В Беларуси создаются благоприятные условия для отчуждения жилых домов в сельской местности и эффективного использования пустующих строений. Такое решение закреплено Указом Президента от 24 марта 2021 г. № 116.
Как продать старый дом, приобрести участок с ветхим строением, где получить информацию о таких домах, а также каким образом оформить необходимые документы, читайте в материале.
Согласно Указу № 116 что купля-продажа, мена, дарение (далее – отчуждение) гражданами эксплуатируемых жилых домов могут осуществляться без оформления правоудостоверяющих документов, если:
Примечание:
Под эксплуатируемыми жилыми домами понимаются жилые дома (доли в праве собственности на них), находящиеся в сельской местности и эксплуатируемые до 8 мая 2003 г.
Договор об отчуждении эксплуатируемого жилого дома (типовые формы договоров об отчуждении эксплуатируемого жилого дома утверждаются Советом Министров):
Примечание:
Представление государственными органами и организациями местным исполнительным комитетам информации, запрашиваемой ими в связи с осуществлением регистрации договора об отчуждении эксплуатируемого жилого дома, осуществляется бесплатно.
Земельный участок, необходимый для обслуживания отчужденного эксплуатируемого жилого дома:
ВАЖНО!
Указанный порядок оформления документов действует, за исключением случаев, когда земельный участок, на котором расположен отчуждаемый эксплуатируемый жилой дом, зарегистрирован на праве частной собственности.
Тогда договор об отчуждении эксплуатируемого жилого дома и земельного участка подлежит:
Право собственности на жилой дом возникает, а право собственности лица, отчуждающего эксплуатируемый жилой дом, прекращается с момента регистрации договора об отчуждении эксплуатируемого жилого дома (государственной регистрации договора об отчуждении эксплуатируемого жилого дома и земельного участка).
Последующее отчуждение эксплуатируемого жилого дома без оформления правоудостоверяющих документов на него не допускается.
Согласно Указу № 116 обеспечивается создание условий для вовлечения в оборот жилых домов, пустующих три года и более или находящихся в аварийном состоянии, а также занимаемых ими земельных участков. Предусмотрен соответствующий алгоритм работы исполкомов по выявлению таких домов и включению их в Единый реестр пустующих домов.
Продажа пустующих жилых домов, поступивших в собственность административно-территориальной единицы, может осуществляться без наличия правоудостоверяющих документов на них и земельные участки, на которых они расположены.
Земельный участок, необходимый для обслуживания пустующего жилого дома, предоставляется его приобретателю без проведения аукциона в порядке, предусмотренном законодательством об охране и использовании земель. При предоставлении земельного участка в аренду плата за право заключения договора аренды не взимается. Размер земельного участка определяется с учетом требований законодательства об охране и использовании земель.
Договор купли-продажи пустующего жилого дома государственной регистрации не подлежит и считается заключенным со дня его подписания сторонами.
Начальная цена продажи на аукционе и цена пустующего жилого дома, отчуждаемого без проведения аукциона, устанавливаются исходя из рыночной стоимости.
ВАЖНО!
Начальная цена продажи на аукционе пустующего жилого дома может быть понижена:
Если аукцион с понижением на 80 процентов начальной цены продажи пустующего жилого дома был признан несостоявшимся, а также в случае отказа единственного участника от приобретения предмета аукциона по начальной цене, увеличенной на 5 процентов, такой дом может быть выставлен на аукцион с начальной ценой, равной одной базовой величине.
В случае отсутствия по истечении 30 календарных дней со дня опубликования информации о продаже пустующего жилого дома без проведения аукциона заявок на его приобретение цена пустующего жилого дома, отчуждаемого без проведения аукциона, может быть понижена:
Примечание:
Продажа пустующих жилых домов без проведения аукциона не осуществляется в:
Указом № 116 определен соответствующий порядок. При этом допускается право сноса непригодных для использования пустующих домов не выше двух этажей без разработки проектной документации на его снос.
Раскрытие банковской тайны физического лица. В банк Республики Беларусь обратилось с заявлением физическое лицо. В заявлении указано, что заявитель является дочерью Иванова И.И. и заявляет о том, что в октябре 2024 года отец получил инфаркт мозга, в результате которого нарушены жизненно важные функции: разговорная и письменная речь, самостоятельное передвижение. В настоящее время Иванов И.И. находится дома и не имеет возможности обратиться в банк лично. В настоящее время решается вопрос о присвоении ему группы инвалидности, а заявителю – функций опекуна. Заявитель попросил проинформировать его о наличии в банке договоров банковского вклада. К заявлению приложены: копия паспорта заявителя, копия свидетельства о рождении, выписка из медицинской карты стационарного пациента. Вправе ли заявитель получить запрашиваемые сведения? Каковы действия банка?