Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 28.10.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

30 апреля 2021 г. № Р-1267/2021

О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам трудовых отношений»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам трудовых отношений».

Заслушав судью-докладчика Сергееву О.Г., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам трудовых отношений» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам трудовых отношений» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 16 апреля 2021 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 21 апреля 2021 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования правового регулирования общественных отношений, складывающихся при осуществлении работниками трудовой деятельности, направленного на обеспечение национальной безопасности, защиту общественного порядка, прав и свобод других лиц.

Законом вносятся изменения в ряд статей Трудового кодекса Республики Беларусь и Закона Республики Беларусь «О промышленной безопасности».

1. Конституционный Суд в пределах своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов проводит проверку Закона исходя из положений Конституции:

предусматривающих, что Республика Беларусь – социальное правовое государство, обеспечивающее законность и правопорядок (части первая и третья статьи 1), которое ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности; гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией (часть вторая статьи 2);

устанавливающих, что государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть третья статьи 21);

определяющих, что гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, а также на здоровые и безопасные условия труда; граждане имеют право на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров (соглашений) и право на забастовку (части первая и третья статьи 41).

Руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд проверяет конституционность Закона на его соответствие Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.

2. Положениями Закона (пункты 1–4 статьи 1) уточняется правовое регулирование прекращения трудового договора, предусмотренное Трудовым кодексом Республики Беларусь (далее – ТК).

2.1. Пункт 7 статьи 42 ТК, которым устанавливаются основания расторжения трудового договора, заключенного на неопределенный срок, а также срочного трудового договора до истечения срока его действия по инициативе нанимателя в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей, признаваемого таковым в соответствии с законодательными актами, дополняется следующими основаниями увольнения по инициативе нанимателя: отсутствие на работе в связи с отбыванием административного взыскания в виде административного ареста, препятствующего исполнению трудовых обязанностей; принуждение работников к участию в забастовке, создание другим работникам препятствий для выполнения их трудовых обязанностей, призыв работников к прекращению выполнения трудовых обязанностей без уважительных причин; участие работника в незаконной забастовке, а также при иных формах отказа работника от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) без уважительных причин (пункт 1 статьи 1 Закона).

Расторжение трудового договора по вышеуказанным основаниям, согласно изменениям, вносимым пунктом 2 статьи 1 Закона в статью 46 ТК, производится без предварительного уведомления соответствующего профессионального союза, а также без обязательного предварительного согласия соответствующего профессионального союза в случаях, если коллективными договорами, соглашениями предусмотрено предварительное согласие на расторжение трудового договора по инициативе нанимателя.

Кроме того, дополнением, вносимым в часть пятую статьи 49 ТК, устанавливается право нанимателя отстранить от работы работника в случае, если работник призывает других работников к прекращению выполнения трудовых обязанностей без уважительных причин (пункт 4 статьи 1 Закона).

Конституционный Суд отмечает, что осуществляемым правовым регулированием обеспечиваются осознанное и ответственное отношение работников к исполнению обязанностей, возложенных на них законодательством о труде в связи с заключением трудового договора, в том числе обязанности добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, иным документам, регламентирующим вопросы дисциплины труда, выполнять письменные и устные приказы (распоряжения) нанимателя, не противоречащие законодательству; обязанности не допускать действий, препятствующих другим работникам выполнять их трудовые обязанности (пункты 1–3 части первой статьи 53 ТК), что соразмерно защищаемым правам и законным интересам других работников, нанимателей и иных граждан.

Изменение Законом правового регулирования оснований и правил расторжения трудового договора по инициативе нанимателя способствует также реализации нанимателем правомочий в сфере управления трудом в целях осуществления эффективной экономической деятельности (часть четвертая статьи 13, часть вторая статьи 44 Конституции), обеспечению нанимателем в отношении всех работников условий труда, предусмотренных законодательством о труде, локальными правовыми актами и соглашением сторон, реализации одного из основных прав нанимателя – права требовать от работников выполнения условий трудового договора и правил внутреннего трудового распорядка (пункт 5 статьи 12 ТК), а также исполнению обязанностей по организации труда работников, в том числе рациональному использованию труда работников, обеспечению производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которых наниматели (уполномоченное должностное лицо нанимателя) несут ответственность, предусмотренную ТК и иными законодательными актами (пункты 1 и 2 части первой, часть третья статьи 55 ТК).

Конституционный Суд считает, что приведенные выше нормы Закона приняты законодателем в рамках его конституционных полномочий (пункт 2 части первой статьи 97, пункт 1 части первой статьи 98 Конституции), реализуют положения Конституции о гарантировании гражданам Республики Беларусь права на труд (часть первая статьи 41), об обязанности каждого уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц (статья 53) и не препятствуют работникам, другим лицам обратиться за защитой своих прав и свобод в суд (часть первая статьи 60).

При этом Конституционный Суд обращает внимание правоприменителей, что реализация предусматриваемых Законом норм об основаниях прекращения трудового договора по инициативе нанимателя является правом нанимателя на принятие решения об увольнении работников, а не обязанностью; увольнение представляет собой крайнюю, наиболее тяжелую по последствиям меру дисциплинарного взыскания, поэтому, учитывая социальный характер государства, от нанимателя требуются полная и всесторонняя оценка обстоятельств допущенного работником нарушения, учет предшествующей работы и поведения на производстве, тяжести дисциплинарного проступка, исключающие возможность применения более мягких мер дисциплинарного взыскания.

Данная позиция о необходимости обеспечения объективного выяснения фактических обстоятельств, которые могут послужить основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности, относится и к части второй статьи 199 ТК, излагаемой в редакции, согласно которой не только отказ работника от дачи письменного объяснения, но и невозможность получения от него объяснения по поводу совершенного дисциплинарного проступка не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания и оформляется актом с указанием присутствовавших при этом свидетелей (пункт 6 статьи 1 Закона).

Конституционный Суд отмечает, что новая редакция части второй статьи 199 ТК в системной связи с частью первой указанной статьи, обязывающей нанимателя до применения дисциплинарного взыскания затребовать письменное объяснение работника и имеющей гарантийный характер, предполагает принятие нанимателем достаточных мер, чтобы тем самым предотвратить возможность его произвольного усмотрения, необоснованного применения дисциплинарного взыскания, принимая во внимание положения Конституции о том, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства; обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь – высшая цель государства (часть первая статьи 2, часть первая статьи 21).

2.2. Пунктом 3 статьи 1 Закона статья 47 ТК, предусматривающая дополнительные основания прекращения трудового договора с некоторыми категориями работников при определенных условиях, дополняется нормой, согласно которой трудовой договор может быть прекращен в случае нарушения работником порядка сбора, систематизации, хранения, изменения, использования, обезличивания, блокирования, распространения, предоставления, удаления персональных данных.

Одновременно данные нарушения в работе с персональными данными относятся к дисциплинарному проступку, за совершение которого в соответствии с пунктом 4 части первой статьи 198 ТК может быть применено увольнение как мера дисциплинарного взыскания (пункт 5 статьи 1 Закона).

Всеобщая декларация прав человека (статья 12), Международный пакт о гражданских и политических правах (статья 17), провозглашая права и свободы человека и призывая государства содействовать уважению и обеспечению этих прав и свобод, предусматривают право каждого человека на защиту закона от произвольного вмешательства или посягательств на его личную и семейную жизнь, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию.

Конституционный Суд считает, что осуществляемое Законом правовое регулирование дисциплинарной ответственности обеспечивает упреждение нарушения работниками установленного законодательными актами порядка защиты персональных данных, позволяющих идентифицировать физическое лицо, поскольку при определении законных способов работы с информацией конфиденциального характера законодатель правомочен предусматривать условия работы с ней, чтобы обеспечить превентивную защиту лиц, правам и законным интересам которых может быть причинен вред при несоблюдении этих условий, а также устанавливать соответствующие меры юридической ответственности (пункт 2 части первой статьи 97, пункт 1 части первой статьи 98 Конституции), и согласуется с положениями частей первой и третьей статьи 21, а также статьи 52 Конституции, возлагающей на каждого, кто находится на территории Республики Беларусь, обязанность соблюдать ее Конституцию, законы; создает правовой механизм реализации конституционной нормы о праве каждого на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство (статья 28 Конституции); соответствует международным стандартам прав человека в данной сфере.

3. Положениями пунктов 8 и 9 статьи 1 Закона уточняются правила проведения забастовки.

3.1. Согласно Конституции граждане имеют право на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на забастовку (часть третья статьи 41).

В развитие данного конституционного положения законодателем урегулированы порядок принятия решения о проведении забастовки, ее прекращения, обязанности сторон во время забастовки и правовое положение работников во время забастовки (статьи 388–399 ТК).

Частью первой статьи 388 ТК забастовка определена как временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. При этом статьей 377 ТК предусмотрено, что коллективный трудовой спор – неурегулированные разногласия сторон коллективных трудовых отношений по поводу установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников, заключения, изменения, дополнения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений.

Для более полного законодательного регулирования сущности забастовки статья 388 ТК дополняется нормой о том, что при проведении забастовки запрещается выдвижение политических требований (пункт 8 статьи 1 Закона). Это согласуется с частью второй статьи 22 Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах», устанавливающей, что при проведении забастовок по инициативе профессиональных союзов запрещается выдвижение политических требований.

Конституционный Суд считает, что дополнение Законом статьи 388 ТК указанной нормой обеспечивает уяснение основной цели забастовки – разрешение коллективного трудового спора, то есть неурегулированных разногласий в сфере социально-экономических интересов, а не политических, разрешение которых должно осуществляться другими предусмотренными законодательством способами, и к компетенции нанимателя как стороны коллективного трудового спора не относится, соответствует части третьей статьи 41 Конституции, а также реализует принцип правовой определенности, являющийся неотъемлемым элементом конституционного принципа верховенства права (часть первая статьи 7 Конституции).

3.2. Пунктом 9 статьи 1 Закона из части четвертой статьи 395 ТК исключается положение, согласно которому решение областного (Минского городского) суда о признании незаконными забастовки или решения о ее проведении подлежит немедленному исполнению после вступления его в законную силу.

Конституционный Суд отмечает, что данное изменение законодательной нормы обеспечивает оперативное исполнение судебного постановления, что необходимо для минимизации последствий проведения незаконной забастовки, в том числе для экономики страны, и поэтому согласно пункту 1 статьи 394 ТК во взаимосвязи со статьей 395 ТК обязывает участников забастовки прекратить ее и приступить к работе на следующий день после признания забастовки незаконной. При этом немедленное исполнение решения о признании забастовки незаконной не означает, что ее участники могут быть исключены из сферы действия конституционного права на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство.

Устанавливаемое Законом правовое регулирование способствует стабильности общественных отношений в сфере труда, согласуется с нормами Конституции: частью первой статьи 59 – об обязанности государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией, частью первой статьи 60 – о гарантировании судебной защиты, учитывая возможность в соответствии с частью третьей статьи 115 Конституции обжаловать решение областного (Минского городского) суда.

Конституционный Суд также обращает внимание, что в соответствии с принципом правовой определенности законодатель предусматривает в Законе Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам противодействия экстремизму» дополнение статьи 313 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, в которой установлен перечень решений суда первой инстанции, подлежащих немедленному исполнению, указанием на решения о признании забастовки незаконной. Тем самым обеспечивается системность и комплексность правового регулирования общественных отношений законами различной отраслевой принадлежности, единообразное применение на практике правовых норм, отсутствие в нормативных правовых актах пробелов и коллизий.

4. Законом (статья 2) статья 26 Закона Республики Беларусь «О промышленной безопасности», предусматривающая обязанности субъектов промышленной безопасности, работников субъекта промышленной безопасности, дополняется частью, согласно которой работники субъекта промышленной безопасности, имеющего опасные производственные объекты, не вправе принимать участие в забастовках. Данное положение Закона, устанавливаемое в отношении работников указанного субъекта, ограничивает закрепленное частью третьей статьи 41 Конституции право граждан на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на забастовку.

Возможность ограничения права на забастовку отдельных категорий работников, в том числе работников субъекта промышленной безопасности, с учетом характера их деятельности, последствий, которые могут наступить в результате прекращения ими выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично), следует из положений Конституции, определяющих для законодателя рамки ограничений: ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (часть первая статьи 23); каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц (статья 53).

Допустимость установления законом ограничения реализации права на забастовку в той мере, в какой это необходимо в интересах национальной безопасности, общественного порядка, здоровья населения, прав и свобод других лиц, закреплена частью третьей статьи 388 ТК.

Конституционное предписание об условиях ограничения законом прав и свобод личности корреспондирует общепризнанным принципам и нормам международного права, относящим регламентацию права на забастовку к сфере внутреннего законодательства. Так, согласно Всеобщей декларации прав человека при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (пункт 2 статьи 29).

В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, предусматривающем допустимость ограничения права на забастовки для лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции или администрации государства, в отношении других лиц отмечается, что право на забастовки обеспечивается при условии его осуществления в соответствии с законами страны (подпункт «d» пункта 1, пункт 2 статьи 8); законами могут устанавливаться ограничения пользования правами в соответствии с названным Пактом только постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе (статья 4).

Деятельность в области промышленной безопасности, осуществляемая ее субъектами – юридическими лицами, иными организациями, индивидуальными предпринимателями, связана с наличием и эксплуатацией опасных производственных объектов и (или) потенциально опасных объектов, технических устройств, обеспечивающих эксплуатацию объектов и непосредственно влияющих на состояние промышленной безопасности. Опасные производственные объекты – это в том числе объекты и производства с химическими, физико-химическими, физическими процессами, где возможно образование взрывоопасных сред, получаются, используются, хранятся, перерабатываются, транспортируются опасные вещества (аммиак, хлор, воспламеняющиеся и горючие газы, горючие жидкости).

В свою очередь, согласно абзацу восьмому статьи 1 Закона «О промышленной безопасности» промышленная безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от возникновения аварий и инцидентов, обеспеченное комплексом организационных и технических мероприятий, установленных данным Законом и иными актами законодательства.

Конституционный Суд отмечает, что любые обстоятельства, которые могут нарушить нормальное функционирование опасных производственных объектов и (или) потенциально опасных объектов, вызвать разрушение данных объектов, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ, отказ в работе или повреждение потенциально опасных объектов, технических устройств, которые применяются при эксплуатации таких объектов, отклонение от параметров, обеспечивающих безопасность ведения технологического процесса, не приводящие к аварии, затрагивают и угрожают жизненно важным интересам личности и общества, законным интересам юридических лиц и иных организаций, безопасности окружающей среды, в связи с чем введение ограничения реализации права на забастовку работников субъекта промышленной безопасности имеет обоснованный характер, социально оправданно, является необходимым для защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц и организаций, окружающей среды и соразмерным конституционно признаваемым целям такого ограничения, согласуется с частью первой статьи 23, статьей 53 Конституции, а также с нормами международно-правовых актов.

Конституционный Суд считает, что положения Закона, которыми в целях обеспечения национальной безопасности, защиты общественного порядка, конституционных прав и законных интересов граждан и организаций предусматривается дальнейшее системное правовое регулирование отношений в сфере труда, обеспечивающее укрепление дисциплины труда, соответствуют нормам Конституции.

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97, пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

На основании изложенного Конституционный Суд считает, что по содержанию норм, форме акта, порядку принятия и с точки зрения разграничения компетенции между государственными органами Закон соответствует Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:

1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам трудовых отношений» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь

П.П.Миклашевич

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.