Сохранить в избранное

Порядок обращения с отходами товаров и упаковки, их утилизация и обезвреживание

Тема охраны окружающей среды и соответственно сбора и обезвреживания отходов производства и упаковки важный вопрос в деятельности любого субъекта хозяйствования.

Кто координирует эту деятельность? Какие требования применяются к собственной системе сбора? Как рассчитать сумму и в какие сроки вносить плату за организацию сбора, обезвреживания и/или использования отходов? Ответы на эти вопросы можно найти в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2020 г. № 388.


Начнем с того, что Законом Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XІІ определено, что охрана окружающей среды – это деятельность государственных органов, общественных объединений, иных юридических лиц и граждан, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование природных ресурсов и их воспроизводство, предотвращение загрязнения, деградации, повреждения, истощения, разрушения, уничтожения и иного вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и ликвидацию ее последствий.

В этой связи, в целях сокращения объемов захоронения отходов и предотвращения их вредного воздействия на окружающую среду, а также повышения уровня вовлечения в хозяйственный оборот вторичных материальных ресурсов Президентом Республики Беларусь подписан Указ от 17 января 2020 г. № 16, который вступил в силу 1 июля 2020 г. Механизм действий субъектов хозяйствования по выполнению данного указа закреплен в соответствующих Положениях, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2020 г. № 388.

Так, Положением о координации деятельности в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами и отходами, образующимися после утраты потребительских свойств товаров и упаковки определено, что координацию указанной деятельности осуществляет Министерство жилищно-коммунального хозяйства, которым в этих целях создано государственное учреждение «Оператор вторичных материальных ресурсов»

Перечень товаров и упаковки, на которые распространяются требования Указа № 16, и размеры платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки приведены в приложении 4 к постановлению 388.

ВАЖНО!

Обращаем внимание, что пункты 4, 9, 10, 14, 21, 22, 26–28, 30, 37, 43, 49, 51 и 54 указанного приложения 4 вступают в силу с 1 января 2021 г.

В рамках выполнения Указа № 16 производители и поставщики обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и/или использование отходов товаров и упаковки одним из следующих способов или их совокупностью по своему выбору:

  • применять в течение календарного квартала собственную систему сбора, обезвреживания и/или использования отходов товаров и упаковки и представлять ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» информацию о выполнении. Порядок, условия применения и требованиях к собственной системе сбора, обезвреживания и/или использования отходов товаров и упаковки смотрите в советующем Положении;
  • заключать договор с ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» о организации сбора, обезвреживания и/или использования отходов товаров и упаковки и вносить плату за организацию сбора, обезвреживания и/или использования отходов товаров и упаковки.

Примечание:

Форма представления информации о выполнении обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и/или использования отходов товаров и упаковки приведена в приложении 3 к постановлению № 388, порядок и сроки представления указанной закреплены соответствующим положением. 

ВАЖНО!

Перечень случаев и условия освобождения производителей и поставщиков от обязанности по обеспечению сбора отходов и порядок осуществления оператором анализа выполнения производителями и поставщиками такой обязанности определены в приложении 1 к Указу № 16. Перечень документов, подтверждающих возникновение правовых оснований для освобождения от обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и/или использования отходов товаров и упаковки, установлен приложением 2 к постановлению № 388

Также постановлением № 388 утверждается:

Положение о порядке и условиях принятия производителями товаров и упаковки обязательств по обеспечению последующего безопасного обращения с отходами, образовавшимися в результате утраты товарами и упаковкой своих потребительских свойств;

Положение о порядке ведения реестра организаций, осуществляющих сбор, сортировку, подготовку отходов;

Положение о порядке выплаты компенсации и об основаниях для отказа в выплате компенсации;

Положение о порядке обеспечения организациями, осуществляющими розничную торговлю, сбора от физических лиц товаров, утративших потребительские свойства, и отходов упаковки в местах их реализации, ремонта, технического обслуживания;

и другие полезные документы регламентирующие указанную сферу деятельности. 

Справочно: 

Теперь Вам не нужно искать все необходимы положения и формы документов на различных интернет-ресурсах и в системах. Вся необходимая информация в актуальном состоянии в одной правовой системе «ЭТАЛОН-ONLINE». Для зарегистрированных пользователей доступна также будущая еще не вступившая в силу редакция документов, что поможет оперативно быть в курсе всех изменений законодательства. А если Вы еще не являетесь нашим пользователем, то можете оформить доступ на любой период от суток до года и оплатить любым удобным способом: СМС и электронными платежами или по безналичному расчету.  


Сохранить в избранное
Вам будет интересно
13-я зарплата, начисленная в 2025 году, – что нужно знать бухгалтеру
Борисенко Н.В., аудитор

13-я зарплата (годовое вознаграждение) – это премия, которую выплачивают по результатам работы по окончании календарного года. Трудовой кодекс не закрепляет это понятие официально. С точки зрения законодательства, 13-я зарплата относится к поощрениям за труд. Виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором, соглашением или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. Поскольку 13-я зарплата не регламентируется трудовым законодательством – ее выплата не является обязанностью нанимателя (ч. 1 ст. 63 ТК, ч. 1 и 2 ст. 196 ТК). Порядок определения размера такой выплаты находится в его компетенции. При этом организация вправе установить, выплачивается ли такое поощрение всем работникам или только определенному их кругу. Условия и сроки ее выплаты также находятся в компетенции нанимателя. Вместе с тем наниматель обязан обеспечивать соблюдение законодательства о труде, условий, установленных коллективными договорами, соглашениями, другими ЛПА и трудовыми договорами (п. 1 ч. 1 ст. 55 ТК).

Читать подробнее
Календарь событий
20 мая 2025 г.
Спиридонова Ольга Николаевна, Грабар Нина Викторовна
Семинар "Актуальные вопросы пенсионного обеспечения. Персонифицированный учет"
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.