Сохранить в избранное

Экспресс-бюллетень законодательства Республики Беларусь за период с 6 по 12 января 2022 г.

Законы Республики Беларусь

2/2863 (10.01.2022)

Об изменении Закона Республики Беларусь «О свободных экономических зонах». Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2021 г. № 143-З

Документом вносятся изменения в Закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 213-З «О свободных экономических зонах».

Так, в частности, свободная экономическая зона создается по решению Совета Министров Республики Беларусь.

Кроме того, решение об изменении границ свободной экономической зоны при включении в ее границы территорий, на которых расположены земельные участки, относящиеся к сельскохозяйственным землям сельскохозяйственного назначения, лесным землям лесного фонда (природоохранным, рекреационно-оздоровительным и защитным лесам), принимается Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

2/2865 (10.01.2022)

Об изменении законов по вопросам охраны окружающей среды и природопользования. Закон Республики Беларусь от 4 января 2022 г. № 145-З

Вносятся изменения в Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды».

Так, Совет Министров Республики Беларусь в области охраны окружающей среды, в частности, устанавливает таксы для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и порядок его исчисления.

Кроме того, документом вносятся изменения в Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 205-З «О растительном мире».

Согласно названному Закону отношения в области обращения с объектами растительного мира регулируются законодательством об охране и использовании растительного мира, а также международными договорами Республики Беларусь.

Также вносятся изменения в Закон Республики Беларусь от 10 июля 2007 г. № 257-З «О животном мире».

В соответствии с документом Совет Министров Республики Беларусь в области охраны и использования животного мира, в частности, определяет, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, порядок взаимодействия государственных органов, иных организаций при обнаружении (выявлении) больного, раненого, травмированного дикого животного, или которому грозит гибель в результате стихийных бедствий, или которое может представлять угрозу жизни и здоровью граждан.

Вместе с тем уточнена компетенция Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды в области охраны и использования животного мира.

Так, указанное Министерство устанавливает по предложению Национальной академии наук Беларуси:

  • перечень видов диких животных, запрещенных к содержанию и (или) разведению в неволе в квартирах многоквартирных и блокированных жилых домов, одноквартирных жилых домах и на их придомовых территориях, в садоводческих товариществах, дачных кооперативах;
  • перечень видов диких животных, разрешенных к содержанию в контактных зоопарках.

2/2866 (10.01.2022)

О геноциде белорусского народа. Закон Республики Беларусь от 5 января 2022 г. № 146-З

Закон принят в целях сохранения памяти о миллионах советских граждан, которые стали жертвами в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период и направлен на законодательное обеспечение защиты фундаментальных ценностей белорусского народа, установления действенных барьеров на пути попыток фальсификации событий и итогов Второй мировой войны, дачи справедливой оценки злодеяниям нацистских преступников и их пособников, националистических формирований в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.

В частности, согласно Закону геноцидом белорусского народа являются совершенные нацистскими преступниками и их пособниками, националистическими формированиями в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период злодеяния, направленные на планомерное физическое уничтожение белорусского народа путем убийства и иных действий, признаваемых геноцидом в соответствии с законодательными актами и нормами международного права.

В соответствии с документом Генеральной прокуратуре поручено принять дополнительные меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств геноцида белорусского народа, установлению лиц, причастных к его совершению, и их уголовному преследованию.

Совету Министров Республики Беларусь поручено на постоянной основе принимать меры, в частности, по:

  • увековечению памяти жертв геноцида белорусского народа, а также по признанию и осуждению геноцида белорусского народа на международном уровне;
  • распространению достоверной информации о геноциде белорусского народа, а также по просвещению граждан по вопросам геноцида белорусского народа.

Закон вступает в силу с 22 января 2022 г.

2/2867 (10.01.2022)

Об изменении Закона Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности». Закон Республики Беларусь от 5 января 2022 г. № 147-З

В частности, согласно документу нотариус, осуществлявший нотариальную деятельность в нотариальной конторе более трех лет, вправе образовать нотариальное бюро в соответствующем нотариальном округе.

Документом уточняются полномочия нотариуса.

Так, нотариус истребует и получает от государственных органов, иных организаций, индивидуальных предпринимателей и нотариусов, в том числе из государственных информационных ресурсов (систем) в установленном законодательными актами порядке, сведения и (или) документы, необходимые для осуществления нотариальной деятельности.

В соответствии с документом нотариус устанавливает в отношении должника или взыскателя по исполнительной надписи факт правопреемства, изменения наименования юридического лица, изменения фамилии, собственного имени и (или) отчества гражданина при условии, что представленные документы соответствуют законодательству и подтверждают бесспорность требования взыскателя (правопреемника взыскателя) к должнику (правопреемнику должника).

Основные положения Закона вступают в силу с 12 апреля 2022 г.

2/2868 (10.01.2022)

Об изменении законов по вопросам обеспечения единства измерений и охраны водных ресурсов. Закон Республики Беларусь от 5 января 2022 г. № 148-З

В частности, вносятся изменения в Закон Республики Беларусь от 2 декабря 1994 г. № 3434-XII «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности».

Так, измерения, выполняемые при контроле за проездом тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования, а также при обследовании транспортных средств на предмет соответствия их весовых и габаритных параметров допустимым параметрам, установленным законодательством, относятся к сфере деятельности, в которой осуществляется государственное регулирование в области обеспечения единства измерений, включая государственный метрологический надзор.

Согласно документу индекс автомобильной дороги общего пользования обозначается буквой, а номер – цифрой или группой цифр. Индексы и номера автомобильных дорог общего пользования указываются на информационно-указательных дорожных знаках, картах и в атласах.

Также вносятся изменения в Закон Республики Беларусь от 26 мая 2012 г. № 385-З «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В частности, измерения, выполняемые при контроле радиоактивного загрязнения, относятся к сфере деятельности, в которой осуществляется государственное регулирование в области обеспечения единства измерений, включая государственный метрологический надзор.

Государственный метрологический надзор за измерениями, выполняемыми при контроле радиоактивного загрязнения, осуществляется в порядке, установленном законодательными актами, и включает в себя государственный метрологический надзор за применением единиц величин, средств измерений, стандартных образцов и методик (методов) измерений.

Кроме того, вносятся изменения в Водный кодекс Республики Беларусь от 30 апреля 2014 г.

Согласно документу благоустройством поверхностных водных объектов является совокупность работ, в том числе строительных, специальных, монтажных, пусконаладочных, и мероприятий, осуществляемых на поверхностных водных объектах и прилегающих к ним территориях в границах водоохранных зон, в целях приведения этих объектов в состояние, пригодное для их целевого использования, создания благоприятных условий жизнедеятельности населения, формирования полноценной, эстетически выразительной среды обитания.

Содержание поверхностных водных объектов в надлежащем состоянии осуществляется в целях их устойчивого функционирования (способности поверхностных водных объектов сохранять свое экологическое состояние (статус) и благоприятные условия воспроизводства водных биологических ресурсов под воздействием природных и антропогенных факторов) и обеспечивается:

  • местными исполнительными и распорядительными органами на землях общего пользования и землях запаса;
  • юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пользование поверхностными водными объектами на праве обособленного и (или) специального водопользования, аренды и (или) у которых поверхностные водные объекты расположены в границах земельных участков, предоставленных им в установленном порядке.

В соответствии с документом порядок выдачи разрешений на специальное водопользование, внесения в них изменений и (или) дополнений, продления срока, прекращения их действия и выдачи дубликатов, порядок выдачи комплексных природоохранных разрешений, внесения в них изменений и (или) дополнений, продления срока, прекращения их действия и выдачи дубликатов, а также порядок выдачи заключений о возможности добычи заявленных водопользователем объемов подземных вод устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

2/2869 (10.01.2022)

Об изменении Закона Республики Беларусь «Об инвестициях». Закон Республики Беларусь от 5 января 2022 г. № 149-З

Документом, в частности, определено, что инвестициями являются имущество и иные объекты гражданских прав, принадлежащие инвестору на праве собственности, ином законном основании, позволяющем ему распоряжаться ими, вкладываемые инвестором на территории Республики Беларусь, в целях получения прибыли (доходов) и (или) достижения иного значимого социально-экономического результата, в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, в виде:

  • денежных средств (денег), включая привлеченные (в том числе займы, кредиты), акций, иного движимого или недвижимого имущества;
  • прав требования, имеющих оценку их стоимости (в денежном выражении), долей в уставном фонде, паев в имуществе коммерческой организации, созданной на территории Республики Беларусь;
  • иных объектов гражданских прав, имеющих оценку их стоимости (в денежном выражении), за исключением видов объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота).

Согласно документу не допускается осуществление инвестиций в имущество юридических лиц, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, без согласия антимонопольного органа Республики Беларусь в случаях, установленных антимонопольным законодательством, а также в виды деятельности, запрещенные законодательными актами. Ограничения при осуществлении инвестиций могут устанавливаться на основании законодательных актов в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Законодательными актами, регулирующими отношения, связанные с осуществлением инвестиций на основе концессии, в рамках государственно-частного партнерства, могут устанавливаться ограничения в отношении использования объектов гражданских прав в качестве инвестиций, за исключением денежных средств (денег), включая привлеченные (в том числе займы, кредиты).

В соответствии с документом компенсация стоимости национализированного или реквизированного имущества, являющегося инвестициями или образуемого в результате осуществления инвестиций, должна быть своевременной и полной.

Компенсация признается своевременной, если она:

  • выплачена в сроки и порядке, установленные законом о порядке и условиях национализации имущества, принятым в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, но не позднее одного года с даты принятия решения о национализации;
  • выплачена не позднее трех месяцев со дня принятия решения государственного органа о реквизиции имущества.

Вместе с тем требования Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, государственных органов (организаций) и их должностных лиц к инвестору, возникающие в связи с осуществлением инвестиций, не могут быть предъявлены по истечении трех лет с даты наступления обстоятельства, с которым связаны и (или) из которого вытекают соответствующие требования.

Основные положения Закона вступают в силу с 12 июля 2022 г.

Постановления Правительства Республики Беларусь

5/49844 (06.01.2022)

Об утверждении перечня градостроительных проектов, заказ на разработку которых подлежит размещению в 2022 году. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 января 2022 г. № 10

Утвержден перечень градостроительных проектов, заказ на разработку которых подлежит размещению в 2022 году.

Нормативные правовые акты Национального банка, Национальной академии наук Беларуси, министерств, иных республиканских органов государственного управления

 8/37513 (06.01.2022)

О государственной регистрации навигационных ресурсов и ведении государственного реестра навигационных ресурсов. Постановление Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь от 10 декабря 2021 г. № 5

Утверждена Инструкция о порядке государственной регистрации навигационных ресурсов и ведения государственного реестра навигационных ресурсов.

Согласно указанной Инструкции государственная регистрация навигационных ресурсов и ведение государственного реестра осуществляется сетевым оператором в сфере навигационной деятельности.

При принятии решения о государственной регистрации навигационного ресурса сетевой оператор:

  • включает в государственный реестр сведения о навигационном ресурсе с присвоением ему регистрационного номера;
  • оформляет свидетельство о государственной регистрации навигационного ресурса и выдает его владельцу навигационного ресурса.

Датой государственной регистрации навигационного ресурса является дата включения сведений о нем в государственный реестр.

Государственный реестр формируется и ведется в виде электронной базы данных.

Постановление вступило в силу 8 января 2022 г.

 8/37519 (10.01.2022)

О комплексе предварительных технических работ, предшествующих государственной регистрации стратегически важных лекарственных препаратов. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 21 декабря 2021 г. № 126

Установлен перечень документов, составляющих регистрационное досье стратегически важного лекарственного препарата.

Кроме того, утверждена Инструкция о порядке проведения комплекса предварительных технических работ, предшествующих государственной регистрации стратегически важных лекарственных препаратов.

Названная Инструкция определяет порядок проведения республиканским унитарным предприятием «Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении» (Центр) комплекса предварительных технических работ, связанных с проведением экспертиз для подтверждения соответствия стратегически важного лекарственного препарата (стратегический препарат) требованиям безопасности, эффективности и качества, а также определения возможности экстренного применения стратегического препарата (комплекс предварительных работ).

Комплекс предварительных работ предшествует государственной регистрации стратегического препарата, осуществляемой:

  • по стандартной процедуре;
  • условно;
  • условно для экстренного применения;
  • в упрощенном порядке.

Комплекс предварительных работ, предшествующих государственной регистрации стратегического препарата по стандартной процедуре и условной государственной регистрации стратегического препарата, осуществляется на основании договоров, заключаемых на выполнение отдельных видов работ между Центром и заявителем.

Общий срок проведения комплекса предварительных работ не должен превышать 180 календарных дней. Указанный срок может быть продлен до 360 календарных дней по соглашению сторон.

Постановление вступило в силу 13 января 2021 г.

 Нормативные правовые акты областных, Минского городского Советов депутатов, облисполкомов, Минского горисполкома

9/113112 (06.01.2022)

О водоохранных зонах и прибрежных полосах реки Неман в пределах Гродненского района Гродненской области. Решение Гродненского областного исполнительного комитета от 2 декабря 2021 г. № 620

9/113138 (11.01.2022)

Об изменении организации дорожного движения в городе Минске. Решение Минского городского исполнительного комитета от 10 января 2022 г. № 59

9/113154 (11.01.2022)

Об изменении административно-территориального устройства Глубокского района Витебской области. Решение Витебского областного Совета депутатов от 31 декабря 2021 г. № 278

(с) Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!


Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Документальное оформление перемещения товаров через границу
Яхнович Олег Игоревич, главный инспектор Государственного таможенного комитета Республики Беларусь

Вопрос: Белорусский субъект хозяйствования планирует осуществлять перемещение товаров автомобильным транспортом из Республики Беларусь в Республику Туркменистан. Какие документы о происхождении товаров могут им использоваться для подтверждения сведений, заявленных в таможенной декларации?

Читать подробнее
Календарь событий
13 октября 2022 года
Красовская Виктория Викторовна
Распоряжение государственным имуществом
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.