24 апреля 2020 г. подписан Указ Президента № 143 «О поддержке экономики», который направлен на минимизацию влияния на экономику и социальную сферу Республики Беларусь мировой эпидемиологической ситуации, связанной с распространением COVID-19.
В него включены оптовая и розничная торговля, обрабатывающая промышленность, производство текстильных изделий и одежды, сфера образования, деятельность пассажирского и грузового железнодорожного и сухопутного транспорта, авиаперевозки, услуги по временному проживанию и общественному питанию, туристические услуги, деятельность фитнес-центров, салонов красоты, парикмахерских, туристических компании и др. Полный перечень смотрите в приложении к Указу № 143.
Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателям, деятельность которых включена в перечень, а также арендодателям (ссудодателям), предоставившим им недвижимое имущество, местные органы власти вправе изменять установленный срок уплаты налогов, сборов (пошлин), а также арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности. В указанный период может быть предоставлена отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, оплата которых осуществляется ежемесячно равными долями с 1 октября по 31 декабря 2020 г.
Это положение касается доходов, указанных в пункте 1 статьи 219 Налогового кодекса Республики Беларусь.
В частности, доходов:
полученных от физлиц и организаций, не признаваемых налоговыми агентами Республики Беларусь или полученных за пределами Республики Беларусь;
в отношении которых плательщику был предоставлен имущественный налоговый вычет, установленный подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 211 Налогового кодекса;
по договорам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, в результате дарения или в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно;
в виде безвозмездной (спонсорской) помощи, а также поступивших на благотворительный счет, открытый в банке, пожертвований, полученных инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
и другие виды, указанные в данной статье Налогового кодекса
Индивидуальные предприниматели, уплатившие в 2020 году единый налог вправе с 1 числа календарного месяца перейти на иной порядок налогообложения. А те, кто захочет работать по «упрощенке» должны с 1-го по 20-е число календарного месяца, с которого они начинают применение в 2020 году упрощенной системы, представить в налоговый орган уведомление о переходе на указанную систему с указанием даты такого перехода.
Согласно Указу, теперь период временного неосуществления предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя, торгового объекта, объекта общественного питания, обслуживающего объекта может превышать 30 календарных дней. И в 2020 году ИП вправе получить зачет или возврат единого налога в связи с временным неосуществлением такой деятельности.
В случае расторжения договора госзакупки в связи с его неисполнением либо ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчик (организатор) вправе приобрести товары (работы, услуги) ежедневной и (или) еженедельной потребности, с применением процедуры закупки из одного источника в объеме, необходимом для обеспечения потребности в течение 2 месяцев
При этом поставщики, не исполнившие свои обязательства и вынужденные расторгнуть договор по объективным причинам, временно не будут включаться в список недобросовестных поставщиков.
В целях оперативного реагирования на неблагоприятное воздействие эпидемиологической ситуации на деятельность нанимателя, он имеет право в сжатые сроки изменять существенные условия труда работника, за исключением уменьшения размера оплаты труда. При этом наниматель обязан предупредить работника о таких изменениях письменно не позднее чем за 1 календарный день.
Также в этом случае работодатель может временно переводить сотрудника в другую организацию (структурное подразделение) на срок до 3 месяцев без согласия работника.
Указом предусматривается выплата пособия по временной нетрудоспособности лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком в возрасте до 10 лет, посещающим детский сад или школу, если этот ребенок относится к контактам первого или второго уровня с лицами, имеющими инфекцию COVID-19.
Юридическим лицам, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность (в части работ и услуг по розничной реализации лекарственных средств), разрешено осуществлять доставку лекарственных средств населению. Перечень таких организаций определяет Совмин.
До конца 2020 года:
производство антисептиков и дезсредств, предназначенных для реализации в Беларуси, осуществляется без применения квот, устанавливаемых Совмином;
оптовая реализация дезсредств субъектами хозяйствования, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность, осуществляется без получения лицензии на оптовую торговлю и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий.
Для оперативного выявления и пресечения нарушений законодательства могут назначаться внеплановые проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей следующими госорганами:
МАРТ – по вопросам соблюдения: антимонопольного законодательства, законодательства о ценах и ценообразовании, торговле, общественном питании, защите прав потребителей, рекламе;
Министерством здравоохранения – по санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
Государственным комитетом по стандартизации – по соответствию требованиям технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза.
Указанным ведомствам предоставлено право приостанавливать работу торгового объекта, объекта общественного питания до устранения нарушений, но не более чем на 90 дней. На руководителей указанных организаций возложена персональная ответственность за обоснованность принимаемых решений.
В ст. 901 Закона «О хозяйственных обществах» установлено, что нарушение акционерного соглашения не может являться основанием для признания недействительными решений органов управления акционерного общества.
Каким образом защитить права стороны акционерного соглашения в случае, если контрагент его не исполняет?