![]() | Официальная правовая информация |
ОСОБОЕ МНЕНИЕ СУДЬИ СУДА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
(дело № Р-7/24)
14 апреля 2025 года |
город Минск |
Большой коллегией Суда Евразийского экономического союза 14 апреля 2025 года предоставлено консультативное заключение по заявлению Щур-Труханович Лилии Васильевны (далее – заявитель) о разъяснении норм Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее соответственно – Договор, Союз), касающихся трудовых правоотношений в Евразийской экономической комиссии (далее – Комиссия), правового положения ее должностных лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 79 Регламента Суда Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 года № 101, в случае несогласия с решением Суда Евразийского экономического союза (далее – Суд) или с его отдельными положениями судья вправе заявить особое мнение при вынесении решения Суда.
Пользуясь предоставленным мне правом, заявляю особое мнение.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 18 Договора Комиссия является постоянно действующим регулирующим органом Союза, статус, задачи, состав, функции, полномочия и порядок работы которого определяются Положением о Евразийской экономической комиссии (приложение № 1 к Договору; далее – Положение о Комиссии).
Щур-Труханович Л.В. как директор правового департамента Комиссии согласно статье 2 Договора является должностным лицом Комиссии.
В соответствии с пунктом 38 Положения о Комиссии на должностных лиц Комиссии распространяются ограничения, установленные пунктами 35–37 Положения о Комиссии, согласно которым Члены Коллегии Комиссии не имеют права совмещать работу в Коллегии Комиссии с другой работой или заниматься прочей оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, в течение всего срока действия своих полномочий.
Пунктом 56 Положения о Комиссии установлено, что должностные лица Комиссии являются международными служащими. В период работы в Комиссии должностные лица Комиссии не имеют права совмещать работу в Комиссии с другой работой или заниматься прочей оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, в течение всего срока действия своих должностных и служебных обязанностей.
Разделяю заключение Большой коллегии Суда о том, что деятельность в качестве судьи Экономического Суда Содружества Независимых Государств (далее – Суд СНГ) в формате ad hoc не относится к преподавательской, научной или иной творческой деятельности, указанной в пунктах 35 и 56 Положения о Комиссии.
В то же время не могу согласиться с выводом Большой коллегии Суда о том, что Положение о Комиссии не содержит прямого запрета на назначение (избрание) должностного лица Комиссии в реестр судей Суда СНГ и осуществление им неоплачиваемой деятельности в качестве судьи этого суда в формате ad hoc, поскольку такой вывод сделан без учета норм права Союза.
В соответствии с пунктом 46 Статута Суда Евразийского экономического союза (приложение № 2 к Договору; далее – Статут) Суд по заявлению должностных лиц органов Союза осуществляет разъяснение положений Договора, международных договоров в рамках Союза и решений органов Союза, связанных с трудовыми правоотношениями.
В связи с изложенным Суд в пределах предоставленной Статутом компетенции вправе разъяснить только положения Договора, международных договоров в рамках Союза и решений органов Союза.
Действительно, законодательство Союза не содержит прямого запрета на назначение (избрание) должностного лица Комиссии именно в реестр судей Суда СНГ. Вместе с тем в пунктах 35 и 56 Положения о Комиссии заложены однозначные, не содержащие правовой неопределенности требования о невозможности совмещения работы в Комиссии с иной работой (оплачиваемой деятельностью).
Порядок назначения (избрания) судей Суда СНГ в реестр судей Суда СНГ регулируется законодательством государств – участников СНГ. В частности согласно пункту 7 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств, утвержденного Соглашением Совета глав государств СНГ от 6 июля 1992 года (далее – Положение о Суде СНГ), судьи Суда СНГ избираются (назначаются) в реестр судей Суда СНГ в порядке, предусмотренном в государствах-участниках, сроком на десять лет. Соответствующее уведомление об избрании (назначении) судей направляется государством-участником в Суд СНГ для включения в реестр судей.
Пунктом 13 Положения о Суде СНГ прямо установлено, что судье, включенному в реестр судей Суда СНГ (кроме Председателя Суда СНГ), за рассмотрение каждого конкретного дела выплачивается вознаграждение, в случае если он не является лицом, которому такое вознаграждение не может быть выплачено в связи с его основной работой (службой).
Таким образом, деятельность в качестве судьи Суда СНГ является оплачиваемой, независимо от того, отказывается или нет заявитель по настоящему делу от материального вознаграждения, предусмотренного пунктом 13 Положения о Суде СНГ.
Как Договор, так и Положение о Суде СНГ не содержат норм, устанавливающих перечень лиц, которым не может быть выплачено вознаграждение за рассмотрение конкретного дела в Суде СНГ в связи с его основной работой (службой).
Изложенное не позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо Комиссии является лицом, которому вознаграждение за рассмотрение конкретного дела в Суде СНГ не может быть выплачено.
Кроме того, в соответствии с пунктом 23 Положения о социальных гарантиях, привилегиях и иммунитетах в Евразийском экономическом союзе (приложение № 32 к Договору; далее – Положение о социальных гарантиях) Члены Коллегии Комиссии, судьи Суда Союза, должностные лица и сотрудники не вправе заниматься предпринимательской и любой другой деятельностью в интересах личной выгоды или выгоды иных лиц, за исключением научной, творческой и преподавательской деятельности.
Указанная норма не содержит слов «оплачиваемой деятельностью», а устанавливает невозможность занятия «любой другой деятельностью» независимо от того, оплачиваема она или нет.
При оценке того, является ли осуществление полномочий судьи Суда СНГ другой работой, влечет ли назначение на эту должность какую-либо личную выгоду в понимании пункта 56 Положения о Комиссии, пункта 23 Положения о социальных гарантиях, необходимо учитывать следующее.
Во время осуществления своих полномочий судьи Суда СНГ пользуются иммунитетом от юрисдикции государств-участников. Предоставляемые им на этот период свободы, льготы и преимущества перечислены в пункте 8 Положения о Суде СНГ.
Согласно пункту 7 Положения о Суде СНГ полномочия судьи Суда СНГ прекращаются, в частности, в случаях: прекращения деятельности Суда СНГ; истечения десятилетнего срока полномочий судьи; подачи судьей письменного заявления о прекращении его полномочий; утрата судьей гражданства государства-участника, которым представлен судья; занятия судьей деятельностью, несовместимой с полномочиями судьи. Решение о прекращении полномочий судьи Суда СНГ принимает государство-участник, назначившее судью.
Наделение государством-участником, представившим судью, лица из реестра судей полномочиями судьи Суда СНГ только на период рассмотрения конкретного дела (и прекращение этих полномочий) Положением о Суде СНГ не предусмотрено.
Исходя из приведенных норм неверно считать, что срок полномочий судьи Суда СНГ ограничивается исключительно периодом рассмотрения им конкретного дела в Суде СНГ. Напротив, из данных норм прямо следует, что срок полномочий судьи Суда СНГ – это начинающийся с избрания (назначения) в реестр судей Суда СНГ период нахождения в реестре судей Суда СНГ до принятия государством-участником, назначившим судью, решения о прекращении полномочий судьи Суда СНГ.
В соответствии с пунктом 7 Положения о Суде СНГ на судей Суда СНГ по истечении и прекращении их полномочий распространяются гарантии, предусмотренные законодательством государств-участников.
В частности, период работы судьей в Суде СНГ включается в выслугу лет судей Российской Федерации согласно пункту 2.1 Положения о порядке и условиях определения выслуги лет судей для установления ежемесячной доплаты за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета судей Российской Федерации от 23 мая 2013 года № 305.
Договор не содержит определение понятия «личная выгода». Следовательно, данное понятие необходимо применять в соответствии с его обычным значением, которое раскрыто, к примеру, в постановлении Правительства Российской Федерации от 17 июня 2005 года № 383, согласно которому «личная выгода» – заинтересованность должностного лица или сотрудника организации в получении нематериальных благ и иных нематериальных преимуществ. В постановлении Правительства Российской Федерации от 2 марта 2006 года № 113 под «личной выгодой» понимается выгода, не являющаяся материальной выгодой, выразившаяся в достижении лицом очевидных личных целей, даже если такая выгода не привела к получению материальной выгоды.
Таким образом, назначение (избрание) в реестр судей Суда СНГ возможно рассматривать как влекущее определенную личную выгоду для лица, включенного в этот реестр.
В соответствии с пунктом 10 Порядка заключения трудового договора (контракта), его продления и основания для его расторжения в Евразийской экономической комиссии, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2014 года № 99, трудовой договор (контракт) расторгается по основаниям, предусмотренным законодательством государства пребывания Комиссии, для его прекращения (расторжения) с учетом норм Положения о социальных гарантиях. Трудовой договор (контракт) может расторгаться также в связи с несоблюдением требований и ограничений, предусмотренных Договором, Положением о Комиссии.
Учитывая указанное, нормы Положения о Комиссии, Положения о социальных гарантиях не позволяют должностному лицу Комиссии осуществлять деятельность в качестве судьи Суда СНГ.
Судья |
Е.Ж.Исмаилов |