Сохранить в избранное

Уплата утилизационного сбора в Беларуси

С 1 января 2021 г. в Беларуси вводятся новые ставки утилизационного сбора, а также изменяется перечень видов и категорий транспортных средств, являющихся объектами обложения утилизационным сбором. Такое решение содержится в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 16 ноября 2020 г. № 647.

Разбираемся, что такое утилизационный сбор, кто должен его платить и освобожден от уплаты, а также какие виды транспортных средств и в каком размере облагаются данным налогом.

avto.jpg

Утилизационный сбор – это единоразовая плата за оказание услуг, связанных с утилизацией (переработкой) транспортных средств, выведенных из эксплуатации. Введен в Беларуси с 1 марта 2014 г. указом Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2014 г. №64.

С 1 января 2019 г. вопросы взимания и уплаты утилизационного сбора регулируются Налоговым кодексом Республики Беларусь.

Напоминаем, что в ЭТАЛОН–ONLINE посмотреть действующие редакции всех кодексов Республики Беларусь можно без регистрации в системе.

Кто должен платить утилизационный сбор?

Плательщиками утилизационного сбора признаются:

  • организации и физические лица, включая ИП, в том числе применяющие особые режимы налогообложения;
  • организация или физическое лицо, приобретающие в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление транспортное средство, в отношении которого утилизационный сбор не был уплачен при ввозе.

Какое транспортное средство подлежит обложению данным налогом?

  • произведенное на территории Республики Беларусь и отчуждаемое либо используемое изготовителем для собственных нужд;
  • достроенное на территории Республики Беларусь на базе шасси, предоставленного заказчиком, если в результате такой достройки изготовитель в установленном законодательством порядке присвоил завершенному изготовлением транспортному средству идентификационный номер (VIN);
  • ввозимое в Республику Беларусь в качестве товара для личного пользования, выпущенное в свободное обращение;
  • ввозимое в Республику Беларусь и помещаемое под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
  • ввезенное в Республику Беларусь с территорий государств – членов Евразийского экономического союза и подлежащее государственной регистрации на территории Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Примечание:

В данном случае к транспортному средству не относится шасси, представляющее собой устройство на колесном ходу, не предназначенное для эксплуатации в качестве транспортного средства и не имеющее хотя бы одной из следующих составных частей: кабины, двигателя, кузова.

В каком размере необходимо уплатить утилизационный сбор?

Согласно постановлению № 647 установлены ставки утилизационного сбора для транспортных средств, с даты выпуска которых прошло:

  • не более 3 лет;
  • от 3 до 7 лет;
  • свыше 7 лет.

Размеры ставок зависят от вида и категории транспортного средства, руб.:

Виды и категории транспортных средств

Ставки утилизационного сбора для транспортных средств, с даты выпуска которых прошло

не более 3 лет

от 3 до 7 лет

свыше 7 лет

автомобиль, с объемом двигателя:


    не более 1 тыс. куб. см

1652,2

5771,7

8657,6

    от 1 до 2 тыс. куб. см

6115,2

8995,1

13492,7

    от 2 до 3 тыс. куб. см

9652,7

17554,7

26332,1

    от 3 до 3,5 тыс. куб. см

8898,6

31036,5

46554,8

    свыше 3,5 тыс. куб. см

15253,7

38125,9

57188,9

автомобиль с электродвигателем

544,5

816,7

816,7

ВАЖНО!

Для ввозимых физлицами автомобилей для личного пользования действует ставка утилизационного сбора от 544,5 до 1 225,1 рублей в зависимости от даты выпуска автомобиля и без учета объема двигателя.

Примечание:

Подробнее категории авто и ставки утилизационного сбора смотрите в новой редакции приложения 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 1 июля 2019 г. № 437.

В отношении каких транспортных средств не надо платить утилизационный сбор?

  • изготовленное в Республике Беларусь и отчуждаемое производителем за пределы страны;
  • переоборудованное в Беларуси на базе транспортного средства, ранее зарегистрированного в Республике Беларусь;
  • переоборудованное на территории Республики Беларусь на базе транспортного средства, ранее ввезенного в Беларусь, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор;

Примечание:

под переоборудованным транспортным средством понимается транспортное средство, в конструкцию которого внесены не предусмотренные нормативно-технической документацией производителя (изготовителя) изменения весовых, габаритных и иных параметров и которому при этом юридическим лицом Республики Беларусь в установленном законодательством порядке присвоен идентификационный номер (VIN).

  • достроенное на территории Республики Беларусь на базе шасси, если в отношении такого шасси уплачен утилизационный сбор в нашей стране;
  • достроенное в Беларуси на базе шасси и передаваемое изготовителем за пределы страны заказчику, местом нахождения или жительства которого не является Республика Беларусь, либо отчуждаемое за пределы Республики Беларусь заказчиком, местом нахождения или жительства которого является Беларусь;
  • зарегистрированное до 1 марта 2014 г. в Беларуси в установленном законодательством порядке;
  • выпущенное в свободное обращение либо помещенное под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в соответствии с таможенными декларациями, зарегистрированными до 1 марта 2014 г.

Какие предусмотрены льготы по уплате утилизационного сбора?

От утилизационного сбора освобождаются транспортные средства:

  • ввозимые в Беларусь в качестве иностранной безвозмездной или международной технической помощи;
  • ввозимые в Беларусь и предназначенные для официального пользования дипломатическими представительствами иностранных государств, международными организациями и межгосударственными образованиями, их представительствами и органами либо для личного пользования сотрудниками таких организаций, их представительств и органов и членами их семей, если они не проживают в Республике Беларусь постоянно и не являются ее гражданами;
  • произведенные в Беларуси организациями, принявшими на себя в порядке и на условиях, определяемых Советом Министров РБ, обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, за исключением отчужденных за пределы страны и впоследствии ввозимых в Республику Беларусь;
  • ввозимые в Беларусь и помещенные под таможенную процедуру отказа в пользу государства, за исключением транспортных средств, выпущенных в свободное обращение либо помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых утилизационный сбор был уплачен в установленном порядке;
  • ввозимые в Беларусь и обращенные в собственность (доход) государства в соответствии с законодательством, за исключением транспортных средств, выпущенных в свободное обращение либо помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых утилизационный сбор был уплачен в установленном порядке;
  • ввозимые в Республику Беларусь и находящиеся под таможенным контролем, на которые обращено взыскание в целях погашения неуплаченных таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней и/или процентов, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы;
  • предназначенные для использования в целях обеспечения национальной безопасности, обороны, правоохранительной деятельности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, приобретение которых осуществляется соответствующими государственными органами, за исключением транспортных средств, выпущенных в свободное обращение либо помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых утилизационный сбор был уплачен в установленном порядке;
  • задержанные таможенными органами при проведении таможенного контроля и не востребованные в сроки, установленные законодательством;
  • в иных случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь.



Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Применение инвестиционного вычета по неотделимым улучшениям в арендованном помещении
Козырев Сергей Николаевич, кандидат экономических наук, аудитор, налоговый консультант

Вопрос: Организация за счет собственных средств произвела в арендованном помещении неотделимые улучшения. Договором аренды предусмотрено, что расходы по созданию неотделимых улучшений арендодателем не возмещаются. Вправе ли организация-арендатор по указанным неотделимым улучшениям применить инвестиционный вычет?

Читать подробнее
Календарь событий
13 октября 2022 года
Красовская Виктория Викторовна
Распоряжение государственным имуществом
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.