Сохранить в избранное

Скрытое и преднамеренное банкротство, препятствование расчетам с кредиторами

Постановлением Министерства экономики от 10 мая 2023 г. № 8 утверждена Инструкция, которой с 1 октября 2023 г. установлен новый порядок:

  • определения антикризисным управляющим наличия или отсутствия признаков сокрытия банкротства, преднамеренного банкротства, препятствования проведению расчета с кредиторами;
  • подготовки справки по этим вопросам.
Подробнее в нашем материале.

Источники информации для определения наличия (отсутствия) указанных признаков

Инструкцией определен перечень документов, на основании которых антикризисный управляющий определяет наличие либо отсутствие соответствующих признаков. К ним, в частности, отнесены:

  • заявление должника о своей несостоятельности или о своем банкротстве либо заявление кредитора или иных уполномоченных лиц о банкротстве должника;
  • учредительные документы должника, решения учредителей (участников) должника, его органов управления, приказы по основной деятельности;
  • бухгалтерская отчетность должника, регистры бухгалтерского учета должника, первичные учетные документы, положение об учетной политике должника;
  • план санации, план ликвидации должника – юрлица или план прекращения деятельности должника – ИП, содержащий анализ хозяйственной (экономической) деятельности должника;
  • заключения и отчеты об оценке имущества должника;
  • перечень дебиторов и кредиторов с раздельным указанием сумм основной задолженности, процентов, неустойки (штрафа, пени) за ненадлежащее исполнение обязательств и сроков исполнения обязательств по каждому дебитору (кредитору) на дату подачи заявления о несостоятельности или о банкротстве должника;
  • документы налоговых проверок, проверок финансово-хозяйственной деятельности должника, аудиторских заключений;
  • материалы судебных процессов должника;
  • выписки по текущим (расчетным) и иным счетам должника в банках;
  • иные документы, нормативные правовые акты, регулирующие деятельность должника.

За какой период исследуются документы при определении наличия или отсутствия соответствующих признаков?

Документы исследуются за период не менее двух лет, предшествовавших дате возбуждения дела о несостоятельности или банкротстве либо дате открытия конкурсного производства (в случае если в отношении должника был введен защитный период).

Если соответствующие признаки определены новым управляющим, назначенным в дело о несостоятельности или банкротстве, в действиях управляющего, полномочия которого прекращены, то указанный период составляет весь срок исполнения им обязанностей управляющего в деле о несостоятельности или банкротстве должника.

В каких случаях новый управляющий обязан проводить определение наличия признаков сокрытия банкротства, преднамеренного банкротства, препятствования проведению расчета с кредиторами?

При смене управляющего в процедурах несостоятельности или банкротства новый управляющий может не определять наличие (отсутствие) вышеуказанных признаков. Однако документом установлен ряд случаев, при которых этот процесс обязателен. К ним отнесены:

  • выявление документов и (или) установление факта (фактов), которые могут повлиять на выводы, сделанные управляющим, полномочия которого прекращены, при определении им наличия или отсутствия соответствующих признаков;
  • отсутствие справки о наличии (отсутствии) признаков сокрытия банкротства, преднамеренного банкротства, препятствования проведению расчета с кредиторами в материалах дела о несостоятельности или банкротстве;
  • наличие в материалах дела о несостоятельности или банкротстве справки, составленной управляющим, полномочия которого прекращены, по которой имеется спор между управляющим и лицами, участвующими в деле о несостоятельности или банкротстве;
  • определение признаков препятствования проведению расчета с кредитором (кредиторами) в действиях управляющего, полномочия которого прекращены, или иных лиц, имевших право принимать решения в отношении должника от имени управляющего.

Составление справки о наличии/отсутствии признаков сокрытия банкротства, преднамеренного банкротства, препятствования проведению расчета с кредиторами

Данная справка составляется управляющим по установленной постановлением № 8 форме и подписывается руководителем управляющего – юрлица, управляющим – ИП.

В справке, в частности, указываются:
номер дела о несостоятельности или банкротстве;
сведения о должнике;
сведения об управляющем;
название проводимой в отношении должника процедуры несостоятельности или банкротства;
перечень исследованных документов и сделок должника;
выводы (с обоснованием) по каждому виду соответствующих признаков.

Справка представляется управляющим в суд, рассматривающий экономические дела, иные компетентные органы.

Что считать признаками каждого из нарушений?

Признаками сокрытия банкротства является наличие фактов неподачи в суд, рассматривающий экономические дела, заявления должника о банкротстве при наличии такой обязанности либо представление должником – ИП, должностным лицом должника – юрлица, собственником имущества (учредителем, участником) должника – юрлица либо иным лицом, имеющим право давать обязательные для этого юрлица указания или возможность иным образом определять его действия, недостоверных сведений и (или) документов о способности исполнить обязательства должника в полном объеме.

К признакам преднамеренного банкротства отнесено наличие фактов совершения должником – ИП или должностным лицом должника – юрлица, собственником имущества (учредителем, участником) должника – юрлица либо иным лицом, имеющим право давать обязательные для этого юрлица указания или возможность иным образом определять его действия, до возбуждения производства по делу о банкротстве действий, влекущих неспособность исполнить обязательства должника в полном объеме.

Признаками препятствования проведению расчета с кредиторами считается наличие фактов сокрытия, отчуждения, повреждения или уничтожения имущества или документов должника – ИП или должника – юрлица, совершенные этим ИП или должностным лицом, собственником имущества, учредителем (участником) этого юрлица, либо управляющим, либо иным лицом, имеющим право давать обязательные для этого юридического лица указания или возможность иным образом определять его действия.

Ведомственное постановление от 4 декабря 2012 г. № 107 «Об определении признаков экономической несостоятельности (банкротства)» со всеми изменениями признается утратившим силу.

Постановление № 8 принято в соответствии с Законом Республики Беларусь от 13 декабря 2022 г. № 227-З «Об урегулировании неплатежеспособности», которым устанавливаются основания для признания судом должника несостоятельным или банкротом, регулируются порядок и условия проведения производства по делам о несостоятельности или банкротстве, принятия мер по урегулированию неплатежеспособности, в том числе по предупреждению несостоятельности или банкротства, и иные связанные с этим отношения. существенно изменяются подходы к проведению процедур несостоятельности и банкротства. Когда Закон № 227-З начнет действовать, Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» утратит силу.

Постановление № 8 и Закон № 227-З вступают в силу с 1 октября 2023 г.



Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Об уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин
Яхнович Олег Игоревич, главный инспектор ГТК Республики Беларусь

На основании п. 2 ст. 53 и п. 3 ст. 54 Закона Республики Беларусь от 10 января 2014 г. № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – Закон о таможенном регулировании) принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.07.2023 № 476 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2011 г. № 1374» (далее – постановление № 476).

Читать подробнее
Календарь событий
26 апреля 2024 г.
Полящук Наталья Анатольевна
Вебинар "Предупреждение и противодействие коррупции в организации"
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.