Сохранить в избранное

Представительства иностранных организаций

Борисенко Наталья Валерьевна, аудитор

Иностранной организацией признается организация, местом нахождения которой не является Республика Беларусь (п. 2 ст. 15 НК). Иностранная организация не является налоговым резидентом Республики Беларусь и исполняет налоговые обязательства:

  1. по деятельности, осуществляемой в Республике Беларусь;
  2. в отношении доходов от источников в Республике Беларусь;
  3. в отношении имущества, расположенного на территории Республики Беларусь (ч. 2 п. 3 ст. 15 НК).

О налогообложении представительств иностранных организаций читайте в нашем материале.

Плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым или таможенным законодательством возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины). Под организациями понимаются в том числе и иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами (п. 1подп. 2.2 ст. 14 НК). Таким образом, иностранные организации также отнесены к плательщикам. Иностранная организация как плательщик обязана стать на учет в налоговых органах в случаях, установленных налоговым законодательством Республики Беларусь в соответствии с нормами ст. 70 НК (ст. 22 НК, письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29.04.2021 № 4-2-15/00981 «О налогообложении иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство» (далее – Письмо № 4-2-15/00981). Документы, предоставляемые в налоговые органы, составленные на иностранном языке, должны сопровождаться переводом на белорусский или русский язык. Верность перевода или подлинность подписи переводчика должны быть засвидетельствованы нотариусом или другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, либо перевод должен быть заверен Белорусской торгово-промышленной палатой (ее унитарным предприятием, его представительством или филиалом) (п. 4 ст. 22 НК).

Когда возникает постоянное представительство иностранной организации

Постоянным представительством иностранной организации, расположенным на территории Республики Беларусь, признаются:

  • постоянное место деятельности, через которое иностранная организация полностью или частично осуществляет предпринимательскую и иную деятельность на территории Республики Беларусь, за исключением предусмотренной в абз. 2–5 п. 5 ст. 180 НК;
  •  организация или физическое лицо, осуществляющие деятельность, за исключением предусмотренной абз. 2–5 п. 5 ст. 180 НК, от имени иностранной организации и (или) в ее интересах и (или) имеющие и использующие полномочия иностранной организации на заключение контрактов или согласование их существенных условий (подп. 1.1 ст. 180 НК).

В абз. 2–5 п. 5 ст. 180 НК поименованы следующие виды деятельности:

  • хранение, демонстрация или поставка товаров. Поставкой считаются доставка и отгрузка товаров без их реализации на территории Республики Беларусь через постоянное представительство иностранной организации;
  •  закупка товаров, (работ, услуг), имущественных прав для иностранной организации;
  • сбор или распространение информации для иностранной организации;
  • осуществление иных видов деятельности, если при этом деятельность в целом носит подготовительный или вспомогательный характер.

Существуют особенности признания мест деятельности иностранных организаций на территории Республики Беларусь их постоянными представительствами. Так если иностранная организация осуществляет предпринимательскую и иную деятельность, используя несколько постоянных мест деятельности, расположенных на территории Республики Беларусь, в каждом из которых выполняются определенные функции, направленные на получение общего результата, признание наличия постоянного представительства производится налоговыми органами с учетом деятельности всех постоянных мест деятельности иностранной организации, расположенных на территории Республики Беларусь (п. 2 ст. 180 НК, Письмо № 4-2-15/00981).

Если иностранная организация выполняет работы и (или) оказывает услуги на территории Республики Беларусь, место выполнения работ, оказания услуг иностранной организации с начала его существования признается постоянным представительством при условии, что указанная деятельность осуществляется в течение периода, превышающего 180 дней непрерывно или в совокупности в любом 12 месячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем налоговом периоде.

Если иностранная организация выполняет работы и (или) оказывает услуги на территории Республики Беларусь в течение периода, превышающего 180 дней непрерывно или в совокупности в любом 12 месячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем налоговом периоде, такая деятельность с начала ее осуществления признается постоянным представительством иностранной организации, в том числе в случае ее осуществления в разных местах деятельности (п. 3 ст. 180 НК, Письмо № 4-2-15/00981).

Строительная площадка, монтажный или сборочный объект с начала ее (его) существования признаются постоянным представительством иностранной организации, если такие площадка или объект существуют на территории Республики Беларусь в течение периода, превышающего 180 дней в любом 12 месячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем налоговом периоде (ч. 1 п. 4 ст. 180 НК, Письмо № 4-2-15/00981).

В каких случаях иностранная организация не рассматривается как имеющая постоянное представительство

Иностранная организация не рассматривается как имеющая постоянное представительство, если при организации и осуществлении деятельности от имени иностранной организации и (или) в ее интересах организация или физическое лицо действуют в рамках осуществления своей обычной деятельности. Под обычной деятельностью понимается деятельность, которая осуществляется самостоятельно и не подвергается указаниям или контролю со стороны иностранной организации и при осуществлении которой предпринимательский риск за ее результаты лежит на организации или физическом лице, а не на иностранной организации, которую они представляют.

Также не признается постоянным представительством иностранной организации в Республике Беларусь организация, физическое лицо или место, используемое ею исключительно для одной или нескольких следующих целей:

  • хранение, демонстрация или поставка товаров. Поставкой считаются доставка и отгрузка товаров без их реализации на территории Республики Беларусь через постоянное представительство иностранной организации;
  • закупка товаров, (работ, услуг), имущественных прав для иностранной организации;
  • сбор или распространение информации для иностранной организации;
  • осуществление иных видов деятельности, если при этом деятельность в целом носит подготовительный или вспомогательный характер.

Перечисленные виды деятельности не приводят к образованию постоянного представительства иностранной организации на территории Республики Беларусь, даже если они осуществляются через постоянное место деятельности иностранной организации, при условии, что эти виды деятельности отдельно либо в совокупности носят подготовительный или вспомогательный характер. При этом виды деятельности иностранной организации на территории Республики Беларусь рассматриваются как подготовительные или вспомогательные, если они носят такой характер по отношению к деятельности иностранной организации, за осуществление которой иностранная организация получает выручку (п. 5 ст. 180 НК).

На заметку:

Порядок открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств юридических лиц и иных организаций, зарегистрированных в установленном порядке в иностранном государстве, административно-территориальных единиц иностранных государств, определен в Положении о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2018 № 408

Налогообложение у постоянных представительств

Иностранные организации в отношении деятельности, которая согласно ст. 180 НК рассматривается как деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, обязаны соблюдать требования законодательства о бухгалтерском учете и отчетности. Поскольку налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета и (или) на иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением, то иностранные организации также обязаны вести налоговый учет (п. 3 ст. 22 НК, Письмо № 4-2-15/00981).

Кроме исчисления и уплаты налогов, по которым иностранная организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность в Республике Беларусь, признается плательщиком (в частности, налог на прибыль, НДС), у нее возникают также обязанности налогового агента (при наличии объектов налогообложения), в частности, по представлению налоговых деклараций (расчетов) по налогу на доходы, а также по перечислению в бюджет этого налога, по предоставлению деклараций налогового агента по подоходному налогу и перечислению его в бюджет (подп. 2.2 ст. 14, ст. 23 НК). Иными словами, иностранные организации, чья деятельность составляет постоянное представительство, имеют права и несут обязанности в сфере налогообложения, как и белорусские организации. Рассмотрим особенности исчисления некоторых налогов и подачи по ним налоговых деклараций.

Налог на прибыль

Плательщиками налога на прибыль признаются организации (ст. 166 НК). Под организациями в целях налогового законодательства понимаются иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами (п. 2.2 ст. 14 НК). Таким образом, в отношении налога на прибыль иностранная организация, как не осуществляющая деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, так и осуществляющая деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, подпадает под категорию плательщика.

Налог на прибыль иностранной организации, осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, исчисляется непосредственно плательщиком (п. 5 ст. 186 НК).

Объектом налогообложения налогом на прибыль признается валовая прибыль. Валовой прибылью для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, – признается сумма прибыли иностранной организации, полученная через постоянное представительство на территории Республики Беларусь от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов (п. 1, абз. 4 ч. 1 п. 2 ст. 167 НК). Налоговая база налога на прибыль определяется как денежное выражение валовой прибыли, подлежащей налогообложению (п. 1 ст. 182 НК). Ставка налога на прибыль устанавливается в размере 18 %, если иное не определено законодательством (п. 1 ст. 184 НК).

По определению валовой прибыли, подлежащей налогообложению, есть некоторые особенности. Так, в случае если одним из источников валовой прибыли иностранной организации является прибыль от ее деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство и эта прибыль не может быть определена исходя из документально подтвержденной выручки за вычетом документально подтвержденных затрат, валовая прибыль, подлежащая налогообложению на территории Республики Беларусь, рассчитывается как произведение валовой прибыли иностранной организации и коэффициента, позволяющего определить удельный вес прибыли, подлежащей налогообложению в Республике Беларусь. В свою очередь коэффициент определяется как удельный вес одного из показателей финансово-хозяйственной деятельности постоянного представительства иностранной организации на территории Республики Беларусь, согласованного иностранной организацией с налоговым органом, в общем объеме аналогичного показателя иностранной организации (затраты рабочего времени, суммы понесенных расходов или полученной выручки, отгруженная продукция, выполненные работы, оказанные услуги или иной показатель, согласованный с налоговым органом). Важно: в течение налогового периода не допускается изменение принятого коэффициента исчисления валовой прибыли.

В том случае, если валовая прибыль иностранной организации, подлежащая налогообложению в Республике Беларусь, не может быть рассчитана с помощью коэффициента (по причине отсутствия сведений о валовой прибыли иностранной организации и (или) данных, необходимых для расчета коэффициента), она определяется на основании сведений о плательщиках (иных обязанных лицах), осуществляющих аналогичные виды деятельности на территории Республики Беларусь, в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь или уполномоченным им органом (п. 7 ст. 180 НК).

Затраты для налога на прибыль:

Затратами, учитываемыми при налогообложении, признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено НК и (или) законодательством (п. 1 ст. 169 НК).

В затраты по производству и реализации (внереализационные расходы) иностранной организации, осуществляющей деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство включаются:

  1. затраты (внереализационных расходов), понесенные в Республике Беларусь;

  2. затраты (внереализационные расходы), понесенные за пределами Республики Беларусь, которые в соответствии с законодательством иностранного государства учитываются в нем для целей налогообложения прибыли и непосредственно связаны с осуществлением иностранной организацией деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, включая управленческие и общеадминистративные затраты, за исключением затрат (внереализационных расходов), не учитываемых при налогообложении прибыли в соответствии с законодательством Республики Беларусь (далее – зарубежные затраты) (п. 9 ст. 180 НК).

Зарубежные затраты должны быть подтверждены соответствующим заключением либо:

  • аудиторской организации (аудитора) иностранного государства, резидентом которого является иностранная организация;
  • заключением лица, осуществляющего деятельность по налоговому консультированию в иностранном государстве, резидентом которого является иностранная организация, которое представляется налоговому органу не позднее срока представления налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль за налоговый период, к которому они относятся (п. 10–13 ст. 180 НК).

Если зарубежные затраты являются частью общей суммы затрат, понесенных иностранной организацией за пределами Республики Беларусь (затраты понесены не только для постоянного представительства в Республике Беларусь), в заключении должно быть указано, в каком размере (части, проценте) эти затраты относятся к осуществлению деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство и по какому признаку определяется этот размер (часть, процент).  

ВАЖНО:

Не допускается отражение в налоговой декларации (расчете) по налогу на прибыль, представляемой за налоговый период, зарубежных затрат, не подтвержденных упомянутым заключением.

Предоставление декларации по налогу на прибыль иностранной организацией, представительство на территории Республики Беларусь которой не является постоянным, в целях исчисления налога на прибыль

Налоговая декларация (расчет) представляется каждым плательщиком по каждому налогу, сбору (пошлине), в отношении которых он признан плательщиком, и при наличии объектов налогообложения в налоговом периоде. По налогам, сборам (пошлинам), исчисляемым нарастающим итогом с начала налогового периода, налоговая декларация (расчет) представляется за отчетный период, в котором возник объект налогообложения, а также за все последующие отчетные периоды этого налогового периода. Определено, что налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль предоставляется и при отсутствии объектов налогообложения в налоговом периоде (п. 2 ст. 40 НК). Поскольку иностранная организация, не осуществляющая деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, подпадает под категорию плательщика, то даже в случаях, если она не имеет объекта налогообложения, она обязана представлять декларацию за налоговый период (ч. 3 п. 2 ст. 40 НК, ч. 1 п. 6п. 7 ст. 186 НК). В части предоставления декларации за отчетный период НК предусматривает «послабление». Так не требуется представление налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль за истекший отчетный период иностранными организациями, деятельность которых в таком отчетном периоде согласно ст. 180 НК не рассматривается как деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство (абз. 5 ч. 3 п. 6 ст. 186 НК). За налоговый период декларация подается не позднее 20 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 7 ст. 186 НК).

НДС

Иностранные организации по общему правилу признаются плательщиками НДС (п. 2.2 ст. 14 НК, ст. 112 НК).

Объектами налогообложения НДС являются:

  1. обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь;

  2. ввоз товаров на территорию Республики Беларусь и (или) иные обстоятельства, с наличием которых возникают обязанности по уплате НДС (п. 1 ст. 115 НК).

Если иностранные организации не осуществляют деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоят в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь – обязанность по исчислению и уплате в бюджет НДС возлагается на состоящие на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации и, если иное не установлено ст. 141 НК, индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права (п. 1 ст. 114 НК). Даная норма распространяется и на иностранные организации, состоящие на учете в налоговых органах Республики Беларусь, которые обязаны уплачивать НДС при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь.

Иностранные организации, в том числе генеральные подрядчики, субподрядчики, осуществляющие строительство, монтаж или сборку объектов и (или) иные работы и услуги, относящиеся к строительной деятельности:

  1. состоящие в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, исчисляют и уплачивают НДС с начала осуществления такой деятельности на территории Республики Беларусь (п. 2.1 ст. 114 НК);

  2. не состоящие в связи с этим на учете в налоговом органе Республики Беларусь, исчисляют и уплачивают НДС начиная с месяца, на который приходится наиболее ранняя из дат:

    • день, следующий за днем постановки на учет в налоговом органе Республики Беларусь до начала осуществления деятельности на территории Республики Беларусь свыше 180 дней;
    • день, следующий за днем истечения 180 дней со дня начала осуществления деятельности на территории Республики Беларусь (п. 2.2 ст. 114 НК).

Для целей исчисления НДС место реализации товаров определяется согласно правилам ст. 116 НК; работ, услуг, имущественных прав – согласно правилам ст. 117 НК, а в отношениях между налогоплательщиками различных государств – членов Евразийского экономического союза – в соответствии с п. 29 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

Иными словами, для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, порядок применения ставок НДС, исчисления НДС, выставления и подписания ЭСЧФ налоговым законодательством предусмотрен такой же, как и для белорусских организаций (ст. 122п. 1 ст. 128, ст. 131 НК). Входной НДС принимается к вычету в порядке, предусмотренном статьями 132133 НК. Случаи принятия к вычету сумм НДС в полном объеме определены в п. 27 ст. 133 НК. Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство, вычет сумм в полном объеме также производится (подп. 27.4 ст. 133 НК):

  • осуществляющих деятельность через постоянное представительство на территории Республики Беларусь, – при прекращении деятельности всех постоянных представительств такой иностранной организации;
  • открывших представительство в порядке, установленном законодательством, – при прекращении деятельности такого представительства;
  • состоящих на учете в налоговом органе Республики Беларусь в связи с приобретением права собственности, иных прав на недвижимое имущество, находящееся на территории Республики Беларусь, – после отчуждения всех таких объектов недвижимого имущества.

Налоговая декларация представляется каждым плательщиком (иным обязанным лицом) по каждому налогу, сбору (пошлине), в отношении которых он признан плательщиком, при наличии объектов налогообложения (п. 2 ст. 40 НК). А поскольку иностранные организации по общему правилу признаются плательщиками НДС, то при наличии объектов налогообложения НДС декларацию по НДС такие организации предоставляют.

Иностранная организация, осуществляющая деятельность на территории Республики Беларусь через несколько постоянных представительств либо при наличии у иностранной организации на территории Республики Беларусь представительства и осуществлении деятельности на территории Республики Беларусь через одно или несколько постоянных представительств, представляет декларацию по НДС в целом по всем объектам налогообложения НДС в один налоговый орган (ч. 1 п. 6 ст. 136 НК). Декларация по НДС представляется в налоговый орган по месту расположения одного из постоянных представительств, в который иностранной организацией представляется декларация по налогу на прибыль (ч. 2 п. 6 ст. 136 НК).

При отсутствии объектов налогообложения в налоговом периоде декларация по НДС представляется только:

  • при наличии налога, подлежащего уплате (возврату), в том числе в связи с принятием налоговых вычетов в полном объеме независимо от суммы НДС, исчисленной по реализации объектов. Декларация по НДС подается за отчетный период, в котором возник налог, подлежащий уплате (возврату), а также за все последующие отчетные периоды этого года;
  • при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме (абз. 3, 4 ч. 3 п. 2 ст. 40 НК).

Особенности для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через несколько постоянных представительств (налог на прибыль и НДС)

До начала деятельности через каждое второе и последующее постоянное место деятельности на территории Республики Беларусь иностранная организация обязана в соответствии с п. 3 ст. 70 НК сообщить в налоговый орган о возникновении такого обстоятельства.

При осуществлении иностранной организацией на территории Республики Беларусь деятельности через несколько постоянных представительств, возникающих в порядке, определенном ст. 180 НК, либо при наличии у иностранной организации на территории Республики Беларусь представительства и осуществлении деятельности на территории Республики Беларусь через одно или несколько постоянных представительств иностранная организация самостоятельно выбирает постоянное представительство, по месту расположения которого она будет представлять в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) по налогу на прибыль (с отражением в ней показателей отдельно по каждому из постоянных представительств и представительству, расположенных на территории Республики Беларусь) (ч. 1 подп. 8.1 ст. 186 НК). В этот же налоговый орган должна представляться и налоговая декларация (расчет) по НДС (в целом по всем объектам налогообложения НДС) согласно ч. 2 п. 6 ст. 136 НК.

О своем выборе иностранная организация уведомляет каждый налоговый орган, в котором она состоит на учете. Уведомление направляется по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в виде электронного документа (ч. 2 под. 8.1 ст. 186 НК). Форма уведомления плательщика – иностранной организации установлена приложением 33 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.01.2019 № 2 «Об исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин), иных платежей» (Письмо № 4-2-15/00981).

Налог на доходы

Плательщиками налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, признаются иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами, не осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, но извлекающие доходы из источников в Республике Беларусь (ст. 188 НК).

Объектом налогообложения признаются доходы, полученные плательщиком от источников в Республике Беларусь, поименованные в ст. 189 НК. Доходами от источников в Республике Беларусь признаются доходы (в том числе авансовые платежи), начисляемые (выплачиваемые) иностранной организации не только белорусскими плательщиками (подп. 3.1–3.3 ст. 189 НК), но и:

  1. иностранной организацией, открывшей в Республике Беларусь свое представительство и (или) осуществляющей деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, – если возникновение этих доходов имеет отношение к этому представительству и (или) постоянному представительству (подп. 3.4 ст. 189 НК);
  2. иностранной организацией, не указанной в подп. 3.4 ст. 189 НК (подп. 3.5 ст. 189 НК), от:

  • отчуждения недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь, или его части;
  • отчуждения долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, либо их части, включая доходы, возникающие при выходе (исключении) из такой организации;
  • сдачи в аренду (передачи в финансовую аренду (лизинг)), наем, иное пользование имущества, которое находится на территории Республики Беларусь или перемещено на территорию Республики Беларусь в связи с такой передачей в аренду (финансовую аренду (лизинг)), наем, иное пользование;
  • недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь, переданного в доверительное управление;
  • оказания услуг по доверительному управлению недвижимым имуществом, находящимся на территории Республики Беларусь;
  • использования или предоставления права пользования на территории Республики Беларусь имущественными правами на произведения литературы, искусства, науки, компьютерные программы, другие произведения, относящиеся к объекту авторского и (или) смежного права;
  • с ценными бумагами, реализуемыми (погашаемыми) на территории Республики Беларусь;
  • организации и проведения на территории Республики Беларусь культурно-зрелищных мероприятий и (или) участия в них, а также работы на территории Республики Беларусь аттракционов и зверинцев.

Несмотря на то, что плательщиком налога на доходы является иностранная организация, данный налог, как правило, исчисляется и перечисляется в бюджет не иностранной организацией, а налоговым агентом. Так налоговыми агентами признаются указанные в п. 23 и 5 ст. 14 НК лица, которые являются источником выплаты доходов плательщику и (или) на которые налоговым законодательством возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов (пошлин) (п. 1 ст. 23 НК).

Налоговый агент обязан (п. 3 ст. 23 НК):

  1. исчислять, удерживать из денежных средств, причитающихся плательщику, если иное не предусмотрено НК или иными актами налогового законодательства, и перечислять в бюджет соответствующую сумму налога на доходы в порядке, установленном НК;

  2. по каждому плательщику вести учет начисленных и выплаченных доходов, удержанных и перечисленных в бюджет соответствующих налогов, сборов (пошлин), если иное не предусмотрено НК или иными актами налогового законодательства, и выдавать плательщикам по их обращениям по установленной форме справки о доходах, исчисленных и удержанных налогах.

Пример:

Российская организация осуществляет свою деятельность через постоянное представительство, открытое в Республике Беларусь. Оплачены консультационные услуги чешской организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь. Поскольку чешская организация получает доход от источников в Республике Беларусь, то стоимость консультационных услуг будет являться объектом для исчисления налога на доходы. Налоговым агентом в данном случае является российская организация, в обязанности которой будет входить уплата этого налога «за чешскую организацию».

Ставки налога на доходы определены в ст. 192 НК.

ВАЖНО:

Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им налогового законодательства. Если нормами международных договоров Республики Беларусь установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены НК и иными законодательными актами, то применяются нормы международного договора, если иное не установлено ч. 2 п. 2 ст. 5 НК (п. 12 ст. 5 НК).

Для целей применения положений международных договоров Республики Беларусь по вопросам налогообложения иностранная организация представляет в установленном порядке подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том иностранном государстве, с которым имеется международный договор Республики Беларусь по вопросам налогообложения, которое должно быть выдано компетентным органом соответствующего иностранного государства (ч. 1 п. 1 ст. 194 НК).

Подоходный налог

Объектом налогообложения подоходным налогом признаются доходы, полученные плательщиками:

  • от источников в Республике Беларусь и (или) от источников за пределами Республики Беларусь, – для физических лиц, признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь в соответствии со ст. 17 НК;

  • от источников в Республике Беларусь, – для физических лиц, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь (п. 1 ст. 196 НК).

К доходам, полученным от источников в Республике Беларусь, относятся в том числе и вознаграждения за исполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия (бездействие), получаемые плательщиками от иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, представительств иностранных организаций, открытых в порядке, установленном законодательством, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих плательщиков обязанности или откуда производились выплаты этих вознаграждений (подп. 1.6 ст. 197 НК). Соответственно, при выплате доходов, подлежащих обложению подоходным налогом, иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, представительства иностранных организаций, являются налоговыми агентами, удерживают и перечисляют в бюджет подоходный налог с выплаченных физическим лицам доходов (подп. 1.6 ст. 197 НК, ст. 216 НК).

Пример:

Работники посольства, находящегося в г. Минске, являются гражданами Беларуси и налоговыми резидентами Республики Беларусь. Посольство является дипломатическим представительством. Освобождаются от подоходного налога доходы граждан (подданных) иностранных государств (подп. 1.1–1.3 ст. 206 НК):

– глав, а также персонала дипломатических представительств иностранных государств, имеющих дипломатический ранг, членов их семей, проживающих вместе с ними, если они не являются гражданами Республики Беларусь, за исключением доходов, полученных от источников в Республике Беларусь, не связанных с дипломатической службой этих физических лиц;

– административно-технического персонала дипломатических представительств иностранных государств и членов их семей, проживающих вместе с ними, если они не являются гражданами Республики Беларусь или не проживают в Республике Беларусь постоянно, за исключением доходов, полученных от источников в Республике Беларусь, не связанных с работой указанных физических лиц в этих представительствах;

– обслуживающего персонала дипломатических представительств иностранных государств, которые не являются гражданами Республики Беларусь или не проживают в Республике Беларусь постоянно, полученные ими при работе в представительстве иностранного государства.

Таким образом, если граждане Республики Беларусь являются сотрудниками посольства, то их заработная плата по общему правилу подлежит обложению подоходным налогом. При налогообложении доходов физлиц, признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь, и физлиц, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь, налоговая база определяется одинаково: с учетом всех льгот и вычетов, установленных гл. 18 НК. Заработная плата, полученная за работу в посольстве гражданами Республики Беларусь, являющимися налоговыми резидентами Республики Беларусь, признается объектом обложения подоходным налогом. Иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, представительства иностранных организаций, открытые в порядке, установленном законодательством, от которых плательщик получил доходы, признаются налоговыми агентами, имеют права и несут обязанности, установленные ст. 23 и гл. 18 НК (п. 1 ст. 216 НК). Соответственно, при выплате таким работникам заработной платы посольство, как налоговый агент, должно удержать подоходный налог и уплатить его в бюджет.

Налоговые агенты обязаны перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного подоходного налога в сроки, установленные п. 6 ст. 216 НК. Если более длительный период определен соответствующим международным договором Республики Беларусь по вопросам налогообложения, то перечисление подоходного налога с физических лиц в бюджет осуществляется не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек определенный таким международным договором период (п. 6 ст. 216 НК).

Представительства иностранных организаций, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь, перечисляют суммы исчисленного и удержанного подоходного налога с доходов физлиц, работающих в этих представительствах, в бюджет базового уровня, бюджет г. Минска по месту постановки на учет таких представительств в налоговых органах (ч. 4 п. 46 Инструкции о порядке зачисления, распределения и механизме возврата доходов республиканского и местных бюджетов, бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь в 2022 году, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 01.02.2022 № 6 «О порядке зачисления, распределения и механизме возврата доходов бюджетов в 2022 году» (далее – Инструкция № 6).

Иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, перечисляют суммы исчисленного и удержанного подоходного налога в соответствующий бюджет базового уровня, бюджет г. Минска, на территории которого такой организацией осуществляется предпринимательская деятельность через постоянное представительство (ч. 5 п. 46 Инструкции № 6).

С 2022 года все налоговые агенты обязаны представлять налоговую декларацию налогового агента по подоходному налогу (ст. 2161 НК):

  • в налоговый орган по месту постановки на учет;
  •  ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим календарным кварталом.

Налоговые агенты заполняют и включают в налоговую декларацию только те части, разделы налоговой декларации, для заполнения которых у них имеются сведения (п. 3 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.01.2019 № 2 «Об исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин), иных платежей» (далее – Инструкция № 2). Иностранной организацией, осуществляющей деятельность на территории Республики Беларусь, в том числе через постоянное представительство, заполняется часть III декларации, отдельно по каждому месту осуществления деятельности в Республике Беларусь (ч. 1 п. 705 Инструкции № 2). Показатели строк разделов I и II части III декларации отражаются в количестве, сумме, которые относятся к деятельности соответствующего представительства, постоянного представительства (без их дублирования) (ч. 2 п. 705 Инструкции № 2).

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 1 сентября 2022 г.


Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Изменения 2024: общая часть Налогового кодекса
Нестерова О.В., главный советник отдела бюджетно-финансового, налогового и банковского законодательства управления законодательства о гражданских, финансово-экономических и экологических отношениях НЦЗПИ


27 декабря подписан закон, предусматривающий очередную корректировку Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК). В отношении изменений общей части НК полагаем необходимым обратить внимание на следующие моменты.

Читать подробнее
Календарь событий
до 29 июля 2024 г.
Общественное обсуждение
Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении форм промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса»
Подробнее
до 26 июля 2024 г.
Общественное обсуждение
Проект Закона Республики Беларусь «О риэлтерской деятельности»
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.