16Мар 2021

Пенсионное обеспечение: какие документы необходимы для назначения пенсии по потере кормильца

Внесены корректировки в порядок обращения за пенсией. Вступили в силу изменения в Инструкцию о порядке обращения за пенсией и организации работы и ведения делопроизводства по назначению и выплате пенсий, утвержденную постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 8 июля 2019 г. № 35. Такое решение закреплено постановлением данного министерства от 22 февраля 2021 г. № 18.

Разбираемся, какие документы и куда необходимо подать для назначения пенсии по потере кормильца.

Картинка к новости 16_03_2021.jpg


В нашей стране пенсионное обеспечение граждан, за исключением некоторых их категорий, осуществляется согласно Закону Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII «О пенсионном обеспечении»

По настоящему Закону назначаются:

а) трудовые пенсии:

  • по возрасту;
  • по инвалидности;
  • по случаю потери кормильца;
  • за выслугу лет;
  • за особые заслуги перед республикой;

б) социальные пенсии.

Пенсионное обеспечение по настоящему Закону осуществляется органами, осуществляющими пенсионное обеспечение: управлениями (отделами) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов, управлениями (отделами) социальной защиты местных администраций районов в городах.

Законом также определены вопросы выплаты пенсии по случаю потери кормильца.

Кто имеет право на получение данного вида пенсии?

Согласно Закону Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.

Примечание:

Все правила настоящего Закона, касающиеся семей умерших, соответственно распространяются и на семьи безвестно отсутствующих, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке.

Нетрудоспособными членами семьи считаются:

  • дети, в том числе усыновленные (удочеренные) (далее – усыновленные), пасынки и падчерицы;
  • братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет (обучающиеся, не достигшие 23 лет);
  • а также дети, в том числе усыновленные, пасынки и падчерицы, братья, сестры и внуки старше 18 лет, если они стали инвалидами до достижения 18 лет.

Примечание:

Братья, сестры и внуки имеют право на пенсию, если они не имеют трудоспособных родителей, а пасынок и падчерица – если они не получали алиментов от родителей в порядке, установленном законодательством.

  • отец, мать (усыновители или удочерители), супруги, если они достигли общеустановленного пенсионного возраста либо являются инвалидами;
  • один из родителей или супруг (супруга) либо дед, бабка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят (занята) уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 8 лет, и не работает;
  • дед и бабка – при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать;
  • отчим, мачеха, если они достигли общеустановленного пенсионного возраста либо являются инвалидами, – при условии, если воспитывали или содержали умершего пасынка или падчерицу не менее 5 лет;
  • один из родителей или супруг (супруга), в том числе бывший (бывшая) при условии невступления в новый брак, либо дед, бабка, брат или сестра, занятые уходом за детьми, братьями, сестрами либо внуками умершего кормильца, не достигшими 3 лет, в случаях, если они:

  • находятся в отпуске по уходу за ребенком (братом, сестрой либо внуком) умершего кормильца до достижения им возраста 3 лет по основной работе и работе по совместительству (в случае работы по совместительству).

Примечание:

Данные лица имеют право на получение пенсии по потере кормильца, если они:

  • не выполняют работу по гражданско-правовому договору, предметом которого являются выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, не являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими иные виды деятельности;
  • являются ИП, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими иные виды деятельности, и приостановили соответствующую деятельность в связи с уходом за ребенком (братом, сестрой либо внуком) умершего кормильца в возрасте до 3 лет в порядке, установленном законодательством, либо не осуществляют предпринимательскую деятельность в связи с нахождением в процессе прекращения деятельности.

В каких размерах устанавливается пенсия по потере кормильца?

В размере 40 % среднемесячного заработка кормильца, но не менее 100 % минимального размера пенсии по возрасту:

  • на каждого нетрудоспособного члена семьи;
  • на детей-сирот, а также лиц из числа детей-сирот, получающих в связи со смертью одного родителя ежемесячную страховую выплату, пенсия по случаю потери кормильца – другого родителя.

В размере 50 % заработка кормильцев, но не менее двукратного минимального размера пенсии по возрасту на других детей-сирот.

В какой срок необходимо обратиться для назначения пенсии по случаю потери кормильца?

Семья, имеющая право на назначении такой пенсии, может обращаться за назначением пенсии в любое время после смерти или установления безвестного отсутствия кормильца без ограничения каким-либо сроком.

Обращение за пенсией осуществляется путем подачи заявления о назначении пенсии (перерасчете назначенной пенсии, переводе с одной пенсии на другую, возобновлении выплаты ранее назначенной пенсии) по форме согласно приложению 1 к Инструкции.

Какие документы и куда необходимо подать для назначения пенсии по потере кормильца?

Порядок обращения за пенсией установлен Главой 2 Инструкции о порядке обращения за пенсией и организации работы и ведения делопроизводства по назначению и выплате пенсий.

Согласно приложению 2 к Инструкции, с учетом корректировок, внесенных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 февраля 2021 г. № 18, для назначении пенсии по случаю потери кормильца необходимо подать следующие документы:

1. документы, удостоверяющие личность, подтверждающие возраст, место жительства, гражданство лица, обратившегося за пенсией (в отношении детей – свидетельство о рождении);

2. документы, подтверждающие периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности, в течение которых уплачивались обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения согласно законодательству о государственном социальном страховании, иные периоды деятельности;

3. документы, подтверждающие размер заработка:

  • справка о заработке для исчисления пенсии, выдаваемая работодателем, в случае прекращения деятельности работодателя – его правопреемником, архивом или органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в зависимости от того, где находятся на хранении документы бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе государственного социального страхования, выдаваемая органом Фонда на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета;
  • справка о размере заработной платы (денежного довольствия, ежемесячного денежного содержания), выдаваемая организацией по месту прохождения военной службы (службы);
  • справка об уплате обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь в установленные сроки и о доходах, с которых они исчислены, лицам, уплачивающим обязательные страховые взносы самостоятельно;
  • документы, содержащие сведения о суммах авторских гонораров, рассчитанных по государственным ставкам;
  • расчетная книжка или справка профсоюзной организации, с участием которой был заключен договор о работе у отдельных граждан до 1 января 1991 г.;
  • справка о времени выполнения осужденным оплачиваемых работ и сумме фактического заработка, из которого уплачены обязательные страховые взносы;
  • документы, содержащие сведения о доходе священно- и церковнослужителей, выдаваемые епархиальными управлениями;
  • справка о среднем заработке работника соответствующей профессии и квалификации, если в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф или других чрезвычайных ситуаций у работодателей не сохранились документы о фактическом заработке или сохранились менее чем за период работы, из заработка за который исчисляется пенсия;
  • справка работодателя об отсутствии документов о заработке с указанием причины их несохранности;
  • справка архивного учреждения о том, что документы за период работы в архив не поступали;
  • в случае отсутствия перечисленных документов другие документы, подтверждающие заработок (решение суда, копии лицевых счетов и другие документы о начисленной заработной плате);

4. заключение МРЭК (выписка из акта освидетельствования МРЭК);

5. свидетельство о смерти (справка органа загса, содержащая сведения из записи акта о смерти, копия записи акта о смерти, копия решения суда о признании безвестно отсутствующим, об объявлении умершим);

6. заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии об установлении причинной связи наступления смерти с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями;

7. свидетельство о регистрации актов гражданского состояния (справки органов загса, содержащие сведения из записей актов гражданского состояния, копии записей актов гражданского состояния, копия решения суда об установлении факта родственных отношений);

8. свидетельство о рождении ребенка, в котором отсутствует запись об отце ребенка (справка органа загса, содержащая сведения из записи акта о рождении ребенка, в случае если сведения об отце ребенка в записи акта о рождении произведены по указанию матери);

9. справка о размере заработной платы (денежного довольствия, ежемесячного денежного содержания):

  • справка о размере пенсии;
  • документы, содержащие сведения о других доходах, как правило, за 12 месяцев, предшествовавших месяцу смерти кормильца, всех членов семьи);
  • копия решения суда об установлении факта нахождения на иждивении;

10. справка о неполучении пенсии лицом, которому назначается пенсия, в том числе:

  • документы, содержащие сведения о неполучении других доходов; 
  • трудовая книжка и (или) сведения индивидуального (персонифицированного) учета, подтверждающие прекращение работы лицом, которому назначается пенсия;
  • справка о занимаемом в данном населенном пункте жилом помещении и составе семьи;
  • справки (другие документы) о доходах всех членов семьи;

11. справка о нахождении лица, обязанного уплачивать алименты, в учреждении уголовно-исполнительной системы или лечебно-трудовом профилактории Министерства внутренних дел и об отсутствии у него заработка;

12. справка о том, что гражданин является обучающимся (с указанием сведений о форме получения образования и сроке обучения, о нахождении (отсутствии нахождения) на государственном обеспечении в период получения образования);

13. Свидетельство о смерти либо справка органа загса, содержащая сведения из записи акта о смерти, копия записи акта о смерти либо копии документов, подтверждающих нетрудоспособность, а также документы, подтверждающие установление опеки (попечительства) над братьями, сестрами и внуками кормильца до наступления смерти кормильца;

14. Справка о занимаемом кормильцем в данном населенном пункте жилом помещении и составе семьи; справки о доходах всех членов семьи; копия решения суда об установлении факта, имеющего юридическое значение;

15. Справка о занимаемом в данном населенном пункте жилом помещении и составе семьи, выдаваемая лицу, которому назначается пенсия; трудовая книжка лица, которому назначается пенсия;

16. Справка о нахождении в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;

17. Трудовая книжка, выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе государственного социального страхования, выдаваемая органом Фонда на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, и (или) документ, подтверждающий приостановление деятельности индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов, физических лиц, осуществляющих предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, физических лиц, осуществляющих деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет.

Кроме того, Инструкцией определен перечень документов, необходимых для:

  • установления надбавок к пенсиям,
  • повышения пенсии,
  • подтверждения обстоятельств, влияющих на размер пенсии, ее выплату.

В ЭТАЛОН-ONLINE вы можете скачать утвержденную форму Заявления о назначении пенсии, а также иные необходимые формы документов, содержащиеся в приложениях к Инструкции.

Со всеми типовыми (примерными) формами и образцами документов, содержащимися в нормативных правовых актах, можно ознакомиться в банке данных «Формы документов» ЭТАЛОН–ONLINE.

Напоминаем, что оформить доступ к ЭТАЛОН-ONLINE можно как на сутки c помощью SMS всего за 2 рубля, так и на любой период до года.



Пожалуйста, поверните свое устройство в горизонтальное положение.
Заказать
звонок