Сохранить в избранное

Экспресс-бюллетень законодательства Республики Беларусь за период с 21 по 27 апреля 2022 г.

Указы Президента Республики Беларусь

1/20295 (21.04.2022)

О совершенствовании организации дорожного движения. Указ Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2022 г. № 145

В целях совершенствования организации дорожного движения, снижения количества дорожно-транспортных происшествий и повышения культуры участников дорожного движения, стимулирования использования электротранспорта вносятся изменения, в частности, в Правила дорожного движения, утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения».

Так, в соответствии с Указом водитель обязан предоставлять преимущество пешеходам на нерегулируемых пешеходных переходах, велосипедных переездах (в случае движения на средствах персональной мобильности) и регулируемых пешеходных переходах, велосипедных переездах (в случае движения на средствах персональной мобильности) при одновременном для водителей и пешеходов разрешающем сигнале регулировщика или светофора.

Вместе с тем водитель обязан уступать дорогу велосипедистам на нерегулируемых пешеходных переходах, велосипедных переездах и регулируемых пешеходных переходах, велосипедных переездах при одновременном для водителей и велосипедистов разрешающем сигнале регулировщика или светофора.

Пешеходу согласно Указу запрещается передвигаться на средствах персональной мобильности:

  • со скоростью более 25 км/ч;
  • в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а также потреблять алкогольные, слабоалкогольные напитки, пиво, наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, токсические или другие одурманивающие вещества после подачи сотрудником органов внутренних дел требования об остановке до прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;
  • перевозя при этом других лиц вне специально оборудованных мест для сидения, предусмотренных конструкцией средства персональной мобильности;
  • не держась за руль (при его наличии);
  • в возрасте до четырнадцати лет (кроме пешеходных и жилых зон);
  • при выходе (выезде) на проезжую часть дороги и движении по ней совершать действия, угрожающие безопасности дорожного движения.

Кроме того, в жилой и пешеходной зонах, на прилегающей территории движение пешеходов, в том числе передвигающихся на средствах персональной мобильности, велосипедистов разрешается по тротуару, обочине и по проезжей части дороги. Пешеходы, велосипедисты имеют преимущество перед транспортными средствами, но не должны необоснованно препятствовать их движению.

При выезде из жилой и пешеходной зон, с прилегающей территории водители должны уступить дорогу транспортным средствам, велосипедистам, всадникам, предоставить преимущество пешеходам, путь движения которых они пересекают.

Согласно Указу остановка и стоянка транспортных средств разрешаются, в частности, на правой стороне дороги (вне населенных пунктов разрешается только остановка транспортных средств):

  • на обочине;
  • у правого края проезжей части дороги параллельно ему, за исключением тех мест, где с помощью дорожных знаков или дорожной разметки допускается иное расположение транспортных средств, – при отсутствии обочины или невозможности остановиться на ней;
  • на левой стороне дороги (вне населенных пунктов разрешается только остановка транспортных средств):
  • на обочине дороги с односторонним движением;
  • у края проезжей части дороги с односторонним движением параллельно ему при наличии там тротуара, непосредственно прилегающего к нему, за исключением тех мест, где с помощью дорожных знаков или дорожной разметки допускается иное расположение транспортных средств, в населенных пунктах на дороге с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине.

1/20299 (22.04.2022)

Об импорте табачного сырья и табачных изделий. Указ Президента Республики Беларусь от 22 апреля 2022 г. № 152

Документом установлено, что импорт в Республику Беларусь табачного сырья и табачных изделий осуществляется без количественных ограничений.

За государством закреплено исключительное право на осуществление импорта табачного сырья и табачных изделий, классифицируемых кодами 2401, 2402, 2403 и 2404 11 000 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

Указ вступил в силу 24 апреля 2022 г.

Законы Республики Беларусь

2/2882 (25.04.2022)

Об изменении Закона Республики Беларусь «О племенном деле в животноводстве». Закон Республики Беларусь от 18 апреля 2022 г. № 162-З

Согласно документу Министерству сельского хозяйства и продовольствия в области племенного дела поручено, в частности:

  • устанавливать требования к организации и проведению апробации;
  • обеспечивать создание и использование государственной информационной системы и взаимодействие с иными информационными системами;
  • устанавливать порядок организации молекулярной генетической экспертизы;
  • осуществлять отнесение животных и их продукции (материала), ввозимых в Республику Беларусь, к племенной продукции (материалу).

В соответствии с Законом одной из основных задач государственной племенной службы является организация проведения работ по трансплантации эмбрионов, получению и использованию племенной продукции (материала).

Кроме того, в целях подтверждения происхождения племенных животных и выявления у племенных животных генетических аномалий и генетически детерминированных заболеваний формируется банк данных генетических исследований племенных животных. Указанный банк данных содержит результаты проведения молекулярной генетической экспертизы и включает следующую информацию (сведения):

  • генетические аномалии, генетически детерминированные заболевания у племенных животных;
  • генетический профиль племенных животных;
  • подтверждение происхождения племенных животных;
  • генетические признаки племенных животных.

Документом определено, что банки данных животных юридических лиц формируются в целях:

  • получения систематизированной информации (сведений), необходимой для ведения учета продуктивности и воспроизводства животных на уровне юридических лиц, осуществляющих выращивание и разведение животных в целях получения (производства) продуктов животного происхождения;
  • оценки племенной (генетической) ценности племенных производителей.

Юридические лица осуществляют ведение банков данных животных юридических лиц путем внесения в них соответствующей информации (сведений) о продуктивности животных и их потомства, фенотипических и генотипических признаках животных, воспроизводстве животных, рождении молодняка.

Ведение банков данных животных юридических лиц осуществляется в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Основные положения Закона вступают в силу с 27 октября 2022 г.

2/2883 (25.04.2022)

Об изменении Закона Республики Беларусь «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь». Закон Республики Беларусь от 18 апреля 2022 г. № 163-З

Документом вносятся изменения в Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2011 г. № 323-З «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь».

Указанный Закон регулирует отношения, связанные с деятельностью государственных органов, иных организаций, а также граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь, в том числе индивидуальных предпринимателей, по обеспечению накопления, хранения, учета и использования документов независимо от вида носителя информации, включая документы в электронном виде, в том числе электронные документы (документы), а равно отношения, связанные с созданием и деятельностью архивов, и отношения в сфере управления архивным делом и делопроизводством.

Законом предусматривается, что архивы в Республике Беларусь создаются в виде государственных архивов, территориальных (городских или районных) архивов, архивов государственных органов, иных организаций.

Государственные органы, иные организации имеют право на создание объединенных архивов.

Государственными архивами в Республике Беларусь являются республиканские, областные (г. Минска) и зональные архивы.

Государственные архивы являются научно-исследовательскими и методическими центрами по работе с документами Национального архивного фонда.

Согласно документу территориальные (городские или районные) архивы осуществляют прием, хранение, учет и использование документов реорганизованных, ликвидированных организаций, прекративших деятельность индивидуальных предпринимателей и представительств иностранных организаций, за исключением документов, подлежащих передаче на постоянное хранение в государственные архивы.

Основные положения Закона вступают в силу с 27 октября 2022 г.

2/2884 (25.04.2022)

О платежных системах и платежных услугах. Закон Республики Беларусь от 19 апреля 2022 г. № 164-З

Закон определяет правовые и организационные основы функционирования платежных систем в Республике Беларусь, регулирует отношения, возникающие при оказании платежных услуг, другие связанные с ними отношения.

Действие Закона не распространяется на:

  • банковские операции, регулируемые Банковским кодексом Республики Беларусь, за исключением расчетных операций в части, не урегулированной Банковским кодексом Республики Беларусь;
  • услуги по сбору и передаче денежных средств, не связанные с предпринимательской деятельностью, по перечню, устанавливаемому Национальным банком;
  • почтовые денежные переводы.

Государственное регулирование в области платежных систем и платежных услуг осуществляется Президентом Республики Беларусь, Национальным банком, Советом Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления в пределах их полномочий в соответствии с законодательством.

Согласно документу порядок организации и функционирования платежной системы определяется ее правилами, установленными оператором этой платежной системы.

Так, правила платежной системы являются документом (документами), который должен содержать сведения о платежной системе и условиях участия в ней, об иных условиях, определяемых оператором платежной системы, и может содержать дополнительные условия, необходимые для обеспечения эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Запрещается включение в правила платежной системы положений, ограничивающих участие участников этой платежной системы в других платежных системах, а также обслуживание других платежных систем лицами, которые обслуживают инфраструктуру этой платежной системы (за исключением лиц, являющихся работниками оператора этой платежной системы).

Правила платежной системы, изменения в эти правила, сведения о тарифной политике (правилах установления стоимости услуг) оператора платежной системы и обо всех изменениях в тарифной политике (правилах установления стоимости услуг), основные требования к порядку урегулирования неплатежеспособности участников платежных систем подлежат размещению на официальном сайте оператора платежной системы в глобальной компьютерной сети Интернет в течение 10 календарных дней после их утверждения оператором платежной системы.

Вместе с тем правилами платежной системы должно быть предусмотрено прямое участие в платежной системе и может быть предусмотрено косвенное участие в платежной системе.

Так, прямое участие в платежной системе предполагает открытие в расчетном центре платежной системы счета ее участнику (прямой участник) в целях осуществления расчетных операций с другими участниками платежной системы.

Косвенное участие в платежной системе предполагает открытие у прямого участника платежной системы счета ее косвенному участнику в целях осуществления расчетных операций с другими участниками платежной системы.

При косвенном участии в платежной системе оператором платежной системы устанавливаются отдельные критерии косвенного участия и ограниченный перечень разрешенных в платежной системе операций.

При этом отношения между прямыми и косвенными участниками платежной системы строятся на основании правил платежной системы и заключенных между прямым и косвенными участниками платежной системы договоров.

Постановления Правительства Республики Беларусь

5/50174 (22.04.2022)

О применении специальных мер в отношении отдельных услуг. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 апреля 2022 г. № 246

Документом установлено, что услуги по маркировке акцизными марками Республики Беларусь алкогольных напитков, ввозимых на территорию Республики Беларусь, оказываемые юридическими и (или) физическими лицами государства, включенного в перечень иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц, определенный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 апреля 2022 г. № 209 «О перечне иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц», на территории этого государства, являются запрещенными к импорту на территорию Республики Беларусь. 

5/50175 (22.04.2022)

О перемещении транспортных средств. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 апреля 2022 г. № 247

Установлен запрет на перемещение по территории Республики Беларусь грузовых автомобилей и тягачей, зарегистрированных в государствах – членах Европейского союза (транспортные средства). Нарушение запрета признается осуществлением международной автомобильной перевозки грузов по территории Республики Беларусь без разрешения на осуществление такой перевозки и влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной законодательными актами.

Указанный запрет не применяется в случаях:

  • следования в установленный срок транспортных средств из автодорожных пунктов пропуска в соответствующие им специально установленные места для совершения грузовых операций и (или) перецепки, а также из таких специально установленных мест в соответствующие им автодорожные пункты пропуска после совершения грузовых операций и (или) перецепки;
  • следования до 24 часов 00 минут 23 апреля 2022 г. транспортных средств в обратном направлении на территорию Европейского союза через таможенную границу Евразийского экономического союза в Республике Беларусь.

Постановление не применяется при перемещении следующих категорий товаров и транспортных средств:

  • почтовые отправления;
  • крупногабаритные грузы, для перевозки которых требуется специальное разрешение, и транспортные средства для их перевозки;
  • гуманитарные грузы;
  • живые животные и специализированные транспортные средства для их перевозки;
  • готовые лекарственные средства, в том числе нерасфасованные, медицинские изделия, запасные части к ним, сырье и материалы для производства лекарственных средств и (или) медицинских изделий, кровь, органы и ткани человека;
  • порожние транспортные средства, следующие в обратном направлении на территорию Европейского союза после перевозки указанных товаров.

Нормативные правовые акты Национального банка, Национальной академии наук Беларуси, министерств, иных республиканских органов государственного управления

8/38005 (26.04.2022)

Об организации деятельности университетских клиник. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31 марта 2022 г. № 18

Документом установлено, что университетская клиника является учреждением здравоохранения, осуществляющим медицинскую деятельность и участвующим в реализации образовательных программ высшего образования.

Согласно постановлению клиническая работа в университетской клинике осуществляется профессорско-преподавательским составом учреждения образования, реализующего образовательные программы высшего образования по профилю образования «Здравоохранение», и медицинскими работниками университетской клиники.

Постановление вступило в силу 28 апреля 2022 г.

8/37994 (22.04.2022)

Об установлении формы свидетельства о регистрации холдинга. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 8 апреля 2022 г. № 6

Документом установлена форма свидетельства о регистрации холдинга.

Постановление вступило в силу 27 апреля 2022 г.

Нормативные правовые акты областных, Минского городского Советов депутатов, облисполкомов, Минского горисполкома

9/115218 (22.04.2022)

Об изменении организации дорожного движения в городе Минске. Решение Минского городского исполнительного комитета от 14 апреля 2022 г. № 1046

9/115220 (22.04.2022)

О порядке внесения платы при предоставлении рассрочки. Решение Могилевского областного исполнительного комитета от 15 декабря 2021 г. № 6-2

9/115240 (25.04.2022)

Об утверждении отчета об исполнении областного бюджета за 2021 год. Решение Минского областного Совета депутатов от 14 апреля 2022 г. № 348

9/115255 (26.04.2022)

Об утверждении отчета об исполнении областного бюджета за 2021 год. Решение Гродненского областного Совета депутатов от 12 апреля 2022 г. № 408

9/115257 (26.04.2022)

Об установлении нормативов фактического потребления тепловой энергии. Решение Минского городского исполнительного комитета от 21 апреля 2022 г. № 1055

9/115276 (26.04.2022)

О вывозе товаров. Решение Витебского областного исполнительного комитета от 25 апреля 2022 г. № 227

(с) Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!


Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Обработка персональных данных
Сафаревич Денис Захарович, юрист

Вопрос: Исполняем обязанности, установленные Банковским кодексом Республики Беларусь, и соблюдаем законодательство о защите персональных данных.

Для получения активной операции клиент направляет в банк анкету по установленной банком форме. В указанной анкете предусмотрено предоставление информации о персональных данных лиц, которые не подписывают анкету и могут не знать о предоставлении их данных в банк, а именно:

  • учредителя (акционера, участника);
  • бенефициарного владельца;
  • иных руководящих работников юридического лица;
  • взаимосвязанных с предприятием лиц.

Данная информация необходима прежде всего для выявления взаимосвязанных должников (клиентов). Требуется ли получение согласий от вышеперечисленных лиц, указанных в анкете, либо можно считать, что это случаи, когда обработка персональных данных является необходимой для выполнения обязанностей (полномочий), предусмотренных законодательными актами? При этом необходимо учитывать, что в случае, если такие согласия требуются, возникает проблема с их получением, так как указанные лица могут находиться за пределами Республики Беларусь и пр.

Читать подробнее
Календарь событий
13 октября 2022 года
Красовская Виктория Викторовна
Распоряжение государственным имуществом
Подробнее
20 октября 2022 года
Жук Ольга Юрьевна, Шевченко Татьяна Анатольевна
Актуальные вопросы ведения делопроизводства в организации
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.