Сохранить в избранное

Экспресс-бюллетень законодательства Российской Федерации, Республики Казахстан, Украины и Республики Молдова за период с 1 по 15 ноября 2021 г.

Российская Федерация

Указом Президента Российской Федерации от 8 ноября 2021 г. № 633 утверждены Основы государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации.

Указанными Основами определены цели, задачи и основные направления государственной политики в сфере стратегического планирования, а также механизмы реализации этой политики и обеспечения стратегического планирования исходя из неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости социально-экономического развития и национальной безопасности.

Так, целями государственной политики в сфере стратегического планирования являются:

  • создание условий для долгосрочного устойчивого социально-экономического и научно-технологического развития Российской Федерации, обеспечения национальной безопасности и эффективного стратегического управления на основе стратегического планирования;
  • организация взаимодействия органов публичной власти в сфере стратегического планирования в целях обеспечения национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов, осуществляемого под руководством Президента Российской Федерации;
  • формирование эффективной системы стратегического планирования на основе принципов стратегического планирования;
  • обеспечение эффективного использования ресурсов для достижения целей и реализации задач социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности;
  • повышение эффективности государственной макроэкономической политики, формирование ориентиров для инвесторов при принятии долгосрочных инвестиционных решений.

Задачами государственной политики в сфере стратегического планирования являются:

  • определение направлений государственной политики в сфере стратегического планирования;
  • формирование механизмов реализации государственной политики в сфере стратегического планирования;
  • установление порядка организации и функционирования системы стратегического планирования;
  • формирование механизмов координации стратегического управления и мер бюджетной политики;
  • обеспечение обязательной и своевременной корректировки документов стратегического планирования, в том числе в связи с выявлением новых внутренних и внешних угроз;
  • организация научно-методологического, информационно-аналитического и кадрового обеспечения стратегического планирования.

Реализация государственной политики в сфере стратегического планирования осуществляется путем взаимодействия органов публичной власти под руководством Президента Российской Федерации на основе принципов стратегического планирования, определенных законодательством Российской Федерации.

Механизмами реализации государственной политики в сфере стратегического планирования являются организация и функционирование системы стратегического планирования на основе принципов стратегического планирования, выполняемые путем:

  • обеспечения последовательности разработки документов стратегического планирования в соответствии с их архитектурой;
  • обеспечения согласованности и сбалансированности документов стратегического планирования по приоритетам, целям, задачам, показателям, финансовым и иным ресурсам;
  • определения ресурсов для достижения целей и реализации задач социально-экономической политики, социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности (в том числе с применением балансовых расчетов), координации стратегического управления и мер бюджетной политики;установления циклов стратегического планирования;
  • организации мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования, их корректировки.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2021 г. № 1908 утвержден Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей.

Согласно документу удержание алиментов на несовершеннолетних детей производится только в денежной форме (в соответствии с ранее действовавшим Перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. № 841, разрешалось производить такое удержание также и в натуральной форме).

Как и ранее, удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится с заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) как по основному месту работы, так и за работу по совместительству. Вместе с тем список видов дохода, с которых можно производить удержание алиментов, расширился. Например, в настоящее время можно производить удержание алиментов с процентов по вкладам в банках.

Также в постановлении указаны виды доходов, удержания с которых производиться не могут. В этот список, как и ранее, вошли единоразовые выплаты по случаю рождения ребенка, смерти родных, регистрации брака; начисления в виде командировочных расходов; целевые выплаты на переезд в другую местность. Однако постановлением предусматриваются и новые виды таких доходов, например компенсация расходов на оплату стоимости провоза багажа к месту отпуска и обратно.

Правительством Российской Федерации 2 ноября 2021 г. принято постановление № 1909, которым утверждены Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, Правила регистрации безработных граждан и требования к подбору подходящей работы.

Согласно Правилам регистрации граждан в целях поиска подходящей работы порядок регистрации граждан, обратившихся в центры занятости населения, включает в себя постановку их на регистрационный учет, ведение такого регистрационного учета и снятие с регистрационного учета зарегистрированных граждан (далее – регистрационный учет).

Постановка на регистрационный учет осуществляется центрами занятости населения на основании заявления гражданина, обратившегося в центр занятости населения, в форме электронного документа, направленного с использованием единой цифровой платформы, единого портала или регионального портала.

Гражданин, обратившийся в центр занятости населения, подает заявление вместе с информацией о себе, об уровне своей квалификации и о стаже работы в форме электронного документа (далее – резюме).

Центр занятости населения осуществляет постановку гражданина, обратившегося в центр занятости населения, на регистрационный учет путем внесения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения сведений, содержащихся в заявлении и резюме, не позднее одного рабочего дня после принятия заявления.

Поиск подходящей работы осуществляется на территории того субъекта Российской Федерации, в центр занятости населения которого подано заявление.

Снятие с регистрационного учета зарегистрированных граждан осуществляется центрами занятости населения в следующих случаях:

  • трудоустройство зарегистрированного гражданина;
  • длительное (более одного месяца с даты, указанной в уведомлении центра занятости населения, начиная с которой зарегистрированный гражданин обязан осуществить взаимодействие с центром занятости населения) отсутствие взаимодействия зарегистрированного гражданина с центром занятости населения в электронной форме с использованием единой цифровой платформы, в том числе через единый портал или региональный портал;
  • осуждение зарегистрированного гражданина к исправительным либо принудительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы, если такое наказание не назначено условно;
  • отказ зарегистрированного гражданина от посредничества центра занятости населения в случаях отзыва зарегистрированным гражданином заявления с использованием единой цифровой платформы или единого портала (при направлении заявления через единый портал) и с использованием регионального портала (при направлении заявления через региональный портал);
  • отзыв зарегистрированным гражданином заявления;
  • смерть зарегистрированного гражданина.

Подбор подходящей гражданину работы осуществляется с учетом профессии (специальности), должности, вида деятельности, уровня образования и квалификации, опыта и навыков работы, среднего заработка, заключения о рекомендуемом характере и об условиях труда, транспортной доступности рабочего места, а также требований работодателя к кандидатуре работника, содержащихся в сведениях о свободных рабочих местах и вакантных должностях.

Зарегистрированным и безработным гражданам, имеющим несколько профессий (специальностей), подбор подходящей работы осуществляется с учетом имеющихся профессий (специальностей), уровня квалификации, опыта и навыков работы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2021 г. № 1915 утверждены общие требования к организации и осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее – региональный государственный контроль (надзор).

Постановлением установлено, что учет объектов регионального государственного контроля (надзора) осуществляется контрольными (надзорными) органами с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая информационно-аналитическая система» посредством ведения перечня объектов регионального государственного контроля (надзора), который должен содержать следующую информацию:

  • полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
  • основной государственный регистрационный номер юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • адрес места нахождения и осуществления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и используемых ими производственных объектов;
  • вид (виды) деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;
  • данные о регулируемых сферах деятельности, а также об основаниях введения регулирования деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:

  • наблюдение за соблюдением обязательных требований;
  • документарная проверка;
  • выездная проверка.

Контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением документарной проверки, с целью фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут проводиться должностными лицами с применением фотосъемки, аудио- и видеозаписи. При этом фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований.

Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для доказательств нарушений обязательных требований, прикладываются к акту контрольного (надзорного) мероприятия.

Документарная проверка проводится по месту нахождения контрольного (надзорного) органа. В ходе ее проведения может осуществляться получение письменных объяснений и истребование документов.

9 ноября 2021 г. Правительством Российской Федерации принято постановление № 1923, которым утверждены Правила формирования и ведения единого реестра экспертов-аудиторов (далее – единый реестр).

Единый реестр будет представлять собой государственный информационный ресурс на базе программно-аппаратных средств национального органа по аккредитации, обеспечивающий возможность доступа к сведениям, содержащимся в открытой части единого реестра в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Формирование и ведение единого реестра будет осуществляться в электронном виде как части информационной системы, в том числе с учетом совместимости и взаимодействия с иными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями, в условиях, обеспечивающих предотвращение несанкционированного доступа к нему.

Внесение сведений и документов в единый реестр, а также формирование записи об эксперте-аудиторе будет осуществляться с применением структурного, форматно-логического и иных видов контроля соответствия включаемых в записи об эксперте-аудиторе сведений и документов требованиям рассматриваемых Правил, законодательства Российской Федерации, направленных на обеспечение качества государственных данных и сервисов.

Сведения и документы, представленные для внесения в единый реестр, будут вноситься в единый реестр в течение 3 рабочих дней со дня их поступления по итогам проверки средствами структурного, форматно-логического и иных видов контроля.

В правилах определены сведения и документы, которые будут содержать запись об эксперте-аудиторе в едином реестре.

Заинтересованным лицам будет обеспечен бесплатный свободный доступ к сведениям об экспертах-аудиторах, содержащимся в едином реестре, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую, иную охраняемую законом тайну, других сведений, доступ к которым ограничен.

Документ вступает в силу с 1 марта 2022 г.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2021 г. № 1931 утверждены обязательные требования к организации и функционированию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (далее – система-112), в том числе порядок и сроки осуществления приема, обработки и передачи вызовов по единому номеру «112» диспетчерским службам.

Порядок функционирования системы-112 включает в себя:

  • прием и обработку вызовов в системе-112 операторским персоналом системы-112, который вводит в базу данных основные характеристики происшествия или чрезвычайной ситуации посредством заполнения полей карточки, осуществляет анализ и передачу характеристик происшествия или чрезвычайной ситуации, а также при необходимости – передачу вызовов в диспетчерские службы;
  • карточку, имеющую общую информационную часть, заполняемую операторским персоналом системы-112, и специальную часть, заполняемую персоналом диспетчерских служб;
  • формирование карточки, которое также может быть инициировано взаимодействующими с системой-112 диспетчерскими службами при организации ими реагирования на сообщения о происшествиях или чрезвычайных ситуациях, поступившие в том числе по номерам, установленным в соответствии с российской системой и планом нумерации номеров вызовов соответствующих экстренных оперативных служб.

Определены также временные параметры приема, обработки и передачи вызовов в диспетчерские службы, при которых система-112 сохраняет целевое назначение.

Так, максимальное время ожидания заявителем ответа системы-112 от момента установления соединения до момента ответа сотрудника операторского персонала системы-112 составит 20 секунд (для 98 процентов вызовов экстренных оперативных служб); среднее время ожидания – 8 секунд; среднее время, в течение которого осуществляется опрос заявителя или идентификация ситуации сотрудником, – 75 секунд; максимальное время для подтверждения факта приема сообщения – 30 секунд.

Постановление вступает в силу с 1 января 2022 г.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2021 г. № 1940 установлены размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2022 год.

Названным постановлением установлено, что минимальная величина пособия по безработице для граждан, признанных в установленном порядке безработными, составит 1500 российских рублей (составляет 50,52 белорусского рубля с учетом курса Национального банка Республики Беларусь, установленного на 25 ноября 2021 г.), максимальная величина – 12 792 российских рубля (составляет 430,85 белорусского рубля) – в первые три месяца периода выплаты пособия по безработице, 5000 российских рублей (составляет 168,4 белорусского рубля) – в следующие три месяца периода выплаты пособия по безработице.

9 ноября 2021 г. начато общественное обсуждение проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил русской орфографии», которым определяется свод правил русской орфографии и пунктуации.

Действующие правила русской орфографии и пунктуации, утвержденные в 1956 году Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР, были первым общеобязательным сводом правил. На их основе были созданы многочисленные пособия, словари и методические разработки.

Как отмечается в проекте названного документа, за прошедшие более 60 лет с момента утверждения действующих правил в их формулировках обнаружился ряд пропусков и неточностей. Появилось много новых слов, таких как «дилер», «киллер», «офшор», «дефолт», «риелтор», «карате», «лоукостер», «каршеринг» и многие другие. Кроме того, появились новые типы слов, конструкции, написание которых существующими правилами не регламентировано.

Предполагается, что новый свод правил русского правописания будет не только отражать нормы, зафиксированные в правилах 1956 года, но и во многих случаях дополнит и уточнит их с учетом современной практики письма, сделает правила более полными, приведет их в соответствие с современным состоянием русского языка и актуальным уровнем науки о нем.

12 ноября 2021 г. на публичное обсуждение вынесен проект Федерального закона Российской Федерации «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части совершенствования назначения административного наказания субъектам малого и среднего предпринимательства)».

Документом предлагается ст. 2.1 «Административное правонарушение» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) дополнить частью 4. Планируется не привлекать к административной ответственности юридическое лицо, за которое ‎его должностное лицо или иной работник привлечены к административной или уголовной ответственности, либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

Также КоАП РФ предлагается дополнить ст. 4.1.2, в которой планируется установить особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.

Республика Казахстан

15 ноября 2021 г. Президент Республики Казахстан подписал Закон Республики Казахстан № 72-VIІ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных закупок, закупок недропользователей и субъектов естественных монополий, связи, автомобильного транспорта, обороны и финансирования науки».

Указанный Закон предусматривает дальнейшее совершенствование законодательства в сфере государственных закупок. В частности, вводятся 4 новых способа осуществления государственных закупок: конкурс с использованием рамочного соглашения; конкурс с использованием рейтингово-балльной системы; конкурс с использованием расчета стоимости жизненного цикла приобретаемых товаров, работ, услуг; закупки через электронный магазин.

Сокращается количество оснований применения закупок из одного источника. Предусматривается норма о приоритетном осуществлении заказчиком конкурентных способов закупок. Только в случае невозможности использования данного механизма будет осуществляться закупка из одного источника.

Изменится и порядок проведения аукциона. На первом этапе аукцион будет проводиться среди участников, имена которых будут скрыты. Далее будет рассматриваться заявка участника аукциона, цена которого является наименьшей. В случае соответствия его заявки требованиям закупки итоги аукциона будут формироваться сразу, не вскрывая другие заявки участников аукциона.

В целях досудебного урегулирования споров предусматривается введение согласительной комиссии как постоянно действующего коллегиального органа. Согласительная комиссия будет создаваться на базе заказчиков для рассмотрения обращений потенциальных поставщиков, уклонившихся от заключения договора и включенных в реестр недобросовестных участников государственных закупок.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 ноября 2021 г. № 787 утверждены Правила уплаты туристского взноса для иностранцев.

Под туристским взносом для иностранцев Правила понимают платеж, взимаемый с туристов за каждые сутки пребывания в местах размещения туристов, за исключением хостелов, гостевых домов, арендного жилья в городах и районах.

Туристский взнос для иностранцев будет взиматься за каждые сутки пребывания в местах размещения туристов, за исключением хостелов, гостевых домов, арендного жилья в городах и районах. Сумма взимаемого туристского взноса для иностранцев, подлежащая уплате, не будет включаться в стоимость проживания.

Ставки туристского взноса для иностранцев будут разрабатываться местным исполнительным органом на основе рассматриваемых Правил и представляться на утверждение в соответствующий местный представительный орган.

К туристскому взносу для иностранцев в местах размещения туристов запланировано применение следующих ставок:

  • с 1 января по 31 декабря 2022 г. включительно – 0 процентов от стоимости пребывания;
  • с 1 января 2023 г. – не более 5 процентов от стоимости пребывания.

В случае снижения количества иностранных туристов в местах размещения туристов по сравнению с аналогичным периодом прошлого календарного года будут установлены следующие ставки туристского взноса для иностранцев:

  • до пяти процентов – в размере 5 процентов от стоимости пребывания;
  • от пяти до десяти процентов – в размере 4 процентов от стоимости пребывания;
  • от десяти до пятнадцати процентов – в размере 3 процентов от стоимости пребывания;
  • от пятнадцати до двадцати процентов – в размере 2 процентов от стоимости пребывания;
  • от двадцати процентов и выше – в размере 1 процента от стоимости пребывания.

В случае увеличения количества иностранных туристов в местах размещения туристов по сравнению с аналогичным периодом прошлого календарного года ставки туристского взноса для иностранцев составят:

  • до пяти процентов – в размере 1 процента от стоимости пребывания;
  • от пяти до десяти процентов – в размере 2 процентов от стоимости пребывания;
  • от десяти до пятнадцати процентов – в размере 3 процентов от стоимости пребывания;
  • от пятнадцати до двадцати процентов – в размере 4 процентов от стоимости пребывания;
  • от двадцати процентов и выше – в размере 5 процентов от стоимости пребывания.

Туристский взнос для иностранцев будет являться неналоговым поступлением в бюджеты города республиканского значения, столицы и районов (города областного значения).

Документ вступает в силу с 1 января 2022 г.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 9 ноября 2021 г. № 795 утверждены Правила осуществления поддержки инициатив развития социального предпринимательства государственными органами, национальными холдингами, национальными институтами развития и иными организациями.

Данные Правила под социальным предпринимательством понимают предпринимательскую деятельность субъектов социального предпринимательства, способствующую решению социальных проблем граждан и общества, осуществляемую в соответствии с условиями, предусмотренными ст. 79-3 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан.

Государственная поддержка социального предпринимательства будет осуществляться в виде:

  • обеспечения наличия инфраструктуры поддержки субъектов социального предпринимательства;
  • предоставления налоговых льгот в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»;
  • оказания финансовой поддержки субъектам социального предпринимательства (в том числе в рамках предоставления субсидирования ставки вознаграждения по выдаваемым кредитам банками второго уровня и на оплату имущественного найма (аренды) имущества);
  • предоставления в имущественный наем (аренду) государственного имущества без права выкупа на льготных условиях в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном имуществе»;
  • оказания информационной поддержки субъектам социального предпринимательства;
  • оказания консультационной и методической поддержки субъектам социального предпринимательства, развития через акселерационные программы (в том числе по вопросам привлечения средств, участия в закупках товаров, работ, услуг);
  • содействия в развитии межрегионального сотрудничества в поиске деловых партнеров (в том числе путем проведения деловых мероприятий, а также обеспечения участия субъектов социального предпринимательства в указанных мероприятиях);
  • организации профессионального образования и дополнительного образования;
  • предоставления государственных грантов для организации и реализации социально значимых проектов в отраслях экономики.

Государственные органы, национальные холдинги, национальные институты развития и иные организации принимают меры по информированию субъектов социального предпринимательства о доступных мерах государственной поддержки, в том числе через средства массовой информации, а также путем размещения соответствующей информации на своих интернет-ресурсах в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан «О доступе к информации».

Местный исполнительный орган в месячный срок после включения субъекта социального предпринимательства в реестр должен будет уведомлять его о доступных мерах государственной поддержки.

11 ноября 2021 г. вынесен на публичное обсуждение проект Закона Республики Казахстан «О личном подсобном хозяйстве».

Законопроектом предусмотрены правовые, организационные и экономические основы деятельности личных подсобных хозяйств, принципы и механизмы государственного регулирования их деятельности.

Под личным подсобным хозяйством планируется понимать вид непредпринимательской деятельности гражданина и (или) членов его семьи по производству сельскохозяйственной продукции на земельном участке, расположенном в населенном пункте, для собственного потребления и реализации для удовлетворения личных нужд без использования труда наемных работников. Такое определение предлагается включить и в Земельный кодекс Республики Казахстан.

В проекте Закона определена компетенция государственных органов и органов местного самоуправления в области государственного регулирования развития личных подсобных хозяйств.

Предусмотрено, что государственное регулирование развития личных подсобных хозяйств будет направлено на создание необходимых условий для их эффективной работы с целью повышения уровня жизни сельского населения.

В проекте закреплено, что право на ведение личного подсобного хозяйства будет принадлежать гражданам Республики Казахстан, имеющим земельные участки на праве собственности или праве землепользования согласно земельному законодательству, и возникать на основе правоустанавливающих документов на земельные участки.

Планируется, что граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, будут иметь право:

  • пользоваться землями, отведенными для ведения личного подсобного хозяйства;
  • в установленном законодательством порядке создавать кооперативы, общественные объединения, а также входить в их состав с целью совместного решения общих вопросов деятельности и функционирования личных подсобных хозяйств;
  • на возмещение стоимости: изымаемых и уничтожаемых больных сельскохозяйственных животных, продукции и сырья животного происхождения, представляющих опасность для здоровья сельскохозяйственных животных и человека; обезвреженных (обеззараженных) и переработанных без изъятия сельскохозяйственных животных, продукции и сырья животного происхождения, представляющих опасность для здоровья сельскохозяйственных животных и человека;
  • оказывать содействие специалистам в области фитосанитарии при выполнении ими служебных обязанностей по проведению фитосанитарных мероприятий;
  • возводить жилые и хозяйственные строения и сооружения, необходимые для ведения личного подсобного хозяйства, в соответствии с проектом планировки населенного пункта;
  • создавать необходимые условия для проведения фитосанитарных мероприятий;
  • пользоваться мерами государственной поддержки в соответствии с законодательством и программными документами.

15 ноября 2021 г. вынесена на публичное обсуждение Концепция проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы».

Проектом предусматривается внесение изменений и дополнений в понятийный аппарат Закона Республики Казахстан от 23 ноября 2015 г. «О государственной службе Республики Казахстан» (далее – Закон о государственной службе). В частности, предлагается изложить в новой редакции термины «категория административной государственной должности», «служебная этика государственных служащих» и прочие.

Планируется распространять действие Закона о государственной службе наряду с государственными служащими, проходящими правоохранительную службу, также и на государственных служащих, проходящих военную и специальную службу, с особенностями, предусмотренными законодательными актами Республики Казахстан.

Предусматривается ослабление запрета на осуществление иной оплачиваемой деятельности. Так, государственный служащий сможет в свободное от работы время с согласия вышестоящего должностного лица или органа заниматься другой оплачиваемой деятельностью, если эта деятельность:

  • не препятствует выполнению им должностных обязанностей;
  • не влечет возникновение конфликта интересов;
  • не дискредитирует государственную службу и (или) не нарушает стандарты служебной этики государственного служащего;
  • не влечет использование государственного имущества.

Предлагается ввести обязанность по соблюдению общепринятых морально-этических норм и иных стандартов служебной этики государственных служащих, предусмотренных Этическим кодексом государственных служащих.

Украина

Верховной Радой Украины 4 ноября 2021 г. принят Закон № 1865-IX «О Фонде частичного гарантирования кредитов в сельском хозяйстве».

Согласно названному Закону Фонд частичного гарантирования кредитов в сельском хозяйстве (далее – Фонд) является небанковским финансовым учреждением с особым статусом, выполняющим функции по обеспечению поддержки субъектов микропредпринимательства, малого и среднего предпринимательства, физических лиц – предпринимателей, осуществляющих деятельность в области сельского хозяйства, путем частичного гарантирования исполнения обязательств таких субъектов по кредитным договорам.

Уставный капитал Фонда формируется за счет средств Государственного бюджета Украины и других источников, не запрещенных законом, в размере, необходимом для обеспечения выполнения уставных задач Фонда.

Членами Совета Фонда могут быть лица, имеющие высшее образование, опыт работы в финансовом секторе не менее пяти лет в совокупности, в том числе на руководящих должностях финансовых учреждений не менее трех лет, и безупречную деловую репутацию.

Единственным видом деятельности Фонда является предоставление частичных гарантий по кредитным обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области сельского хозяйства. Фонд предоставляет гарантии в размере до 50 процентов непогашенной суммы основного долга и на срок действия кредитного договора, но не более чем на 10 лет.

Субъектами предпринимательства, имеющими право на гарантирование выполнения обязательств по кредитным договорам, являются юридические лица и физические лица – предприниматели, осуществляющие деятельность в области сельского хозяйства.

10 ноября 2021 г. постановлением Кабинета Министров Украины № 1167 утвержден Порядок организации выезда детей за границу на оздоровление и отдых.

Указанный Порядок регламентирует выезд организованной группы детей (двух и более) в возрасте от 7 до 18 лет (далее – группа детей) за границу на оздоровление и отдых по предварительно определенным и утвержденным маршрутам и программе пребывания. Не подпадают под действие документа случаи выезда детей за границу на оздоровление и отдых вместе с родителями (опекунами, попечителями, приемными родителями, родителями-воспитателями), в путешествие и с другой целью (участие в международных мероприятиях, образовательных, культурных, спортивных программах).

Деятельность, связанную с организацией выезда группы детей, могут проводить структурные подразделения по социальной защите населения областных, Киевской городской государственной администрации, предприятия, учреждения, организации, в частности благотворительные и общественные, при условии, что их учредительными документами предусматривается производство или содействие деятельности по организации оздоровления и отдыха группы детей за границей (далее – организатор).

Установлено что оформление выезда группы детей производится при наличии у каждого ребенка паспорта гражданина Украины для выезда за границу.

По прибытии группы детей в государство, где они будут оздоровляться и отдыхать, организатор должен будет в течение двух рабочих дней уведомить зарубежное дипломатическое учреждение Украины о месте и сроке пребывания группы детей, количестве детей, номерах контактных телефонов детей и предоставить копии паспортов граждан Украины для выезда за границу сопровождающих их лиц.

В случае возникновения ситуации, которая делает невозможным продолжение оздоровления и отдыха ребенка, организатору необходимо будет в течение суток проинформировать зарубежное дипломатическое учреждение Украины о причинах досрочного возвращения ребенка в Украину. Организатор будет являться ответственным за обеспечение и организацию досрочного возвращения в Украину такого ребенка.

Постановление вступает в силу с 1 января 2022 г.

Кабинетом Министров Украины 10 ноября 2021 г. принято постановление № 1183 «Некоторые вопросы деятельности Государственного агентства по кино».

Согласно документу из Министерства культуры и информационной политики Украины выделено Государственное агентство по кино, которое будет являться центральным органом исполнительной власти.

Также названным постановлением Министерству культуры и информационной политики Украины поручено подготовить изменения в постановление Кабинета Министров Украины от 17 июля 2014 г. № 277, которым утверждено Положение о Государственном агентстве по кино, в соответствии с которым основными задачами агентства являются:

  • реализация государственной политики в сфере кинематографии;
  • внесение на рассмотрение Министра культуры и информационной политики предложений по обеспечению формирования государственной политики в сфере кинематографии;
  • осуществление государственного надзора (контроля) в сфере кинематографии.

Деятельность Государственного агентства по кино будет координироваться Правительством.

1 ноября 2021 г. Верховной Радой Украины зарегистрирован проект Закона Украины № 6172-1 «О дошкольном образовании».

Проект Закона направлен на развитие сферы дошкольного образования и создание максимально благоприятных условий для ее стремительного развития и обеспечения баланса интересов всех участников образовательного процесса в сфере дошкольного образования детей дошкольного возраста, родителей, педагогических и других работников, учредителей учреждений дошкольного образования.

Предлагается изменить подход к классификации учреждений дошкольного образования путем введения нового понятия «форма организации образовательного процесса», что фактически заменит понятие «тип учреждения дошкольного образования» и позволит охватить не только учреждения образования, но и других субъектов образовательной деятельности в сфере дошкольного образования: физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и физических лиц, которые осуществляют соответствующую независимую профессиональную деятельность, других субъектов.

К формам организации образовательного процесса, где дети будут получать дошкольное образование, кроме традиционных и специальных детских садов, центров развития ребенка, проектом Закона также отнесены:

  • центры педагогического партнерства, где дети могут находиться вместе с родителями с рождения;
  • ясли с трехмесячного возраста;
  • семейный садик, где образовательный процесс организован родителями в частном жилом доме для собственных и других детей с трехмесячного возраста;
  • мобильные детские сады, функционирование которых будет вводиться для детей, проживающих в отдаленных населенных пунктах, где отсутствуют другие субъекты образовательной деятельности.

Законопроект также предусматривает создание центров педагогической поддержки родителей. Такие центры будут обеспечивать педагогическое (методическое) и психологическое сопровождение родителей детей дошкольного возраста (в первую очередь тех родителей, которые самостоятельно организуют образовательный процесс для своих детей) и оказывать им другую помощь.

С целью повышения престижности профессий педагогических работников в сфере дошкольного образования, привлечения лучших педагогических кадров планируется предусмотреть:

  • увеличение тарифных ставок оплаты труда педагогических работников учреждений дошкольного образования;
  • уменьшение педагогической нагрузки;
  • установление сокращенной продолжительности рабочего времени для педагогических работников учреждений дошкольного образования;
  • установление продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска на уровне 56 календарных дней для всех педагогических работников, а не только воспитателей;
  • создание условий для повышения квалификации и самообразования педагогических работников.

Законопроект расширяет возможности финансирования образовательных услуг, которые могут получить воспитанники в государственных и коммунальных учреждениях, в том числе с привлечением средств родителей с одновременным гарантированием бесплатности такого дошкольного образования для тех, кто не желает или не имеет возможности финансировать дополнительные образовательные услуги для своих детей.

5 ноября 2021 г. в Верховную Раду Украины внесен проект Закона Украины № 6284 «О судебно-экспертной деятельности».

Проектом Закона предлагается урегулировать правовые основы судебно-экспертной деятельности, конкретизировать принципы судебно-экспертной деятельности, содержание каждого из которых будет раскрываться в отдельных статьях.

С целью обеспечения комплексного развития судебной экспертизы предлагается установить, что Министерство юстиции Украины будет осуществлять формирование общих принципов государственной политики в сфере судебно-экспертной деятельности, которое будет заключаться в обеспечении нормативного правового регулирования общественных отношений, касающихся общих вопросов деятельности всех субъектов судебно-экспертной деятельности и определения приоритетных направлений развития судебной экспертизы, а также нормативного правового регулирования деятельности частных судебных экспертов.

Проектом Закона предлагается изменить существующую процедуру подготовки, стажировки и аттестации судебных экспертов, отказавшись от необходимости периодического подтверждения квалификации судебного эксперта. Акцент будет делаться на повышение квалификации судебного эксперта.

Также предлагается урегулировать вопрос проведения рецензирования заключения эксперта. Предполагается, что целью рецензирования будет являться совершенствование профессионального мастерства судебного эксперта, улучшение качества и обоснованности его выводов. При этом устанавливается, что рецензирование не будет проводиться с целью опровержения или подтверждения выводов эксперта.

Законопроектом предлагается закрепить виды ответственности судебного эксперта, принципы дисциплинарной ответственности, основания привлечения судебного эксперта к дисциплинарной ответственности и виды дисциплинарных взысканий, порядок образования дисциплинарной комиссии судебных экспертов и ее деятельности.

Кроме того, предлагается урегулировать основные принципы самоуправления частных судебных экспертов, правовой статус Ассоциации частных судебных экспертов Украины как самоуправляющейся организации частных судебных экспертов и ее полномочия.

Республика Молдова

Парламентом Республики Молдова 11 ноября 2021 г. принят Закон Республики Молдова № 174 «О механизме рассмотрения значимых для государственной безопасности инвестиций».

Названный Закон устанавливает условия, при которых инвесторы могут осуществлять инвестиционную деятельность в значимых для государственной безопасности областях, полномочия и механизмы государственного надзора за соответствующей инвестиционной деятельностью.

Значимыми для государственной безопасности областями являются:

  • деятельность в области гидрометеорологии и геофизики;
  • управление радиоактивными отходами;
  • эксплуатация инфраструктуры в области энергетики, транспорта, водоснабжения и канализации, аэрокосмического пространства, обороны, выборов;
  • эксплуатация технологий искусственного интеллекта, робототехники, полупроводников, кибербезопасности, аэрокосмических, оборонных, квантовых и ядерных технологий, нанотехнологий и биотехнологий;
  • производство средств криптографической защиты информации;
  • производство и приобретение в целях продажи средств защиты сведений, отнесенных к государственной тайне;
  • производство взрывчатых материалов для промышленного использования и деятельность по их распространению;
  • деятельность по авиационной безопасности;
  • проектирование, производство, техническое обслуживание и эксплуатация воздушных судов, включая беспилотные летательные аппараты, а также их компонентов;
  • проектирование, производство, техническое обслуживание и эксплуатация систем и компонентов, используемых при управлении воздушным сообщением и предоставлении услуг аэронавигационного обслуживания;
  • проектирование, техническое обслуживание и эксплуатация аэродромов и вертодромов, включая используемое на них оборудование, влияющее на безопасность;
  • управление аэропортами, автовокзалами, железнодорожным сообщением, внутренними водными путями, портами и причалами для внутреннего водного сообщения;
  • телепередачи/аудиовизуальные услуги;
  • предоставление сетей и (или) услуг в области электронной мобильной или фиксированной связи;
  • предоставление услуг в национальных портах;
  • геологическая разведка недр и (или) эксплуатация месторождений полезных природных ископаемых;
  • производство, экспорт, реэкспорт, импорт оружия, боеприпасов и военной техники; продукты, технологии и услуги, которые могут быть использованы при производстве и применении ядерного, химического, биологического и ракетного оружия;
  • управление государственными публичными регистрами, информационная безопасность.

До осуществления инвестиционной деятельности в значимых для государственной безопасности областях или деятельности, предметом которой являются значимые для государственной безопасности объекты, любой потенциальный инвестор обязан получить предварительное утверждение Совета по продвижению инвестиционных проектов национального значения.

Совет рассматривает заявку в срок до 45 дней со дня ее получения. Если к заявке не приложены все необходимые документы и информация, течение срока ее рассмотрения начинается со дня получения всех необходимых документов и информации.

После рассмотрения заявки потенциального инвестора на предварительное утверждение данный Совет может принять следующие решения:

  • о согласии на предварительное утверждение;
  • об отказе в предварительном утверждении;
  • об условном согласии на предварительное утверждение.

Правительством Республики Молдова принято постановление от 3 ноября 2021 г. № 316 «Об учреждении некоторых мер поддержки работодателей и работников в условиях реализации ограничительных мер в период пандемии COVID-19».

Согласно данному постановлению работодатели предоставляют работникам два оплачиваемых свободных дня за каждую дозу вакцинации против COVID-19 в период действия чрезвычайного положения в области общественного здоровья.

Кроме того, постановлением утверждены:

  • Положение о предоставлении из государственного бюджета пособия работникам, имеющим детей в возрасте до 12 лет и детей с ограниченными возможностями, которым предоставляются свободные дни в случае приостановления учебного процесса в режиме физического присутствия (далее – Положение о предоставлении пособия работникам, имеющим детей);
  • Положение о предоставлении из государственного бюджета пособия за технический простой, введенный в результате объявления чрезвычайного, осадного и военного положения и ограничений, введенных в условиях чрезвычайного положения в области общественного здоровья (далее – Положение о предоставлении пособия за технический простой);
  • Положение о предоставлении из государственного бюджета компенсации работникам с целью реализации специальных мер по обеспечению безопасности, охраны жизни и здоровья населения (далее – Положение о предоставлении компенсации).

Положение о предоставлении пособия работникам, имеющим детей, применяется к работникам:

  • родителям или опекунам детей в возрасте до 12 лет, зарегистрированных в каком-либо образовательном учреждении;
  • родителям или опекунам детей с ограниченными возможностями, зарегистрированных в какой-либо образовательной единице.

Пособие за свободные дни предоставляется указанным работникам по письменному заявлению одного из родителей или опекуна, которое подается работодателю.

Работодатель через единое окно сдачи электронной отчетности – raportare.gov.md до 25-го числа месяца, непосредственно следующего за месяцем, в котором были предоставлены свободные дни, подает заявление под личную ответственность о предоставлении из государственного бюджета пособия работникам, имеющим детей в возрасте до 12 лет и детей с ограниченными возможностями, которые воспользовались свободными днями в контексте приостановления учебного процесса в режиме физического присутствия.

Размер пособия, предоставляемого из государственного бюджета, рассчитывается путем умножения количества предоставленных свободных дней на 50 процентов основной заработной платы работника, разделенной на количество дней в месяце, за который подается заявление, но не более 150 молдавских леев в день (составляет 21,35 белорусского рубля).

Положение о предоставлении пособия за технический простой применяется к работникам, находящимся в состоянии технического простоя, введенного работодателем в результате ограничений, введенных в условиях чрезвычайного положения в области общественного здоровья, или в результате объявления чрезвычайного, осадного и военного положения.

Работодателю до 25-го числа месяца, непосредственно следующего за месяцем, в котором был введен технический простой, необходимо подать через единое окно сдачи электронной отчетности – raportare.gov.md заявление о предоставлении из государственного бюджета пособия за технический простой.

Размер пособия за технический простой, предоставляемого из государственного бюджета, рассчитывается путем умножения количества предоставленных свободных дней на 50 процентов базовой заработной платы работника, разделенной на количество дней в месяце, в котором подается заявление, но не более 150 молдавских леев в день (составляет 21,35 белорусского рубля).

Согласно Положению о предоставлении компенсации под компенсацией с целью реализации специальных мер по обеспечению безопасности, охраны жизни и здоровья населения понимается предоставление работодателем свободных дней работнику с сохранением средней заработной платы с целью реализации специальных мер по обеспечению безопасности, охраны жизни и здоровья населения.

Указанное Положение применяется к работодателям, предоставившим работникам свободные дни с целью реализации специальных мер по обеспечению безопасности, охраны жизни и здоровья населения путем вакцинирования от COVID-19.

Количество свободных дней, предоставляемых для вакцинации, составит два дня за введение каждой дозы вакцины.

1 ноября 2021 г. Парламентом Республики Молдова зарегистрирован проект Закона Республики Молдова № 311 «О внесении изменения в Закон о врачебной деятельности № 264/2005».

Законопроектом планируется предусмотреть отдельную норму, регламентирующую льготы и социальные выплаты врачу.

Так, при осуществлении своей профессиональной деятельности предлагается, что у врача будет служебное удостоверение, на основании которого он сможет пользоваться:

  • пособиями, предусмотренными законом;
  • освобождениями и скидками по уплате процентов по кредитам на недвижимость и по найму жилья в соответствии с условиями, установленными Правительством;
  • освобождениями и скидками при приобретении определенных лекарств и изделий специального назначения в размере, установленном Правительством;
  • обеспечением бесплатным проездом в общественном транспорте во время исполнения служебных обязанностей;
  • обеспечением, в случае необходимости, медицинским лечением за рубежом в порядке, установленном Правительством;
  • обеспечением санаторно-курортным лечением на бесплатной основе раз в два года.

Также проектом Закона предусмотрено, что в случае смерти врача в связи с исполнением служебных обязанностей либо в случае смерти вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении служебных обязанностей его семья, а также его иждивенцы будут пользоваться единовременным пособием в размере 60 месячных заработных плат, исчисленных по последней занимаемой должности.

В случае причинения врачу в связи с исполнением служебных обязанностей увечья (ранения, травмы, контузии) предлагается выплачивать ему единовременное пособие, размер которого, в зависимости от тяжести увечья, составит:

  • при легкой форме – 3 месячные заработные платы;
  • при средней форме – 5 месячных заработных плат;
  • при тяжелой форме – 7 месячных заработных плат.

2 ноября 2021 г. Парламентом Республики Молдова зарегистрирован проект Закона Республики Молдова № 319 «О внесении изменений в статью 70 Конституции Республики Молдова».

В части 3 статьи 70 Конституции Республики Молдова содержится норма о том, что депутат не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, или привлечен к судебной ответственности без согласия Парламента, данного после заслушивания депутата.

Законопроектом планируется данную норму дополнить предложением, согласно которому не потребуется согласие Парламента для задержания, ареста, обыска или привлечения к судебной ответственности депутата в случае совершения им таких преступлений, как активное или пассивное коррумпирование, извлечение выгоды из влияния, превышение власти или злоупотребление властью, незаконное обогащение и отмывание денег.

9 ноября 2021 г. Парламентом Республики Молдова зарегистрирован проект Закона Республики Молдова № 334 «О внесении изменений в Закон о прокуратуре № 3/2016».

Проектом Закона планируется уточнить требование о профессиональном стаже к кандидату на должность Генерального прокурора Республики Молдова. Предлагается, что лицо, претендующее на занятие указанной должности, должно будет иметь не менее чем десятилетний профессиональный опыт в области права, полученный в юрисдикции Республики Молдова или в иностранных юрисдикциях, включая международные организации, из них не менее пяти лет в должности прокурора, судьи или адвоката. В настоящее время обязательным является наличие не менее десятилетнего профессионального опыта в области права, из них не менее пяти лет в должности прокурора, судьи или адвоката.

Также проектом Закона предлагается добавить отдельную норму, регламентирующую назначение на должность главного прокурора специализированной прокуратуры.

Так, на должность главного прокурора специализированной прокуратуры может претендовать лицо, которое имеет не менее 10 лет профессионального опыта в области права, полученного в юрисдикции Республики Молдова или в иностранных юрисдикциях, включая международные организации, из которых не менее четырех лет в должности прокурора, судьи или адвоката. Кандидат на должность главного прокурора специализированной прокуратуры отбирается на основе открытого конкурса, который инициируется Высшим советом прокуроров и проводится на основании объективных критериев и заслуг с учетом неподкупности и управленческих навыков кандидатов.


Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Судьба субаренды в случае прекращения аренды / краткий комментарий к п. 1 ст. 589 ГК
Бондюк Павел Иванович, юрист

1. Рассматриваемый казус.

Поводом к написанию данной статьи послужило постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 31.01.2023 по делу № 153ЭИП22781, в котором Верховный Суд, среди прочего, рассматривал важные для практики вопросы, связанные с судьбой субаренды в случае прекращения аренды.

Читать подробнее
Календарь событий
10 апреля 2024 г.
Полящук Наталья Анатольевна
Семинар "Предупреждение и противодействие коррупции в организации"
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.