Официальная правовая информация |
1 июля 2010 г. № 148-З
О поддержке малого и среднего предпринимательства
Принят Палатой представителей 26 мая 2010 года
Одобрен Советом Республики 15 июня 2010 года
Изменения и дополнения:
Закон Республики Беларусь от 10 июля 2012 г. № 426-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.07.2012, 2/1978);
Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.07.2013, 2/2055);
Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2015 г. № 344-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.01.2016, 2/2339);
Закон Республики Беларусь от 9 января 2018 г. № 91-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 18.01.2018, 2/2529);
Закон Республики Беларусь от 22 апреля 2024 г. № 365-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.04.2024, 2/3085)
Настоящий Закон направлен на определение правовых и организационных основ поддержки малого и среднего предпринимательства, создание благоприятных условий для его развития.
ГЛАВА 1
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Поддержка малого и среднего предпринимательства
Поддержка малого и среднего предпринимательства – реализация государственными органами и иными организациями правовых, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер по созданию благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
Статья 2. Правовое регулирование отношений в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства
Отношения в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства регулируются законодательством в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства, а также международными договорами Республики Беларусь и иными международно-правовыми актами, содержащими обязательства Республики Беларусь.
Законодательство в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, актов Президента Республики Беларусь и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Субъекты малого и среднего предпринимательства
К субъектам малого предпринимательства относятся:
физические лица, осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность;
малые организации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 100 человек включительно.
К субъектам среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно.
Средняя численность работников субъектов малого предпринимательства – юридических лиц и субъектов среднего предпринимательства за календарный год определяется в установленном порядке как: списочная численность работников в среднем за год (за исключением работников, находящихся в отпусках по беременности и родам, в связи с усыновлением (удочерением) ребенка в возрасте до трех месяцев, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет); средняя численность работающих по совместительству с местом основной работы у других нанимателей; средняя численность лиц, выполнявших работы по гражданско-правовым договорам (в том числе заключенным с юридическими лицами, если предметом договора является оказание услуги по предоставлению, найму работников).
Данная численность работников определяется в целом по юридическому лицу, включая филиалы, представительства и иные его обособленные подразделения.
Статья 31. Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства
Сведения о физических и юридических лицах, соответствующих критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, указанным в статье 3 настоящего Закона, вносятся в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – Реестр).
Реестр представляет собой электронную базу данных, содержащую сведения о субъектах малого и среднего предпринимательства Республики Беларусь.
Реестр формируется и ведется Министерством по налогам и сборам.
Порядок формирования и ведения Реестра, в том числе состав включаемых в него сведений, порядок предоставления заинтересованным лицам содержащихся в Реестре сведений (их части) определяются Советом Министров Республики Беларусь.
Сбор, обработка, хранение, предоставление, а также пользование информацией, содержащей результаты финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц, обработка персональных данных для целей формирования и ведения Реестра осуществляются без согласия субъектов персональных данных с соблюдением требований законодательства об информации, информатизации и защите информации, в том числе о персональных данных.
Статья 4. Субъекты инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и иные организации, осуществляющие поддержку субъектов малого и (или) среднего предпринимательства
Субъектами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства являются центры поддержки предпринимательства и инкубаторы малого предпринимательства, основной целью деятельности которых является оказание субъектам малого и среднего предпринимательства содействия в организации и осуществлении предпринимательской деятельности.
К иным организациям, осуществляющим поддержку субъектов малого и (или) среднего предпринимательства, в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства относятся Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, учреждения финансовой поддержки предпринимателей, общества взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства.
Статья 5. Гарантии и защита прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства, субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства
Государство гарантирует субъектам малого и среднего предпринимательства, субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства равные права для осуществления деятельности, защиту их прав и законных интересов, а также создание благоприятных условий для развития конкуренции.
Вмешательство государственных органов и иных государственных организаций в деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.
ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. ВИДЫ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И УСЛОВИЯ ЕЕ ОКАЗАНИЯ
Статья 6. Основные цели и принципы государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства
Основными целями государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства являются:
создание благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и конкуренции;
оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) на рынок Республики Беларусь и рынки иностранных государств;
увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) в объеме валового внутреннего продукта.
Основными принципами государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства являются:
обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее оказания, установленными законодательством, а также гласности и комплексного подхода при ее предоставлении;
участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, объединений субъектов малого и (или) среднего предпринимательства (ассоциаций и союзов) в формировании государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства, подготовке проектов нормативных правовых актов, регулирующих вопросы поддержки малого и среднего предпринимательства.
Статья 7. Особенности правового регулирования поддержки малого и среднего предпринимательства
В целях реализации государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь законодательством могут предусматриваться:
особые режимы налогообложения для субъектов малого предпринимательства;
сокращенный состав бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства, а в предусмотренных законодательными актами случаях – освобождение их от обязанности ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности;
упрощенный порядок представления субъектами малого предпринимательства государственной статистической отчетности;
меры по упрощению порядка совершения в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства административных процедур, сокращению их количества;
упрощенный порядок передачи субъектам малого и среднего предпринимательства, субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства находящихся в государственной собственности неиспользуемых или неэффективно используемых капитальных строений (зданий, сооружений), производственных площадей, незавершенных законсервированных капитальных строений, оборудования и иного имущества, относящегося к основным средствам, в собственность на возмездной или безвозмездной основе, в безвозмездное пользование или аренду;
особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг);
меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
меры по развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
иные меры, направленные на обеспечение реализации целей и принципов государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства.
Статья 8. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется государственными органами и иными государственными организациями в соответствии с их компетенцией по следующим основным направлениям:
определение и реализация государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства;
осуществление защиты прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства;
формирование и реализация государственных программ в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
содействие развитию системы финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
содействие развитию системы имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
формирование и развитие системы информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
содействие формированию и развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
содействие внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, включая содействие развитию производственных, торговых, научно-технических, информационных связей с иностранными юридическими и физическими лицами;
содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства;
организация проведения научно-исследовательских работ по проблемам развития малого и среднего предпринимательства;
реализация предусмотренных настоящим Законом и иными актами законодательства видов финансовой, имущественной, информационной и иной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Государственная поддержка в соответствии с частью первой настоящей статьи предоставляется физическим и юридическим лицам, сведения о которых внесены в Реестр.
Статья 9. Государственные программы в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с государственными программами в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Государственные программы в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства формируются и утверждаются в порядке, установленном законодательством.
Государственные программы в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства включают в себя мероприятия по следующим основным направлениям:
совершенствование правового регулирования деятельности малого и среднего предпринимательства;
развитие системы финансовой, имущественной, информационной и иной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
материально-техническое и организационное обеспечение развития малого и среднего предпринимательства;
развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
взаимодействие государственных органов и иных государственных организаций с субъектами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и иными организациями, осуществляющими поддержку субъектов малого и (или) среднего предпринимательства;
содействие в осуществлении и развитии международного сотрудничества в сфере малого и среднего предпринимательства;
содействие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Финансирование государственных программ в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также иных источников, не запрещенных законодательством.
К формированию и реализации государственных программ в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства могут привлекаться субъекты инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, советы по развитию предпринимательства.
Статья 10. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства
Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе в рамках государственных программ в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также иных источников, не запрещенных законодательством.
Государственная финансовая поддержка за счет средств, предусмотренных государственными программами в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (далее – государственная финансовая поддержка), может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства – коммерческим организациям:
1) Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей путем предоставления:
финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе;
имущества на условиях финансовой аренды (лизинга);
поручительств по обязательствам;
2) областными (Минским городским) исполнительными комитетами путем предоставления:
финансовых средств на безвозвратной безвозмездной основе;
субсидий для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами, части вознаграждения (комиссии) по банковским гарантиям и аккредитивам;
субсидий для возмещения части расходов на выплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты суммы вознаграждения (дохода) лизингодателя, а также сумм, возмещающих инвестиционные расходы лизингодателя, за исключением включенных в стоимость предмета лизинга;
субсидий для возмещения части расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо с их организацией;
3) банками Республики Беларусь путем предоставления льготных кредитов, в том числе микрокредитов, за счет средств местных бюджетов, предусмотренных государственными программами в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и размещенных во вклады (депозиты) этих банков.
Государственная финансовая поддержка оказывается субъектам малого и среднего предпринимательства на конкурсной основе, за исключением случаев, предусмотренных Советом Министров Республики Беларусь, при реализации ими инвестиционных проектов, бизнес-проектов по направлениям и в целях, определяемых Советом Министров Республики Беларусь, – при оказании такой поддержки за счет средств республиканского бюджета, областными (Минским городским) исполнительными комитетами – за счет средств местных бюджетов.
Государственная финансовая поддержка оказывается субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в целях реализации возложенных на них задач по поддержке и развитию субъектов малого и среднего предпринимательства путем предоставления областными (Минским городским) исполнительными комитетами субсидий для долевого финансирования или возмещения части расходов по направлениям, определяемым Советом Министров Республики Беларусь.
По решению областных (Минского городского) исполнительных комитетов государственная финансовая поддержка за счет средств местных бюджетов может оказываться:
городскими, районными исполнительными комитетами и (или) местными администрациями районов в городах, а также через учреждения финансовой поддержки предпринимателей, созданные в областях (г. Минске);
Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей на возвратной возмездной или безвозмездной основе.
Средства, выделяемые в рамках государственных программ в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на оказание государственной финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и используемые ими не по целевому назначению, подлежат возврату (взысканию) с применением мер ответственности в соответствии с законодательными актами.
За счет средств, предусмотренных государственными программами в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, также финансируются мероприятия таких программ, направленные на популяризацию и стимулирование развития предпринимательской деятельности (проведение конкурсов, издание методических пособий, развитие информационных ресурсов и другие мероприятия) и не относящиеся к государственной финансовой поддержке, указанной в частях второй и третьей настоящей статьи.
Финансовая поддержка оказывается субъектам малого и среднего предпринимательства путем возмещения за счет средств республиканского бюджета части капитальных затрат (без включения в их состав сумм налога на добавленную стоимость), понесенных при реализации ими инвестиционных проектов с привлечением кредитов открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь». Распорядителем указанных средств выступает Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей.
Статья 11. Порядок и условия (критерии) предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства
Порядок и условия (критерии) предоставления государственной финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, а также финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с частью восьмой статьи 10 настоящего Закона устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 12. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
Для субъектов малого и среднего предпринимательства законодательством могут быть предусмотрены меры имущественной поддержки в виде:
предоставления в безвозмездное пользование находящихся в государственной собственности, а также в собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50 процентов акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, иного недвижимого имущества (за исключением незавершенных законсервированных капитальных строений), машин, оборудования, транспортных средств;
применения понижающих коэффициентов к базовым ставкам при расчете ставки арендной платы при аренде капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, находящихся в государственной собственности, а также в собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50 процентов акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц;
права преимущественного приобретения по рыночной стоимости находящихся в государственной собственности капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, иного недвижимого имущества субъектами малого и среднего предпринимательства, надлежащим образом исполняющими свои обязательства по договору аренды (безвозмездного пользования) не менее трех лет, с предоставлением рассрочки оплаты до пяти лет с ежемесячной индексацией платежей со дня заключения договора купли-продажи.
Законодательством могут быть предусмотрены и иные меры имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Статья 13. Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем создания доступных условий для получения субъектами малого и среднего предпринимательства информации, необходимой для эффективного осуществления и развития предпринимательской деятельности.
Государственные органы и иные организации обеспечивают доступность информации, необходимой субъектам малого и среднего предпринимательства и субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, за исключением информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено в соответствии с законодательными актами.
Основными видами информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются:
освещение в средствах массовой информации, глобальной компьютерной сети Интернет различных вопросов предпринимательской деятельности, в том числе актов законодательства, регулирующих отношения в области предпринимательской деятельности, предложений в области имущественного обеспечения и делового сотрудничества, размещение приглашений к участию в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг), информации о субъектах инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
оказание информационных и консультационных услуг субъектами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
создание и развитие системы консультирования с применением современных коммуникационных и информационных технологий (дистанционное консультирование);
организация и проведение мероприятий, направленных на повышение информированности субъектов малого и среднего предпринимательства об условиях осуществления и направлениях развития предпринимательской деятельности;
создание специализированных радио- и телепередач, периодических печатных изданий, освещающих актуальные вопросы развития малого и среднего предпринимательства.
Статья 14. Участие субъектов малого и среднего предпринимательства в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг)
Субъектам малого и среднего предпринимательства гарантируется предоставление возможности участия в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг).
Государственные органы и иные государственные организации реализуют меры, направленные на:
информирование субъектов малого и среднего предпринимательства о проведении процедур государственных закупок товаров (работ, услуг);
консультирование субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам участия в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг).
Участие субъектов малого и среднего предпринимательства в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг) осуществляется в соответствии с законодательством о государственных закупках товаров (работ, услуг).
Статья 15. Содействие внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства
Государственные органы и иные государственные организации обеспечивают создание условий для осуществления субъектами малого и среднего предпринимательства внешнеторговой деятельности.
Приоритетными направлениями внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства признаются развитие экспорта отечественных товаров (работ, услуг) на рынки иностранных государств и развитие импорта сырья (комплектующих) для собственного производства на территории Республики Беларусь при отсутствии отечественных аналогов.
Содействие внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем:
проведения работы по заключению международных договоров, предусматривающих реализацию мер по развитию внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
организации деловых встреч и переговоров представителей белорусских и иностранных субъектов предпринимательства в целях установления отношений с иностранными партнерами, продвижения отечественных товаров (работ, услуг) на рынки иностранных государств;
создания информационных ресурсов, содержащих сведения о деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, а также иную информацию, необходимую для осуществления ими внешнеторговой деятельности.
Статья 16. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров
Государственные органы и иные государственные организации содействуют подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров осуществляется в виде:
содействия подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства, реализации международных программ и проектов по обмену опытом в этой сфере;
проведения обучающих курсов, конференций по вопросам предпринимательства;
профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и обучающих курсов безработных, профессиональной ориентации незанятого населения, в том числе в городах районного подчинения, поселках городского типа, сельских населенных пунктах.
Статья 17. Советы по развитию предпринимательства
Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь осуществляет выработку рекомендаций по развитию и комплексной государственной поддержке субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, в целях формирования конкурентных отношений и координации деятельности общественных объединений предпринимателей.
Порядок деятельности Совета по развитию предпринимательства в Республике Беларусь устанавливается Президентом Республики Беларусь.
При местных исполнительных и распорядительных органах также могут создаваться советы по развитию предпринимательства, функции и полномочия которых определяются соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами.
Статья 18. Объединения субъектов малого и (или) среднего предпринимательства (ассоциации и союзы)
Субъекты малого и среднего предпринимательства в целях обеспечения наиболее благоприятных условий для развития и поддержки предпринимательства могут создавать объединения (ассоциации и союзы) в порядке, предусмотренном законодательством.
Деятельность объединений субъектов малого и (или) среднего предпринимательства (ассоциаций и союзов) может предусматривать:
организационное, методическое, консультационное, информационное содействие своим членам в совершенствовании производственной деятельности, систем управления производством и контроля качества, во внедрении и освоении новой техники и технологий, в осуществлении маркетинга и рекламы продукции;
содействие в совершенствовании подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства;
содействие в организации и развитии делового сотрудничества с белорусскими и иностранными организациями, а также оказание помощи в решении других задач, необходимых для развития малого и среднего предпринимательства.
Объединения субъектов малого и (или) среднего предпринимательства (ассоциации и союзы) могут участвовать в:
проведении государственными органами и иными организациями опросов субъектов малого и среднего предпринимательства по выявлению проблемных вопросов осуществления предпринимательской деятельности, выяснению позиции субъектов малого и среднего предпринимательства относительно целесообразности принятия вырабатываемых мер государственной политики в сфере предпринимательства;
формировании и реализации государственных программ в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
ГЛАВА 3
СУБЪЕКТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Статья 19. Центры поддержки предпринимательства
Центром поддержки предпринимательства является юридическое лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению экономической и организационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Основными задачами центра поддержки предпринимательства являются оказание субъектам малого и среднего предпринимательства содействия в получении финансовых и материально-технических ресурсов, информационных, методических и консультационных услуг, подготовке, переподготовке и привлечении квалифицированных кадров, проведение обучающих курсов и маркетинговых исследований, а также оказание иного содействия в осуществлении субъектами малого и среднего предпринимательства их деятельности.
Базовым центром поддержки предпринимательства области (г. Минска) является центр поддержки предпринимательства, обеспечивающий координацию деятельности расположенных на территории области (г. Минска) центров поддержки предпринимательства и реализующий совместно с областным (Минским городским) исполнительным комитетом мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.
Центры поддержки предпринимательства, в том числе базовые центры поддержки предпринимательства областей (г. Минска), ежегодно в порядке и сроки, установленные законодательством, представляют областному (Минскому городскому) исполнительному комитету информацию о своей деятельности в качестве центра поддержки предпринимательства.
Условия и порядок регистрации юридических лиц в качестве центров поддержки предпринимательства, особенности их деятельности определяются Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 20. Инкубаторы малого предпринимательства
Инкубатором малого предпринимательства является юридическое лицо, имеющее на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или на ином законном основании специально оборудованные под офисы и производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) помещения и находящееся в них имущество и предоставляющее их в соответствии с законодательством в пользование начинающим свою деятельность субъектам малого предпринимательства в целях оказания им помощи в развитии и приобретении финансовой самостоятельности.
Помещения и имущество, указанные в части первой настоящей статьи, предоставляются инкубатором малого предпринимательства субъекту малого предпринимательства на условиях, определяемых заключенным между ними в соответствии с законодательством договором, на срок не более пяти лет.
Основными задачами инкубатора малого предпринимательства являются создание организационно-экономических условий для развития субъектов малого предпринимательства путем предоставления им помещений и имущества, указанных в части первой настоящей статьи, информационных и консультационных услуг, оказание содействия в поиске партнеров, получении финансовых ресурсов, проведение обучающих курсов, а также осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством и направленной на выполнение основных задач инкубатора малого предпринимательства.
Инкубаторы малого предпринимательства в зависимости от целевого назначения могут быть многопрофильными или специализированными (однопрофильными).
Многопрофильный инкубатор малого предпринимательства предоставляет помещения и имущество, указанные в части первой настоящей статьи, субъектам малого предпринимательства, осуществляющим различные виды деятельности, специализированный (однопрофильный) инкубатор малого предпринимательства – субъектам малого предпринимательства, осуществляющим определенный вид деятельности.
Инкубаторы малого предпринимательства ежегодно в порядке и сроки, установленные законодательством, представляют областному (Минскому городскому) исполнительному комитету информацию о своей деятельности в качестве инкубатора малого предпринимательства.
Условия и порядок регистрации юридических лиц в качестве инкубаторов малого предпринимательства, особенности их деятельности определяются Советом Министров Республики Беларусь.
ГЛАВА 4
ИНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ПОДДЕРЖКУ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И (ИЛИ) СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Статья 21. Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей
Финансовое обеспечение государственной политики в сфере поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь осуществляет Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей.
Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей является юридическим лицом, владеет обособленным имуществом на праве оперативного управления, имеет самостоятельный баланс, текущие (расчетные) банковские счета в белорусских рублях и (или) иностранной валюте и иные счета в банках, печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, эмблему, товарный знак и другие реквизиты.
Имущество Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей находится в собственности Республики Беларусь.
Основными направлениями деятельности Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей являются:
содействие проведению государственной политики в сферах поддержки малого и среднего предпринимательства и развития конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации соответствующих проектов и мероприятий;
участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе, а также в реализации государственных программ в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, проектов и мероприятий, способствующих созданию рабочих мест путем развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции, демонополизации экономики, насыщения рынков товарами;
участие в формировании рыночной инфраструктуры, обеспечивающей субъектам малого и среднего предпринимательства равные условия и возможности для осуществления предпринимательской деятельности;
поддержка инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие освоению новых технологий, использованию патентов, лицензий, ноу-хау;
содействие привлечению национальных и иностранных инвестиций для осуществления приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитию малого и среднего предпринимательства;
участие в реализации международных программ и проектов, в том числе проектов международной технической помощи, по вопросам развития малого и среднего предпринимательства.
Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей:
1) в своей деятельности руководствуется актами законодательства и своим уставом;
2) подчиняется государственному органу или организации, уполномоченным Советом Министров Республики Беларусь (далее – государственный орган или организация);
3) в целях выполнения возложенных на него задач вправе:
осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую основным направлениям своей деятельности и не запрещенную законодательством;
аккумулировать денежные средства, полученные в виде добровольных пожертвований юридических и физических лиц, кредитов международных финансовых организаций, привлеченные путем эмиссии (выдачи) ценных бумаг, а также полученные из иных источников финансирования;
предоставлять субъектам малого и среднего предпринимательства:
финансовые средства на возвратной возмездной или безвозмездной основе – за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также иных источников, не запрещенных законодательством;
имущество на условиях финансовой аренды (лизинга), поручительства по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства – за счет средств республиканского бюджета, а также иных источников, не запрещенных законодательством;
финансовые средства на безвозвратной безвозмездной основе – за счет иных источников, не запрещенных законодательством;
4) контролирует выполнение условий получения финансовых средств (имущества, поручительства по обязательствам), предоставленных им субъектам малого и среднего предпринимательства.
Белорусскому фонду финансовой поддержки предпринимателей может предоставляться в безвозмездное пользование недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности.
Доходы от деятельности Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей после уплаты им налогов, сборов (пошлин), иных платежей в республиканский и местные бюджеты, государственные внебюджетные фонды и осуществления расходов, связанных с его деятельностью, остаются в его распоряжении и направляются на поддержку малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь.
Органами Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей являются правление (высший коллегиальный орган) и генеральный директор.
Руководитель государственного органа или организации является председателем правления Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей и утверждает его персональный состав, в который включаются представители государственных органов, объединений субъектов малого и среднего предпринимательства (ассоциаций и союзов), государственные и общественные деятели, ученые.
Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей для осуществления предпринимательской деятельности, а также для реализации отдельных задач и функций, возложенных на него настоящей статьей, вправе по решению Совета Министров Республики Беларусь создавать и быть участником хозяйственных обществ, за исключением обществ с дополнительной ответственностью.
Реорганизация и ликвидация Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей осуществляются по решению Совета Министров Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством для реорганизации, ликвидации фондов.
Нормы законодательства о деятельности фондов применяются в отношении Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Статья 22. Учреждения финансовой поддержки предпринимателей
Учреждением финансовой поддержки предпринимателей является некоммерческая организация, создаваемая по решению областного (Минского городского) исполнительного комитета или иного юридического лица в целях обеспечения содействия проведению государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации государственных программ в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, проектов и мероприятий.
Средства учреждения финансовой поддержки предпринимателей формируются за счет средств соответствующих местных бюджетов, выделяемых в установленном порядке, собственных средств юридических лиц, кредитов, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, доходов, полученных от размещения временно свободных средств на банковских счетах и (или) в банковские вклады (депозиты), а также за счет поступлений от уставной деятельности и других источников, не запрещенных законодательством.
Учреждения финансовой поддержки предпринимателей могут осуществлять финансовую поддержку субъектов малого предпринимательства в видах, предусмотренных пунктом 1 и абзацами третьим–пятым пункта 2 части второй статьи 10 настоящего Закона, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Особенности порядка создания и деятельности учреждений финансовой поддержки предпринимателей определяются Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 23. Общества взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства
Обществом взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства является некоммерческая организация, создаваемая субъектами малого и (или) среднего предпринимательства в организационно-правовой форме потребительского кооператива для аккумулирования временно свободных денежных средств членов этого общества и средств из иных незапрещенных источников в целях оказания им финансовой помощи в форме предоставления микрозаймов.
Членами такого кооператива могут быть исключительно субъекты малого и (или) среднего предпринимательства.
Общество взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства вправе предоставлять микрозаймы только лицам, являющимся членами такого общества, и только на цели осуществления предпринимательской деятельности.
Особенности порядка создания обществ взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства, состав и компетенция органов управления и контроля, права и обязанности членов таких обществ определяются Президентом Республики Беларусь.
ГЛАВА 5
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 24. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов и отдельных положений законов
Признать утратившими силу:
1. Закон Республики Беларусь от 28 мая 1991 года «О предпринимательстве в Республике Беларусь» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Беларускай ССР, 1991 г., № 19, ст. 269).
2. Закон Республики Беларусь от 15 января 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1992 г., № 6, ст. 105).
3. Раздел III Закона Республики Беларусь от 18 января 1994 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты, связанные с вопросами экономических отношений» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1994 г., № 6, ст. 72).
4. Закон Республики Беларусь от 16 октября 1996 года «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1996 г., № 34, ст. 607).
5. Закон Республики Беларусь от 15 июля 1997 года «О внесении дополнений в Закон Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь» (Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь, 1997 г., № 27, ст. 482).
6. Утратил силу.
7. Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О внесении дополнения в Закон Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 7, 2/133).
8. Статью 1 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 года «О внесении изменений и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам государственного социального страхования и перерасчета пенсий» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 70, 2/952).
9. Пункт 2 статьи 2 Закона Республики Беларусь от 30 июля 2004 года «О признании утратившими силу законодательных актов и внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 122, 2/1056).
10. Статью 2 Закона Республики Беларусь от 26 декабря 2007 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и отдельных положений законов Республики Беларусь по вопросам страхования» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 305, 2/1397).
11. Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 28 мая 1991 года «О порядке введения в действие Закона Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Беларускай ССР, 1991 г., № 19, ст. 270).
Статья 25. Меры по реализации положений настоящего Закона
Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок:
подготовить и внести в установленном порядке предложения по приведению законодательных актов в соответствие с настоящим Законом;
привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить приведение республиканскими органами государственного управления, подчиненными Правительству Республики Беларусь, их нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом;
принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.
До приведения актов законодательства в соответствие с настоящим Законом они применяются в той части, в которой не противоречат настоящему Закону, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь.
Статья 26. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования, за исключением настоящей статьи и статьи 25, которые вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Закона.
Президент Республики Беларусь |
А.Лукашенко |