Стратегией определены направления совершенствования национальной системы интеллектуальной собственности, цели и задачи государственной политики в данной сфере. Ее реализация предусматривает преобразование интеллектуальной собственности в действенный инструмент инновационного и социально-культурного развития Беларуси.
Какие цели и задачи государственной политики в сфере интеллектуальной собственности?
В среднесрочной перспективе целью является наращивание потенциала интеллектуальной собственности как ключевого элемента национальной инновационной системы, повышение ее роли в развитии высокотехнологичных и наукоемких секторов национальной экономики, социально-культурной сферы, инвестиционной и экспортной деятельности.
В долгосрочной перспективе – интеграция национальной системы интеллектуальной собственности в социально-экономическую политику государства и повышение конкурентоспособности национальной экономики, основанной на знаниях и инновациях.
Для их достижения необходимо решение следующих основных задач:
- формирование эффективной системы охраны, управления и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, отвечающей актуальным и перспективным потребностям экономики и общества, способствующей развитию инновационной деятельности, повышению конкурентоспособности отечественных товаров (работ, услуг);
- развитие институциональной системы в сфере интеллектуальной собственности, включая укрепление кадрового потенциала и технической базы Национального центра интеллектуальной собственности и повышение его роли в развитии инновационной деятельности;
- формирование полноценного рынка интеллектуальной собственности в Республике Беларусь, его интеграция в евразийский и мировой рынки интеллектуальной собственности;
- повышение эффективности использования объектов интеллектуальной собственности, в том числе путем их коммерциализации, усиление роли интеллектуальной собственности в научной, научно-технической и экономической деятельности, развитии человеческих ресурсов и экономики знаний;
- развитие национального брендинга на основе использования инструментов интеллектуальной собственности для расширения инвестиционной и экспортной деятельности;
- повышение уровня изобретательской и иной творческой активности ученых и иных авторов результатов интеллектуальной деятельности;
- расширение возможностей вузов, научных, промышленных и иных организаций, по использованию ресурсов и преимуществ интеллектуальной собственности;
- расширение механизмов доступа к мировым достижениям науки, литературы и искусства, внедрение цифровых платформ и автоматизированных систем управления интеллектуальной собственностью;
- расширение практики коллективного управления имущественными правами в сфере авторского права и смежных прав;
- повышение уровня правовой культуры и образованности в сфере интеллектуальной собственности, распространение новых знаний и информации о значимости данной сферы для социально-экономического развития республики.
По каким направлениям будет вестись реализация Стратегии?
Реализация Стратегии будет вестись по шести направлениям, среди которых и совершенствование законодательства в сфере интеллектуальной собственности.
Нормотворческая деятельность будет направлена, в том числе на:
- расширение механизмов правовой охраны объектов интеллектуальной собственности;
- усиление защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, в том числе размещаемые в сети Интернет, от незаконного использования, и повышение эффективности мер ответственности за нарушение таких прав;
- создание условий для эффективной коммерциализации объектов интеллектуальной собственности;
- развитие системы досудебного, судебного, а также внесудебного разрешения споров в сфере интеллектуальной собственности;
- развитие институтов патентных поверенных и оценщиков объектов интеллектуальной собственности и имущественных прав на них;
- упрощение механизма принудительного лицензирования.
Особое внимание будет уделено решению вопросов законодательного регулирования использования и распространения объектов интеллектуальной собственности в сети Интернет.
Планом реализации Стратегии предусмотрен ряд мероприятий по совершенствованию законодательства, в частности:
в части введения охраны:
- промышленных образцов в соответствии с Женевским актом Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов от 2 июля 1999 года;
- товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров ЕАЭС в соответствии с Договором о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза от 3 февраля 2020 года.