Официальная правовая информация |
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
22 июня 2010 г. № Р-462/2010
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства»
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства».
Заслушав судью-докладчика Козыреву Л.Г., проанализировав соответствующие положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 26 мая 2010 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 15 июня 2010 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования правовых и организационных основ, направленных на создание благоприятных условий для развития в Республике Беларусь малого и среднего предпринимательства.
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
1. Согласно Конституции в Республике Беларусь как социальном правовом государстве гарантируется предоставление всем равных прав для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом (часть первая статьи 1, часть вторая статьи 13). В соответствии с частями четвертой, пятой статьи 13 Конституции всем гарантируются равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.
По смыслу приведенных конституционных положений в Республике Беларусь должны создаваться максимально благоприятные условия для функционирования экономической системы в целом, что предполагает необходимость стимулирования предпринимательской деятельности как основы экономики. На указанные цели и направлен Закон, который регулирует отношения, возникающие при осуществлении поддержки малого и среднего предпринимательства, определяет субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты инфраструктуры).
Положениями Закона предусматривается, что к субъектам малого предпринимательства относятся индивидуальные предприниматели, микроорганизации, малые организации, к субъектам среднего предпринимательства – коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год, составляющей от 101 до 250 человек, отвечающие требованиям, установленным статьей 3 Закона.
К субъектам инфраструктуры согласно статье 4 Закона относятся центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства. Цель их создания – оказание субъектам малого и среднего предпринимательства содействия в организации и осуществлении предпринимательской деятельности. К иным организациям, осуществляющим поддержку субъектов малого и (или) среднего предпринимательства, относятся Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, учреждения финансовой поддержки предпринимателей, общества взаимного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. Конституционные принципы предоставления государством всем равных прав для осуществления хозяйственной и иной деятельности, гарантирования равной защиты и равных условий для развития всех форм собственности, а также право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статьи 13, 44) нашли развитие в проверяемом Законе. Согласно статье 5 Закона государство гарантирует субъектам малого и среднего предпринимательства, субъектам инфраструктуры равные права для осуществления деятельности, защиту их прав и законных интересов, а также создание благоприятных условий для развития конкуренции. Данные права могут быть ограничены, однако возможность ограничений и их характер должны определяться на основе Конституции, устанавливающей, что права и свободы личности могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (статья 23 Конституции).
Вместе с тем частью второй статьи 5 Закона устанавливается, что вмешательство государственных органов и иных государственных организаций в деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, субъектов инфраструктуры не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.
В связи с этим Конституционный Суд обращает внимание, что согласно части первой статьи 23 во взаимосвязи со статьями 13 и 44 Конституции правовое регулирование возможных ограничений свободы предпринимательской деятельности, а также прав владения, пользования и распоряжения имуществом должно содержаться в законодательных актах, отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно значимым целям и не создавать препятствий экономической самостоятельности и инициативы субъектов малого и среднего предпринимательства.
Такой подход к уяснению смысла положений Закона будет способствовать однозначному пониманию и применению приведенной нормы на практике и обеспечению реализации гарантированных Конституцией прав субъектов предпринимательства. Нормы о правах и обязанностях граждан и юридических лиц должны быть ясными, четкими и согласованными между собой в различных нормативных правовых актах. Как указал Конституционный Суд в Послании Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2008 году», соблюдение принципа правовой определенности в законотворческой деятельности упреждает неоднозначное понимание и, следовательно, неправомерное применение юридических норм, влекущих нарушение прав и законных интересов.
3. Согласно Конституции государство гарантирует равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть четвертая статьи 13), а собственник вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (часть вторая статьи 44). Из анализа статьи 22 Конституции следует, что эти права гарантируются и реализуются на основе принципов равенства, неприкосновенности собственности и свободы договора, предполагающих равенство, автономию воли и имущественную самостоятельность участников гражданско-правовых отношений, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела.
Право владения, пользования и распоряжения имуществом, а также свобода предпринимательской деятельности и свобода договоров участников гражданского оборота регулируются законом (пункт 2 части первой статьи 97 Конституции).
Положениями статьи 7 Закона устанавливаются особенности правового регулирования поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе особый режим налогообложения, сокращенный состав бухгалтерской отчетности, упрощенный порядок передачи находящихся в государственной собственности неиспользуемых или неэффективно используемых объектов недвижимости. В статье 12 Закона предусматривается, что законодательством могут быть установлены меры имущественной поддержки в виде передачи в безвозмездное пользование находящихся в государственной собственности капитальных строений (зданий, сооружений и т.п.), в том числе с правом приобретения их в собственность, в виде применения понижающих коэффициентов к базовым ставкам арендной платы при аренде находящихся в государственной собственности капитальных строений и др. Приведенные особенности правового регулирования ставят субъекты малого и среднего предпринимательства в льготное положение по отношению к иным участникам гражданского оборота, желающим приобрести в собственность или аренду такое имущество.
Конституционный Суд считает, что установление особого правового режима для определенного Законом круга субъектов не может рассматриваться как нарушение конституционных прав иных субъектов предпринимательской деятельности. С учетом положений статей 22 и 23 Конституции принцип равенства всех перед законом не исключает обоснованной дифференциации правового регулирования, имеющей целью установить правовые различия в правах участников гражданского оборота, при условии, что используемые для достижения этого правовые средства являются разумными и соразмерными защищаемым ценностям и целям.
4. Согласно статье 34 Конституции гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.
На реализацию конституционного права на получение информации в сфере предпринимательской деятельности направлена статья 13 Закона, согласно которой предусматривается обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства необходимыми информационными ресурсами в целях получения экономической, правовой, производственно-технологической и иной информации, необходимой для их эффективного развития и взаимного обмена.
Предоставление информации субъектам малого и среднего предпринимательства является одним из направлений государственной поддержки предпринимательства в Республике Беларусь.
5. Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества (часть пятая статьи 13 Конституции). На развитие данного конституционного принципа направлены нормы главы 2 Закона, в которых определяются принципы государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства; виды и условия оказания государственной поддержки, в том числе финансовой, имущественной, информационной, а также поддержки внешнеэкономической деятельности малого и среднего предпринимательства, поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров; компетенция республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, советов по развитию предпринимательства.
По мнению Конституционного Суда, государственное регулирование экономики и предпринимательской деятельности, направленное на создание в Республике Беларусь благоприятных условий для хозяйственной деятельности предпринимателей и обеспечения оптимизации вмешательства государства в регулировании экономических отношений, основывается на конституционных нормах и принципах предоставления всем равных прав для осуществления хозяйственной и иной деятельности, гарантий равных возможностей свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; возможности ограничения прав и свобод только законом в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья, прав и свобод других лиц.
Реализация в Законе норм и принципов Конституции о равенстве форм собственности; равных правах для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом; гарантиях равной защиты и равных условий для развития всех форм собственности, равных возможностей свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества направлены на создание условий и механизмов формирования в Республике Беларусь конституционной экономики.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
Палаты Национального собрания Республики Беларусь действовали в рамках компетенции, предусмотренной статьями 97–100 Конституции.
Таким образом, Конституционный Суд считает, что проверяемый Закон по содержанию норм, форме акта и порядку принятия соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.
Председательствующий – |
П.П.Миклашевич |