Сохранить в избранное

В Беларуси обновили правила воздушных перевозок

С 24 января 2025 г. в Беларуси действуют новые Авиационные правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, утвержденные постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 3 октября 2024 г. № 88.

Как осуществляется бронирование воздушной перевозки пассажира, багажа, груза, а также оплата соответствующих услуг, какие документы оформляются перевозчиком? Ответы на эти вопросы – в нашем материале.

Утвержденные Авиационные правила устанавливают порядок осуществления воздушных перевозок пассажиров, багажа (в том числе ручной клади), грузов на борту воздушного судна, права и обязанности перевозчика, пассажиров, других лиц, участвующих в организации и обеспечении воздушных перевозок, грузоотправителей и грузополучателей.

Перевозчик организует, обеспечивает и выполняет воздушную перевозку пассажиров, багажа и груза в соответствии с договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза.

Примечание:

Указанные договоры считаются заключенными с даты оформления перевозочного документа. 

На каких условиях осуществляется бронирование воздушной перевозки? 

Правилами установлено, что бронирование является обязательным условием воздушной перевозки пассажира, багажа, груза.

Примечание:

Под бронированием понимается закрепление на воздушном судне пассажирского места и провозной емкости для воздушной перевозки пассажира, багажа, груза на определенный рейс и дату.

Бронирование осуществляется через автоматизированные системы бронирования в сроки и порядке, установленные перевозчиком.

Бронирование пассажиров может осуществляться пассажирами или уполномоченным лицом одним из следующих способов:

  • путем личного обращения к перевозчику или уполномоченному лицу непосредственно в пункты продажи перевозчика или уполномоченного лица либо по телефону, электронной почте;
  • посредством бронирования пассажирского места и провозной емкости для багажа самостоятельно с помощью специального программного обеспечения (информационной системы) глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте перевозчика или уполномоченного лица, а также с использованием современных программно-технических средств без личной явки пассажира к перевозчику или уполномоченному лицу (онлайн-бронирование).
Примечание:

Бронирование пассажирского места и провозной емкости для багажа предполагает воздушную перевозку пассажира и его багажа в дату, рейсом и по маршруту воздушной перевозки, на которые было произведено бронирование.

ВАЖНО!

При этом необходимо сообщить информацию, включая данные документов, удостоверяющих личность, и контактные данные, и при необходимости – данные об особых условиях воздушной перевозки пассажира, багажа.

Бронирование не производится в случае, если пассажир отказался предоставить указанную информацию.

При бронировании пассажирского места и провозной емкости перевозчиком либо уполномоченным лицом допускается не закреплять за пассажиром конкретное пассажирское место в салоне воздушного судна с заявленным классом обслуживания. В этом случае номер пассажирского места, выделяемого пассажиру, указывается при регистрации пассажира.

Правилами определены случаи, когда бронирование осуществляется по согласованию воздушной перевозки с перевозчиком. К ним отнесена перевозка:

  • пассажира с ребенком до 2 лет;
  • не сопровождаемого совершеннолетним пассажиром ребенка, который будет перевозиться под наблюдением перевозчика;
  • тяжелобольного пассажира;
  • несопровождаемого пассажира, лишенного зрения и (или) слуха, который будет перевозиться под наблюдением перевозчика;
  • пассажира, чья способность передвигаться при пользовании воздушным транспортом ограничена и (или) чье состояние требует особого внимания при обслуживании;
  • конвоируемых лиц, депортируемых или высылаемых из Республики Беларусь (в Республику Беларусь) лиц;
  • багажа, превышающего установленную перевозчиком норму бесплатного провоза багажа или который требует обязательной оплаты независимо от указанной нормы (сверхнормативный багаж);
  • груза, требующего специальных условий воздушной перевозки, и т.д. 

Какой порядок оформления воздушной перевозки? 

Договор воздушной перевозки пассажира и договор воздушной перевозки груза удостоверяются перевозочными документами.

Примечание:

К ним относятся билет, а также багажная квитанция в случае перевозки пассажиром багажа. Договор воздушной перевозки груза удостоверяется грузовой или почтовой накладной.

ВАЖНО!

На каждого пассажира оформляется отдельный билет в электронном виде или на бумажном носителе.

Использование билета лицом, не указанным в билете, не допускается.

Авиационными правилами также установлен порядок воздушной перевозки пассажиров и багажа, в том числе регистрации пассажиров и оформления багажа, обслуживания пассажиров, перевозки отдельных категорий пассажиров, остановки пассажира в пути и иное. 

Что касается перевозки грузов, то заключение договора воздушной перевозки, принятие груза к воздушной перевозке и условия воздушной перевозки удостоверяет грузовая накладная. Документ составляется в трех оригинальных экземплярах.

Определен также подробный порядок перевозки грузов, включающий вопросы приема груза, тары, упаковки и его маркировки, распоряжения грузом, перевозки грузов, требующих особых условий воздушной перевозки, выдачи, хранения груза, розыска в случае необходимости. 

Какую информацию должно содержать расписание? 

Определено, что регулярные воздушные перевозки выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов.

Оно формируется перевозчиком и публикуется в компьютерном банке данных расписания движения воздушных судов.

Чартерные воздушные перевозки выполняются в соответствии с планом (графиком) чартерных воздушных перевозок.

Опубликованное расписание движения воздушных судов отражает следующую информацию по каждому регулярному рейсу:

  • аэропорт (пункт) отправления;
  • аэропорт (пункт) назначения;
  • аэропорт(ы), расположенный(ые) по маршруту воздушной перевозки, в котором(ых) по расписанию движения воздушных судов предусмотрена посадка воздушного судна (за исключением технических посадок);
  • код перевозчика;
  • номер рейса;
  • дни недели выполнения рейса;
  • время отправления (местное);
  • время прибытия (местное);
  • тип(ы) воздушного судна.

В расписании может указываться и другая информация на усмотрение перевозчика.

ВАЖНО!

В случае изменения расписания движения воздушных судов или отмены рейса позднее 24 часов до времени вылета перевозчик обеспечивает принятие всех возможных мер по информированию пассажиров, грузоотправителей, с которыми заключен договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза, об изменении расписания любым доступным способом, в том числе с помощью организации обслуживания пассажиров в аэропорту (пункте) отправления.

В этом случае перевозчик по своему выбору обеспечивает пассажиру:

  • выполнение воздушной перевозки другим рейсом своего перевозчика или рейсом другого перевозчика (с согласия пассажира);
  • организацию воздушной перевозки другим видом транспорта (с согласия пассажира);
  • возврат уплаченных за воздушную перевозку денежных средств. 

Можно ли отказаться от исполнения договора воздушной перевозки и на какую компенсацию рассчитывать? 

Пассажир вправе отказаться от исполнения договора воздушной перевозки пассажира в случаях и порядке, установленных статьей 101 Воздушного кодекса Республики Беларусь.

Вынужденным отказом пассажира от выполнения договора воздушной перевозки пассажира до начала выполнения договора является:

  • задержка отправления воздушного судна;
  • отмена рейса, указанного в перевозочном документе;
  • изменение перевозчиком маршрута воздушной перевозки;
  • несостоявшаяся отправка пассажира из-за невозможности предоставить ему пассажирское место на рейс и дату, указанные в перевозочном документе;
  • несостоявшаяся воздушная перевозка пассажира на воздушном судне, вызванная задержкой пассажира в аэропорту (пункте) отправления из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к воздушной перевозке веществ и предметов;
  • необеспечение перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой воздушной перевозки;
  • внезапная болезнь пассажира либо болезнь или смерть члена его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждено медицинскими документами;
  • непредоставление пассажиру обслуживания по классу, указанному в перевозочном документе;
  • неправильное оформление перевозочного документа перевозчиком или уполномоченным лицом.

В таком случае оплата за воздушную перевозку определяется на основании договора воздушной перевозки пассажира и тарифа в соответствии с правилами применения тарифа, действовавшими на дату начала воздушной перевозки.

Возврат денежных средств пассажиру в случае вынужденного отказа осуществляется с учетом выполнения полностью или частично маршрута воздушной перевозки.

Если воздушная перевозка была выполнена частично, то возвращается разница между стоимостью всей воздушной перевозки и стоимостью выполненной части воздушной перевозки.

В случае добровольного отказа пассажира до начала воздушной перевозки оплата, возврат или замена перевозочного документа определяются в соответствии с условиями договора воздушной перевозки пассажира и тарифа, который был применен, в соответствии с правилами его применения.

Примечание:

В случае приобретения электронного билета при использовании средств онлайн-бронирования возврат денежных средств по неиспользованному или частично использованному перевозочному документу производится на банковскую карту, с которой производилась оплата.  

Кто несет ответственность при перевозках? 

Ответственность при международных воздушных перевозках пассажиров, багажа и грузов устанавливается законодательством, международными договорами Республики Беларусь, Воздушным кодексом Республики Беларусь, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза.

При этом Авиационными правилами установлено, что перевозчик несет ответственность за:

  • вред, возникший вследствие смерти или повреждения здоровья пассажира с момента прохождения пассажиром воздушного судна предполетного досмотра и до момента, когда пассажир воздушного судна в сопровождении уполномоченных перевозчиком лиц покинул контролируемую зону аэродрома (вертодрома);
  • несохранность зарегистрированного багажа или груза, произошедшую после принятия их к воздушной перевозке и до выдачи грузополучателю или лицу, уполномоченному на получение груза, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа или груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранение которых от него не зависело;
  • несохранность вещей, содержащихся в ручной клади, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение этих вещей произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, либо умысла пассажира;
  • утрату, недостачу или повреждение груза, которые произошли во время, когда груз находился под ответственностью перевозчика или его уполномоченного лица, независимо от того, имело ли это место на земле либо на борту воздушного судна.

ВАЖНО!

Перевозчик не несет ответственности:

  • за включенные в зарегистрированный багаж хрупкие предметы, скоропортящиеся продукты, денежные знаки, ювелирные изделия, драгоценные металлы, ценные бумаги и другие ценности, деловые и личные документы, медицинские справки, медикаменты, ключи, видеокамеры, фотоаппараты, портативные персональные компьютеры, мобильные телефоны и другую электронную аппаратуру вне зависимости от того, знает перевозчик о наличии этих вещей в багаже или нет, если докажет наличие обстоятельств, указанных в статье 112 Воздушного кодекса Республики Беларусь;

  • если утрата, недостача или повреждение груза явились результатом его естественных свойств либо скрытых дефектов либо произошли вследствие неподконтрольных ему причин, таких как изменение климата, температуры, атмосферного давления, пребывание в обычных или в других условиях хранения или перевозки.

Примечание:

Обеспечение соблюдения условий приема груза к перевозке возлагается на грузоотправителя.

Авиационными правилами установлен порядок предъявления претензий перевозчику в случае утраты, недостачи, повреждения части (одного или нескольких мест) зарегистрированного багажа, груза или какого-либо содержащегося в нем предмета.


Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Прекращение ведения личных дел работников в негосударственной организации и подготовка их к передаче в архив организации
Шумская Елена Викторовна, заведующий отделом документоведения учреждения «Белорусский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела», секретарь Национального технического комитета по стандартизации ТК BY 28 «Управление документами»

С 2 июня 2024 г. вступила в силу новая Инструкция о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников, утв. постановлением Минюста от 23.05.2024 № 29 (далее – Инструкция № 29).

Читать подробнее
Календарь событий
26 марта 2025 г.
Амельченя Юлия Александровна, Бакиновская Ольга Александровна
Семинар "Особенности организации и проведения закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств"
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.