Яхнович Олег Игоревич, главный инспектор Государственного таможенного комитета Республики Беларусь
Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 25 марта 2022 № 172 читайте в нашем материале.В первую очередь стоит отметить, что, в соответствии с частью второй п. 2 ст. 175 Закона Республики Беларусь от 10 января 2014 г. № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – Закон о таможенном регулировании) и в целях реализации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года (далее – ТМК ЕАЭС), постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.03.2022 № 172 (далее – Постановление № 172) Правительство устанавливает порядок выдачи заключения о возможности уничтожения товаров, предназначенных для помещения под таможенную процедуру уничтожения. Вводимый Постановлением № 172 порядок уничтожения товаров вступает в силу с 25 июля 2022 г., т.е. с даты вступления в силу последних изменений и дополнений в Закон о таможенном регулировании.
Стоит напомнить, что в самом общем смысле (согласно положениям ст. 248 ТМК ЕАЭС) таможенная процедура уничтожения представляет собой таможенную процедуру, применяемую в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой такие товары уничтожаются без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под такую таможенную процедуру.
Соответственно, под уничтожением товаров понимается приведение товаров в состояние, при котором они частично или полностью уничтожаются либо утрачивают свои потребительские и (или) иные свойства и не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом.
В частности, таможенная процедура уничтожения не применяется в отношении следующих товаров:
культурные, археологические, исторические ценности;
животные и растения, относящиеся к видам, охраняемым в соответствии с законодательством государств – членов ЕАЭС и (или) международными договорами, их части и дериваты, за исключением случаев, когда требуется их уничтожение в целях пресечения эпидемий, эпизоотий и распространения карантинных объектов;
товары, принятые таможенными органами в качестве предмета залога, до прекращения отношений залога;
изъятые товары или товары, на которые наложен арест, в том числе являющиеся вещественными доказательствами, в соответствии с законодательством государств – членов ЕАЭС.
Условиями помещения товаров под таможенную процедуру уничтожения являются:
наличие выдаваемого в соответствии с законодательством государств-членов заключения уполномоченного государственного органа государства-члена о возможности уничтожения товаров, в котором указываются способ и место их уничтожения;
соблюдение запретов и ограничений в соответствии со ст. 7 ТМК ЕАЭС.
В соответствии со ст. 249 ТМК ЕАЭС условиями помещения товаров под таможенную процедуру уничтожения являются:
наличие выдаваемого в соответствии с законодательством государств – членов ЕАЭС заключения уполномоченного государственного органа государства – члена ЕАЭС о возможности уничтожения товаров, в котором указываются способ и место их уничтожения;
соблюдение запретов и ограничений в соответствии со ст. 7 ТМК ЕАЭС.
Особенности применения таможенной процедуры приведены в ст. 250 ТМК ЕАЭС, а также ст. 176 Закона о таможенном регулировании.
В настоящее время в Республике Беларусь государственным органом, уполномоченным на выдачу заключений о возможности уничтожения товаров, предназначенных для помещения под таможенную процедуру уничтожения, выступает Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды (п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2007 № 651 (ред. от 20.06.2013) «Об определении государственного органа, уполномоченного на выдачу заключения о возможности уничтожения товаров, предназначенных для помещения под таможенную процедуру уничтожения, и внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 962»). В свою очередь форма заключения о возможности уничтожения товаров, предназначенных для помещения под таможенную процедуру уничтожения, установлена постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 30.05.2014 № 25 (ред. от 14.01.2022) «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи заключения о возможности уничтожения товара, предназначенного для помещения под таможенную процедуру уничтожения» (далее – Постановление Минприроды № 25).
В соответствии с п. 2 ст. 175 Закона о таможенном регулировании закрепляются, в частности, содержательные аспекты заключения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды о возможности уничтожения товаров, предназначенных для помещения под таможенную процедуру уничтожения. Так, соответствующее заключение должно содержать следующие сведения:
о товарах, подлежащих уничтожению (наименование, количество, масса нетто, брутто);
о способе уничтожения, позволяющем уничтожить товары;
о месте уничтожения товаров;
о сроке уничтожения товаров;
об отходах (наименование, количество, масса), образующихся в результате уничтожения товаров;
о дальнейшем использовании, захоронении, обезвреживании образовавшихся отходов.
Собственно, Постановлением № 172 утверждается новый порядок выдачи заключения о возможности уничтожения товаров, предназначенных для помещения под таможенную процедуру уничтожения. Данный порядок, к слову, призван заменить действующий в настоящее время аналогичный порядок, установленный посредством Постановления Минприроды № 25.
В частности, определяется, что выдача заключения о возможности уничтожения товаров, предназначенных для помещения под таможенную процедуру уничтожения, осуществляется территориальным органом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды по месту уничтожения товаров, предназначенных для помещения под таможенную процедуру уничтожения (далее – орган выдачи заключения).
Заключение выдается юридическому лицу, физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, заинтересованным в уничтожении товаров, предназначенных для помещения под таможенную процедуру уничтожения, в соответствии с таможенной процедурой уничтожения и имеющим право выступать декларантом этой таможенной процедуры в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС, и законодательством о таможенном регулировании (далее – заинтересованное лицо). Стоит отметить, что общие положения относительно декларантов таможенных процедур в государствах – членах ЕАЭС содержатся в ст. 83 ТМК ЕАЭС.
Так, для получения заключения заинтересованное лицо представляет в орган выдачи заключения:
заявление по форме согласно приложению 1 к Постановлению № 172 (в нем указываются, в частности, сведения относительно характеристик товаров, подлежащих уничтожению, сроков, особенностей и места их уничтожения);
документ, подтверждающий утрату товаром потребительских свойств на территории Республики Беларусь;
копии договоров об использовании, захоронении и (или) обезвреживании отходов, образовавшихся в результате уничтожения товаров, с организациями, эксплуатирующими объекты по использованию отходов, объекты захоронения и (или) объекты обезвреживания, включенные соответственно в реестр объектов по использованию отходов и реестр объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов.
Далее, орган выдачи заключения в течение 10 рабочих дней рассматривает документы, представленные заинтересованным лицом, и принимает решение о выдаче заключения либо об отказе в выдаче заключения.
Соответственно, решение об отказе в выдаче заключения органом выдачи заключения принимается в случаях, предусмотренных в ст. 25 Закона Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. № 433-З «Об основах административных процедур» (далее – Закон об административных процедурах), а также в случае передачи отходов, образующихся в результате уничтожения товаров, предназначенных для помещения под таможенную процедуру уничтожения, на объекты, не включенные в реестр объектов по использованию отходов и (или) реестр объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов.
В частности, орган выдачи заключения также отказывает в осуществлении административной процедуры (ст. 25 Закона об административных процедурах):
в случаях ликвидации (прекращения деятельности), смерти заинтересованного лица, если иное не предусмотрено законодательными актами;
если заинтересованным лицом представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства, в том числе подложные, поддельные или недействительные документы.
Заключение о возможности уничтожения товаров, предназначенных для помещения под таможенную процедуру уничтожения, оформляется по форме согласно приложению 2 к Постановлению № 172 в двух экземплярах (к слову, данная форма заменит ныне действующую форму, утвержденную постановлением Минприроды № 25). Заключение подписывается руководителем органа выдачи заключения либо его заместителем и заверяется гербовой печатью. Один экземпляр выдается заинтересованному лицу, второй – хранится в органе выдачи заключения с документами, представленными заинтересованным лицом.
Заключение выдается на срок уничтожения товаров, предназначенных для помещения под таможенную процедуру уничтожения. Выдача данного документа при этом производится:
руководителю юридического лица – при предъявлении документа, подтверждающего его служебное положение, а также документа, удостоверяющего его личность;
физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, – при предъявлении документа, удостоверяющего его личность;
уполномоченному представителю указанных выше лиц – при предъявлении доверенности на получение заключения, а также документа, удостоверяющего его личность.
Кроме этого, Постановлением № 172 устанавливаются случаи, когда действие заключения может прекращаться:
в связи с истечением срока его действия, указанного выше;
со дня принятия решения о его аннулировании:
при выявлении после выдачи заключения недостоверных сведений в документах, представленных для его получения;
если заинтересованное лицо не обращалось за получением заключения в течение одного месяца со дня принятия решения о его выдаче.
При этом решение об аннулировании заключения принимается органом выдачи заключения в течение трех рабочих дней после установления указанных выше фактов.
Решение об аннулировании, принятое органом выдачи заключения, в «апелляционном» порядке может быть обжаловано в вышестоящую организацию такого органа, т.е. в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Регистрация заключений осуществляется органом выдачи заключений в журнале регистрации заключений о возможности уничтожения товаров, предназначенных для помещения под таможенную процедуру уничтожения, по форме согласно приложению 3 к Постановлению № 172.
Наконец, сведения о выдаче, аннулировании заключения представляются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды в электронном виде в Государственный таможенный комитет. Состав таких сведений, их структура, формат и регламент представления определяются Государственным таможенным комитетом по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды (т.е. в соответствии с положением, зафиксированным в части первой п. 2 ст. 175 Закона о таможенном регулировании).
При этом стоит напомнить, что в соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 28.12.2009 № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» (далее – Закон об электронном документе) под электронным документом понимается документ, представляемый в электронном виде, содержащий электронную цифровую подпись (удостоверяющую его целостность и подлинность) и обращаемый во всех сферах деятельности при условии наличия специальных технических средств.
В свою очередь, упомянутое в приведенном определении «наличие специальных технических средств» подразумевает необходимость использования в заинтересованных организациях специальных технических, программных и программно-аппаратных средств, соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов. Процедура на подтверждение такого соответствия осуществляется в соответствии с положениями Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 437-З «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия».
В ст. 16 Закона об электронном документе приведены основные требования, предъявляемые к электронным документам. Вследствие этого электронный документ должен:
создаваться, обрабатываться, храниться, передаваться и приниматься с помощью технических, программных и программно-аппаратных средств;
иметь структуру, установленную ст. 17 Закона об электронном документе (т.е. состоять из двух взаимосвязанных частей – общей и особенной);
быть представляемым в форме, доступной и понятной для восприятия человеком.
Оригинал электронного документа, согласно части первой ст. 19 Закона об электронном документе, существует только в электронном виде. Все идентичные экземпляры электронного документа являются оригиналами и имеют одинаковую юридическую силу. В связи с этим следует отметить, что для целей развития системы обмена электронными документами в сфере таможенного дела необходимо принимать в рамках ЕАЭС единые нормативные правовые акты, которые своими положениями унифицируют теоретические и прикладные аспекты использования электронных документов при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
В свою очередь копия электронного документа представляет собой форму внешнего представления электронного документа на бумажном носителе, удостоверенную в порядке, установленном Законом об электронном документе и иными актами законодательства Республики Беларусь. Так, вопросы удостоверения копий электронных документов на сегодняшний день регламентированы посредством положений ст. 20 Закона об электронном документе, а также Положением о порядке удостоверения формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.07.2010 № 1086).
Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 1 апреля 2022 г.
13-я зарплата (годовое вознаграждение) – это премия, которую выплачивают по результатам работы по окончании календарного года. Трудовой кодекс не закрепляет это понятие официально. С точки зрения законодательства, 13-я зарплата относится к поощрениям за труд. Виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором, соглашением или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. Поскольку 13-я зарплата не регламентируется трудовым законодательством – ее выплата не является обязанностью нанимателя (ч. 1 ст. 63 ТК, ч. 1 и 2 ст. 196 ТК). Порядок определения размера такой выплаты находится в его компетенции. При этом организация вправе установить, выплачивается ли такое поощрение всем работникам или только определенному их кругу. Условия и сроки ее выплаты также находятся в компетенции нанимателя. Вместе с тем наниматель обязан обеспечивать соблюдение законодательства о труде, условий, установленных коллективными договорами, соглашениями, другими ЛПА и трудовыми договорами (п. 1 ч. 1 ст. 55 ТК).