Тема охраны окружающей среды и соответственно сбора и обезвреживания отходов производства и упаковки важный вопрос в деятельности любого субъекта хозяйствования.
Кто координирует эту деятельность? Какие требования применяются к собственной системе сбора? Как рассчитать сумму и в какие сроки вносить плату за организацию сбора, обезвреживания и/или использования отходов? Ответы на эти вопросы можно найти в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2020 г. № 388.
Начнем с того, что Законом Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XІІ определено, что охрана окружающей среды – это деятельность государственных органов, общественных объединений, иных юридических лиц и граждан, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование природных ресурсов и их воспроизводство, предотвращение загрязнения, деградации, повреждения, истощения, разрушения, уничтожения и иного вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и ликвидацию ее последствий.
В этой связи, в целях сокращения объемов захоронения отходов и предотвращения их вредного воздействия на окружающую среду, а также повышения уровня вовлечения в хозяйственный оборот вторичных материальных ресурсов Президентом Республики Беларусь подписан Указ от 17 января 2020 г. № 16, который вступил в силу 1 июля 2020 г. Механизм действий субъектов хозяйствования по выполнению данного указа закреплен в соответствующих Положениях, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2020 г. № 388.
Так, Положением о координации деятельности в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами и отходами, образующимися после утраты потребительских свойств товаров и упаковки определено, что координацию указанной деятельности осуществляет Министерство жилищно-коммунального хозяйства, которым в этих целях создано государственное учреждение «Оператор вторичных материальных ресурсов»
Перечень товаров и упаковки, на которые распространяются требования Указа № 16, и размеры платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки приведены в приложении 4 к постановлению 388.
ВАЖНО!
Обращаем внимание, что пункты 4, 9, 10, 14, 21, 22, 26–28, 30, 37, 43, 49, 51 и 54 указанного приложения 4 вступают в силу с 1 января 2021 г.
В рамках выполнения Указа № 16 производители и поставщики обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и/или использование отходов товаров и упаковки одним из следующих способов или их совокупностью по своему выбору:
Примечание:
Форма представления информации о выполнении обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и/или использования отходов товаров и упаковки приведена в приложении 3 к постановлению № 388, порядок и сроки представления указанной закреплены соответствующим положением.
ВАЖНО!
Перечень случаев и условия освобождения производителей и поставщиков от обязанности по обеспечению сбора отходов и порядок осуществления оператором анализа выполнения производителями и поставщиками такой обязанности определены в приложении 1 к Указу № 16. Перечень документов, подтверждающих возникновение правовых оснований для освобождения от обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и/или использования отходов товаров и упаковки, установлен приложением 2 к постановлению № 388.
Также постановлением № 388 утверждается:
Положение о порядке и условиях принятия производителями товаров и упаковки обязательств по обеспечению последующего безопасного обращения с отходами, образовавшимися в результате утраты товарами и упаковкой своих потребительских свойств;
Положение о порядке ведения реестра организаций, осуществляющих сбор, сортировку, подготовку отходов;
Положение о порядке выплаты компенсации и об основаниях для отказа в выплате компенсации;
Положение о порядке обеспечения организациями, осуществляющими розничную торговлю, сбора от физических лиц товаров, утративших потребительские свойства, и отходов упаковки в местах их реализации, ремонта, технического обслуживания;
и другие полезные документы регламентирующие указанную сферу деятельности.
Справочно:
Теперь Вам не нужно искать все необходимы положения и формы документов на различных интернет-ресурсах и в системах. Вся необходимая информация в актуальном состоянии в одной правовой системе «ЭТАЛОН-ONLINE». Для зарегистрированных пользователей доступна также будущая еще не вступившая в силу редакция документов, что поможет оперативно быть в курсе всех изменений законодательства. А если Вы еще не являетесь нашим пользователем, то можете оформить доступ на любой период от суток до года и оплатить любым удобным способом: СМС и электронными платежами или по безналичному расчету.
ОАО «А» совместно с другим юридическим лицом – резидентом создало дочернюю компанию – ОАО «Б». Уставный фонд дочерней компании составляет 1 000 000 белорусских рублей и должен быть сформирован до конца 2023 года. Доля ОАО «А» (количество акций в общем объеме) составляет 90 %, второго акционера – 10 %. ОАО «А» внесло 100 000 белорусских рублей, что составляет 10 % от уставного фонда. ОАО «А» планирует заключить сделку с дочерней компанией. Являются ли ОАО «А» и ОАО «Б» на данном этапе аффилированными лицами?