Официальная правовая информация |
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
5 марта 2009 г. № Р-316/2009
О правовом регулировании выплаты выходного пособия
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Изотко В.П., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Шуклина В.З. на основании части восьмой статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей рассмотрел вопросы правового регулирования выплаты выходного пособия при расторжении трудового договора.
Проанализировав соответствующие положения Конституции Республики Беларусь, Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК), Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее – Декрет № 29), постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 2 августа 1999 г. № 1180 «Об утверждении Примерной формы контракта нанимателя с работником» (с последующими изменениями и дополнениями) и от 25 сентября 1999 г. № 1476 «Об утверждении Положения о порядке и условиях заключения контрактов нанимателей с работниками» (с последующими изменениями и дополнениями), постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 4 «О практике рассмотрения судами трудовых споров, связанных с контрактной формой найма работников», Конституционный Суд установил следующее.
1. Конституция Республики Беларусь в соответствии с целями социального правового государства (часть первая статьи 1), гарантируя права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть третья статьи 21), устанавливает, что ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (часть первая статьи 23).
Статьями 41, 47 Конституции предусматриваются права граждан на труд, на социальное обеспечение, на защиту своих экономических и социальных интересов. Указанные права дополняются и гарантируются соответствующими нормами ТК.
В частности, в соответствии с частью третьей статьи 48 ТК на нанимателя возлагается обязанность выплатить работнику выходное пособие в размере не менее двухнедельного среднего заработка при расторжении трудового договора в связи с нарушением нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора.
Согласно части первой статьи 41 ТК работник имеет право потребовать расторжения срочного трудового договора досрочно в случае его болезни или инвалидности, препятствующих выполнению работы по трудовому договору, нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора и по другим уважительным причинам. При этом в части третьей статьи 41 ТК предусмотрено, что в случае расторжения срочного трудового договора при наличии такой уважительной причины, как нарушение нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора, наниматель выплачивает уволенному работнику выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка.
Таким образом, право работника на выходное пособие в случае расторжения срочного трудового договора в связи с нарушением нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора закреплено законодателем в ТК.
Содержание норм части третьей статьи 41 и части третьей статьи 48 ТК свидетельствует об их императивном характере, что гарантирует право работника на выходное пособие в размере, установленном ТК.
2. В соответствии с частью второй статьи 17 ТК контракт является разновидностью срочного трудового договора, который заключается в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством о труде.
Согласно примечанию к пункту 1 Декрета № 29 контракты – трудовые договоры, заключаемые в письменной форме на определенный в них срок и содержащие особенности по сравнению с общими нормами законодательства о труде. В Положении о порядке и условиях заключения контрактов нанимателей с работниками, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 сентября 1999 г. № 1476, определение понятия «контракт» уточнено и дополнено. В соответствии с пунктом 2 данного Положения контракт – это трудовой договор, заключаемый в письменной форме на определенный в нем срок, содержащий особенности по сравнению с общими нормами законодательства о труде и предусматривающий конкретную минимальную компенсацию за ухудшение правового положения работника.
Следовательно, контракт наряду с общими чертами срочного трудового договора имеет особенности, которые характеризуют его как разновидность этого договора. К таким установленным законодательством особенностям контракта относятся, в частности, порядок и условия его заключения, а также минимальная компенсация за ухудшение правового положения работника.
В настоящее время минимальная компенсация за ухудшение правового положения работника установлена в размере трех среднемесячных заработных плат применительно только к случаю досрочного расторжения контракта из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения его условий по вине нанимателя (часть первая пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 2 августа 1999 г. № 1180). В соответствии с подпунктом 7.8 пункта 7 Примерной формы контракта нанимателя с работником, утвержденной указанным постановлением Совета Министров Республики Беларусь, невыполнение или ненадлежащее выполнение условий контракта выражается в том числе в нарушении нанимателем законодательства о труде и коллективного договора. Согласно части второй пункта 2 этого же постановления работникам, достигшим пенсионного возраста (мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет) и имеющим право на полную пенсию, а также работникам, не достигшим указанного возраста, но получающим пенсию (кроме трудовой пенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца и социальной пенсии), минимальная компенсация не выплачивается.
В трудовом законодательстве, устанавливающем особенности контракта, вопросы выплаты выходного пособия при его расторжении не регламентируются. Из этого следует, что данные вопросы не связаны с особенностями контракта и что в таких случаях должны применяться общие нормы ТК, регулирующие выплату выходного пособия при прекращении трудового договора по соответствующим основаниям, в том числе норма части третьей статьи 41 ТК.
Таким образом, при расторжении контракта из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения нанимателем его условий (нарушение нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора) в соответствии с ТК должно выплачиваться выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка, а в соответствии с вышеназванным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 августа 1999 г. № 1180 – минимальная компенсация за ухудшение правового положения работника в размере трех среднемесячных заработных плат. Обе выплаты имеют одну и ту же цель – смягчение для работника последствий в связи с потерей им работы, связаны с одной и той же причиной расторжения срочного трудового договора, но различаются по названию и размеру денежных средств. На практике это приводит к затруднениям в выборе правовых норм, подлежащих применению.
3. Согласно абзацу второму части первой статьи 51 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей Пленум Верховного Суда Республики Беларусь (далее – Пленум Верховного Суда) рассматривает материалы обобщения судебной практики, судебной статистики и дает в порядке судебного толкования общим судам разъяснения по вопросам применения законодательства.
Обсудив практику рассмотрения судами дел о контрактной форме найма работников, Пленум Верховного Суда в части третьей пункта 21 постановления от 26 июня 2008 г. № 4 «О практике рассмотрения судами трудовых споров, связанных с контрактной формой найма работников» разъяснил, что «выплата выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка (часть третья статьи 41 ТК) за нарушение нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора при расторжении контракта не предусмотрена».
Учитывая сложившуюся судебную практику и ориентируя суды на единообразное правоприменение, Пленум Верховного Суда фактически исключил применение нормы части третьей статьи 41 ТК при расторжении контракта.
Конституционный Суд отмечает, что, разъясняя вопросы применения части третьей статьи 41 ТК, Пленум Верховного Суда вышел за пределы своей компетенции. Постановлением от 26 июня 2008 г. № 4 Пленум Верховного Суда исключил возможность получения выходного пособия не только работниками, имеющими право на минимальную компенсацию за ухудшение правового положения, но и работниками, достигшими пенсионного возраста и имеющими право на полную пенсию, а также работниками, не достигшими указанного возраста, но получающими пенсию (кроме трудовой пенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца и социальной пенсии), которым минимальная компенсация при расторжении контракта не выплачивается.
По мнению Конституционного Суда, разные подходы к правовому регулированию выплаты выходного пособия и минимальной компенсации за ухудшение правового положения работника при расторжении контракта из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения его условий по вине нанимателя приводят к неоднозначному пониманию и применению соответствующих правовых норм. Возникшая правовая неопределенность может быть преодолена путем внесения соответствующих изменений и дополнений в часть третью статьи 41 и часть третью статьи 48 ТК, поскольку случаи, когда выходное пособие не выплачивается, должны определяться только на уровне закона.
На основании изложенного, руководствуясь частью второй статьи 59, частью первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, статьями 22 и 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, Конституционный Суд РЕШИЛ:
1. В целях реализации принципа правовой определенности при выплате минимальной компенсации за ухудшение правового положения работника или выходного пособия в случае расторжения контракта из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения его условий по вине нанимателя признать необходимым внесение изменений и дополнений в часть третью статьи 41 и часть третью статьи 48 Трудового кодекса Республики Беларусь.
2. Предложить Совету Министров Республики Беларусь подготовить проект закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в часть третью статьи 41 и часть третью статьи 48 Трудового кодекса Республики Беларусь и внести его в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.
3. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
4. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.
Председательствующий – |
П.П.Миклашевич |