Внесены корректировки в порядок обращения за пенсией. Вступили в силу изменения в Инструкцию о порядке обращения за пенсией и организации работы и ведения делопроизводства по назначению и выплате пенсий, утвержденную постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 8 июля 2019 г. № 35. Такое решение закреплено постановлением данного министерства от 22 февраля 2021 г. № 18.
Разбираемся, какие документы и куда необходимо подать для назначения пенсии по потере кормильца.
В нашей стране пенсионное обеспечение граждан, за исключением некоторых их категорий, осуществляется согласно Закону Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII «О пенсионном обеспечении»
По настоящему Закону назначаются:
а) трудовые пенсии:
б) социальные пенсии.
Пенсионное обеспечение по настоящему Закону осуществляется органами, осуществляющими пенсионное обеспечение: управлениями (отделами) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов, управлениями (отделами) социальной защиты местных администраций районов в городах.
Законом также определены вопросы выплаты пенсии по случаю потери кормильца.
Согласно Закону Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.
Примечание:
Все правила настоящего Закона, касающиеся семей умерших, соответственно распространяются и на семьи безвестно отсутствующих, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке.
Нетрудоспособными членами семьи считаются:
Примечание:
Братья, сестры и внуки имеют право на пенсию, если они не имеют трудоспособных родителей, а пасынок и падчерица – если они не получали алиментов от родителей в порядке, установленном законодательством.
Примечание:
Данные лица имеют право на получение пенсии по потере кормильца, если они:
В размере 40 % среднемесячного заработка кормильца, но не менее 100 % минимального размера пенсии по возрасту:
В размере 50 % заработка кормильцев, но не менее двукратного минимального размера пенсии по возрасту на других детей-сирот.
Семья, имеющая право на назначении такой пенсии, может обращаться за назначением пенсии в любое время после смерти или установления безвестного отсутствия кормильца без ограничения каким-либо сроком.
Обращение за пенсией осуществляется путем подачи заявления о назначении пенсии (перерасчете назначенной пенсии, переводе с одной пенсии на другую, возобновлении выплаты ранее назначенной пенсии) по форме согласно приложению 1 к Инструкции.
Порядок обращения за пенсией установлен Главой 2 Инструкции о порядке обращения за пенсией и организации работы и ведения делопроизводства по назначению и выплате пенсий.
Согласно приложению 2 к Инструкции, с учетом корректировок, внесенных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 февраля 2021 г. № 18, для назначении пенсии по случаю потери кормильца необходимо подать следующие документы:
1. документы, удостоверяющие личность, подтверждающие возраст, место жительства, гражданство лица, обратившегося за пенсией (в отношении детей – свидетельство о рождении);
2. документы, подтверждающие периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности, в течение которых уплачивались обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения согласно законодательству о государственном социальном страховании, иные периоды деятельности;
3. документы, подтверждающие размер заработка:
4. заключение МРЭК (выписка из акта освидетельствования МРЭК);
5. свидетельство о смерти (справка органа загса, содержащая сведения из записи акта о смерти, копия записи акта о смерти, копия решения суда о признании безвестно отсутствующим, об объявлении умершим);
6. заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии об установлении причинной связи наступления смерти с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями;
7. свидетельство о регистрации актов гражданского состояния (справки органов загса, содержащие сведения из записей актов гражданского состояния, копии записей актов гражданского состояния, копия решения суда об установлении факта родственных отношений);
8. свидетельство о рождении ребенка, в котором отсутствует запись об отце ребенка (справка органа загса, содержащая сведения из записи акта о рождении ребенка, в случае если сведения об отце ребенка в записи акта о рождении произведены по указанию матери);
9. справка о размере заработной платы (денежного довольствия, ежемесячного денежного содержания):
10. справка о неполучении пенсии лицом, которому назначается пенсия, в том числе:
11. справка о нахождении лица, обязанного уплачивать алименты, в учреждении уголовно-исполнительной системы или лечебно-трудовом профилактории Министерства внутренних дел и об отсутствии у него заработка;
12. справка о том, что гражданин является обучающимся (с указанием сведений о форме получения образования и сроке обучения, о нахождении (отсутствии нахождения) на государственном обеспечении в период получения образования);
13. Свидетельство о смерти либо справка органа загса, содержащая сведения из записи акта о смерти, копия записи акта о смерти либо копии документов, подтверждающих нетрудоспособность, а также документы, подтверждающие установление опеки (попечительства) над братьями, сестрами и внуками кормильца до наступления смерти кормильца;
14. Справка о занимаемом кормильцем в данном населенном пункте жилом помещении и составе семьи; справки о доходах всех членов семьи; копия решения суда об установлении факта, имеющего юридическое значение;
15. Справка о занимаемом в данном населенном пункте жилом помещении и составе семьи, выдаваемая лицу, которому назначается пенсия; трудовая книжка лица, которому назначается пенсия;
16. Справка о нахождении в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;
17. Трудовая книжка, выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе государственного социального страхования, выдаваемая органом Фонда на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, и (или) документ, подтверждающий приостановление деятельности индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов, физических лиц, осуществляющих предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, физических лиц, осуществляющих деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет.
Кроме того, Инструкцией определен перечень документов, необходимых для:
В ЭТАЛОН-ONLINE вы можете скачать утвержденную форму Заявления о назначении пенсии, а также иные необходимые формы документов, содержащиеся в приложениях к Инструкции.
Со всеми типовыми (примерными) формами и образцами документов, содержащимися в нормативных правовых актах, можно ознакомиться в банке данных «Формы документов» ЭТАЛОН–ONLINE.
Напоминаем, что оформить доступ к ЭТАЛОН-ONLINE можно как на сутки c помощью SMS всего за 2 рубля, так и на любой период до года.
С 19 апреля 2023 г. действует новая редакция Инструкции о порядке формирования и ведения реестра поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам, которая утверждена постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 28.06.2017 № 33, а постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 3 апреля 2023 г. № 24 «Об изменении постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 28 июня 2017 г. № 33» данная Инструкция изложена в новой редакции.