Российская Федерация
28 января 2020 г. в Российской Федерации принят Федеральный закон № 4-ФЗ «О внесении изменения в статьи 161 и 163 Жилищного кодекса Российской Федерации», которым устанавливается, что управление многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса. При этом исключается возможность самостоятельного определения указанными публичными субъектами порядка управления такими домами.
В случае, если конкурс на заключение договора управления многоквартирным домом признан несостоявшимся, допускается заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса.
Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. № 20 утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Доктрина является документом стратегического планирования, в котором отражены официальные взгляды на цели, задачи и основные направления государственной социально-экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.
Согласно Доктрине продовольственная безопасность Российской Федерации определяется как состояние социально-экономического развития страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации (самообеспечение страны основными видами отечественной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия), гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевой продукции, соответствующей обязательным требованиям, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевой продукции, необходимой для активного и здорового образа жизни.
Правительству Российской Федерации поручено в 3-месячный срок разработать и утвердить план мероприятий по реализации положений Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации и обеспечивать ежегодно подготовку докладов Президенту Российской Федерации, содержащих анализ, оценку и прогноз продовольственной безопасности Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2020 г. № 79 утвержден порядок принятия гражданами Российской Федерации наградного оружия от глав иностранных государств и глав правительств иностранных государств.
Согласно порядку принятие гражданином наградного оружия осуществляется на основании заключения Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия) об отсутствии оснований, препятствующих владению наградным оружием на территории Российской Федерации. При этом принятие наградного оружия военнослужащими и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и должности государственной службы, осуществляется без оформления заключения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 января 2020 г. № 61 установлен с 1 февраля 2020 г. коэффициент индексации 1,030 для выплат, пособий и компенсаций, определяемый в соответствии с фактическим индексом роста потребительских цен за предыдущий год.
Применение указанного коэффициента индексации распространяется, в частности, на выплаты, пособия и компенсации, которые получают граждане, подвергшиеся воздействию радиации, ветераны, инвалиды, граждане, имеющие детей, и при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. № 67 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами.
Согласно Правилам внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.
Размер вреда рассчитывается с учетом:
29 января 2020 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации зарегистрирован проект Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти».
Проектом предусматривается внесение изменений, направленных на закрепление на конституционном уровне обязательных требований к должностным лицам, полномочия которых непосредственно связаны с обеспечением безопасности страны и суверенитета государства, в том числе ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
Аналогичные требования об отсутствии гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, предлагается установить для высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, Председателя Правительства Российской Федерации, его заместителей, федеральных министров, руководителей других федеральных государственных органов, а также для судей.
Статью 75 Конституции Российской Федерации предлагается дополнить положениями, устанавливающими минимальный размер оплаты труда не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, гарантии обязательной индексации пенсий, социальных пособий и иных социальных выплат, а также основные принципы всеобщего пенсионного обеспечения.
Также проектом предлагается установить, что решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в истолковании, приводящем к их расхождению с Конституцией Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации.
Назначение руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, а также прокуроров субъектов Российской Федерации предлагается осуществлять после консультаций с Советом Федерации.
Предлагается усилить роль Конституционного Суда Российской Федерации, наделив его возможностью проверять по запросам Президента Российской Федерации конституционность законов, принятых палатами Федерального Собрания Российской Федерации, до их подписания Президентом Российской Федерации.
30 января 2020 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации зарегистрирован проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 12 и 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» в части расширения перечня разрешенных валютных операций, а также случаев нерепатриации денежных средств».
Законопроектом предлагается внести изменения в части расширения разрешенных случаев зачета встречных требований с нерезидентами за международные перевозки и связанные с ними услуги, если расчеты между резидентами и нерезидентами осуществляются в соответствии с правилами, принятыми международными организациями в области международных перевозок, устанавливающими порядок проведения таких взаиморасчетов.
Также предлагается расширить перечень разрешенных валютных операций для представительств или филиалов юридического лица – резидента, связанных с зачислением денежных средств на их счета в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и предусмотреть возможность получения резидентами, в том числе представительствами или филиалами юридических лиц – резидентов, оплаты иными третьими лицами (нерезидентами) местных расходов таких резидентов по заключенным ими договорам (контрактам, соглашениям) с нерезидентами при осуществлении деятельности таких резидентов, в том числе представительств или филиалов юридических лиц – резидентов, по сооружению, а также по реконструкции или модернизации объектов на территориях иностранных государств.
30 января 2020 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации зарегистрирован проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».
Проектом вводится понятие государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота, определяются цели ее внедрения, а также субъекты, представляющие в обязательном порядке информацию в указанную систему.
Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями по определению федеральных органов исполнительной власти, представляющих в обязательном порядке информацию в государственную интегрированную информационную систему, порядка ее функционирования и подключения субъектов (информационных систем субъектов) к системе, требований к аппаратно-программным средствам участников системы, а также состава информации, сроков и способов ее представления.
В целях сокращения административной нагрузки на производителей ювелирных изделий из драгоценных металлов или драгоценных камней проектом предусмотрена добровольность опробования и клеймения ювелирных и других изделий из серебра отечественного производства.
Республика Казахстан
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 января 2020 г. № 10 приостанавливается действие пункта 261 Правил въезда и пребывания иммигрантов в Республике Казахстан, а также их выезда из Республики Казахстан.
До 1 июля 2020 г. приостановлено действие 72-часового безвизового режима въезда, пребывания и выезда из Республики Казахстан для граждан Китайской Народной Республики, следующих транзитом через международные аэропорты городов Нур-Султана, Алматы и др.
28 января 2020 г. Правительство Республики Казахстан приняло постановление № 12, которым внесены изменения в Правила назначения, выплаты и размеров государственных стипендий обучающимся в организациях образования.
Согласно внесенным изменениям установлены новые размеры повышения государственных стипендий.
В частности, инвалидам по зрению и инвалидам по слуху, обучающимся в организациях образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования, размер повышения государственной стипендии устанавливается в размере 75 %; студентам, магистрантам и интернам, обучающимся в организациях образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой (попечительством) граждан, – в размере 30 %; студентам, магистрантам, обучающимся в организациях образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования, имеющим по результатам экзаменационной сессии (кроме студентов, получающих государственные именные стипендии и стипендии Президента Республики Казахстан) только оценки «отлично», – в размере 15 %.
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 января 2020 г. № 15 утвержден комплекс мер по развитию саморегулирования и общественного контроля за деятельностью бизнеса, особенно в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В данный комплекс мер, в частности, входят:
Украина
В соответствии с Законом Украины от 16 января 2020 г. «О внесении изменений в Регламент Верховной Рады Украины по совершенствованию электронной формы документооборота в Верховной Раде Украины» предусмотрено, что Аппарат Верховной Рады обеспечивает ведение базы данных нормативно-правовой информации «Законодательство Украины», содержащей в том числе эталонные электронные тексты оригиналов принятых Верховной Радой актов. При этом эталонным электронным текстом считается текст акта, принятого Верховной Радой, хранящийся в форме компьютерного файла, целостность которого обеспечивается с помощью специальных средств защиты информации. Доступ к такой базе данных на официальном сайте Верховной Рады является свободным и бесплатным.
Также устанавливается, что все документы, предусмотренные Регламентом, должны создаваться в электронной форме, кроме случаев, установленных Регламентом, а также в случае невозможности использования единой автоматизированной системы работы с документами в Верховной Раде Украины по техническим причинам.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 24 января 2020 г. № 28 утвержден Порядок предоставления финансовой государственной поддержки субъектам микропредпринимательства и малого предпринимательства.
Согласно Порядку субъектом микропредпринимательства и малого предпринимательства считается физическое лицо – предприниматель или юридическое лицо, средняя численность работников которого за календарный год не превышает 50 человек и годовой доход от любой деятельности не превышает 50 млн. гривен (составляет 4 466 500 белорусских рублей с учетом курса Национального банка Республики Беларусь, установленного на 13 февраля 2020 г.).
Государственная поддержка может быть предоставлена в виде частичной компенсации процентных ставок по кредитам, полученным для реализации инвестиционных проектов, или предоставления гарантий уполномоченным банкам для обеспечения выполнения обязательств по кредитам, предоставленным субъектам предпринимательства.
Сумма государственной поддержки, предоставляемой субъекту предпринимательства (независимо от ее видов и источников), совокупно не может превышать 200 тысяч евро (составляет 478 460 белорусских рублей) в течение трехлетнего периода.
Согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 24 января 2020 г. № 17 «О внесении изменений в Положение о возложении специальных обязанностей на субъектов рынка природного газа для обеспечения общественных интересов в процессе функционирования рынка природного газа» установлено, что с 1 января 2020 г. цена приобретения природного газа не может быть выше цены продажи природного газа, определенной в соответствии с Положением, за вычетом торговой надбавки (наценки) НАК «Нафтогаз Украины» на уровне 1,917 % указанной цены.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 29 января 2020 г. № 47 в перечень товаров, помещение которых в таможенный режим переработки на таможенной территории Украины запрещается, внесены подакцизные товары в случае, когда при осуществлении их переработки путем простых операций (смешивание, монтаж, демонтаж) получаются продукты переработки и или отходы, которые являются неподакцизными товарами, а также электроэнергия.
24 января 2020 г. Верховной Радой Украины зарегистрирован проект Закона Украины № 2803 «О внесении изменений в некоторые законы Украины в связи с упорядочением деятельности в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений и в сфере государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований», предусматривающий исключение районных государственных администраций из числа субъектов государственной регистрации, делегирование части полномочий в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество должностным лицам Министерства юстиции Украины или его территориальным органам.
К таким полномочиям предлагается, в частности, отнести проведение государственной регистрации прав и иных регистрационных действий на основании судебных решений, вступивших в законную силу, и на основании документов, представляемых заявителем в электронной форме.
24 января 2020 г. Верховной Радой Украины зарегистрирован проект Закона Украины № 2804 «О принципах административно-территориального устройства Украины», которым вводятся понятия административно-территориального устройства Украины, административно-территориальной единицы, населенного пункта и другие.
Проектом также устанавливаются основы, на которых строится административно-территориальное устройство, определяются органы, в полномочия которых входит рассмотрение и решение вопросов административно-территориального устройства, регулируется порядок образования и ликвидации административно-территориальных единиц, установления и изменения их границ, рассматриваются вопросы отнесения населенных пунктов к категории сел, поселков, городов, наименования и переименования населенных пунктов, административно-территориальных единиц, а также закрепляются нормы о Государственном реестре административно-территориальных единиц и населенных пунктов.
Республика Молдова
Постановлением Правительства Республики Молдова от 23 января 2020 г. № 23 утверждено Положение о процедурах внутреннего рассмотрения и отчетности раскрытий незаконных практик.
Положением устанавливается процедура внутренней отчетности раскрытий незаконных практик сотрудниками публичных и частных субъектов, а также регулируется процедура регистрации и рассмотрения раскрытий незаконных практик, признания в качестве осведомителя по неподкупности и применения мер защиты в отношении работников, которые добросовестно и в интересах общества раскрывают внутренние незаконные действия.
Согласно Положению внутреннее раскрытие незаконных практик включает такие этапы, как:
Сообщение о личности автора о внутреннем раскрытии подозреваемых в незаконных практиках лиц запрещено.
К осведомителю по неподкупности, который добросовестно сообщил о раскрытии, дисциплинарное взыскание не применяется.
29 января 2020 г. Правительство Республики Молдова приняло постановление № 39, которым утвержден План действий по безопасности дорожного движения на 2020–2021 годы.
В частности, Планом предусмотрено:
Всего Планом определено 48 мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения.
31 января 2020 г. Парламентом Республики Молдова зарегистрирован проект Закона «О контроле за опасностью возникновения крупных аварий с вовлечением опасных веществ».
Документом регулируются меры по предотвращению крупных аварий, связанных с опасными веществами, а также по ограничению их последствий для здоровья человека и окружающей среды с целью высокого уровня защиты на всей территории Республики Молдова.
Действие правового акта не будет распространяться на участки, установки или складские помещения воинских частей; опасности, создаваемые ионизирующим излучением радиоактивных материалов; перевозку опасных веществ и временное хранение, непосредственно связанные с автомобильным транспортом, железными дорогами, внутренними водными путями, воздушными путями, за пределами участков, охватываемых положениями данного документа, включая погрузку, разгрузку и транспортировку в другие или из других транспортных средств в доках, понтонах или сортировочных станциях; транспортировку опасных веществ по трубопроводам, включая насосные станции, за пределами участков, охватываемых положениями данного документа; разведку и добычу полезных ископаемых в шахтах и карьерах, в том силе путем бурения; места захоронения отходов, включая подземные захоронения, а также операции химической и термической обработки и хранение, связанное с этими операциями, в которых задействованы опасные вещества, а также функциональные сооружения по удалению отходов, в том числе хвостохранилища или дамбы, содержащие опасные вещества.
(с) Национальный центр правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!
13-я зарплата (годовое вознаграждение) – это премия, которую выплачивают по результатам работы по окончании календарного года. Трудовой кодекс не закрепляет это понятие официально. С точки зрения законодательства, 13-я зарплата относится к поощрениям за труд. Виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором, соглашением или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. Поскольку 13-я зарплата не регламентируется трудовым законодательством – ее выплата не является обязанностью нанимателя (ч. 1 ст. 63 ТК, ч. 1 и 2 ст. 196 ТК). Порядок определения размера такой выплаты находится в его компетенции. При этом организация вправе установить, выплачивается ли такое поощрение всем работникам или только определенному их кругу. Условия и сроки ее выплаты также находятся в компетенции нанимателя. Вместе с тем наниматель обязан обеспечивать соблюдение законодательства о труде, условий, установленных коллективными договорами, соглашениями, другими ЛПА и трудовыми договорами (п. 1 ч. 1 ст. 55 ТК).