Сохранить в избранное

Пенсионное обеспечение: какие документы необходимы для назначения пенсии по потере кормильца

Внесены корректировки в порядок обращения за пенсией. Вступили в силу изменения в Инструкцию о порядке обращения за пенсией и организации работы и ведения делопроизводства по назначению и выплате пенсий, утвержденную постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 8 июля 2019 г. № 35. Такое решение закреплено постановлением данного министерства от 22 февраля 2021 г. № 18.

Разбираемся, какие документы и куда необходимо подать для назначения пенсии по потере кормильца.

Картинка к новости 16_03_2021.jpg


В нашей стране пенсионное обеспечение граждан, за исключением некоторых их категорий, осуществляется согласно Закону Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII «О пенсионном обеспечении»

По настоящему Закону назначаются:

а) трудовые пенсии:

  • по возрасту;
  • по инвалидности;
  • по случаю потери кормильца;
  • за выслугу лет;
  • за особые заслуги перед республикой;

б) социальные пенсии.

Пенсионное обеспечение по настоящему Закону осуществляется органами, осуществляющими пенсионное обеспечение: управлениями (отделами) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов, управлениями (отделами) социальной защиты местных администраций районов в городах.

Законом также определены вопросы выплаты пенсии по случаю потери кормильца.

Кто имеет право на получение данного вида пенсии?

Согласно Закону Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.

Примечание:

Все правила настоящего Закона, касающиеся семей умерших, соответственно распространяются и на семьи безвестно отсутствующих, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке.

Нетрудоспособными членами семьи считаются:

  • дети, в том числе усыновленные (удочеренные) (далее – усыновленные), пасынки и падчерицы;
  • братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет (обучающиеся, не достигшие 23 лет);
  • а также дети, в том числе усыновленные, пасынки и падчерицы, братья, сестры и внуки старше 18 лет, если они стали инвалидами до достижения 18 лет.

Примечание:

Братья, сестры и внуки имеют право на пенсию, если они не имеют трудоспособных родителей, а пасынок и падчерица – если они не получали алиментов от родителей в порядке, установленном законодательством.

  • отец, мать (усыновители или удочерители), супруги, если они достигли общеустановленного пенсионного возраста либо являются инвалидами;
  • один из родителей или супруг (супруга) либо дед, бабка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят (занята) уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 8 лет, и не работает;
  • дед и бабка – при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать;
  • отчим, мачеха, если они достигли общеустановленного пенсионного возраста либо являются инвалидами, – при условии, если воспитывали или содержали умершего пасынка или падчерицу не менее 5 лет;
  • один из родителей или супруг (супруга), в том числе бывший (бывшая) при условии невступления в новый брак, либо дед, бабка, брат или сестра, занятые уходом за детьми, братьями, сестрами либо внуками умершего кормильца, не достигшими 3 лет, в случаях, если они:

  • находятся в отпуске по уходу за ребенком (братом, сестрой либо внуком) умершего кормильца до достижения им возраста 3 лет по основной работе и работе по совместительству (в случае работы по совместительству).

Примечание:

Данные лица имеют право на получение пенсии по потере кормильца, если они:

  • не выполняют работу по гражданско-правовому договору, предметом которого являются выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, не являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими иные виды деятельности;
  • являются ИП, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими иные виды деятельности, и приостановили соответствующую деятельность в связи с уходом за ребенком (братом, сестрой либо внуком) умершего кормильца в возрасте до 3 лет в порядке, установленном законодательством, либо не осуществляют предпринимательскую деятельность в связи с нахождением в процессе прекращения деятельности.

В каких размерах устанавливается пенсия по потере кормильца?

В размере 40 % среднемесячного заработка кормильца, но не менее 100 % минимального размера пенсии по возрасту:

  • на каждого нетрудоспособного члена семьи;
  • на детей-сирот, а также лиц из числа детей-сирот, получающих в связи со смертью одного родителя ежемесячную страховую выплату, пенсия по случаю потери кормильца – другого родителя.

В размере 50 % заработка кормильцев, но не менее двукратного минимального размера пенсии по возрасту на других детей-сирот.

В какой срок необходимо обратиться для назначения пенсии по случаю потери кормильца?

Семья, имеющая право на назначении такой пенсии, может обращаться за назначением пенсии в любое время после смерти или установления безвестного отсутствия кормильца без ограничения каким-либо сроком.

Обращение за пенсией осуществляется путем подачи заявления о назначении пенсии (перерасчете назначенной пенсии, переводе с одной пенсии на другую, возобновлении выплаты ранее назначенной пенсии) по форме согласно приложению 1 к Инструкции.

Какие документы и куда необходимо подать для назначения пенсии по потере кормильца?

Порядок обращения за пенсией установлен Главой 2 Инструкции о порядке обращения за пенсией и организации работы и ведения делопроизводства по назначению и выплате пенсий.

Согласно приложению 2 к Инструкции, с учетом корректировок, внесенных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 февраля 2021 г. № 18, для назначении пенсии по случаю потери кормильца необходимо подать следующие документы:

1. документы, удостоверяющие личность, подтверждающие возраст, место жительства, гражданство лица, обратившегося за пенсией (в отношении детей – свидетельство о рождении);

2. документы, подтверждающие периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности, в течение которых уплачивались обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения согласно законодательству о государственном социальном страховании, иные периоды деятельности;

3. документы, подтверждающие размер заработка:

  • справка о заработке для исчисления пенсии, выдаваемая работодателем, в случае прекращения деятельности работодателя – его правопреемником, архивом или органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в зависимости от того, где находятся на хранении документы бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе государственного социального страхования, выдаваемая органом Фонда на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета;
  • справка о размере заработной платы (денежного довольствия, ежемесячного денежного содержания), выдаваемая организацией по месту прохождения военной службы (службы);
  • справка об уплате обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь в установленные сроки и о доходах, с которых они исчислены, лицам, уплачивающим обязательные страховые взносы самостоятельно;
  • документы, содержащие сведения о суммах авторских гонораров, рассчитанных по государственным ставкам;
  • расчетная книжка или справка профсоюзной организации, с участием которой был заключен договор о работе у отдельных граждан до 1 января 1991 г.;
  • справка о времени выполнения осужденным оплачиваемых работ и сумме фактического заработка, из которого уплачены обязательные страховые взносы;
  • документы, содержащие сведения о доходе священно- и церковнослужителей, выдаваемые епархиальными управлениями;
  • справка о среднем заработке работника соответствующей профессии и квалификации, если в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф или других чрезвычайных ситуаций у работодателей не сохранились документы о фактическом заработке или сохранились менее чем за период работы, из заработка за который исчисляется пенсия;
  • справка работодателя об отсутствии документов о заработке с указанием причины их несохранности;
  • справка архивного учреждения о том, что документы за период работы в архив не поступали;
  • в случае отсутствия перечисленных документов другие документы, подтверждающие заработок (решение суда, копии лицевых счетов и другие документы о начисленной заработной плате);

4. заключение МРЭК (выписка из акта освидетельствования МРЭК);

5. свидетельство о смерти (справка органа загса, содержащая сведения из записи акта о смерти, копия записи акта о смерти, копия решения суда о признании безвестно отсутствующим, об объявлении умершим);

6. заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии об установлении причинной связи наступления смерти с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями;

7. свидетельство о регистрации актов гражданского состояния (справки органов загса, содержащие сведения из записей актов гражданского состояния, копии записей актов гражданского состояния, копия решения суда об установлении факта родственных отношений);

8. свидетельство о рождении ребенка, в котором отсутствует запись об отце ребенка (справка органа загса, содержащая сведения из записи акта о рождении ребенка, в случае если сведения об отце ребенка в записи акта о рождении произведены по указанию матери);

9. справка о размере заработной платы (денежного довольствия, ежемесячного денежного содержания):

  • справка о размере пенсии;
  • документы, содержащие сведения о других доходах, как правило, за 12 месяцев, предшествовавших месяцу смерти кормильца, всех членов семьи);
  • копия решения суда об установлении факта нахождения на иждивении;

10. справка о неполучении пенсии лицом, которому назначается пенсия, в том числе:

  • документы, содержащие сведения о неполучении других доходов; 
  • трудовая книжка и (или) сведения индивидуального (персонифицированного) учета, подтверждающие прекращение работы лицом, которому назначается пенсия;
  • справка о занимаемом в данном населенном пункте жилом помещении и составе семьи;
  • справки (другие документы) о доходах всех членов семьи;

11. справка о нахождении лица, обязанного уплачивать алименты, в учреждении уголовно-исполнительной системы или лечебно-трудовом профилактории Министерства внутренних дел и об отсутствии у него заработка;

12. справка о том, что гражданин является обучающимся (с указанием сведений о форме получения образования и сроке обучения, о нахождении (отсутствии нахождения) на государственном обеспечении в период получения образования);

13. Свидетельство о смерти либо справка органа загса, содержащая сведения из записи акта о смерти, копия записи акта о смерти либо копии документов, подтверждающих нетрудоспособность, а также документы, подтверждающие установление опеки (попечительства) над братьями, сестрами и внуками кормильца до наступления смерти кормильца;

14. Справка о занимаемом кормильцем в данном населенном пункте жилом помещении и составе семьи; справки о доходах всех членов семьи; копия решения суда об установлении факта, имеющего юридическое значение;

15. Справка о занимаемом в данном населенном пункте жилом помещении и составе семьи, выдаваемая лицу, которому назначается пенсия; трудовая книжка лица, которому назначается пенсия;

16. Справка о нахождении в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;

17. Трудовая книжка, выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе государственного социального страхования, выдаваемая органом Фонда на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, и (или) документ, подтверждающий приостановление деятельности индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов, физических лиц, осуществляющих предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, физических лиц, осуществляющих деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет.

Кроме того, Инструкцией определен перечень документов, необходимых для:

  • установления надбавок к пенсиям,
  • повышения пенсии,
  • подтверждения обстоятельств, влияющих на размер пенсии, ее выплату.

В ЭТАЛОН-ONLINE вы можете скачать утвержденную форму Заявления о назначении пенсии, а также иные необходимые формы документов, содержащиеся в приложениях к Инструкции.

Со всеми типовыми (примерными) формами и образцами документов, содержащимися в нормативных правовых актах, можно ознакомиться в банке данных «Формы документов» ЭТАЛОН–ONLINE.

Напоминаем, что оформить доступ к ЭТАЛОН-ONLINE можно как на сутки c помощью SMS всего за 2 рубля, так и на любой период до года.



Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Авторское право на работы искусственного интеллекта
Лосев Сергей Сергеевич, кандидат юридических наук, доцент

Вопрос: 

Будет ли охраняться авторским правом в Беларуси работа, созданная системой искусственного интеллекта, при условии, что она признана объектом авторского права в стране происхождения?

Читать подробнее
Календарь событий
до 29 июля 2024 г.
Общественное обсуждение
Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении форм промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса»
Подробнее
до 26 июля 2024 г.
Общественное обсуждение
Проект Закона Республики Беларусь «О риэлтерской деятельности»
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.