции, сформулированной в решении Конституционного Суда от 23 декабря 2011 г., заключается в том, что одним из аспектов доступности юридической помощи является возможность установления справедливого размера ее оплаты, который действительно позволял бы обратиться за юридической помощью каждому, кто в ней нуждается, и, следовательно, реально осуществить конституционное право на юридическую помощь; на практике должен быть соблюден баланс между гарантированностью предоставления качественной юридической помощи и свободой договорного определения размера ее оплаты в рамках гражданско-правовых отношений исходя из необходимости дифференцирования оплаты в связи со сложностью дела, объемом оказываемых услуг, срочностью дела и др.

Указанная правовая позиция реализована в Законе Республики Беларусь от 27 мая 2021 г. № 113-З «Об изменении законов по вопросам адвокатской деятельности». Согласно этому Закону статья 4 Закона Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь», определяющая принципы организации адвокатуры и адвокатской деятельности, дополнена таким принципом, как соответствие оплаты юридической помощи ее объему, сложности и качеству; в статьях 43 и 47 предусмотрено полномочие соответственно советов территориальных коллегий адвокатов, совета Белорусской республиканской коллегии адвокатов по обеспечению соответствия оплаты юридической помощи ее объему, сложности и качеству.

1.2. В решении Конституционного Суда от 8 июня 2017 г. было отмечено, что Закон Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» не содержит положения, обязывающего таможенный орган, задержавший товары, своевременно уведомлять собственников и иных лиц, имеющих право на получение задержанных товаров, о дате наступления события, позволяющего компетентному государственному органу распорядиться задержанными товарами. В связи с этим Конституционный Суд указал на наличие в законодательстве пробела конституционно-правового значения, подлежащего устранению в целях обеспечения баланса общегосударственных интересов и прав собственников на задержанные таможенными органами товары.

Данная правовая позиция учтена в Законе Республики Беларусь от 19 июля 2021 г. № 121-З, которым Закон Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» изложен в новой редакции, предусматривающей, что таможенный орган, задержавший товары у лица, которое не является декларантом, собственником, отправителем или получателем товаров, не позднее пяти рабочих дней после задержания товаров в письменной форме либо посредством электронной или факсимильной связи уведомляет об этом декларанта, а также собственника, отправителя и получателя этих товаров при наличии сведений о таких лицах у таможенного органа с приложением копии протокола о задержании товаров и документов на них; при этом названный протокол содержит информацию о предельной дате хранения задержанных товаров (пункт 3 статьи 283).

1.3. В решении Конституционного Суда от 28 декабря 2017 г. было указано, что с учетом внесения изменений в Закон Республики Беларусь «О борьбе с терроризмом» в части определения Вооруженных Сил Республики Беларусь в качестве субъекта, непосредственно осуществляющего борьбу с терроризмом, требуется внести соответствующее изменение также в Закон Республики Беларусь «О Вооруженных Силах Республики Беларусь», являющийся основным законодательным актом, устанавливающим предназначение, задачи и принципы деятельности Вооруженных Сил Республики Беларусь.

Правовая позиция Конституционного Суда реализована в Законе Республики Беларусь от 14 июля 2021 г. № 117-З «Об изменении законов по вопросам защиты суверенитета и конституционного строя», в соответствии с которым статья 11 Закона «О Вооруженных Силах Республики Беларусь» изложена в новой редакции, предусматривающей возможность привлечения Вооруженных Сил Республики Беларусь для борьбы с терроризмом.

2. Конституционный Суд констатирует, что законодателем реализуются положения концептуального характера, сформулированные в посланиях Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь.

2.1. В Послании Конституционного Суда «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2018 году» отмечалось, что, учитывая усиление роли информатизации и цифровизации на современном этапе, правовое регулирование общественных отношений в информационной сфере должно являться приоритетным; в этих целях необходимо принятие нормативных правовых актов, направленных на защиту персональных данных граждан, обеспечение информационного суверенитета и кибербезопасности страны.

Данное концептуальное предложение получило реализацию в Законе Республики Беларусь от 7 мая 2021 г. № 99-З «О защите персональных данных», а также в Законе Республики Беларусь от 26 мая 2021 г. № 112-З «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности», в соответствии с которым глава 23 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» Уголовного кодекса Республики Беларусь дополнена статьей 2031 «Незаконные действия в отношении информации о частной жизни и персональных данных» и статьей 2032 «Несоблюдение мер обеспечения защиты персональных данных», внесены изменения в раздел XII «Преступления против компьютерной безопасности» данного Кодекса.

2.2. В Послании Конституционного Суда «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2020 году» указывалось, что современные процессы цифровизации общественных отношений напрямую воздействуют на объем и содержание конституционного статуса личности, появляются новые информационно-цифровые возможности, формируются цифровые права и обязанности. При этом обращено внимание Парламента Республики Беларусь на необходимость своевременного законодательного регулирования новых общественных отношений, возникающих в связи с цифровизацией, и новых механизмов реализации прав и свобод, имеющих виртуальное выражение.

На основе данного концептуального предложения в ряд законов внесены изменения, которыми установлена возможность более широкого использования современных научно-технических средств.

Так, статья 2241 «Проведение допроса, очной ставки, предъявление для опознания с использованием систем видеоконференцсвязи (веб-конференции)» Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь дополнена положениями, в соответствии с которыми при необходимости обеспечения наиболее быстрого, всестороннего и объективного исследования обстоятельств уголовного дела, а также в иных случаях, предусмотренных данной статьей, допрос потерпевшего, свидетеля, очная ставка или предъявление для опознания лиц и (или) объектов с участием потерпевшего или свидетеля могут быть проведены дистанционно с использованием систем веб-конференции; статья 373 названного Кодекса дополнена частью 6, согласно которой извещение о подаче жалобы или принесении протеста, а также об их отзыве допускается с использованием электронных и иных видов связи (Закон Республики Беларусь от 26 мая 2021 г. № 112-З «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности»).

Законом Республики Беларусь от 19 июля 2021 г. № 121-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» предусмотрены нормы о подаче таможенной декларации в виде электронного документа; подаче (направлении) в электронной форме документов и другой информации, в том числе заявления на возврат таможенных и иных платежей, документов и (или) сведений по запросам таможенных органов для проведения таможенного контроля; обмене документами и (или) сведениями между таможенными органами и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченными экономическими операторами в электронной форме; возможности консультирования таможенными органами лиц в электронной форме.

Конституционный Суд считает, что исполнение нормотворческими органами решений, а также реализация в законодательных актах правовых позиций и концептуальных предложений Конституционного Суда свидетельствуют о соблюдении принципа верховенства права, о надлежащем правовом регулировании на основе принципов и норм Конституции, способствуют повышению доверия граждан к институтам публичной власти, обеспечению конституционной законности.

 

VI

 

На основании системного анализа конституционно-правового регулирования, рассмотренных дел и материалов, обращений граждан и организаций Конституционный Суд приходит к следующим выводам и предложениям.

1. Осуществляя функцию контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, Конституционный Суд в 2021 году проверил 42 закона, принятые Палатой представителей и одобренные Советом Республики Национального собрания, до их подписания Президентом Республики Беларусь. В целом все законы, проверенные Конституционным Судом, признаны соответствующими Конституции.

Конституционный Суд подтвердил соблюдение и развитие в принятых законах принципов и норм Конституции, сформулировал правовые позиции, направленные на дальнейшее обеспечение в деятельности государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан режима конституционной законности.

По некоторым законам Конституционный Суд формулировал правовые позиции, адресованные законодателю, направленные на совершенствование правового регулирования общественных отношений для более полного развития конституционных ценностей и достижения конституционных целей.

В отдельных решениях в целях недопущения нарушения прав и свобод граждан в правоприменительной практике Конституционный Суд ориентировал на применение законов с учетом выявленного конституционно-правового содержания закрепленных в них норм.

Положения обновленной Конституции, установив основу дальнейшего развития конституционного контроля в нашей стране, предусматривают осуществление Конституционным Судом функции независимого конституционного арбитра во взаимоотношениях между ветвями власти, государством и гражданами. Конституционному Суду предоставлено право рассматривать индивидуальные конституционные жалобы о проверке конституционности закона, примененного в конкретном деле при вынесении судебного решения, в целях защиты конституционных прав и свобод граждан.

Для осуществления Конституционным Судом новых полномочий по защите конституционного строя, гарантированных Конституцией прав и свобод граждан необходимо своевременное законодательное обеспечение предусмотренных Конституцией полномочий Конституционного Суда – внесение соответствующих изменений в Закон Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей.

2. Принятые на республиканском референдуме изменения и дополнения Конституции обусловливают необходимость активизации, а также последовательности и системности законотворческого процесса по принятию и корректировке законов на основе положений обновленной Конституции.

Конституционный Суд обращает внимание законодателя на необходимость соблюдения принципа верховенства права и реализации принципа правовой определенности, обеспечивая ясность, смысловую точность, непротиворечивость и логическую согласованность норм законов, не допуская наличия пробелов и неоднозначного понимания норм права при их применении.

Особое внимание следует уделять правовой обеспеченности при выработке конституционно-правовых механизмов достижения конституционно значимых целей и интересов, законодательного регулирования важнейших общественных отношений для обеспечения реализации прав, свобод и законных интересов граждан, юридических лиц.

3. В преамбуле обновленной Конституции определены ценностные ориентиры белорусского народа на современном этапе развития: сохранение национальной самобытности и суверенитета; утверждение устоев правового государства и социально справедливого общества; обеспечение благополучия граждан, независимости и процветания Республики Беларусь.

Конституционный Суд полагает, что для обеспечения процесса достижения конституционных целей современного развития общества и государства необходимо принятие Концепции правовой политики, определяющей стратегию дальнейшего совершенствования правовой системы, национального законодательства, развития правовой науки и юридической практики, системного формирования правосознания и правовой культуры.

4. В ходе подготовки и всенародного обсуждения проекта изменений и дополнений Конституции большое значение имели гражданские инициативы как форма политического самовыражения и реализации демократического характера государства.

Гражданами нашей страны был проявлен возросший уровень гражданской активности и конституционно-правовой культуры, реальной заинтересованности в эволюционном развитии своей страны.

Конституционный Суд считает, что требуется дальнейшее должное правовое регулирование повышения роли гражданского общества и его участия в выработке и принятии важнейших решений в жизни общества и государства как существенного фактора достижения политической стабильности, общественного согласия, устойчивости демократических институтов и укрепления народовластия. В этих целях необходима законодательная регламентация основ гражданского общества, участия его представителей во Всебелорусском народном собрании.

5. Участие Республики Беларусь в региональных международных интеграционных объединениях обусловливает необходимость дальнейшего правового обеспечения развития и углубления интеграционных социально-экономических связей с государствами – участниками Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического союза и Союзного государства.

В современных условиях актуальными становятся в рамках Союзного государства совместное адекватное реагирование и противодействие нарастанию глобальных рисков, вызовов и угроз, дальнейшее усиление возможностей и взаимодействия по защите суверенитета и независимости Республики Беларусь.

Учитывая высокую степень интеграционного взаимодействия Беларуси и России в рамках Союзного государства, следует своевременно координировать совместные усилия по дальнейшему сближению национальных законодательств, выработке единых подходов к правовому регулированию важнейших общественных отношений в целях их единообразного понимания и применения.

6. Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий, цифровой экономики, электронных банковских и иных услуг, применение искусственного интеллекта, робототехники, биотехнологии являются значимыми факторами общественного прогресса и роста благосостояния.

Наряду с расширением технических возможностей масштабного преобразования общественной жизни в интересах человека, повышением уровня социального комфорта и доступности государственных услуг, упрощением массовых коммуникаций наступившая техногенная цифровая эпоха таит в себе и серьезные риски, порождая сложные правовые и этические вызовы, проблемы ответственности за социальные последствия принятых решений.

Конституционный Суд полагает, что процесс цифровой трансформации многих аспектов человеческой жизни и переход к обществу современной цифровой культуры обусловливают необходимость правового регулирования, которое учитывает конституционные и духовно-нравственные ценности, а также обеспечивает развитие безопасного информационного пространства, защиту общества от деструктивного информационно-психологического воздействия, создание надежных механизмов обеспечения конституционных прав и свобод человека.

7. В условиях современных вызовов и глобальных угроз, в том числе связанных с пандемией коронавирусной инфекции, особое значение приобретает реальное обеспечение конституционно-правового статуса личности, прав и свобод граждан, а также юридических гарантий их реализации на основе конституционных положений о том, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.

Конституционный Суд считает, что исходя из принципа верховенства права законодателю следует обеспечивать правовое регулирование общественных отношений, отвечающее принципу конституционной безопасности личности, устанавливая объективно необходимые и социально обоснованные правовые ограничения и возлагая дополнительные обязанности на граждан, соблюдая оптимальный баланс частных и публичных интересов, сохраняя суть и целостность ценностно-смыслового содержания конституционных прав и свобод человека.

8. Верховенство Конституции и принцип верховенства права являются фундаментальным базисом современного конституционного строя и, выражая сущность современного правового государства, предполагают необходимость комплексного и системного законодательного обеспечения реализации конституционных ценностей, принципов и норм, закрепленных в обновленной Конституции.

Для сохранения преемственности и стабильности конституционно-правового развития государства и общества необходима консолидация совместных усилий и взаимодействия государственных органов, должностных лиц, институтов гражданского общества и граждан на пути дальнейшего эволюционного и устойчивого развития Республики Беларусь как суверенного демократического социального правового государства.

 

Настоящее Послание принято на заседании Конституционного Суда Республики Беларусь 10 марта 2022 г.

 

Председательствующий –
Председатель Конституционного
Суда Республики Беларусь

П.П.Миклашевич

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.