Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 28.10.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

28 апреля 2021 г. № Р-1259/2021

О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам социальных нормативов и минимальной заработной платы»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам социальных нормативов и минимальной заработной платы».

Заслушав судью-докладчика Бойко Т.С., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам социальных нормативов и минимальной заработной платы» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам социальных нормативов и минимальной заработной платы» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 7 апреля 2021 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 21 апреля 2021 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования правового регулирования отношений в сфере социальной защиты граждан с учетом правоприменительной практики. С этой целью Законом вносятся изменения в законы Республики Беларусь «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь», «Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы», Трудовой кодекс Республики Беларусь, признается утратившим силу Закон Республики Беларусь «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета».

1. Конституционный Суд в пределах своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов при проверке Закона исходит из положений Конституции, согласно которым:

Республика Беларусь – социальное правовое государство (часть первая статьи 1); человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства; государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности (статья 2);

каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий (часть вторая статьи 21);

государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть третья статьи 21), включая право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека (часть первая статьи 41), право лиц, работающих по найму, на справедливую долю вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование (часть первая статьи 42);

государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).

Руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд проверяет конституционность Закона на его соответствие Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.

2. Положениями Закона (пункты 3, 4, 7 статьи 1) в Закон «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» вносятся изменения, согласно которым бюджет прожиточного минимума как социальный норматив используется при установлении минимального размера алиментов и других выплат, предусмотренных актами законодательства, не связанных с минимальными государственными социально-трудовыми гарантиями; прожиточный минимум устанавливается Правительством Республики Беларусь и пересматривается не реже одного раза в три года.

Данное правовое регулирование корреспондирует положениям Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, предусматривающим, что, постепенно обеспечивая полное осуществление экономических и социальных прав, государства действуют всеми надлежащими способами, принимая в том числе законодательные меры, в максимальных пределах имеющихся ресурсов (пункт 1 статьи 2).

Конституционный Суд считает, что приведенными выше нормами Закона совершенствуются правовые механизмы предоставления мер социальной защиты населения, расширяется сфера применения прожиточного минимума как социального норматива для определения иных выплат, не связанных с минимальными государственными социально-трудовыми гарантиями, что соответствует нормам Конституции о социальном правовом государстве (часть первая статьи 1); о праве каждого на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий (часть вторая статьи 21); о гарантировании государством прав и свобод граждан Беларуси, закрепленных в Конституции, законах и предусмотренных международными обязательствами государства (часть третья статьи 21).

3. Пунктом 6 статьи 1 Закона определяется, что соотношения между минимальными государственными социально-трудовыми гарантиями и бюджетом прожиточного минимума устанавливаются актами законодательства.

Возможность изменения соотношений между минимальными государственными социально-трудовыми гарантиями и бюджетом прожиточного минимума, то есть фактически размеров указанных гарантий, посредством актов законодательства (пункт 6 статьи 1 Закона) согласуется с рекомендациями Международной организации труда (далее – МОТ) об обеспечении сопоставимости минимальных уровней доходов с пределами, установленными национальными законодательством или практикой (подпункт «b» пункта 8 Рекомендации МОТ № 202 «О минимальных уровнях социальной защиты» 2012 года).

Международным стандартом выступает также требование адекватности социальных гарантий по размерам и продолжительности, чтобы каждый мог осуществить свое право на достаточный жизненный уровень, а также требование контроля адекватности (пункт 22 Замечания общего порядка № 19 (2007) «Право на социальное обеспечение (статья 9)» Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам).

В Послании Конституционного Суда Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2015 году» отмечалось, что законодатель при определении механизмов реализации социальных прав граждан в соответствии со своими конституционными полномочиями должен неукоснительно соблюдать в законотворческом процессе границы усмотрения (дискреции), не допускать искажения сути социального государства и, исходя из экономических и финансовых возможностей страны, последовательно направлять правовое регулирование на повышение эффективности государственной помощи в социальной сфере, адресности мер по социальной защите населения, а также на достижение баланса интересов личности, общества и государства.

Конституционный Суд обращает внимание, что при реализации положений Закона, касающихся установления в актах законодательства соотношений между минимальными государственными социально-трудовыми гарантиями и бюджетом прожиточного минимума, нормотворческим органам следует учитывать конституционное право каждого на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий (часть вторая статьи 21 Конституции), а также руководствоваться принципом социальной справедливости.

4. Часть четвертая статьи 4 Закона «Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы» излагается в новой редакции, в соответствии с которой размер месячной минимальной заработной платы устанавливается Советом Министров Республики Беларусь с участием республиканских объединений нанимателей и профессиональных союзов ежегодно с 1 января с учетом части второй данной статьи по предложению Национального совета по трудовым и социальным вопросам, но не ниже 30 процентов прогнозного значения номинальной начисленной среднемесячной заработной платы по республике, определенного в прогнозе социально-экономического развития Республики Беларусь на календарный год, соответствующий месяцу установления размера месячной минимальной заработной платы (пункт 2 статьи 3 Закона).

Осуществляемое правовое регулирование отвечает международным стандартам, согласно которым при установлении единого социального норматива и государственных социальных гарантий и выплат, их пересмотре должно обеспечиваться трехстороннее участие с привлечением представительных организаций работодателей и работников, а также проведение консультаций с другими заинтересованными лицами (подпункт «d» пункта 8 Рекомендации МОТ № 202 «О минимальных уровнях социальной защиты» 2012 года).

Конституционный Суд полагает, что устанавливаемым Законом правовым регулированием совершенствуются правовые механизмы обеспечения государственного минимального социального стандарта в области оплаты труда, который наниматель обязан применять в качестве низшей границы оплаты труда работников, с учетом баланса интересов личности, общества и государства, что соответствует конституционным нормам и принципам, в том числе о гарантировании права лиц, работающих по найму, на справедливую долю вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование (часть первая статьи 42 Конституции).

5. В соответствии с положениями Закона признается утратившим силу Закон «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета» (статья 4), а также изменяются нормы других законов, предусматривающие использование минимального потребительского бюджета (пункт 6 статьи 1, статья 2, пункт 2 статьи 3).

Конституционный Суд полагает, что тем самым на основе конституционного принципа верховенства права Законом обеспечивается согласованное и непротиворечивое правовое регулирование, определяющее переход на такой единый социальный норматив при формировании и реализации государственной политики регулирования уровня жизни, при осуществлении мер социальной защиты населения, как бюджет прожиточного минимума, что согласуется с положениями части второй статьи 2, части первой статьи 7, части первой статьи 59 Конституции.

Нормы Конституции о Республике Беларусь как социальном государстве (часть первая статьи 1), об ответственности государства перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности (часть вторая статьи 2), о праве каждого на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий (часть вторая статьи 21), во взаимосвязи с частью первой статьи 59 Конституции предполагают обязанность государства принимать необходимые меры по повышению уровня жизни, социальной защиты населения с учетом социально-экономического развития.

Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах определено, что государства признают право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни; государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии (пункт 1 статьи 11).

В Рекомендации МОТ № 202 «О минимальных уровнях социальной защиты» 2012 года отмечено, что при определении основных социальных гарантий государства-члены должны в должной мере учитывать, что основные гарантированные доходы должны обеспечивать людям достойную жизнь (подпункт «b» пункта 8); национальные стратегии расширения сферы охвата социального обеспечения должны быть ориентированы на обеспечение более высоких уровней защиты для максимально широких слоев населения с учетом экономических и финансовых возможностей государств-членов и в максимально сжатые сроки (подпункт «b» пункта 13).

Конституционный Суд обращает внимание законодателя, что при дальнейшем совершенствовании законодательства о социальных нормативах необходимо предусмотреть дополнительные правовые механизмы, обеспечивающие последовательное повышение минимального порога благосостояния граждан и удовлетворения рациональных потребностей человека, необходимых для его физического, духовного и творческого развития, с учетом финансово-экономических возможностей государства для достижения конституционно-правового ориентира достойного уровня жизни, который лежит в основе социальной деятельности государства (часть первая статьи 1, часть вторая статьи 21 Конституции).

Таким образом, исходя из выявленного конституционно-правового смысла норм Закона, Конституционный Суд приходит к выводу, что Законом с соблюдением конституционного принципа верховенства права совершенствуется правовой механизм реализации конституционных прав граждан в социальной сфере на основе обеспечения минимальных государственных социально-трудовых гарантий в целях свободного и достойного развития личности, что соответствует положениям Конституции о социальном характере государства и об обеспечении прав и свобод граждан Республики Беларусь как высшей цели государства.

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

На основании изложенного Конституционный Суд считает, что Закон по содержанию норм, форме акта, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия соответствует Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:

1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам социальных нормативов и минимальной заработной платы» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь

П.П.Миклашевич

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.