Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 18.06.2024
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

26 мая 2012 г. № 385-З

О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС

Принят Палатой представителей 3 мая 2012 года
Одобрен Советом Республики 8 мая 2012 года

Изменения и дополнения:

Закон Республики Беларусь от 11 ноября 2019 г. № 252-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 23.11.2019, 2/2690);

Закон Республики Беларусь от 5 января 2022 г. № 148-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 11.01.2022, 2/2868);

Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 228-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 31.12.2022, 2/2948)

 

Катастрофа на Чернобыльской АЭС нанесла огромный ущерб Республике Беларусь, явилась национальным радиационным экологическим бедствием, приведшим к неблагоприятным изменениям экологической ситуации и условий жизнедеятельности человека вследствие выпадения на территорию республики значительного количества радионуклидов, создала возможность возникновения последствий, представляющих опасность для населения и окружающей среды, в том числе отдаленных.

Настоящий Закон устанавливает правовой режим территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее – территория радиоактивного загрязнения), регулирует вопросы отнесения части территории Республики Беларусь к территории радиоактивного загрязнения, отнесения территории радиоактивного загрязнения к зонам радиоактивного загрязнения, выполнения мероприятий по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в целях снижения радиационного воздействия на население и окружающую среду.

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

Для целей настоящего Закона используются следующие основные термины и их определения:

контроль радиоактивного загрязнения – радиационное обследование объектов контроля радиоактивного загрязнения в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, определение содержания радионуклидов в таких объектах, поверхностного радиоактивного загрязнения, мощности дозы гамма-излучения;

мониторинг доз облучения населения – система длительных регулярных наблюдений доз внешнего и внутреннего облучения населения в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС;

объекты контроля радиоактивного загрязнения – территории, лесные и водные массивы, здания и сооружения, оборудование, транспорт, а также лесная, сельскохозяйственная, промышленная и другая продукция (далее, если не указано иное, – продукция), строительные материалы, вода, почва, воздух, пищевые продукты, лекарственно-техническое сырье, коммунальные отходы и иные объекты контроля, для которых установлены нормы и правила по обеспечению радиационной безопасности;

плотность загрязнения почв радионуклидами – величина, характеризующая активность радиоактивных веществ, приходящихся на единицу площади поверхности почвы;

радиационная обстановка – состояние окружающей среды на территории радиоактивного загрязнения в определенное время, характеризующееся показателями мощности дозы гамма-излучения, плотности загрязнения почв радионуклидами и другими показателями, полученными при проведении радиационного мониторинга и контроля радиоактивного загрязнения;

средняя годовая эффективная доза облучения населения – сумма эффективной дозы внешнего облучения, полученной за календарный год, и ожидаемой эффективной дозы внутреннего облучения, обусловленной поступлением в организм радионуклидов за этот же год, рассчитываемая как средняя доза для всего населения, проживающего на конкретной территории.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в области правового режима территорий радиоактивного загрязнения

Отношения в области правового режима территорий радиоактивного загрязнения регулируются законодательством о правовом режиме территорий радиоактивного загрязнения, международными договорами Республики Беларусь и иными международно-правовыми актами, содержащими обязательства Республики Беларусь.

Законодательство о правовом режиме территорий радиоактивного загрязнения основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и других актов законодательства.

Отношения, связанные с обеспечением радиационной безопасности на территории радиоактивного загрязнения, не урегулированные настоящим Законом, регулируются законодательством о радиационной безопасности и иным законодательством.

Отношения, связанные с отнесением земель, находящихся на территории радиоактивного загрязнения, к радиационно опасным землям и исключением их из радиационно опасных земель, регулируются законодательством о правовом режиме территорий радиоактивного загрязнения. Земельные отношения на территории радиоактивного загрязнения регулируются законодательством об охране и использовании земель.

Отношения, связанные с производством (заготовкой) продукции на территории радиоактивного загрязнения, регулируются настоящим Законом, а также законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о техническом нормировании и стандартизации, о радиационной безопасности, законодательством в области обеспечения качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека, в области ветеринарной деятельности.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора Республики Беларусь.

Статья 3. Нормирование в области радиационной безопасности в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС

Нормирование в области радиационной безопасности в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС заключается в установлении норм и правил по обеспечению радиационной безопасности.

Нормы и правила по обеспечению радиационной безопасности в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС устанавливают:

республиканские допустимые уровни содержания радионуклидов (далее – республиканские допустимые уровни) и иные уровни радиоактивного загрязнения, определяющие обращение с объектами контроля радиоактивного загрязнения;

другие нормативы радиоактивного загрязнения.

Нормы и правила по обеспечению радиационной безопасности в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС устанавливаются в соответствии с настоящим Законом и законодательством о радиационной безопасности.

Статья 4. Критерии определения территории радиоактивного загрязнения, зон радиоактивного загрязнения

Для определения территории радиоактивного загрязнения используются следующие критерии:

величина средней годовой эффективной дозы облучения населения;

плотность загрязнения почв радионуклидами;

возможность производства продукции, содержание радионуклидов в которой не превышает республиканских допустимых уровней1.

Для определения зон радиоактивного загрязнения используются следующие критерии:

величина средней годовой эффективной дозы облучения населения;

плотность загрязнения почв радионуклидами.

______________________________

1Возможность производства продукции, содержание радионуклидов в которой не превышает республиканских допустимых уровней, определяется на основании данных радиационного мониторинга, контроля радиоактивного загрязнения с учетом характеристик почв, показателей миграции радионуклидов из почв в растения.

Статья 5. Территория радиоактивного загрязнения

К территории радиоактивного загрязнения относятся часть территории Республики Беларусь с плотностью загрязнения почв радионуклидами цезия-137 либо стронция-90 или плутония-238, 239, 240 соответственно 37, 5,55, 0,37 кБк/м2 (1,0, 0,15, 0,01 Ки/км2) и более, а также иные территории, на которых средняя годовая эффективная доза облучения населения может превысить (над уровнем естественного и техногенного фона) 1 мЗв.

К территории радиоактивного загрязнения относятся и другие территории с меньшей плотностью загрязнения почв радионуклидами, чем указано в части первой настоящей статьи, на которых невозможно или ограничено производство продукции, содержание радионуклидов в которой не превышает республиканских допустимых уровней.

Статья 6. Зоны радиоактивного загрязнения

На территории радиоактивного загрязнения в зависимости от плотности загрязнения почв радионуклидами и (или) средней годовой эффективной дозы облучения населения выделяются следующие зоны радиоактивного загрязнения:

зона эвакуации (отчуждения) – территория вокруг Чернобыльской АЭС, с которой в 1986 году было эвакуировано население (30-километровая зона и территория, с которой проведено дополнительное отселение населения в связи с плотностью загрязнения почв радионуклидами стронция-90 более 111 кБк/м2 (3 Ки/км2) и плутония-238, 239, 240 более 3,7 кБк/м2 (0,1 Ки/км2));

зона первоочередного отселения – территория с плотностью загрязнения почв радионуклидами цезия-137 от 1480 кБк/м2 (40 Ки/км2) либо стронция-90 или плутония-238, 239, 240 соответственно 111, 3,7 кБк/м2 (3, 0,1 Ки/км2) и более;

зона последующего отселения – территория с плотностью загрязнения почв радионуклидами цезия-137 от 555 до 1480 кБк/м2 (от 15 до 40 Ки/км2) либо стронция-90 от 74 до 111 кБк/м2 (от 2 до 3 Ки/км2) или плутония-238, 239, 240 от 1,85 до 3,7 кБк/м2 (от 0,05 до 0,1 Ки/км2), на которой средняя годовая эффективная доза облучения населения может превысить (над уровнем естественного и техногенного фона) 5 мЗв, и другие территории с меньшей плотностью загрязнения указанными радионуклидами, на которых средняя годовая эффективная доза облучения населения может превысить 5 мЗв;

зона с правом на отселение – территория с плотностью загрязнения почв радионуклидами цезия-137 от 185 до 555 кБк/м2 (от 5 до 15 Ки/км2) либо стронция-90 от 18,5 до 74 кБк/м2 (от 0,5 до 2 Ки/км2) или плутония-238, 239, 240 от 0,74 до 1,85 кБк/м2 (от 0,02 до 0,05 Ки/км2), на которой средняя годовая эффективная доза облучения населения может превысить (над уровнем естественного и техногенного фона) 1 мЗв, и другие территории с меньшей плотностью загрязнения указанными радионуклидами, на которых средняя годовая эффективная доза облучения населения может превысить 1 мЗв;

зона проживания с периодическим радиационным контролем – территория с плотностью загрязнения почв радионуклидами цезия-137 от 37 до 185 кБк/м2 (от 1 до 5 Ки/км2) либо стронция-90 от 5,55 до 18,5 кБк/м2 (от 0,15 до 0,5 Ки/км2) или плутония-238, 239, 240 от 0,37 до 0,74 кБк/м2 (от 0,01 до 0,02 Ки/км2), на которой средняя годовая эффективная доза облучения населения не должна превышать (над уровнем естественного и техногенного фона) 1 мЗв.

Территории с меньшей плотностью загрязнения почв радионуклидами, чем указано в части первой статьи 5 настоящего Закона, на которых невозможно или ограничено производство продукции, содержание радионуклидов в которой не превышает республиканских допустимых уровней, не относятся к зонам радиоактивного загрязнения (далее – территории, не относящиеся к зонам радиоактивного загрязнения).

Определение плотности загрязнения почв радионуклидами для отнесения населенных пунктов, а также территорий, занятых объектами, расположенными вне границ населенных пунктов, к зонам радиоактивного загрязнения осуществляется республиканским органом государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды.

Определение средних годовых эффективных доз облучения населения для отнесения населенных пунктов, находящихся на территории радиоактивного загрязнения, к зонам радиоактивного загрязнения осуществляется республиканским органом государственного управления в области здравоохранения.

Перечень населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения, в зависимости от изменения радиационной обстановки утверждается и пересматривается Советом Министров Республики Беларусь не реже одного раза в пять лет по представлению республиканского органа государственного управления, осуществляющего регулирование и управление в сфере преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Карты территории радиоактивного загрязнения с выделением территорий зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения, зоны последующего отселения, зоны с правом на отселение, зоны проживания с периодическим радиационным контролем, а также территорий, не относящихся к зонам радиоактивного загрязнения, утверждаются республиканским органом государственного управления, осуществляющим регулирование и управление в сфере преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и издаются не реже одного раза в пять лет.

Статья 7. Радиационно опасные земли и их учет

Земли, находящиеся на территории радиоактивного загрязнения, на которых невозможно или ограничено производство сельскохозяйственной продукции, содержание радионуклидов в которой не превышает республиканских допустимых уровней, для целей настоящего Закона относятся к радиационно опасным землям.

Радиационно опасные земли подразделяются на земли отчуждения, на которых невозможно производство сельскохозяйственной продукции, содержание радионуклидов в которой не превышает республиканских допустимых уровней, и земли ограниченного хозяйственного использования, на которых ограничено производство сельскохозяйственной продукции, содержание радионуклидов в которой не превышает республиканских допустимых уровней.

На радиационно опасных землях обеспечиваются правовой режим тех зон радиоактивного загрязнения, которым они соответствуют по уровню загрязнения почв радионуклидами в соответствии с частью первой статьи 6 настоящего Закона, а также правовой режим территорий, не относящихся к зонам радиоактивного загрязнения.

Отнесение земель, находящихся на территории радиоактивного загрязнения, к радиационно опасным землям и исключение их из радиационно опасных земель осуществляются Советом Министров Республики Беларусь в порядке, им устанавливаемом, по представлению республиканского органа государственного управления, осуществляющего регулирование и управление в сфере преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, на основании предложений областных исполнительных комитетов.

Учет земель, находящихся на территории радиоактивного загрязнения, отнесенных к радиационно опасным землям, в государственном земельном кадастре осуществляется республиканским органом государственного управления в области использования и охраны земель на основании сведений, предоставляемых структурными подразделениями землеустройства местных исполнительных и распорядительных органов.

Статья 8. Финансирование мероприятий по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС

Финансирование мероприятий по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС осуществляется за счет средств республиканского бюджета, в том числе средств, передаваемых в виде субвенций в консолидированные бюджеты областей и бюджет г. Минска, предусмотренных на реализацию государственных программ по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и других источников, не запрещенных законодательством.

Финансирование работ, связанных с захоронением радиоактивных отходов, образовавшихся в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС (далее – радиоактивные отходы), а также иных отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС ниже уровня, установленного нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, для радиоактивных отходов (далее – иные отходы, продукты, материалы и другие вещества), выполняемых не в рамках государственных программ по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется за счет их производителей.

За счет средств республиканского бюджета выполняются следующие мероприятия по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС:

функционирование Государственного регистра лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий (далее – Государственный регистр), включая работы по уточнению и оценке доз облучения у лиц, включенных в Государственный регистр;

обеспечение деятельности межведомственных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности или смерти, у лиц, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий (далее – межведомственные экспертные советы);

санаторно-курортное лечение и оздоровление граждан, имеющих на это право в соответствии с законодательством;

поверка, калибровка, ремонт и обслуживание приборов и оборудования радиационного контроля;

аккредитация подразделений радиационного контроля, определенных Советом Министров Республики Беларусь, в Национальной системе аккредитации Республики Беларусь;

изготовление и установка предупреждающих знаков радиационной опасности и информационных стендов о радиационной обстановке в лесах, об уровнях содержания радионуклидов в дикорастущих растениях и (или) их частях, продукции охоты и рыболовства, о правилах лесопользования на территориях загрязненных радионуклидами лесных массивов;

радиационный мониторинг сельскохозяйственных земель, лесного фонда, почв, атмосферного воздуха и водных объектов;

контроль радиоактивного загрязнения территорий населенных пунктов и других объектов, в том числе разработка и издание карт радиоактивного загрязнения, создание базы данных территорий радиоактивного загрязнения, ее ведение и обновление;

контроль радиоактивного загрязнения питьевой воды и объектов жилищно-коммунального хозяйства;

приобретение и поставка приборов и оборудования радиационного контроля;

радиационно-гигиенический мониторинг пищевых продуктов из личных подсобных хозяйств и питьевой воды из децентрализованных источников водоснабжения;

проведение индивидуального дозиметрического контроля населения;

приобретение и введение в эксплуатацию современного низкофонового полупроводникового гамма-спектрометра высокого разрешения с детектором из особо чистого германия с набором запасных частей и расходных материалов;

повышение квалификации специалистов в области контроля радиоактивного загрязнения, а также специалистов, характер работы которых требует определенных знаний в области радиоэкологии, радиометрии и радиационной безопасности;

проведение научных исследований, в том числе научное решение проблем оказания медицинской помощи населению, пострадавшему от катастрофы на Чернобыльской АЭС, научное решение проблем по радиационной защите и адресному применению защитных мер;

проведение информационно-просветительской и социально-культурной работы в сфере преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

обеспечение деятельности государственного природоохранного научно-исследовательского учреждения, подчиненного республиканскому органу государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды (далее – государственное учреждение).

За счет субвенций, передаваемых в установленном законодательством порядке из республиканского бюджета в консолидированные бюджеты областей и бюджет г. Минска в рамках мероприятий государственных программ по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выполняются следующие мероприятия по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС:

предоставление выплат, пособий, льгот и компенсаций гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, включая их пенсионное обеспечение, обеспечение бесплатным питанием учащихся на территории радиоактивного загрязнения, в соответствии с законодательством;

мероприятия по радиационной защите и адресному применению защитных мер, включая:

содержание и благоустройство территорий зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население и на которых установлен контрольно-пропускной режим, в том числе устройство минерализованных полос, содержание и благоустройство мест погребения, изготовление и установка предупреждающих знаков радиационной опасности, информационных аншлагов;

обеспечение разработки и издания карт территорий зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население и на которых установлен контрольно-пропускной режим;

ликвидацию и захоронение объектов, расположенных на территориях радиоактивного загрязнения Гомельской и Могилевской областей, в том числе на территориях, где планируется отмена контрольно-пропускного режима;

содержание и оптимизацию системы захоронений радиоактивных отходов, а также объектов обращения с иными отходами, продуктами, материалами и другими веществами, на которых осуществлялось или осуществляется захоронение таких отходов;

защитные мероприятия в сельскохозяйственном производстве на территориях радиоактивного загрязнения, определяемые республиканским органом государственного управления в области сельского хозяйства, включая:

известкование кислых почв;

приобретение, поставку и внесение калийных, фосфорных удобрений, их комплексов;

создание улучшенных луговых земель для скота личных подсобных хозяйств;

выполнение уходных работ на луговых землях, созданных для скота личных подсобных хозяйств;

выполнение ремонтно-эксплуатационных работ на мелиоративных сетях;

контроль радиоактивного загрязнения почв сельскохозяйственных земель, сельскохозяйственной продукции;

обеспечение работников вторым комплектом средств индивидуальной защиты;

поверку, калибровку, ремонт и обслуживание приборов и оборудования радиационного контроля;

обеспечение управления комплексом защитных мероприятий в сельскохозяйственном производстве;

создание улучшенных луговых земель в сельскохозяйственных организациях;

другие мероприятия по обеспечению производства продукции, содержание радионуклидов в которой не превышает республиканских допустимых уровней, в соответствии с техническими нормативными правовыми актами;

восстановление и развитие регионов, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, включая:

реализацию по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь, проектов (строительных, инвестиционных), направленных на социально-экономическое развитие районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, обеспечение безопасной жизнедеятельности населения, включая возведение, реконструкцию и капитальный ремонт объектов, расположенных как на территориях радиоактивного загрязнения, так и на территориях, не относящихся к зонам радиоактивного загрязнения (при условии обслуживания этими объектами населения с территорий радиоактивного загрязнения), а также приобретение техники, машин, оборудования и транспортных средств, включенных в эти проекты;

развитие инфраструктуры районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, строительство жилья для граждан, имеющих на это право в соответствии с законодательными актами;

газификацию жилищного фонда, включая разработку проектной документации на строительство подводящего газопровода, газорегуляторного (шкафного газорегуляторного) пункта, уличного распределительного газопровода, газопровода-ввода, вводного и внутреннего газопроводов жилого дома, предназначенных для подключения газоиспользующего оборудования, закупку оборудования и материалов для газификации жилых домов, в том числе газоиспользующего оборудования (газовых плит, газовых водоподогревателей, котлов, индивидуальных приборов учета расхода газа, регуляторов давления газа, сигнализаторов загазованности и другого), выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ;

перевод жилищного фонда на использование электрической энергии для нужд отопления, горячего водоснабжения и пищеприготовления, включая разработку проектной документации для реконструкции распределительных электрических сетей (далее – электрические сети), устройство ответвлений от электрических сетей до электроустановок жилых домов (далее – ответвления) и внутридомовых систем электроснабжения, предназначенных для подключения электроприборов отопления, горячего водоснабжения и пищеприготовления (далее – внутридомовые системы электроснабжения), закупку электротехнического оборудования и материалов для реконструкции электрических сетей, ответвлений, внутридомовых систем электроснабжения, а также электроприборов отопления, горячего водоснабжения и пищеприготовления, выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ, электрофизических измерений при реконструкции электрических сетей, устройстве ответвлений и внутридомовых систем электроснабжения;

совершенствование организации санаторно-курортного лечения и оздоровления детей, проживающих (обучающихся) на территории радиоактивного загрязнения, в том числе возведение, реконструкция, капитальный ремонт, модернизация детских реабилитационно-оздоровительных центров по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь.

За счет субвенций, передаваемых в установленном законодательством порядке из республиканского бюджета в консолидированные бюджеты областей и бюджет г. Минска в рамках мероприятий государственных программ по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выполняются также специальные агрохимические, агротехнические, агромелиоративные, лесохозяйственные и другие мероприятия по обеспечению производства продукции, содержание радионуклидов в которой не превышает республиканских допустимых уровней, проводимые землепользователями земельных участков, находящихся на территории радиоактивного загрязнения, либо осуществляется возмещение произведенных землепользователями расходов на реализацию этих мероприятий.

За счет средств местных бюджетов выполняются следующие мероприятия по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС:

функционирование Государственного регистра, включая работы по уточнению и оценке доз облучения у лиц, включенных в Государственный регистр;

проведение диспансеризации населения, приобретение лекарственных средств, медицинских изделий, материалов для зубопротезирования в соответствии с законодательством;

выплата надбавок к контрактам в соответствии с законодательством;

обеспечение деятельности межведомственных экспертных советов.

Мероприятия, указанные в абзацах четвертом и пятом части четвертой настоящей статьи, выполняются Гомельским и Могилевским областными исполнительными комитетами, а мероприятия, указанные в абзацах шестом и седьмом части четвертой настоящей статьи, – специализированными организациями, имеющими специальные разрешения (лицензии) на право осуществления деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения, подчиненными областным исполнительным комитетам (далее – специализированные организации).

Статья 9. Право граждан на получение информации в области правового режима территории радиоактивного загрязнения

Граждане имеют право на получение полной, своевременной и достоверной информации о радиационной обстановке, принимаемых мерах по ее улучшению, а также о правовом режиме территории радиоактивного загрязнения и об ответственности за его нарушение.

Порядок предоставления и распространения информации, указанной в части первой настоящей статьи, устанавливается законодательством об охране окружающей среды, об обращениях граждан и юридических лиц и иным законодательством.

ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ТЕРРИТОРИИ РАДИОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ

Статья 10. Государственное управление в области обеспечения правового режима территории радиоактивного загрязнения

Государственное управление в области обеспечения правового режима территории радиоактивного загрязнения осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, республиканским органом государственного управления, осуществляющим регулирование и управление в сфере преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, другими республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции, предусмотренной настоящим Законом и другими актами законодательства.

Статья 11. Компетенция Президента Республики Беларусь в области обеспечения правового режима территории радиоактивного загрязнения

Президент Республики Беларусь в области обеспечения правового режима территории радиоактивного загрязнения:

определяет единую государственную политику;

принимает решения о преобразовании и прекращении функционирования государственного радиационно-экологического заповедника (далее – заповедник), а также утверждает положение о нем;

осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и другими законодательными актами.

Статья 12. Компетенция Совета Министров Республики Беларусь в области обеспечения правового режима территории радиоактивного загрязнения

Совет Министров Республики Беларусь в области обеспечения правового режима территории радиоактивного загрязнения в пределах своей компетенции:

обеспечивает проведение единой государственной политики;

утверждает государственные программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

утверждает и пересматривает перечень населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения;

принимает решения об отнесении земель, находящихся на территории радиоактивного загрязнения, к радиационно опасным землям и исключении их из радиационно опасных земель, устанавливает порядок отнесения земель к радиационно опасным землям и исключения их из радиационно опасных земель;

устанавливает порядок обеспечения и отмены контрольно-пропускного режима на территориях зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения, зоны последующего отселения, с которых отселено население;

устанавливает порядок выдачи разрешений на захоронение радиоактивных отходов, а также иных отходов, продуктов, материалов и других веществ;

устанавливает порядок проведения радиационного мониторинга и использования его данных;

организует и координирует выполнение обязательств Республики Беларусь по международным договорам Республики Беларусь в сфере преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и другими актами законодательства.

Статья 13. Компетенция республиканского органа государственного управления, осуществляющего регулирование и управление в сфере преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в области обеспечения правового режима территории радиоактивного загрязнения

Республиканский орган государственного управления, осуществляющий регулирование и управление в сфере преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в области обеспечения правового режима территории радиоактивного загрязнения:

координирует выполнение мероприятий по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, обеспечение контроля радиоактивного загрязнения и радиационного мониторинга;

разрабатывает проекты государственных программ по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

принимает нормативные правовые акты в пределах своей компетенции по обеспечению правового режима территории радиоактивного загрязнения;

координирует деятельность по разработке и реализации государственных программ по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

вносит предложения по перечню населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения;

осуществляет регулирование безопасного функционирования системы захоронений радиоактивных отходов, а также объектов обращения с иными отходами, продуктами, материалами и другими веществами, на которых осуществлялось или осуществляется захоронение таких отходов;

выдает по согласованию с областными исполнительными комитетами разрешения на захоронение радиоактивных отходов, а также иных отходов, продуктов, материалов и других веществ;

информирует население о радиационной обстановке, принимаемых мерах по ее улучшению, а также о правовом режиме территории радиоактивного загрязнения и об ответственности за его нарушение;

утверждает карты территории радиоактивного загрязнения, а также обеспечивает их разработку и издание;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства.

Статья 131. Компетенция республиканского органа государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды в области обеспечения правового режима территории радиоактивного загрязнения

Республиканский орган государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды в области обеспечения правового режима территории радиоактивного загрязнения:

обеспечивает проведение мероприятий по управлению заповедником;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства.

Статья 14. Компетенция других республиканских органов государственного управления в области обеспечения правового режима территории радиоактивного загрязнения

Другие республиканские органы государственного управления в области обеспечения правового режима территории радиоактивного загрязнения в пределах своей компетенции:

участвуют в выполнении мероприятий государственных программ по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

принимают по согласованию с республиканским органом государственного управления, осуществляющим регулирование и управление в сфере преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, нормативные правовые акты, в том числе технические нормативные правовые акты, регулирующие вопросы контроля радиоактивного загрязнения, устанавливающие республиканские допустимые уровни, другие нормативы радиоактивного загрязнения;

осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства.

Статья 15. Компетенция местных исполнительных и распорядительных органов в области обеспечения правового режима территории радиоактивного загрязнения

Местные исполнительные и распорядительные органы в области обеспечения правового режима территории радиоактивного загрязнения в пределах своей компетенции:

участвуют в выполнении мероприятий государственных программ по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

обеспечивают правовой режим территории радиоактивного загрязнения. Правовой режим территории заповедника обеспечивается Гомельским областным исполнительным комитетом и государственным учреждением;

информируют население о радиационной обстановке, принимаемых мерах по ее улучшению, а также о правовом режиме территории радиоактивного загрязнения и об ответственности за его нарушение;

осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства.

ГЛАВА 3
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ТЕРРИТОРИИ РАДИОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ

Статья 16. Управление территорией радиоактивного загрязнения

Управление территорией радиоактивного загрязнения осуществляется Советом Министров Республики Беларусь, республиканским органом государственного управления, осуществляющим регулирование и управление в сфере преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, республиканским органом государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды и местными исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции.

Управление территориями зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население и на которых установлен контрольно-пропускной режим, осуществляется Гомельским и Могилевским областными исполнительными комитетами.

Основными задачами Гомельского и Могилевского областных исполнительных комитетов по управлению территориями, указанными в части второй настоящей статьи, являются:

контроль за соблюдением правового режима территорий зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население и на которых установлен контрольно-пропускной режим;

организация контрольно-пропускного режима и выдача пропусков;

иные задачи, установленные законодательством.

Структурные подразделения Гомельского и Могилевского областных исполнительных комитетов, реализующие функции, указанные в части второй настоящей статьи, осуществляют свою деятельность на основании положений, утверждаемых соответствующим областным исполнительным комитетом.

Статья 17. Заповедник

Заповедник создается в целях:

ограничения доступа граждан на территории зон радиоактивного загрязнения, с которых эвакуировано и отселено население;

обеспечения радиационной защиты населения;

предотвращения распространения радионуклидов;

проведения радиационного мониторинга;

проведения радиоэкологических исследований;

изучения животного и растительного мира, типичных и уникальных экосистем и ландшафтов, естественного течения природных процессов, характерных для Припятского Полесья.

Управление заповедником осуществляется государственным учреждением.

Решения о преобразовании и прекращении функционирования заповедника принимаются Президентом Республики Беларусь.

Правовой режим территории заповедника определяется настоящим Законом, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и обеспечивается Гомельским областным исполнительным комитетом и государственным учреждением в пределах их компетенции.

На территории заповедника обеспечивается правовой режим тех зон радиоактивного загрязнения, на территории которых он расположен.

На территории заповедника выделяются заповедная и экспериментально-хозяйственная зоны.

На территории заповедной зоны запрещается осуществление всех видов деятельности, кроме деятельности по:

обеспечению радиационной безопасности;

поддержанию условий, обеспечивающих противопожарную безопасность и санитарное состояние природных комплексов и объектов;

сохранению в естественном состоянии природных комплексов и объектов;

выполнению научно-исследовательских работ;

обустройству информационно-экологических маршрутов;

проведению информационно-экологических, просветительских, научно-познавательных и учебных экскурсий;

ведению рыболовного хозяйства на реке Припять;

проведению мониторинга окружающей среды;

осуществлению контроля и надзора;

выполнению мероприятий по сохранению европейского зубра;

предупреждению и ликвидации пожаров, стихийных бедствий и их последствий;

проведению мероприятий по борьбе с инвазивными чужеродными дикими животными и дикорастущими растениями;

техническому обслуживанию инженерных сетей, коммуникаций и иных объектов;

уходу за кладбищами, памятниками и историко-культурными объектами;

обеспечению национальной безопасности, выполнению органами пограничной службы возложенных на них задач по установлению, содержанию и охране Государственной границы Республики Беларусь;

охране территории и защите объектов животного и растительного мира;

проведению прочих рубок;

геологическому изучению недр в целях поиска и разведки жидких и газообразных горючих полезных ископаемых;

добыче жидких и газообразных горючих полезных ископаемых;

поддержанию в надлежащем состоянии водохозяйственных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений и устройств, предназначенных для регулирования водных потоков (гидроузлов, плотин и других водоподпорных сооружений), принятых на баланс государственного учреждения и находящихся в его оперативном управлении.

На территории экспериментально-хозяйственной зоны помимо видов деятельности, указанных в части седьмой настоящей статьи, допускается осуществление следующих видов деятельности:

проведение всех видов рубок леса (при условии соответствия содержания радионуклидов в древесине республиканским допустимым уровням, иным уровням радиоактивного загрязнения, определяющим обращение с объектами контроля радиоактивного загрязнения). До проведения всех видов рубок осуществляется вырубка модельных деревьев для определения содержания радионуклидов в древесине с выдачей разрешительного документа;

строительство и содержание капитальных строений (зданий, сооружений), используемых для охраны территории заповедника, осуществления научно-исследовательской, экспериментальной и хозяйственной деятельности;

выполнение комплекса мероприятий по лесоразведению и лесовосстановлению;

проведение опытно-экспериментальных работ;

осуществление санитарно-ветеринарных, лечебно-профилактических и биотехнических мероприятий в целях предупреждения заболеваний диких животных;

пчеловодство;

коневодство;

туризм;

плодоводство;

питомниководство;

организация и проведение охоты;

проведение мероприятий по регулированию распространения и численности диких животных.

Основными задачами государственного учреждения являются:

проведение мероприятий по предотвращению переноса радионуклидов на прилегающие территории;

наблюдение за изменением радиационной обстановки;

оценка влияния радиоактивного загрязнения на объекты животного и растительного мира, среду их обитания и произрастания;

сохранение природных комплексов и объектов, создание условий для обеспечения естественного течения природных процессов;

проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ.

Имущество, находящееся на территории заповедника, находится в собственности Республики Беларусь. Управление этим имуществом осуществляется в соответствии с законодательными актами.

Природопользование на территории заповедника осуществляется по согласованию с республиканским органом государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды.

Статья 18. Контрольно-пропускной режим на территории радиоактивного загрязнения

На территориях зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население, обеспечивается контрольно-пропускной режим.

Порядок обеспечения и отмены контрольно-пропускного режима на территориях, указанных в части первой настоящей статьи, устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Допуск граждан, всех видов транспортных средств и другой техники на территории зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население и на которых установлен контрольно-пропускной режим, осуществляется на основании пропусков, выдаваемых Гомельским или Могилевским областными исполнительными комитетами в соответствии с законодательством об административных процедурах.

Карты территорий зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население и на которых установлен контрольно-пропускной режим, утверждаются Гомельским, Могилевским областными исполнительными комитетами по согласованию с республиканским органом государственного управления, осуществляющим регулирование и управление в сфере преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Статья 19. Исключена.

Статья 20. Меры по охране территорий зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население и на которых установлен контрольно-пропускной режим

Охрана территорий зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население и на которых установлен контрольно-пропускной режим, включает меры, обеспечивающие в порядке, установленном законодательством:

охрану общественного порядка;

охрану имущества;

обозначение границ территорий;

предупреждение и тушение пожаров.

Статья 21. Право собственности и управление имуществом, находящимся на территориях зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население

Имущество, находящееся на территориях зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население, за которое организациями и гражданами, выехавшими из указанных зон, получена компенсация, находится в собственности Республики Беларусь. Управление этим имуществом осуществляется областными исполнительными комитетами, за исключением имущества, указанного в части десятой статьи 17 настоящего Закона.

Статья 22. Права, обязанности и гарантии землепользователей земельных участков, находящихся на территории радиоактивного загрязнения

На землепользователей земельных участков, находящихся на территории радиоактивного загрязнения, распространяются права и обязанности, установленные законодательством об охране и использовании земель, с учетом положений, установленных частью второй настоящей статьи и статьями 24–28 настоящего Закона.

Землепользователи земельных участков, находящихся на территории радиоактивного загрязнения, обязаны проводить специальные агрохимические, агротехнические, агромелиоративные, лесохозяйственные и другие мероприятия по обеспечению производства продукции, содержание радионуклидов в которой не превышает республиканских допустимых уровней, в соответствии с техническими нормативными правовыми актами.

Статья 23. Вывоз имущества, находящегося на территориях зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население и на которых установлен контрольно-пропускной режим

Вывоз имущества, в том числе земли, полезных ископаемых, других материальных ценностей (за исключением образцов, отбираемых для научных целей при выполнении научно-исследовательских работ), находящегося на территориях зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население и на которых установлен контрольно-пропускной режим, в том числе на территории заповедника, за их пределы осуществляется на основании пропусков, выдаваемых Гомельским, Могилевским областными исполнительными комитетами в соответствии с законодательством об административных процедурах.

Статья 24. Правовой режим зоны эвакуации (отчуждения)

В зоне эвакуации (отчуждения) запрещается осуществление хозяйственной и иной деятельности, за исключением видов деятельности, осуществляемых на территории заповедника, указанных в частях седьмой и восьмой статьи 17 настоящего Закона, и мероприятий, связанных с обеспечением радиационной безопасности, предотвращением переноса радионуклидов, проведением природоохранных мероприятий, техническим обслуживанием инженерных сетей, коммуникаций и иных объектов, а также научно-исследовательских и экспериментальных работ.

Проведение мероприятий, указанных в части первой настоящей статьи, в зоне эвакуации (отчуждения) допускается только с разрешения республиканского органа государственного управления, осуществляющего регулирование и управление в сфере преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, с соблюдением норм и правил по обеспечению радиационной безопасности при наличии разрешения на право работы с источниками ионизирующего излучения (санитарного паспорта), выдаваемого органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор.

В зоне эвакуации (отчуждения) также запрещаются:

проживание населения;

пребывание граждан без пропуска;

въезд без пропуска всех видов транспортных средств и другой техники;

привлечение к работе лиц без медицинской справки о состоянии здоровья с заключением о годности к работе в данной профессии в данной зоне, а также без их письменного согласия;

использование территории зоны эвакуации (отчуждения) в рекреационных целях;

другие виды деятельности, предусмотренные законодательными актами.

Статья 25. Правовой режим зоны первоочередного отселения

В зоне первоочередного отселения допускается осуществление хозяйственной и иной деятельности (за исключением сельскохозяйственной) с соблюдением норм и правил по обеспечению радиационной безопасности и использованием технологий, обеспечивающих производство продукции, содержание радионуклидов в которой не превышает республиканских допустимых уровней, иных уровней радиоактивного загрязнения, определяющих обращение с объектами контроля радиоактивного загрязнения, а на территории заповедника – также осуществление видов деятельности, указанных в частях седьмой и восьмой статьи 17 настоящего Закона.

В зоне первоочередного отселения проводятся мероприятия по радиационной защите, предусмотренные государственными программами по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В зоне первоочередного отселения запрещаются:

проживание населения;

пребывание граждан без пропуска;

въезд без пропуска всех видов транспортных средств и другой техники;

производство (заготовка) продукции, содержание радионуклидов в которой превышает республиканские допустимые уровни, иные уровни радиоактивного загрязнения, определяющие обращение с объектами контроля радиоактивного загрязнения;

сбор дикорастущих растений (в том числе мха, лишайников и грибов) и (или) их частей (ягод, орехов, шишек, иных плодов, почек, листьев, цветов, коры, корней и др.) (далее – дикорастущие растения и (или) их части), охота, рыболовство, все виды водопользования, за исключением использования водных объектов для противопожарных целей, а также иное природопользование, не отвечающее требованиям норм и правил по обеспечению радиационной безопасности;

выполнение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, если это может привести к переносу радионуклидов;

использование территории зоны первоочередного отселения в рекреационных целях;

другие виды деятельности, предусмотренные законодательными актами.

Статья 26. Правовой режим зоны последующего отселения

В зоне последующего отселения допускается осуществление хозяйственной и иной деятельности с соблюдением норм и правил по обеспечению радиационной безопасности и использованием технологий, обеспечивающих производство продукции, содержание радионуклидов в которой не превышает республиканских допустимых уровней, иных уровней радиоактивного загрязнения, определяющих обращение с объектами контроля радиоактивного загрязнения, а на территории заповедника – также осуществление видов деятельности, указанных в частях седьмой и восьмой статьи 17 настоящего Закона.

В зоне последующего отселения проводятся мероприятия по радиационной защите, предусмотренные государственными программами по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В зоне последующего отселения запрещаются:

осуществление сельскохозяйственной деятельности на землях отчуждения;

производство (заготовка) продукции, содержание радионуклидов в которой превышает республиканские допустимые уровни, иные уровни радиоактивного загрязнения, определяющие обращение с объектами контроля радиоактивного загрязнения;

природопользование, не отвечающее требованиям норм и правил по обеспечению радиационной безопасности;

другие виды деятельности, предусмотренные законодательными актами.

На территориях зоны последующего отселения, с которых отселено население и на которых установлен контрольно-пропускной режим, также запрещаются:

пребывание граждан без пропуска;

въезд граждан для проживания;

въезд без пропуска всех видов транспортных средств и другой техники;

сбор дикорастущих растений и (или) их частей, охота, рыболовство;

использование территорий зоны последующего отселения в рекреационных целях.

Статья 27. Правовой режим зоны с правом на отселение и зоны проживания с периодическим радиационным контролем

В зоне с правом на отселение и зоне проживания с периодическим радиационным контролем проводятся мероприятия по радиационной защите, социально-экономическому развитию территорий указанных зон, предусмотренные государственными программами по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Хозяйственная и иная деятельность в зоне с правом на отселение и зоне проживания с периодическим радиационным контролем осуществляется с соблюдением норм и правил по обеспечению радиационной безопасности и использованием технологий, обеспечивающих производство продукции, содержание радионуклидов в которой не превышает республиканских допустимых уровней, иных уровней радиоактивного загрязнения, определяющих обращение с объектами контроля радиоактивного загрязнения.

В зоне с правом на отселение и зоне проживания с периодическим радиационным контролем запрещаются:

осуществление сельскохозяйственной деятельности на землях отчуждения;

производство (заготовка) продукции, содержание радионуклидов в которой превышает республиканские допустимые уровни, иные уровни радиоактивного загрязнения, определяющие обращение с объектами контроля радиоактивного загрязнения;

природопользование, не отвечающее требованиям норм и правил по обеспечению радиационной безопасности.

Статья 28. Правовой режим территорий, не относящихся к зонам радиоактивного загрязнения

На территориях, не относящихся к зонам радиоактивного загрязнения, проводятся мероприятия по радиационной защите, предусмотренные государственными программами по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

На территориях, не относящихся к зонам радиоактивного загрязнения, запрещаются:

осуществление сельскохозяйственной деятельности на землях отчуждения;

производство (заготовка) продукции, содержание радионуклидов в которой превышает республиканские допустимые уровни.

Статья 29. Условия реализации продукции, произведенной на территории радиоактивного загрязнения

Реализация продукции, произведенной на территории радиоактивного загрязнения, осуществляется при условии обязательного контроля ее радиоактивного загрязнения и наличии документа, подтверждающего соответствие содержания радионуклидов в такой продукции республиканским допустимым уровням, иным уровням радиоактивного загрязнения, определяющим обращение с объектами контроля радиоактивного загрязнения.

Статья 30. Радиологическая реабилитация территории радиоактивного загрязнения

На территории радиоактивного загрязнения проводятся комплексные мероприятия по ее радиологической реабилитации, предусмотренные государственными программами по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, направленные на снижение доз облучения проживающего на данной территории населения до основного предела доз облучения для населения, установленного законодательством о радиационной безопасности, и обеспечение производства продукции, содержание радионуклидов в которой не превышает республиканских допустимых уровней.

В целях планирования мероприятий по радиологической реабилитации и оценки их эффективности осуществляются:

определение критериев необходимости проведения таких мероприятий;

мониторинг доз облучения населения в порядке, установленном республиканским органом государственного управления в области здравоохранения;

радиационный мониторинг.

Статья 31. Условия возведения и реконструкции предприятий

Возведение и реконструкция предприятий на территориях зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население и на которых установлен контрольно-пропускной режим, осуществляются по решению Совета Министров Республики Беларусь.

ГЛАВА 4
ЗАХОРОНЕНИЕ РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ, А ТАКЖЕ ИНЫХ ОТХОДОВ, ПРОДУКТОВ, МАТЕРИАЛОВ И ДРУГИХ ВЕЩЕСТВ

Статья 32. Порядок захоронения радиоактивных отходов, а также иных отходов, продуктов, материалов и других веществ

Захоронение радиоактивных отходов, а также иных отходов, продуктов, материалов и других веществ осуществляется специализированными организациями на объектах, отвечающих требованиям, указанным в статье 33 настоящего Закона, на основании разрешения, выдаваемого республиканским органом государственного управления, осуществляющим регулирование и управление в сфере преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по согласованию с областными исполнительными комитетами в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Захоронение иных отходов, продуктов, материалов и других веществ может осуществляться также иными организациями, произведшими такие отходы, продукты, материалы и другие вещества, на земельных участках, участках лесного фонда, на которых эти отходы, продукты, материалы и другие вещества были произведены, по согласованию с лицами, которым эти участки предоставлены.

Порядок захоронения радиоактивных отходов, а также иных отходов, продуктов, материалов и других веществ устанавливается республиканскими органами государственного управления в соответствии с их компетенцией по согласованию с республиканским органом государственного управления, осуществляющим регулирование и управление в сфере преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Статья 33. Требования к объектам обращения с радиоактивными отходами, а также иными отходами, продуктами, материалами и другими веществами, на которых осуществлялось или осуществляется их захоронение

Объекты обращения с радиоактивными отходами, на которых осуществлялось или осуществляется захоронение таких отходов, должны представлять собой специально созданные инженерные сооружения, исключающие распространение радионуклидов в окружающую среду и обеспечивающие защиту населения от вредного воздействия ионизирующего излучения, возможность постоянного контроля за их состоянием в соответствии с требованиями, установленными техническими нормативными правовыми актами.

Объекты обращения с иными отходами, продуктами, материалами и другими веществами, на которых осуществлялось или осуществляется их захоронение, должны исключать распространение радионуклидов в окружающую среду и обеспечивать защиту населения от вредного воздействия ионизирующего излучения, возможность постоянного контроля за их состоянием в соответствии с требованиями, установленными техническими нормативными правовыми актами.

Возведение объектов обращения с радиоактивными отходами и иными отходами, продуктами, материалами и другими веществами должно осуществляться на основании проектной документации, прошедшей государственные экспертизы, предусмотренные законодательством, и утвержденной в порядке, установленном законодательством.

Статья 34. Размещение объектов обращения с радиоактивными отходами, а также иными отходами, продуктами, материалами и другими веществами для их захоронения

Размещение объектов обращения с радиоактивными отходами, а также иными отходами, продуктами, материалами и другими веществами для их захоронения осуществляется по решению Совета Министров Республики Беларусь с учетом предложений заинтересованных республиканских органов государственного управления. Предоставление земельных участков и участков недр для размещения указанных объектов осуществляется в порядке, установленном законодательством об охране и использовании земель, о недрах.

Объекты обращения с радиоактивными отходами, а также иными отходами, продуктами, материалами и другими веществами для их захоронения размещаются, как правило, на территории радиоактивного загрязнения с содержанием радионуклидов в почве выше удельной активности радиоактивных отходов, а также иных отходов, продуктов, материалов и других веществ, подлежащих захоронению.

ГЛАВА 5
КОНТРОЛЬ РАДИОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ, РАДИАЦИОННЫЙ МОНИТОРИНГ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ ПРИ КОНТРОЛЕ РАДИОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ

Статья 35. Контроль радиоактивного загрязнения

Координация работы по обеспечению контроля радиоактивного загрязнения осуществляется республиканским органом государственного управления, осуществляющим регулирование и управление в сфере преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Положение о контроле радиоактивного загрязнения утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

Контроль радиоактивного загрязнения территорий населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения, обеспечивается республиканским органом государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды.

Контроль радиоактивного загрязнения сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов, за исключением указанных в части пятой настоящей статьи, обеспечивается республиканскими органами государственного управления, другими организациями, индивидуальными предпринимателями и иными гражданами, осуществляющими их производство, заготовку (закупку) и переработку в целях реализации, а также их реализацию.

Контроль радиоактивного загрязнения лесного фонда, лесной продукции обеспечивается республиканским органом государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, организациями, индивидуальными предпринимателями и иными гражданами, осуществляющими заготовку (закупку) и переработку лесной продукции в целях реализации, а также реализацию этой продукции и продуктов ее переработки.

Контроль радиоактивного загрязнения пищевых продуктов, производимых гражданами для собственного потребления, а также дикорастущих растений и (или) их частей, продукции охоты и рыболовства, используемых гражданами для собственного потребления, обеспечивается республиканским органом государственного управления в области здравоохранения.

Контроль радиоактивного загрязнения питьевой воды и объектов жилищно-коммунального хозяйства обеспечивается республиканским органом государственного управления в области жилищно-коммунального хозяйства.

Контроль радиоактивного загрязнения иной продукции, не указанной в частях третьей–пятой настоящей статьи, для которой установлены республиканские допустимые уровни, обеспечивается республиканскими органами государственного управления (в части подчиненных им организаций), организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими ее производство и реализацию.

Контроль радиоактивного загрязнения железнодорожного, автомобильного, водного транспорта на территориях зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население и на которых установлен контрольно-пропускной режим, обеспечивается республиканскими органами государственного управления, организациями, в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении которых находится такой транспорт.

Контроль радиоактивного загрязнения иных объектов контроля радиоактивного загрязнения, не указанных в частях второй–восьмой настоящей статьи, обеспечивается республиканскими органами государственного управления (в части подчиненных им организаций), организациями, индивидуальными предпринимателями, в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении, пользовании которых находятся такие объекты.

Республиканские органы государственного управления, ответственные за обеспечение контроля радиоактивного загрязнения, обязаны передавать республиканскому органу государственного управления в области здравоохранения по его запросу сведения, необходимые для оценки доз облучения населения.

Контроль доз облучения населения обеспечивается республиканским органом государственного управления в области здравоохранения.

Статья 36. Радиационный мониторинг

Радиационный мониторинг сельскохозяйственных земель проводится республиканским органом государственного управления в области сельского хозяйства.

Радиационный мониторинг лесного фонда проводится республиканским органом государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.

Радиационный мониторинг почв, атмосферного воздуха и водных объектов проводится республиканским органом государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, в том числе через подчиненные ему организации.

Порядок проведения радиационного мониторинга и использования его данных устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 37. Государственное регулирование в области обеспечения единства измерений при контроле радиоактивного загрязнения

Измерения, выполняемые при контроле радиоактивного загрязнения, относятся к сфере деятельности, в которой осуществляется государственное регулирование в области обеспечения единства измерений, включая государственный метрологический надзор.

Государственный метрологический надзор за измерениями, выполняемыми при контроле радиоактивного загрязнения, осуществляется в порядке, установленном законодательными актами, и включает в себя государственный метрологический надзор за применением единиц величин, средств измерений, стандартных образцов и методик (методов) измерений.

ГЛАВА 6
КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРАВОВОМ РЕЖИМЕ ТЕРРИТОРИЙ РАДИОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРАВОВОМ РЕЖИМЕ ТЕРРИТОРИЙ РАДИОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ

Статья 38. Контроль за соблюдением законодательства о правовом режиме территорий радиоактивного загрязнения

Контроль за соблюдением законодательства о правовом режиме территорий радиоактивного загрязнения осуществляется в соответствии с настоящим Законом, законодательством о радиационной безопасности и о контрольной (надзорной) деятельности.

Статья 39. Ответственность за нарушение законодательства о правовом режиме территорий радиоактивного загрязнения

Нарушение законодательства о правовом режиме территорий радиоактивного загрязнения влечет ответственность в соответствии с законодательными актами.

ГЛАВА 7
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 40. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов и отдельных положений законов

Признать утратившими силу:

1. Закон Республики Беларусь от 12 ноября 1991 года «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1991 г., № 35, ст. 622).

2. Закон Республики Беларусь от 12 мая 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 37, 2/33).

3. Статью 1 Закона Республики Беларусь от 24 июля 2002 года «О внесении изменений и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Беларусь в связи с реорганизацией системы республиканских органов государственного управления» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 87, 2/883).

4. Закон Республики Беларусь от 4 июля 2006 года «О внесении изменения в Закон Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 108, 2/1237).

5. Статью 2 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2006 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам технического нормирования, стандартизации и оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 122, 2/1259).

6. Статью 2 Закона Республики Беларусь от 7 мая 2007 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь и признании утратившим силу Постановления Президиума Верховного Совета Республики Беларусь «О реорганизации дела охраны историко-культурного наследия в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 118, 2/1309).

7. Статью 1 Закона Республики Беларусь от 24 декабря 2007 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам лекарственного обеспечения» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 3, 2/1396).

8. Статью 1 Закона Республики Беларусь от 8 июля 2008 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам обеспечения единства измерений» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 170, 2/1464).

9. Статью 2 Закона Республики Беларусь от 6 июля 2009 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам охраны труда» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 171, 2/1589).

10. Статью 1 Закона Республики Беларусь от 28 декабря 2009 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам регулирования земельных отношений» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 6, 2/1648).

11. Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 12 ноября 1991 года «О порядке введения в действие Закона Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1991 г., № 35, ст. 623).

Статья 41. Меры по реализации положений настоящего Закона

Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок:

подготовить и внести в установленном порядке предложения о приведении законодательных актов в соответствие с настоящим Законом;

привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить приведение республиканскими органами государственного управления, подчиненными Правительству Республики Беларусь, их нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом;

принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.

До приведения актов законодательства в соответствие с настоящим Законом они применяются в той части, в которой не противоречат настоящему Закону, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь.

Статья 42. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования, за исключением настоящей статьи и статьи 41, которые вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Закона.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.