Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 28.10.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

30 апреля 2021 г. № Р-1263/2021

О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам противодействия экстремизму»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам противодействия экстремизму».

Заслушав судью-докладчика Данилюка С.Е., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам противодействия экстремизму», Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам противодействия экстремизму» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 16 апреля 2021 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 21 апреля 2021 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования законодательства в области противодействия экстремизму, в том числе пропаганде экстремизма и распространению экстремистских материалов, включая экстремистскую символику и атрибутику.

1. Конституционный Суд в рамках своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов оценивает конституционность Закона исходя из норм Конституции:

устанавливающих, что Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику; защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок (части вторая и третья статьи 1);

определяющих, что любые действия по изменению конституционного строя и достижению государственной власти насильственными методами, а также путем иного нарушения законов Республики Беларусь наказываются согласно закону (часть вторая статьи 3);

запрещающих создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды (часть третья статьи 5);

предусматривающих, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (часть первая статьи 8);

гарантирующих права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть третья статьи 21), в том числе свободу мнений, убеждений и их свободное выражение (часть первая статьи 33);

устанавливающих обязанность государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).

Указанные конституционные нормы корреспондируют с положениями международно-правовых актов в области прав человека, которые, декларируя право каждого на свободу мысли, совести, вероисповедания, свободу объединений, свободное выражение своего мнения, вместе с тем предусматривают, что всякое распространение идей, основанных на расовом превосходстве или ненависти, любое подстрекательство к дискриминации или насилию, разжигание национальной, религиозной либо социальной вражды или розни должны быть запрещены законом. Данные стандарты закреплены в таких международно-правовых актах, как Всеобщая декларация прав человека 1948 года (статьи 2, 7, 18 и 19), Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года (статьи 19, 20, 25 и 26), Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года, Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 года (статьи 10, 11 и 20), а также в Декларации Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 1981 года, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года (статьи 9, 10 и 14) и др.

В развитие положений Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 года, принятой в рамках Шанхайской организации сотрудничества (Республика Беларусь имеет статус государства-наблюдателя с 2015 года), в Конвенции Шанхайской организации сотрудничества по противодействию экстремизму от 9 июня 2017 года, определяющей экстремизм как идеологию и практику, направленные на разрешение политических, социальных, расовых, национальных и религиозных конфликтов путем насильственных и иных антиконституционных действий, заявлено, что государства – члены Шанхайской организации сотрудничества решительно осуждают экстремизм в любых его формах и проявлениях и подтверждают недопустимость публичных призывов и подстрекательства к экстремизму, признают, что деяния, охватываемые данной Конвенцией, ни при каких обстоятельствах не могут быть оправданы, а лица, виновные в совершении таких деяний, должны быть привлечены к ответственности (преамбула, статья 2).

В целях дальнейшего развития вышеприведенных конституционных положений, соблюдения международных стандартов и реализации международно-правовых обязательств Республики Беларусь в области прав человека статьей 2 Закона Закон Республики Беларусь «О противодействии экстремизму» излагается в новой редакции (далее – Закон о противодействии экстремизму).

Проверяя конституционность Закона, Конституционный Суд, руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», устанавливает соответствие его Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.

2. Экстремизм как приверженность крайним взглядам и методам действий для достижения своих целей представляет собой реальную угрозу конституционному строю, национальной безопасности, общественному порядку, правам и свободам граждан.

Конституционный Суд отмечает, что, исходя из провозглашенной в Конституции Республики Беларусь цели обеспечения гражданского согласия (преамбула) во взаимосвязи с установленным запретом на создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды (часть третья статьи 5), а также основываясь на конституционном положении о признании Республикой Беларусь приоритета общепризнанных принципов международного права и обеспечении соответствия им законодательства (часть первая статьи 8), Республика Беларусь противодействует любым проявлениям экстремизма как идеологии и практики нетерпимости и ненависти, допускающим использование крайних мер для достижения противоправных целей.

В Законе о противодействии экстремизму уточняются определения применяемых в данном Законе терминов «экстремизм (экстремистская деятельность)», «экстремистские материалы», закрепляются определения терминов «экстремистское формирование», «экстремистская символика и атрибутика» (статья 1).

2.1. Так, экстремизм (экстремистская деятельность) определяется как деятельность граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства либо политических партий, профессиональных союзов, других общественных объединений, религиозных и иных организаций, в том числе иностранных или международных организаций или их представительств, формирований и индивидуальных предпринимателей по планированию, организации, подготовке и совершению посягательств на независимость, территориальную целостность, суверенитет, основы конституционного строя, общественную безопасность путем: насильственного изменения конституционного строя и (или) территориальной целостности Республики Беларусь; захвата или удержания государственной власти неконституционным путем; создания экстремистского формирования либо участия в экстремистском формировании; содействия осуществлению экстремистской деятельности, прохождения обучения или иной подготовки для участия в такой деятельности; распространения в этих целях заведомо ложных сведений о политическом, экономическом, социальном, военном или международном положении Республики Беларусь, правовом положении граждан в Республике Беларусь, дискредитирующих Республику Беларусь; оскорбления в этих целях представителя власти в связи с исполнением им служебных обязанностей, дискредитации органов государственной власти и управления, а также путем совершения иных противоправных действий, указанных в части первой статьи 1 Закона о противодействии экстремизму.

2.2. Нормами Закона о противодействии экстремизму устанавливается, что экстремистские материалы – символика и атрибутика, информационная продукция (печатные, аудио-, аудиовизуальные и другие информационные сообщения и (или) материалы, плакаты, портреты, транспаранты и иная наглядная агитация, рекламная продукция), предназначенные для публичных демонстрации, использования и распространения либо распространенные любым способом в целях вовлечения в экстремистскую деятельность и ее пропаганды и признанные экстремистскими материалами по решению суда; экстремистская организация – организация, осуществляющая экстремистскую деятельность, либо оказывающая иное содействие экстремистской деятельности, либо признающая возможность ее осуществления в своей деятельности, либо финансирующая экстремистскую деятельность, в отношении которой принято и вступило в законную силу решение суда о признании ее экстремистской (части вторая и третья статьи 1).

Приведенные определения основных терминов, применяемых в Законе о противодействии экстремизму, нормативно закрепляют содержание различных проявлений экстремистской деятельности исходя из степени их общественной опасности для государственных и общественных интересов.

Оценивая конституционность данных законоположений, Конституционный Суд отмечает следующее.

Конституцией установлено, что каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение (часть первая статьи 33). В связи с этим свобода выражения мнений и убеждений является необходимым условием конституционного развития демократического государства, основанного на соблюдении прав человека и верховенстве права, относится к базовым ценностям общества и государства.

В соответствии с положениями Конституции, согласно которым человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 2), для реализации прав человека на жизнь, свободу, неприкосновенность и достоинство личности (часть первая статьи 24, часть первая статьи 25) государство, будучи ответственным перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности (часть вторая статьи 2), при обеспечении законности и правопорядка (часть третья статьи 1) принимает меры по противодействию экстремизму, ограничивающие право граждан на свободу мнений, убеждений и их свободное выражение.

Конституционный Суд отмечает, что Парламент, являющийся представительным и законодательным органом Республики Беларусь, наделен правом рассматривать проекты законов, в том числе об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан, об уголовной ответственности (часть первая статьи 90, пункт 2 части первой статьи 97, пункт 1 части первой статьи 98 Конституции). Данное конституционное право, по мнению Конституционного Суда, означает наличие у органа законодательной власти необходимых дискреционных полномочий по регламентации вопросов реализации гражданами Республики Беларусь прав и свобод исходя из требований части первой статьи 23 Конституции, допускающей ограничение прав и свобод личности только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. В рамках предоставленных дискреционных полномочий законодатель определяет, какие из деяний с учетом степени их общественной опасности, тяжести последствий и иных обстоятельств подлежат запрету.

Конституционный Суд считает, что устанавливаемый Законом судебный порядок признания материалов и организаций экстремистскими, исключающий аналогичные полномочия других государственных органов и должностных лиц, является дополнительной гарантией защиты прав и свобод человека, предусмотренной статьей 60 Конституции, и соответствует международно-правовым стандартам в области отправления правосудия (статьи 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека, статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, статья 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод), при соблюдении которых обеспечиваются демократическая практика и законность.

При этом Конституционный Суд подтверждает ранее высказанную в своем решении от 12 апреля 2016 г. № Р-1029/2016 правовую позицию, в которой обращено внимание судов общей юрисдикции на необходимость обеспечения верховенства права и конституционных положений, гарантирующих основные права и свободы граждан, при рассмотрении конкретных уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности, имея в виду, что критика каких-либо действий представителей государственной власти или иных должностных лиц является неотъемлемым атрибутом демократического государства, поскольку это необходимо для обеспечения открытости государственных органов, повышения эффективности их работы и качества обеспечения жизнедеятельности населения; такая критика сама по себе не должна рассматриваться как проявление экстремизма, если она не переходит грань, отделяющую гарантируемые каждому свободу мнений, убеждений и их свободное выражение (часть первая статьи 33 Конституции) от совершения противоправных действий, предусмотренных законодательством.

3. Законом предусматривается ряд изменений, обусловленных необходимостью повышения эффективности противодействия экстремизму.

Так, расширяется перечень субъектов противодействия экстремизму путем включения в него республиканских органов государственного управления в сфере культуры, образования, по делам религий и национальностей, а также Национальной академии наук Беларуси, органов юстиции, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, местных исполнительных и распорядительных органов (часть третья статьи 6 Закона о противодействии экстремизму).

Частью первой статьи 7 Закона о противодействии экстремизму функция по координации деятельности субъектов противодействия экстремизму, других государственных органов и иных организаций возлагается на органы внутренних дел, поскольку согласно Закону Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» Министерство внутренних дел осуществляет в пределах своих полномочий регулирование и управление в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и координацию деятельности в этой сфере других республиканских органов государственного управления. Органы внутренних дел в целях выполнения возложенных на них задач обязаны также обеспечивать общественный порядок, безопасность личности, общества и государства; осуществлять противодействие экстремизму и борьбу с терроризмом.

Законом о противодействии экстремизму предусматривается, что Министерство внутренних дел уполномочено на ведение и опубликование перечней организаций, формирований, индивидуальных предпринимателей и граждан, причастных к экстремистской деятельности (часть первая статьи 18).

Конституционный Суд считает, что указанные положения соответствуют нормам Конституции о том, что Республика Беларусь обеспечивает законность и правопорядок (часть третья статьи 1), а также обязанности государственных органов, должностных и иных лиц, которым доверено исполнение государственных функций, принимать в пределах своей компетенции необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (часть вторая статьи 59).

4. Нормами главы 3 Закона о противодействии экстремизму, регулирующими порядок применения мер противодействия экстремизму, определяется, в частности, что при выявлении в действиях гражданина признаков, свидетельствующих о совершении действий, предусмотренных частью первой статьи 1 данного Закона, при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности ему выносится официальное предупреждение органами внутренних дел, государственной безопасности, прокурором; при несогласии с официальным предупреждением гражданин, которому оно объявлено, вправе обжаловать его вышестоящему должностному лицу соответствующего государственного органа, вышестоящему прокурору или в суд (части первая, четвертая статьи 9).

Положениями статьи 10 Закона о противодействии экстремизму предусматривается, что при выявлении в деятельности организации, индивидуального предпринимателя признаков, свидетельствующих о совершении действий, предусмотренных частью первой статьи 1 этого Закона, при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности органами внутренних дел, государственной безопасности, прокурором выносится предписание об устранении выявленных нарушений; при несогласии с предписанием учредитель (участник, собственник имущества), руководитель (руководящий орган) организации, индивидуальный предприниматель, которым оно вынесено, вправе обжаловать его вышестоящему должностному лицу соответствующего государственного органа, вышестоящему прокурору или в суд.

Законом о противодействии экстремизму экстремистское формирование определяется как группа граждан, осуществляющая экстремистскую деятельность, либо оказывающая иное содействие экстремистской деятельности, либо признающая возможность ее осуществления в своей деятельности, либо финансирующая экстремистскую деятельность, в отношении которой принято решение Министерства внутренних дел или Комитета государственной безопасности о признании ее экстремистской (часть четвертая статьи 1); устанавливается, что деятельность экстремистского формирования запрещается на основании решения Министерства внутренних дел или Комитета государственной безопасности, которое может быть обжаловано в эти органы и (или) в суд (часть первая статьи 15).

Конституционный Суд полагает, что меры противодействия проявлениям экстремизма являются оправданными и соразмерными характеру социальных угроз, исходящих от данного общественно опасного явления. При этом закрепление в Законе о противодействии экстремизму механизмов проверки законности решений государственных органов и должностных лиц, реализуемых посредством права на обжалование, соответствует положениям статьи 60 Конституции, приобретает значение одной из важнейших гарантий соблюдения конституционно-правового режима функционирования государства, уважения публичных и частных интересов, обеспечения прав и свобод личности.

5. Законодатель, развивая регулирование мер противодействия экстремизму, в соответствии с частью первой статьи 11 Закона о противодействии экстремизму наделяет прокуроров областей и г. Минска, наряду с Генеральным прокурором Республики Беларусь, правом своим постановлением приостанавливать деятельность организации, зарегистрированной на территории Республики Беларусь, представительства иностранной или международной организации, расположенного на территории Республики Беларусь, индивидуального предпринимателя в месячный срок со дня выявления фактов, а равно получения сведений о фактах, свидетельствующих о: подготовке к совершению или совершении учредителем (участником, собственником имущества), руководителем (руководящим органом) организации, индивидуальным предпринимателем действий, предусмотренных частью первой статьи 1 Закона о противодействии экстремизму; непринятии или несвоевременном принятии мер по выполнению требований предписания или повторном вынесении предписания в порядке, установленном данным Законом.

Одновременно с вынесением такого постановления Генеральным прокурором Республики Беларусь, прокурорами областей, г. Минска подается соответственно в Верховный Суд Республики Беларусь, областные (Минский городской) суды, экономические суды областей (г. Минска) заявление (исковое заявление) о признании организации, зарегистрированной на территории Республики Беларусь, экстремистской, запрещении ее деятельности на территории Республики Беларусь и ее ликвидации, запрещении использования ее символики и атрибутики, либо о прекращении деятельности представительства иностранной или международной организации, расположенного на территории Республики Беларусь, признании этой иностранной или международной организации, зарегистрированной за пределами Республики Беларусь, экстремистской, запрещении ее деятельности на территории Республики Беларусь, запрещении использования ее символики и атрибутики, либо о признании деятельности индивидуального предпринимателя экстремистской и прекращении его деятельности, запрещении использования его символики и атрибутики (часть вторая статьи 11 Закона о противодействии экстремизму).

Согласно статьям 125 и 128 Конституции надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров; прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах; компетенция, организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяются законодательством.

Конституционный Суд считает, что уточнение полномочий органов прокуратуры в области противодействия экстремизму соответствует указанным нормам Конституции, а также особому положению прокуратуры в системе правоохранительных органов, закрепленному в пункте 2 статьи 4 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь», согласно которому прокуратура координирует правоохранительную деятельность государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью, деятельность по профилактике правонарушений.

При этом Конституционный Суд отмечает, что ограничения, непосредственно связанные с приостановлением деятельности указанных субъектов, не выходят за пределы соразмерности и правомерны в силу положений части первой статьи 23 Конституции, поскольку, имея временный характер – до дня вступления в законную силу соответствующего решения суда по указанному делу (часть пятая статьи 11 Закона о противодействии экстремизму), не лишают этих субъектов ограничиваемых прав.

6. Согласно статье 18 Закона о противодействии экстремизму гражданам, в отношении которых имеется вступивший в законную силу приговор суда в связи с совершением действий, предусмотренных частью первой статьи 1 данного Закона, до погашения или снятия судимости и в течение пяти лет после погашения или снятия судимости запрещается заниматься деятельностью, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, оружия и боеприпасов, взрывчатых веществ, педагогической деятельностью (в части реализации содержания образовательных программ), издательской деятельностью, а также занимать государственные должности, проходить военную службу (абзац третий части второй, часть третья); их финансовые операции подлежат особому контролю (часть четвертая).

Указанные запреты ограничивают права и свободы, гарантированные Конституцией, и могут признаваться допустимыми при условии, что они отвечают конституционным критериям.

Вместе с тем запреты заниматься соответствующей деятельностью (педагогической и др.), ограничивая право на труд и право на осуществление хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом (часть вторая статьи 13, часть первая статьи 41 Конституции), сужают возможности доступа, связанные с осуществлением таких видов деятельности, к лекарствам, оружию, взрывчатым веществам, законным способам распространения информации и т.п., с использованием которых может осуществляться экстремистская деятельность. Запрет занимать государственные должности, ограничивая, кроме того, гарантируемое Конституцией право равного доступа к любым должностям в государственных органах (статья 39), выступает дисквалифицирующим препятствием для осуществления деятельности, сопряженной с повышенными требованиями к носителям государственной власти, в силу Конституции обязанным в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (часть вторая статьи 59).

Конституционный Суд считает, что ограничения, устанавливаемые статьей 18 Закона о противодействии экстремизму, не являясь препятствием для реализации права на труд и права на осуществление деятельности в иных формах, соразмерны конституционно защищаемым интересам. Данные ограничения допустимы с точки зрения части первой статьи 23 Конституции, поскольку в условиях борьбы с экстремизмом преследуют конституционно защищаемые цели – профилактику экстремизма, предупреждение повторного совершения действий, предусматриваемых частью первой статьи 1 Закона о противодействии экстремизму, обеспечение государственной и общественной безопасности, предотвращение проявления социальной агрессии на почве демонстративного (публичного) отрицания конституционно значимых ценностей или пренебрежения ими.

7. Статьей 1 Закона в часть вторую статьи 158 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь вносится дополнение, в соответствии с которым для дел о признании организации, в том числе иностранной или международной организации, экстремистской, запрещении ее деятельности на территории Республики Беларусь, ее ликвидации, запрещении использования ее символики и атрибутики, о признании символики и атрибутики, информационной продукции экстремистскими материалами устанавливается сокращенный (месячный) срок рассмотрения судом по сравнению с общим двухмесячным сроком.

По мнению Конституционного Суда, указанные изменения обусловлены повышенной общественной опасностью экстремистской деятельности, однако при этом не ограничивается право каждого на судебную защиту его прав и свобод, закрепленное частью первой статьи 60 Конституцией, поскольку гарантирование обеспечивается другими статьями Конституции, устанавливающими, что судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам; суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов; судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону (часть первая статьи 109, часть первая статьи 110, часть первая статьи 112).

Законодатель, основываясь на полномочии принимать законы о судопроизводстве (пункт 2 части первой статьи 97, пункт 1 части первой статьи 98 Конституции), исходя из норм Конституции о гарантировании государством прав и свобод граждан Беларуси, закрепленных в Конституции, законах (часть третья статьи 21), а также об обязанности Республики Беларусь обеспечивать законность и правопорядок (часть третья статьи 1), устанавливает конкретные процессуальные механизмы реализации права граждан на доступ к правосудию.

Оценивая содержание норм Закона, Конституционный Суд считает, что устанавливаемое правовое регулирование соответствует положениям Конституции и отвечает требованиям международно-правовых актов, служит целям дальнейшего совершенствования правовых и организационных основ противодействия экстремизму для защиты прав, свобод и законных интересов личности, конституционного строя и территориальной целостности Республики Беларусь, обеспечения безопасности общества и государства.

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

На основании изложенного Конституционный Суд считает, что Закон по содержанию норм, форме акта, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия соответствует Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:

1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам противодействия экстремизму» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.

 

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь

П.П.Миклашевич

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.