2/2863 (10.01.2022)
Об изменении Закона Республики Беларусь «О свободных экономических зонах». Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2021 г. № 143-З
Документом вносятся изменения в Закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 213-З «О свободных экономических зонах».
Так, в частности, свободная экономическая зона создается по решению Совета Министров Республики Беларусь.
Кроме того, решение об изменении границ свободной экономической зоны при включении в ее границы территорий, на которых расположены земельные участки, относящиеся к сельскохозяйственным землям сельскохозяйственного назначения, лесным землям лесного фонда (природоохранным, рекреационно-оздоровительным и защитным лесам), принимается Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
2/2865 (10.01.2022)
Об изменении законов по вопросам охраны окружающей среды и природопользования. Закон Республики Беларусь от 4 января 2022 г. № 145-З
Вносятся изменения в Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды».
Так, Совет Министров Республики Беларусь в области охраны окружающей среды, в частности, устанавливает таксы для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и порядок его исчисления.
Кроме того, документом вносятся изменения в Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 205-З «О растительном мире».
Согласно названному Закону отношения в области обращения с объектами растительного мира регулируются законодательством об охране и использовании растительного мира, а также международными договорами Республики Беларусь.
Также вносятся изменения в Закон Республики Беларусь от 10 июля 2007 г. № 257-З «О животном мире».
В соответствии с документом Совет Министров Республики Беларусь в области охраны и использования животного мира, в частности, определяет, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, порядок взаимодействия государственных органов, иных организаций при обнаружении (выявлении) больного, раненого, травмированного дикого животного, или которому грозит гибель в результате стихийных бедствий, или которое может представлять угрозу жизни и здоровью граждан.
Вместе с тем уточнена компетенция Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды в области охраны и использования животного мира.
Так, указанное Министерство устанавливает по предложению Национальной академии наук Беларуси:
2/2866 (10.01.2022)
О геноциде белорусского народа. Закон Республики Беларусь от 5 января 2022 г. № 146-З
Закон принят в целях сохранения памяти о миллионах советских граждан, которые стали жертвами в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период и направлен на законодательное обеспечение защиты фундаментальных ценностей белорусского народа, установления действенных барьеров на пути попыток фальсификации событий и итогов Второй мировой войны, дачи справедливой оценки злодеяниям нацистских преступников и их пособников, националистических формирований в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.
В частности, согласно Закону геноцидом белорусского народа являются совершенные нацистскими преступниками и их пособниками, националистическими формированиями в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период злодеяния, направленные на планомерное физическое уничтожение белорусского народа путем убийства и иных действий, признаваемых геноцидом в соответствии с законодательными актами и нормами международного права.
В соответствии с документом Генеральной прокуратуре поручено принять дополнительные меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств геноцида белорусского народа, установлению лиц, причастных к его совершению, и их уголовному преследованию.
Совету Министров Республики Беларусь поручено на постоянной основе принимать меры, в частности, по:
Закон вступает в силу с 22 января 2022 г.
2/2867 (10.01.2022)
Об изменении Закона Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности». Закон Республики Беларусь от 5 января 2022 г. № 147-З
В частности, согласно документу нотариус, осуществлявший нотариальную деятельность в нотариальной конторе более трех лет, вправе образовать нотариальное бюро в соответствующем нотариальном округе.
Документом уточняются полномочия нотариуса.
Так, нотариус истребует и получает от государственных органов, иных организаций, индивидуальных предпринимателей и нотариусов, в том числе из государственных информационных ресурсов (систем) в установленном законодательными актами порядке, сведения и (или) документы, необходимые для осуществления нотариальной деятельности.
В соответствии с документом нотариус устанавливает в отношении должника или взыскателя по исполнительной надписи факт правопреемства, изменения наименования юридического лица, изменения фамилии, собственного имени и (или) отчества гражданина при условии, что представленные документы соответствуют законодательству и подтверждают бесспорность требования взыскателя (правопреемника взыскателя) к должнику (правопреемнику должника).
Основные положения Закона вступают в силу с 12 апреля 2022 г.
2/2868 (10.01.2022)
Об изменении законов по вопросам обеспечения единства измерений и охраны водных ресурсов. Закон Республики Беларусь от 5 января 2022 г. № 148-З
В частности, вносятся изменения в Закон Республики Беларусь от 2 декабря 1994 г. № 3434-XII «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности».
Так, измерения, выполняемые при контроле за проездом тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования, а также при обследовании транспортных средств на предмет соответствия их весовых и габаритных параметров допустимым параметрам, установленным законодательством, относятся к сфере деятельности, в которой осуществляется государственное регулирование в области обеспечения единства измерений, включая государственный метрологический надзор.
Согласно документу индекс автомобильной дороги общего пользования обозначается буквой, а номер – цифрой или группой цифр. Индексы и номера автомобильных дорог общего пользования указываются на информационно-указательных дорожных знаках, картах и в атласах.
Также вносятся изменения в Закон Республики Беларусь от 26 мая 2012 г. № 385-З «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В частности, измерения, выполняемые при контроле радиоактивного загрязнения, относятся к сфере деятельности, в которой осуществляется государственное регулирование в области обеспечения единства измерений, включая государственный метрологический надзор.
Государственный метрологический надзор за измерениями, выполняемыми при контроле радиоактивного загрязнения, осуществляется в порядке, установленном законодательными актами, и включает в себя государственный метрологический надзор за применением единиц величин, средств измерений, стандартных образцов и методик (методов) измерений.
Кроме того, вносятся изменения в Водный кодекс Республики Беларусь от 30 апреля 2014 г.
Согласно документу благоустройством поверхностных водных объектов является совокупность работ, в том числе строительных, специальных, монтажных, пусконаладочных, и мероприятий, осуществляемых на поверхностных водных объектах и прилегающих к ним территориях в границах водоохранных зон, в целях приведения этих объектов в состояние, пригодное для их целевого использования, создания благоприятных условий жизнедеятельности населения, формирования полноценной, эстетически выразительной среды обитания.
Содержание поверхностных водных объектов в надлежащем состоянии осуществляется в целях их устойчивого функционирования (способности поверхностных водных объектов сохранять свое экологическое состояние (статус) и благоприятные условия воспроизводства водных биологических ресурсов под воздействием природных и антропогенных факторов) и обеспечивается:
В соответствии с документом порядок выдачи разрешений на специальное водопользование, внесения в них изменений и (или) дополнений, продления срока, прекращения их действия и выдачи дубликатов, порядок выдачи комплексных природоохранных разрешений, внесения в них изменений и (или) дополнений, продления срока, прекращения их действия и выдачи дубликатов, а также порядок выдачи заключений о возможности добычи заявленных водопользователем объемов подземных вод устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.
2/2869 (10.01.2022)
Об изменении Закона Республики Беларусь «Об инвестициях». Закон Республики Беларусь от 5 января 2022 г. № 149-З
Документом, в частности, определено, что инвестициями являются имущество и иные объекты гражданских прав, принадлежащие инвестору на праве собственности, ином законном основании, позволяющем ему распоряжаться ими, вкладываемые инвестором на территории Республики Беларусь, в целях получения прибыли (доходов) и (или) достижения иного значимого социально-экономического результата, в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, в виде:
Согласно документу не допускается осуществление инвестиций в имущество юридических лиц, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, без согласия антимонопольного органа Республики Беларусь в случаях, установленных антимонопольным законодательством, а также в виды деятельности, запрещенные законодательными актами. Ограничения при осуществлении инвестиций могут устанавливаться на основании законодательных актов в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.
Законодательными актами, регулирующими отношения, связанные с осуществлением инвестиций на основе концессии, в рамках государственно-частного партнерства, могут устанавливаться ограничения в отношении использования объектов гражданских прав в качестве инвестиций, за исключением денежных средств (денег), включая привлеченные (в том числе займы, кредиты).
В соответствии с документом компенсация стоимости национализированного или реквизированного имущества, являющегося инвестициями или образуемого в результате осуществления инвестиций, должна быть своевременной и полной.
Компенсация признается своевременной, если она:
Вместе с тем требования Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, государственных органов (организаций) и их должностных лиц к инвестору, возникающие в связи с осуществлением инвестиций, не могут быть предъявлены по истечении трех лет с даты наступления обстоятельства, с которым связаны и (или) из которого вытекают соответствующие требования.
Основные положения Закона вступают в силу с 12 июля 2022 г.
5/49844 (06.01.2022)
Об утверждении перечня градостроительных проектов, заказ на разработку которых подлежит размещению в 2022 году. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 января 2022 г. № 10
Утвержден перечень градостроительных проектов, заказ на разработку которых подлежит размещению в 2022 году.
8/37513 (06.01.2022)
О государственной регистрации навигационных ресурсов и ведении государственного реестра навигационных ресурсов. Постановление Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь от 10 декабря 2021 г. № 5
Утверждена Инструкция о порядке государственной регистрации навигационных ресурсов и ведения государственного реестра навигационных ресурсов.
Согласно указанной Инструкции государственная регистрация навигационных ресурсов и ведение государственного реестра осуществляется сетевым оператором в сфере навигационной деятельности.
При принятии решения о государственной регистрации навигационного ресурса сетевой оператор:
Датой государственной регистрации навигационного ресурса является дата включения сведений о нем в государственный реестр.
Государственный реестр формируется и ведется в виде электронной базы данных.
Постановление вступило в силу 8 января 2022 г.
8/37519 (10.01.2022)
О комплексе предварительных технических работ, предшествующих государственной регистрации стратегически важных лекарственных препаратов. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 21 декабря 2021 г. № 126
Установлен перечень документов, составляющих регистрационное досье стратегически важного лекарственного препарата.
Кроме того, утверждена Инструкция о порядке проведения комплекса предварительных технических работ, предшествующих государственной регистрации стратегически важных лекарственных препаратов.
Названная Инструкция определяет порядок проведения республиканским унитарным предприятием «Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении» (Центр) комплекса предварительных технических работ, связанных с проведением экспертиз для подтверждения соответствия стратегически важного лекарственного препарата (стратегический препарат) требованиям безопасности, эффективности и качества, а также определения возможности экстренного применения стратегического препарата (комплекс предварительных работ).
Комплекс предварительных работ предшествует государственной регистрации стратегического препарата, осуществляемой:
Комплекс предварительных работ, предшествующих государственной регистрации стратегического препарата по стандартной процедуре и условной государственной регистрации стратегического препарата, осуществляется на основании договоров, заключаемых на выполнение отдельных видов работ между Центром и заявителем.
Общий срок проведения комплекса предварительных работ не должен превышать 180 календарных дней. Указанный срок может быть продлен до 360 календарных дней по соглашению сторон.
Постановление вступило в силу 13 января 2021 г.
9/113112 (06.01.2022)
О водоохранных зонах и прибрежных полосах реки Неман в пределах Гродненского района Гродненской области. Решение Гродненского областного исполнительного комитета от 2 декабря 2021 г. № 620
9/113138 (11.01.2022)
Об изменении организации дорожного движения в городе Минске. Решение Минского городского исполнительного комитета от 10 января 2022 г. № 59
9/113154 (11.01.2022)
Об изменении административно-территориального устройства Глубокского района Витебской области. Решение Витебского областного Совета депутатов от 31 декабря 2021 г. № 278
(с) Национальный центр правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!
Юридическое лицо - резидент заказывает перевозку груза внутри Республики Беларусь у перевозчика, являющегося юридическим лицом - резидентом.
Правомерно ли использование иностранной валюты в рамках данной перевозки?