Уплата утилизационного сбора в Беларуси
С 1 января 2021 г. в Беларуси вводятся новые ставки утилизационного сбора, а также изменяется перечень видов и категорий транспортных средств, являющихся объектами обложения утилизационным сбором. Такое решение содержится в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 16 ноября 2020 г. № 647.
Разбираемся, что такое утилизационный сбор, кто должен его платить и освобожден от уплаты, а также какие виды транспортных средств и в каком размере облагаются данным налогом.

Утилизационный сбор – это единоразовая плата за оказание услуг, связанных с утилизацией (переработкой) транспортных средств, выведенных из эксплуатации. Введен в Беларуси с 1 марта 2014 г. указом Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2014 г. №64.
С 1 января 2019 г. вопросы взимания и уплаты утилизационного сбора регулируются Налоговым кодексом Республики Беларусь.
Напоминаем, что в ЭТАЛОН–ONLINE посмотреть действующие редакции всех кодексов Республики Беларусь можно без регистрации в системе.
Кто должен платить утилизационный сбор?
Плательщиками утилизационного сбора признаются:
- организации и физические лица, включая ИП, в том числе применяющие особые режимы налогообложения;
- организация или физическое лицо, приобретающие в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление транспортное средство, в отношении которого утилизационный сбор не был уплачен при ввозе.
Какое транспортное средство подлежит обложению данным налогом?
- произведенное на территории Республики Беларусь и отчуждаемое либо используемое изготовителем для собственных нужд;
- достроенное на территории Республики Беларусь на базе шасси, предоставленного заказчиком, если в результате такой достройки изготовитель в установленном законодательством порядке присвоил завершенному изготовлением транспортному средству идентификационный номер (VIN);
- ввозимое в Республику Беларусь в качестве товара для личного пользования, выпущенное в свободное обращение;
- ввозимое в Республику Беларусь и помещаемое под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
- ввезенное в Республику Беларусь с территорий государств – членов Евразийского экономического союза и подлежащее государственной регистрации на территории Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Примечание:
В данном случае к транспортному средству не относится шасси, представляющее собой устройство на колесном ходу, не предназначенное для эксплуатации в качестве транспортного средства и не имеющее хотя бы одной из следующих составных частей: кабины, двигателя, кузова.
В каком размере необходимо уплатить утилизационный сбор?
Согласно постановлению № 647 установлены ставки утилизационного сбора для транспортных средств, с даты выпуска которых прошло:
- не более 3 лет;
- от 3 до 7 лет;
- свыше 7 лет.
Размеры ставок зависят от вида и категории транспортного средства, руб.:
Виды и категории транспортных средств |
Ставки утилизационного сбора для транспортных средств, с даты выпуска которых прошло |
|||
не более 3 лет |
от 3 до 7 лет |
свыше 7 лет |
||
автомобиль, с объемом двигателя: |
|
|||
не более 1 тыс. куб. см |
1652,2 |
5771,7 |
8657,6 |
|
от 1 до 2 тыс. куб. см |
6115,2 |
8995,1 |
13492,7 |
|
от 2 до 3 тыс. куб. см |
9652,7 |
17554,7 |
26332,1 |
|
от 3 до 3,5 тыс. куб. см |
8898,6 |
31036,5 |
46554,8 |
|
свыше 3,5 тыс. куб. см |
15253,7 |
38125,9 |
57188,9 |
|
автомобиль с электродвигателем |
544,5 |
816,7 |
816,7 |
ВАЖНО!
Для ввозимых физлицами автомобилей для личного пользования действует ставка утилизационного сбора от 544,5 до 1 225,1 рублей в зависимости от даты выпуска автомобиля и без учета объема двигателя.
Примечание:
Подробнее категории авто и ставки утилизационного сбора смотрите в новой редакции приложения 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 1 июля 2019 г. № 437.
В отношении каких транспортных средств не надо платить утилизационный сбор?
- изготовленное в Республике Беларусь и отчуждаемое производителем за пределы страны;
- переоборудованное в Беларуси на базе транспортного средства, ранее зарегистрированного в Республике Беларусь;
- переоборудованное на территории Республики Беларусь на базе транспортного средства, ранее ввезенного в Беларусь, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор;
Примечание:
под переоборудованным транспортным средством понимается транспортное средство, в конструкцию которого внесены не предусмотренные нормативно-технической документацией производителя (изготовителя) изменения весовых, габаритных и иных параметров и которому при этом юридическим лицом Республики Беларусь в установленном законодательством порядке присвоен идентификационный номер (VIN).
- достроенное на территории Республики Беларусь на базе шасси, если в отношении такого шасси уплачен утилизационный сбор в нашей стране;
- достроенное в Беларуси на базе шасси и передаваемое изготовителем за пределы страны заказчику, местом нахождения или жительства которого не является Республика Беларусь, либо отчуждаемое за пределы Республики Беларусь заказчиком, местом нахождения или жительства которого является Беларусь;
- зарегистрированное до 1 марта 2014 г. в Беларуси в установленном законодательством порядке;
- выпущенное в свободное обращение либо помещенное под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в соответствии с таможенными декларациями, зарегистрированными до 1 марта 2014 г.
Какие предусмотрены льготы по уплате утилизационного сбора?
От утилизационного сбора освобождаются транспортные средства:
- ввозимые в Беларусь в качестве иностранной безвозмездной или международной технической помощи;
- ввозимые в Беларусь и предназначенные для официального пользования дипломатическими представительствами иностранных государств, международными организациями и межгосударственными образованиями, их представительствами и органами либо для личного пользования сотрудниками таких организаций, их представительств и органов и членами их семей, если они не проживают в Республике Беларусь постоянно и не являются ее гражданами;
- произведенные в Беларуси организациями, принявшими на себя в порядке и на условиях, определяемых Советом Министров РБ, обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, за исключением отчужденных за пределы страны и впоследствии ввозимых в Республику Беларусь;
- ввозимые в Беларусь и помещенные под таможенную процедуру отказа в пользу государства, за исключением транспортных средств, выпущенных в свободное обращение либо помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых утилизационный сбор был уплачен в установленном порядке;
- ввозимые в Беларусь и обращенные в собственность (доход) государства в соответствии с законодательством, за исключением транспортных средств, выпущенных в свободное обращение либо помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых утилизационный сбор был уплачен в установленном порядке;
- ввозимые в Республику Беларусь и находящиеся под таможенным контролем, на которые обращено взыскание в целях погашения неуплаченных таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней и/или процентов, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы;
- предназначенные для использования в целях обеспечения национальной безопасности, обороны, правоохранительной деятельности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, приобретение которых осуществляется соответствующими государственными органами, за исключением транспортных средств, выпущенных в свободное обращение либо помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых утилизационный сбор был уплачен в установленном порядке;
- задержанные таможенными органами при проведении таможенного контроля и не востребованные в сроки, установленные законодательством;
- в иных случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь.