Сохранить в избранное

Бартер в связи с запретом товарообменных операций постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен»

Функ Ян Иосифович, доктор юридических наук, профессор, Председатель Международного арбитражного суда при БелТПП

1. С 1 января 2023 г. на территории Республики Беларусь постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. № 713 «О системе регулирования цен» (далее – Постановление № 713) запрещены к проведению товарообменные операции при осуществлении предпринимательской деятельности.

2. Исходя из законодательного запрета возникает вопрос, на какие правоотношения он распространяется.

3. Для ответа на поставленный вопрос необходимо уяснить, как Постановление № 713 определяет такое правовое явление, как «товарообменная операция».

4. Разъясняя интересующее нас явление, необходимо отметить, что Постановление № 713 «видит» товарообменную операцию исключительно в рамках пяти правовых явлений, среди которых присутствует «бартер»;

иными словами, товарообменная операция с точки зрения права «должна быть реализована», в частности, через «бартер».

5. Если же определять такое правовое явления, как «бартер»;

то, скорее, исходя из его «целевого понимания», в связи с особым «выделением», по сравнению с меной, в п. 14 Постановления № 713,

а не в связи с его законодательным определением и регламентацией белорусским правом;

оно должно пониматься, как «меноподобная сделка» (смешанный договор);

то есть сделка, в рамках которой происходит не обмен товара на товар, как это предусмотрено договором мены;

а обмен:

а) товара на работу (результат работы);

б) товара на услугу;

в) товара на нераскрытую информацию;

г) товара на результат интеллектуальной деятельности;

д) товара на пользование имуществом;

е) работы (результата работы) на услугу;

ж) работы (результата работы) на нераскрытую информацию;

з) работы (результата работы) на результат интеллектуальной деятельности;

и) работы (результата работы) на пользование имуществом;

к) услуги на нераскрытую информацию;

л) услуги на результат интеллектуальной деятельности;

м) услуги на пользование имуществом;

н) нераскрытой информации на результат интеллектуальной деятельности;

о) нераскрытой информации на пользование имуществом;

п) результата интеллектуальной деятельности на пользование имуществом;

при этом для целей п. 14 Постановления № 713 «интерес представляет лишь бартер», определенный в пп. а)–д);

то есть, когда наблюдается обмен товара: на работу (результат работы); на услугу; на нераскрытую информацию; на результат интеллектуальной деятельности; на пользование имуществом;

иными словами, для целей п. 14 Постановления № 713 в рамках обмена обязательно должен присутствовать товар;

изложенный подход к «бартеру», еще раз подчеркнем это обстоятельство, не основан на законодательной дефиниции и регламентации описываемого нами явления, потому что в действующем белорусском праве их просто нет.

6. Правда, указанное в п. 5 должно быть «несколько скорректировано» с учетом того обстоятельства, что:

в Налоговом кодексе Республики Беларусь интересующий нас термин «используется» тождественно с термином «товарообменная операция»,

а именно, в силу подп. 1.5 п. 1 ст. 151 Налогового кодекса Республики Беларусь:

освобождаются от акцизов:

  • при реализации (передаче) подакцизные товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта, реэкспорта, а также вывезенные (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства – члены Евразийского экономического союза, при условии подтверждения фактического вывоза подакцизных товаров за пределы территории Республики Беларусь;
  • действие настоящего подпункта не распространяется на реализацию (передачу) подакцизных товаров, вывозимых за пределы Республики Беларусь по товарообменным (бартерным) операциям (кроме вывоза подакцизных товаров в государства – члены Евразийского экономического союза).

7. При этом, правда, приведенное «использование» терминов «товарообменная операция» и «бартер» «немногое дает» применительно к определению интересующего нас понятия для целей п. 14 Постановления № 713;

так как вне зависимости от правил русского языка, предусматривающих, что слово (словосочетание) в скобках разъясняет предшествующее ему слово (словосочетание);

в законодательных актах Республики Беларусь можно «встретить ситуации», в рамках которых слово (словосочетание) в скобках представляет собой лишь частный случай, предшествующего ему слова (словосочетания);

что и следует из п. 14 Постановления № 713.

8. Кстати, интересующее нас явление, а, скорее, употребленный п. 14 Постановления № 713 термин,

и в ранее действующих правовых актах Республики Беларусь не отличался «ясностью»;

при этом, правда, данный термин использовался аналогично Налоговому кодексу Республики Беларусь, то есть, как синоним понятия «товарообменная операция».

А именно:

8.1. в силу Указа Президента Республики Беларусь от 23 июня 1999 г. № 338 «О введении рентного сбора при осуществлении внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций» под товарообменной (бартерной) операцией подразумевался обмен товарами;

8.2. в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 марта 1999 г. № 405 «О вопросах ценообразования при проведении товарообменных операций» (в ред. постановления Совета Министров Республики Беларусь от 9 апреля 2001 г. № 490) под товарообменными операциями понимались:

операции, осуществляемые в пределах исполнения договоров, в том числе внешнеэкономических, предусматривающие обмен продукции, товара, за исключением работ, услуг, на эквивалентной по стоимости количества другого товара по товарообменным (бартерным) договорам, предусматривающим полный или частичный расчет в товарной форме;

8.3. первоначальная же редакция постановления № 405 под товарообменной операцией понимала:

операции, осуществляемые в рамках исполнения договоров, в том числе и внешнеэкономических, предусматривающих обмен продукцией, товара, работ или услуг на эквивалентные по стоимости количество другого товара, продукции, работ или услуг (товарообменные, бартерные договоры), и иные операции, предусматривающие полный или частичный расчет в товарной форме;

8.4. подобное постановлению № 405 понятие товарообменной операции содержалось и в Методических указаниях о порядке исчисления и уплаты сбора от товарообменных (бартерных) операций и отражение их в бухгалтерском учете, утв. Минфином 20 октября 1995 г. № 40;

8.5. сходное, указанному в подп. 8.4 понятие «товарообменная операция» присутствовало и в Методических рекомендациях по проведению товарообменных операций, утв. приказом от 22 октября 1999 г. № 105/300/340 Минэкономики, Минфина, Минпрома;

8.6. изложенный в подп. 8.4 и 8.5 подход к понятию «товарообменная операция» присутствовал и в Положении о порядке отражения в бухгалтерском учете и налогообложении товарообменных операций, утв. приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 5 апреля 1999 г. № 77 и Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 6 апреля 1999 г. № 63;

8.7. Приказ же Министерства внешних экономических связей Республики Беларусь от 2 марта 1995 г. № 97 «Об утверждении Положения о проведении внешнеторговых товарообменных операций в Республике Беларусь» (изданный в целях реализации п. 4 Указа Президента от 8 февраля 1995 г. № 52 «Об установлении порядка регулирования экспортно-импортных и валютных операций и о повышении ответственности за нарушение законодательства в области внешнеэкономической деятельности» и согласованный с Государственным таможенным комитетом и Министерством финансов под товарообменной (бартерной) операцией понимал:

обмен товаров (работ, услуг) на эквивалентное по стоимости количество других товаров (работ, услуг), оформляемый единым договором (контрактом).

9. Иной же подход (по сравнению с указанным в п. 6 и 8) к термину «бартер» в действующем праве Республики Беларусь присутствует не в нормативных правовых актах, а в нормативных правовых технических актах, регламентирующих требования к бухгалтерскому учету и отчетности

(в силу Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах» нормативные правовые технические акты также составляют часть законодательства Республики Беларусь, а именно в соответствии с данным Законом:

i) законодательство – система нормативных правовых актов, характеризующаяся их внутренней согласованностью, иерархией и обеспечивающая правовое регулирование общественных отношений (п. 1 ст. 3);

ii) акты законодательства – нормативные правовые акты, составляющие законодательство (п. 1 ст. 2);

iii) нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) нормотворческим органом (должностным лицом) в пределах его компетенции или референдумом с соблюдением предусмотренной законодательством процедуры, который направлен на установление, изменение, официальное толкование, приостановление, возобновление, продление и прекращение действия норм права как общеобязательных правил поведения постоянного или временного характера, рассчитанных на индивидуально не определенный круг лиц и неоднократное применение (п. 8 ст. 2);

iv) законодательство составляют следующие нормативные правовые акты: …

технические нормативные правовые акты (п. 2 ст. 3);

v) Закон не распространяется на … технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации в части, урегулированной законодательством о техническом нормировании и стандартизации (п. 2 ст. 1));

а именно, в постановлениях Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 19.08.2016 № 657/20 «О введении в действие на территории Республики Беларусь Международных стандартов финансовой отчетности и их Разъяснений, принимаемых Фондом Международных стандартов финансовой отчетности» и от 16.09.2019 № 622/15 «О введении в действие на территории Республики Беларусь Международных стандартов финансовой отчетности и их Разъяснений»,

в рамках Разъяснения ПКР (sic) 31 «Выручка – бартерные сделки, включающие рекламные услуги» указывается на то, что:

организация (продавец) может заключить бартерную сделку, предусматривающую предоставление рекламных услуг в обмен на получение рекламных услуг от покупателя;

в некоторых случаях между организациями не происходит обмена денежными средствами или возмещением иного вида;

в некоторых других случаях имеет место также обмен равными или приблизительно равными суммами денежных средств или другого возмещения;

продавец, предоставляющий рекламные услуги в ходе своей обычной деятельности, признает согласно МСФО (IAS) 18 выручку от бартерной сделки, включающей рекламу, когда помимо прочих удовлетворяются критерии, что обмениваемые услуги не являются аналогичными (МСФО (IAS) 18 пункт 12) и что сумму выручки можно надежно оценить (МСФО (IAS) 18 пункт 20(a));

разъяснение применяется только к обмену неаналогичными рекламными услугами;

исходя из изложенного, можно сделать вывод, что применительно к приведенному акту, бартер представляет собой обмен услуги на услугу.

10. Описанный последним подход к понятию «бартер» можно увидеть также и в законодательстве Российской Федерации,

только в «обобщенном виде», исходя из приведенного нами в начале подхода.

Так, в Федеральном Законе Российской Федерации от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в ред. Федерального Закона от 29 декабря 2022 г.) (п. п. 3 п. 1 ст. 2):

внешнеторговая бартерная сделка – это сделка, совершаемая при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающая обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, в том числе сделка, которая наряду с указанным обменом предусматривает использование при ее осуществлении денежных и (или) иных платежных средств;

таким образом, российский законодатель исходит из того, что как минимум для целей внешнеэкономического регулирования, бартер представляет собой именно сделку,

предметом которой выступает обмен разных объектов гражданского права, то есть, «меноподобную сделку»,

при этом такой обмен может предусматривать, аналогично, как и в рамках договора мены, «не равноценный» обмен, то есть обмен разных по стоимости объектов гражданского права;

а раз так, то частичную доплату денежными средствами со стороны какого-либо из участников соответствующей сделки.

11. В рамках приведенного последним подхода к понятию «бартер», еще раз отметим то обстоятельство, что иное определение указанного явления, скорее всего «не соответствует целям» п. 14 Постановления № 713;

но раз точное законодательное определение данного явления отсутствует;

то, опять же, скорее всего, Министерство экономики Республики Беларусь должно дать его разъяснение в рамках реализации полномочий, предоставленных п. 27 Постановления № 713.


Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 4 мая 2023 г.


Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Порядок устранения нарушений законодательства о защите персональных данных
Сафаревич Денис Захарович, юрист

Вопрос: 

По итогам проведенной проверки Национальный центр защиты персональных данных вынес в отношении проверяемого субъекта предписание и установил месячный срок для устранения нарушений. Срок прошел, нарушения не устранены. Установлена ли административная ответственность за невыполнение предписания?

Читать подробнее
Календарь событий
до 26 июля 2024 г.
Общественное обсуждение
Проект Закона Республики Беларусь «О риэлтерской деятельности»
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.