Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 28.10.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

30 апреля 2021 г. № Р-1262/2021

О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О недопущении реабилитации нацизма»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О недопущении реабилитации нацизма».

Заслушав судью-докладчика Вороновича Т.В., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О недопущении реабилитации нацизма» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «О недопущении реабилитации нацизма» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 16 апреля 2021 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 21 апреля 2021 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Принятие Закона обусловлено необходимостью установления законодательного регулирования деятельности по недопущению реабилитации нацизма в целях защиты конституционного строя, обеспечения национальной безопасности, гражданского согласия, прав и свобод граждан.

1. Конституционный Суд в рамках своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов проверяет конституционность Закона исходя из норм Конституции, согласно которым:

Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику; защищает конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок (части вторая и третья статьи 1);

человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства; государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности; гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией (статья 2);

запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды (часть третья статьи 5);

в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7);

Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (часть первая статьи 8);

обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства; государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (части первая и третья статьи 21);

государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).

Проверяя конституционность Закона, Конституционный Суд, руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», устанавливает соответствие его Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.

2. Нормами Закона (главы 1–4) определяются применяемые в Законе основные термины, правовая основа деятельности и основные принципы недопущения реабилитации нацизма, субъекты противодействия реабилитации нацизма, основные направления профилактики и меры противодействия реабилитации нацизма, а также устанавливаются контроль и надзор за деятельностью в данной области, ответственность за реабилитацию нацизма.

В преамбуле Конституции в качестве одной из целей развития белорусского общества и государства определено обеспечение гражданского согласия, незыблемых устоев народовластия и правового государства.

Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства, а обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь – высшей целью государства (часть первая статьи 2 и часть первая статьи 21 Конституции).

Согласно Конституции каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение (часть первая статьи 33); при этом запрещается пропаганда войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды (часть третья статьи 5).

В ряде международно-правовых актов указано на необходимость принятия надлежащих мер, в том числе законодательных, направленных на противодействие нацизму, который относится к числу наиболее опасных форм проявления экстремистской деятельности.

Так, в Резолюции 75/169 Генеральной Ассамблеи ООН «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости» от 16 декабря 2020 года (далее – Резолюция) выражена глубокая обеспокоенность по поводу героизации в любой форме нацистского движения, неонацизма и бывших членов организации «Ваффен СС», в том числе в форме сооружения памятников и мемориалов и проведения публичных демонстраций в целях прославления нацистского прошлого, нацистского движения и неонацизма, а также посредством объявления или попыток объявить членов указанной организации и тех, кто боролся против антигитлеровской коалиции, сотрудничал с нацистским движением и совершал военные преступления и преступления против человечности, участниками национально-освободительных движений (пункт 5).

В Резолюции особо отмечена рекомендация Специального докладчика в адрес государств запретить любые торжественные чествования – как официального, так и неофициального характера – нацистского режима, его союзников и связанных с ними организаций, поскольку подобные виды практики оскорбляют память бесчисленных жертв Второй мировой войны и оказывают негативное влияние на детей и молодежь; в этой связи государствам необходимо принять в соответствии с международным правом в области прав человека меры по противодействию любому чествованию нацистской организации СС и всех ее составных частей, включая «Ваффен СС»; отсутствие эффективного противодействия со стороны государств подобным видам практики несовместимо с обязательствами государств – членов Организации Объединенных Наций по ее Уставу (пункт 13).

Государствам рекомендовано принять надлежащие конкретные меры, в том числе в законодательной области и в сфере образования, в соответствии с их международными обязательствами в области прав человека, с тем чтобы предотвратить пересмотр итогов Второй мировой войны и отрицание преступлений против человечности и военных преступлений, совершенных во время Второй мировой войны (пункт 19 Резолюции).

В Законе получили развитие правовые основы обеспечения недопустимости действий по реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников, установленные также модельным законом «О недопустимости действий по реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников», принятым постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств от 17 мая 2012 года.

В решении Конституционного Суда от 8 июля 2019 г. по Закону Республики Беларусь «Об изменении Уголовного кодекса Республики Беларусь» указано, что введение уголовной ответственности за публичную реабилитацию нацизма обусловлено повышенной степенью опасности такой деятельности, которая преследует своей целью изменение сознания и воли значительного количества людей, подмену их ценностных ориентиров, формирование у них чувства социальной вражды, склонение к социально деструктивному поведению.

Конституционный Суд подтверждает данный вывод и отмечает, что осуществление экстремистской деятельности путем реабилитации нацизма является одной из проблем современности, поскольку без социального, национального, межрелигиозного согласия в обществе невозможно обеспечение правопорядка, спокойствия и уверенности граждан в том, что государство способно гарантировать их права, свободы, законные интересы независимо от пола, расы, национальности и др. Необходимостью принятия надлежащих мер в разных сферах общественной жизни, включая законодательную сферу, обусловлено принятие Закона, нормами которого устанавливаются правовые основы деятельности по недопущению реабилитации нацизма.

3. Статьей 1 Закона закрепляются основные термины, применяемые в данном Законе, – «нацизм», «нацистские преступники», «пособники нацистских преступников», «нацистская символика и атрибутика», «реабилитация нацизма», а также их определения.

Так, нацистская символика и атрибутика определяется как флаги, гимны и иные музыкальные произведения, атрибуты униформы, свастики, эмблемы, символы, вымпелы, значки и другие отличительные знаки или их копии, использовавшиеся Национал-социалистской рабочей партией Германии, Национальной фашистской партией Италии, другими государственными, военными и иными структурами либо организациями, сотрудничавшими с такими структурами на оккупированной территории СССР в годы Второй мировой войны, если эти структуры и организации признаны преступными либо виновными в совершении преступлений приговором Международного военного трибунала либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала, а также другими организациями, сотрудничавшими с такими структурами и организациями, а равно изображения лиц, признанных этими трибуналами виновными.

Под реабилитацией нацизма понимаются действия, совершенные публично либо с использованием публично демонстрируемого произведения, или средств массовой информации, или глобальной компьютерной сети Интернет, или иной информационной сети, выражающиеся в: оправдании идеологии (доктрины) и практики нацизма, признании их правильными, нуждающимися в поддержке и достойными подражания, а также в распространении идеологии нацизма; одобрении или отрицании преступлений против мира и безопасности человечества, военных и других преступлений, установленных приговором Международного военного трибунала либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала; оправдании лиц и (или) структур либо организаций, признанных преступными либо виновными в совершении преступлений приговором Международного военного трибунала либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала, а равно сотрудничавших с такими лицами и (или) структурами либо организациями на оккупированной территории СССР в годы Второй мировой войны политических и военных организаций, а также лиц, участвовавших в деятельности таких политических и военных организаций и исполнявших либо умышленно содействовавших исполнению преступных приказов указанных выше лиц и (или) структур либо организаций, в любой форме; героизации нацистских преступников и их пособников – преднамеренном прославлении их, а также совершенных ими преступлений.

Проверяя конституционность приведенных положений Закона, Конституционный Суд отмечает, что осуществление правом функции эффективного регулятора общественных отношений возможно лишь при условии единообразного понимания и применения правовых норм всеми правоприменителями, что обусловливает необходимость соблюдения в законотворчестве принципа правовой определенности, предполагающего ясность, точность, непротиворечивость, логическую согласованность правовых норм.

Нормы Закона, закрепляющие применяемые в нем основные термины и их определения, обеспечивают реализацию конституционного принципа верховенства права (часть первая статьи 7 Конституции), упреждают неоднозначное понимание и неправомерное применение законодательства по недопущению реабилитации нацизма, ориентируют правоприменителей на неукоснительное соблюдение конституционно-правового режима.

4. Положениями главы 2 Закона определяются субъекты противодействия реабилитации нацизма, их компетенция, полномочия других государственных органов и иных организаций в области противодействия реабилитации нацизма (статьи 6–8).

Так, в соответствии с частями первой и второй статьи 6 Закона общее руководство деятельностью по противодействию реабилитации нацизма осуществляют Президент Республики Беларусь и Совет Министров Республики Беларусь; координация деятельности субъектов противодействия реабилитации нацизма осуществляется в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь, с учетом положений этого Закона.

Данным нормам корреспондируют положения статьи 13 Закона, устанавливающие, что контроль за деятельностью субъектов противодействия реабилитации нацизма осуществляют Президент Республики Беларусь, а также Совет Министров Республики Беларусь в пределах своих полномочий.

Конституционный Суд считает, что указанные положения Закона соответствуют нормам статей 84 и 107 Конституции, закрепляющим полномочия Президента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь.

Статьей 7 Закона предусматривается компетенция субъектов противодействия реабилитации нацизма:

органы внутренних дел осуществляют координацию деятельности субъектов противодействия реабилитации нацизма, других государственных органов и иных организаций, в том числе в части полноты и своевременности реализации ими своих полномочий в области противодействия реабилитации нацизма (часть первая);

органы прокуратуры при выявлении фактов нарушения законодательства в области противодействия реабилитации нацизма, а равно при получении сведений о таких фактах реализуют полномочия по противодействию реабилитации нацизма в соответствии с данным Законом и иными актами законодательства, а также осуществляют уголовное преследование лиц, совершивших преступления, связанные с реабилитацией нацизма, и иные полномочия в соответствии с законодательством (часть четвертая);

Следственный комитет осуществляет уголовное преследование лиц, совершивших преступления, связанные с реабилитацией нацизма, в соответствии с законодательными актами (часть пятая);

Министерство юстиции, соответствующие управления юстиции, республиканский орган государственного управления по делам религий и национальностей, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соответствием деятельности политических партий, профессиональных союзов, других общественных объединений, религиозных организаций законодательству о противодействии реабилитации нацизма и их уставам (часть седьмая).

В системной взаимосвязи с приведенными находятся нормы Закона, устанавливающие, что надзор за исполнением законодательства в области противодействия реабилитации нацизма осуществляют Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры (статья 14); за реабилитацию нацизма, пропаганду или публичное демонстрирование, в том числе с использованием глобальной компьютерной сети Интернет либо иной информационной сети, изготовление, распространение нацистской символики и атрибутики, а равно хранение или приобретение такой символики и атрибутики в целях распространения граждане несут ответственность в соответствии с законодательными актами (статья 15).

Конституционный Суд отмечает, что общественные отношения, связанные с противодействием реабилитации нацизма, носят публичный характер, в связи с чем осуществляемое законодательное регулирование, обеспечивающее охрану публичных интересов (основ конституционного строя, законности, правопорядка, национальной безопасности, гражданского согласия), согласуется с положениями части третьей статьи 1, части второй статьи 59, статьи 125 Конституции, а нормы Закона, устанавливающие ответственность граждан за реабилитацию нацизма, предусматривающие осуществление контроля за соответствием деятельности политических партий, профессиональных союзов, других общественных объединений, религиозных организаций законодательству о противодействии реабилитации нацизма и их уставам, соответствуют части второй статьи 2, части третьей статьи 5, части третьей статьи 16, статьям 52 и 53 Конституции.

5. В Послании Конституционного Суда Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2018 году» отмечено, что правосознание общества объединяет различные социальные, национальные и иные интересы, идеологические и морально-нравственные ориентиры для поиска компромисса и согласия в достижении конституционной цели – утверждения Республики Беларусь суверенным демократическим социальным правовым государством. Для реализации конституционных целей и ценностей необходима система мер общегосударственной, общенациональной, общегражданской поддержки, основанной на принципе взаимного доверия власти и народа. Конституционный Суд указал, что идея утверждения современного конституционализма должна находиться в основе общественного правосознания, реализовываться на всех уровнях правового воспитания и формирования личности как гражданина, осознанно и добровольно соблюдающего законы своей страны, способного проявлять конституционный патриотизм при защите ценностей и идеалов Конституции.

Законом (статья 4) устанавливается, что недопущение реабилитации нацизма осуществляется посредством: гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи, формирования у граждан духовно-нравственных ценностей, гражданственности и патриотизма; осуществления профилактических мер; предупреждения, выявления и пресечения реабилитации нацизма.

Согласно статье 9 Закона обязанность осуществлять профилактические меры, направленные на предупреждение реабилитации нацизма, возлагается на государственные органы, в том числе местные исполнительные и распорядительные органы, а в качестве основных направлений профилактики реабилитации нацизма определяются: мониторинг соблюдения законодательства в части недопущения реабилитации нацизма; формирование в обществе нетерпимости к нацизму и его реабилитации; создание и распространение, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет, информационной продукции в целях недопущения реабилитации нацизма; противодействие реабилитации нацизма при увековечении памяти погибших; содействие способствующей прославлению победы в Великой Отечественной войне деятельности в области театрального, музыкального, циркового и изобразительного искусства, библиотечного дела, кинематографической деятельности, музейного дела, организации и проведения культурно-зрелищных и иных культурных мероприятий, издательского дела, образовательной и научной деятельности.

Статьей 10 Закона предусматривается, что мониторинг соблюдения законодательства в части недопущения реабилитации нацизма, в том числе учредителями, редакциями средств массовой информации, владельцами интернет-ресурсов, журналистами, авторами информационных сообщений и материалов, осуществляется в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Конституционный Суд считает, что приведенные положения Закона основываются на нормах Конституции, обязывающих каждого беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности (статья 54); определяющих, что защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь (часть первая статьи 57); возлагающих на государственные органы, должностных и иных лиц, которым доверено исполнение государственных функций, обязанность в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (часть вторая статьи 59).

Конституционный Суд отмечает, что наряду с устанавливаемым законодательным регулированием важным условием недопущения реабилитации нацизма является формирование в обществе конституционного правосознания и конституционного мышления как обязательного условия утверждения конституционализма. Для наполнения конституционных принципов и норм практическим содержанием они должны быть не только отражены в законодательстве, но и стать определяющей частью общественного правосознания.

При этом не только государственные органы, должностные лица обязаны действовать в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Необходимо, чтобы граждане также знали и уважали Конституцию, осмысленно воспринимали ее фундаментальные ценности и принципы, поскольку посредством конституционного правосознания находят воплощение знание основополагающих принципов организации и жизнедеятельности общества и государства, умение личности осознанно и с позиций Основного Закона реализовывать свои конституционные права и исполнять обязанности.

6. Конституция, определяя, что Республика Беларусь как демократическое правовое государство должна защищать свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивать законность и правопорядок; гарантировать права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства; принимать все доступные меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (части первая и третья статьи 1, часть третья статьи 21, часть первая статьи 59), устанавливает возможность ограничения прав и свобод личности только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (часть первая статьи 23).

Приведенные конституционные положения соотносятся со стандартами, закрепленными в международно-правовых актах, которые, провозглашая право каждого человека на свободу мысли, совести и религии, на свободу убеждений и свободу их выражения, одновременно устанавливают, что осуществление этих прав и свобод может быть сопряжено с определенными ограничениями, предусмотренными законом и необходимыми в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц (статьи 18 и 19, пункт 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека; статьи 18 и 19 Международного пакта о гражданских и политических правах).

Статьей 12 Закона определяются меры противодействия реабилитации нацизма, к которым относятся: официальное предупреждение; предписание; приостановление деятельности организации, представительства иностранной или международной организации, индивидуального предпринимателя, деятельность которых направлена на реабилитацию нацизма; признание организации, зарегистрированной на территории Республики Беларусь, деятельность которой направлена на реабилитацию нацизма, экстремистской, запрещение ее деятельности и ликвидация такой организации; признание деятельности индивидуального предпринимателя, деятельность которого направлена на реабилитацию нацизма, экстремистской и ее прекращение; противодействие деятельности экстремистских формирований, деятельность которых направлена на реабилитацию нацизма; запрещение деятельности экстремистских иностранных и международных организаций, деятельность которых направлена на реабилитацию нацизма; противодействие финансированию реабилитации нацизма; иные меры противодействия реабилитации нацизма, предусмотренные законодательством о противодействии экстремизму.

В решении Конституционного Суда от 9 июля 2019 г. по Закону Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О противодействии экстремизму» отмечено, что социально деструктивная роль идеологии и практики нацизма выражается в том, что они направлены на подрыв основ демократического правового государства, конституционного строя, угрожают безопасности и спокойствию граждан, порождают мировоззрение нетерпимости, ненависти и устрашения, поощряющего и оправдывающего готовность использовать радикальные средства для достижения противоправных целей, что может повлечь возникновение социальных волнений, вооруженных конфликтов, посягательств на материальные и духовные ценности общества, причинение нравственных страданий людям, особенно участникам Великой Отечественной войны и лицам, чьи родственники погибли либо пострадали во время этой войны.

Конституционный Суд считает, что содержанием закрепленных Конституцией основ конституционного строя обусловлена потребность принятия адекватных мер, направленных на ее защиту, включая обязанность государства по установлению необходимых для этого правовых механизмов, в связи с чем положения Закона, определяющие меры противодействия реабилитации нацизма, соответствуют Конституции и международно-правовым стандартам в области обеспечения и защиты прав и свобод человека.

Таким образом, устанавливаемое нормами Закона правовое регулирование общественных отношений по недопущению реабилитации нацизма обеспечивает реализацию конституционного принципа верховенства права, положений Конституции о защите конституционного строя, об обеспечении законности и правопорядка, национальной безопасности, гражданского согласия, о гарантировании прав, свобод и защиты интересов каждого.

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках компетенции в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

На основании изложенного Конституционный Суд считает, что Закон по содержанию норм, форме акта, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия соответствует Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:

1. Признать Закон Республики Беларусь «О недопущении реабилитации нацизма» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.

 

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь

П.П.Миклашевич

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.