Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 28.03.2024
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

26 ноября 2003 г. № 248-З

О порядке реализации права законодательной инициативы и права на внесение предложений Всебелорусскому народному собранию гражданами Республики Беларусь

Принят Палатой представителей 23 октября 2003 года
Одобрен Советом Республики 12 ноября 2003 года

Изменения и дополнения:

Закон Республики Беларусь от 15 июля 2008 г. № 410-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 184, 2/1507);

Закон Республики Беларусь от 4 июня 2015 г. № 268-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 06.06.2015, 2/2266);

Закон Республики Беларусь от 17 июля 2023 г. № 292-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 22.07.2023, 2/3012)

—————————————————————————

Изменения, внесенные Законом Республики Беларусь от 17 июля 2023 г. № 292-З «Об изменении законов», в соответствии со статьей 29 указанного Закона вступают в силу в следующем порядке:

в части, касающейся полномочий Президента Республики Беларусь, Национального собрания Республики Беларусь, государственных органов, реализация которых обусловлена деятельностью Всебелорусского народного собрания, а также полномочий, передаваемых Всебелорусскому народному собранию, – со дня формирования Всебелорусского народного собрания;

в иной части – через три месяца после официального опубликования Закона Республики Беларусь от 17 июля 2023 г. № 292-З – с 23 октября 2023 г.

__________________________________________________

 

 

Настоящий Закон определяет принципы, формы, гарантии, порядок и условия реализации права законодательной инициативы и права на внесение предложений Всебелорусскому народному собранию гражданами Республики Беларусь.

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Право законодательной инициативы граждан Республики Беларусь и право граждан Республики Беларусь на внесение предложений Всебелорусскому народному собранию

1. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь право законодательной инициативы принадлежит гражданам Республики Беларусь, обладающим избирательным правом (далее – граждане), в количестве не менее 50 тысяч человек.

2. Право законодательной инициативы о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь, а также право на внесение предложений Всебелорусскому народному собранию принадлежат не менее чем 150 тысячам граждан.

Статья 2. Содержание права законодательной инициативы граждан и права граждан на внесение предложений Всебелорусскому народному собранию

Право законодательной инициативы граждан означает гарантированное Конституцией Республики Беларусь право вносить в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь (далее – Палата представителей) проекты законов, подлежащие обязательному рассмотрению Палатой представителей в порядке, установленном законодательством.

Право граждан на внесение предложений Всебелорусскому народному собранию означает гарантированное Конституцией Республики Беларусь право вносить Всебелорусскому народному собранию предложения о выдвижении обвинения Президенту Республики Беларусь и смещении его с должности, о созыве внеочередного заседания Всебелорусского народного собрания (далее – право граждан на внесение предложений).

Статья 3. Правовая основа реализации права законодательной инициативы граждан и права граждан на внесение предложений

Правовую основу реализации права законодательной инициативы граждан и права граждан на внесение предложений составляют Конституция Республики Беларусь, настоящий Закон и иные акты законодательства, постановления Центральной избирательной комиссии (далее – Центральная комиссия).

Статья 4. Принципы реализации права законодательной инициативы граждан и права граждан на внесение предложений

Право законодательной инициативы и право граждан на внесение предложений реализуются гражданами свободно. Гражданин лично решает, участвовать ли ему в реализации права законодательной инициативы и права граждан на внесение предложений. Никто не вправе препятствовать законному осуществлению гражданами указанных прав, ограничивать их либо принуждать к реализации этих прав.

Статья 5. Формы реализации права законодательной инициативы граждан и права граждан на внесение предложений

Право законодательной инициативы реализуется гражданами посредством внесения в Палату представителей проектов законов:

о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь;

об изменении законов, о признании утратившими силу законов;

о толковании законов;

иных проектов законов.

Право граждан на внесение предложений, указанных в части второй статьи 2 настоящего Закона, реализуется посредством внесения их Всебелорусскому народному собранию.

Статья 6. Требования к проекту закона, предлагаемому гражданами в порядке реализации права законодательной инициативы, и к предложению, вносимому Всебелорусскому народному собранию

Проект закона, предлагаемый гражданами в порядке реализации права законодательной инициативы (далее – проект закона) для последующего внесения в Палату представителей, должен соответствовать Конституции Республики Беларусь, требованиям, установленным Законом Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах», а также иным законодательным актам.

Предложение, вносимое Всебелорусскому народному собранию в порядке реализации права граждан на внесение предложений, должно соответствовать Конституции Республики Беларусь, настоящему Закону, а также иным законодательным актам.

ГЛАВА 2
ОБРАЗОВАНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ ИНИЦИАТИВНОЙ ГРУППЫ ГРАЖДАН ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ, ИНИЦИАТИВНОЙ ГРУППЫ ГРАЖДАН ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ГРАЖДАН НА ВНЕСЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. РЕГИСТРАЦИЯ ПРОЕКТА ЗАКОНА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ВНОСИМОГО ВСЕБЕЛОРУССКОМУ НАРОДНОМУ СОБРАНИЮ

Статья 7. Образование инициативной группы граждан по реализации права законодательной инициативы и инициативной группы граждан по реализации права граждан на внесение предложений

1. Гражданами, выступающими с предложением о внесении проекта закона в Палату представителей, и гражданами, вносящими предложение Всебелорусскому народному собранию, образуются соответственно инициативная группа граждан по реализации права законодательной инициативы и инициативная группа граждан по реализации права граждан на внесение предложений (далее, если не установлено иное, – инициативная группа) в количестве не менее 100 человек.

2. Инициативная группа граждан по реализации права законодательной инициативы создается в целях сбора подписей за предложение о внесении проекта закона в Палату представителей, представления интересов граждан при подготовке, внесении проекта закона в Палату представителей, его рассмотрении в Палате представителей, а также при отзыве проекта закона из Палаты представителей.

3. Инициативная группа граждан по реализации права граждан на внесение предложений создается в целях сбора подписей за внесение предложения Всебелорусскому народному собранию, представления интересов граждан при внесении предложения Всебелорусскому народному собранию, его рассмотрении Всебелорусским народным собранием.

Статья 8. Обращение инициативной группы в Центральную комиссию

1. Инициативная группа обращается в Центральную комиссию с заявлением о регистрации инициативной группы и проекта закона или предложения, вносимого Всебелорусскому народному собранию (далее – инициатива).

2. К заявлению о регистрации инициативной группы и инициативы прилагаются:

2.1. протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение об образовании группы, избрании из ее состава председателя и заместителя председателя группы, координаторов по областям, городу Минску, если сбор подписей будет проводиться на их территории, а также о внесении инициативы соответственно в Палату представителей или Всебелорусскому народному собранию;

2.2. проект закона или предложение, вносимое Всебелорусскому народному собранию, подготовленные в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 6 настоящего Закона;

2.3. список членов инициативной группы, присутствовавших на собрании, подписанный председателем и секретарем собрания;

2.4. список членов инициативной группы, давших согласие на участие в работе инициативной группы, что должно быть подтверждено их собственноручными подписями.

3. В списке членов инициативной группы указываются фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), дата рождения, место жительства, серия (при наличии) и номер документа, удостоверяющего личность, каждого члена инициативной группы.

4. Собрание инициативной группы правомочно, если в нем приняло участие более половины состава инициативной группы.

5. Решения собрания инициативной группы принимаются большинством голосов его участников, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 статьи 23 настоящего Закона.

Статья 9. Регистрация инициативной группы и инициативы

1. Центральная комиссия на основании документов, указанных в подпунктах 2.1, 2.3, 2.4 пункта 2 статьи 8 настоящего Закона, в месячный срок проверяет соблюдение порядка образования инициативной группы.

2. Инициатива направляется Центральной комиссией для подготовки заключения в Министерство юстиции, которое в месячный срок устанавливает соответствие инициативы требованиям, предусмотренным настоящим Законом и иными законодательными актами.

3. При соблюдении порядка образования инициативной группы, а также при установлении Министерством юстиции соответствия инициативы требованиям, предусмотренным настоящим Законом и иными законодательными актами, Центральная комиссия в десятидневный срок регистрирует инициативную группу и инициативу.

4. Со дня регистрации инициативной группы и инициативы Центральной комиссией и до внесения инициативы соответственно в Палату представителей или Всебелорусскому народному собранию не допускается внесение в текст инициативы изменений и дополнений.

5. После регистрации инициативной группы и инициативы Центральная комиссия в трехдневный срок выдает инициативной группе свидетельство о регистрации инициативной группы и инициативы, образец листа для сбора подписей граждан за предложение о внесении инициативы соответственно в Палату представителей или Всебелорусскому народному собранию (далее – подписной лист), а членам инициативной группы – соответствующие удостоверения. При этом в тот же срок Центральная комиссия уведомляет Секретариат Всебелорусского народного собрания о регистрации соответствующих инициативной группы и инициативы.

6. Формы свидетельства о регистрации инициативной группы и инициативы, удостоверения члена инициативной группы, а также подписного листа утверждаются Центральной комиссией.

Статья 10. Основания для отказа в регистрации инициативной группы и инициативы

1. Центральная комиссия принимает решение об отказе в регистрации инициативной группы и инициативы в случае:

1.1. нарушения порядка образования инициативной группы;

1.2. установления Министерством юстиции несоответствия инициативы требованиям, предусмотренным настоящим Законом и иными законодательными актами.

2. Решение об отказе в регистрации инициативной группы и инициативы может быть обжаловано в месячный срок в Верховный Суд Республики Беларусь. Жалоба должна быть подписана большинством членов инициативной группы.

ГЛАВА 3
АГИТАЦИЯ И РАСХОДЫ НА ПОДГОТОВКУ И ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРАВА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ ГРАЖДАН И ПРАВА ГРАЖДАН НА ВНЕСЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Статья 11. Агитация за либо против предложения о внесении инициативы

1. Гражданам, членам инициативной группы предоставляется право беспрепятственной агитации за или против предложения о внесении инициативы соответственно в Палату представителей или Всебелорусскому народному собранию на собраниях, митингах, в средствах массовой информации, глобальной компьютерной сети Интернет, а также во время сбора подписей граждан. При проведении агитации за или против предложения о внесении инициативы соответственно в Палату представителей или Всебелорусскому народному собранию не должны нарушаться правопорядок и права других граждан.

2. Агитация за или против предложения о внесении инициативы соответственно в Палату представителей или Всебелорусскому народному собранию проводится в соответствии с законодательством о массовых мероприятиях, а также иными законодательными актами.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства не вправе принимать участие в агитации.

Статья 12. Недопустимость злоупотребления правом на проведение агитации за либо против предложения о внесении инициативы

1. Агитационные материалы, выступления на собраниях, митингах, в средствах массовой информации, глобальной компьютерной сети Интернет, направленные на реализацию права законодательной инициативы граждан и права граждан на внесение предложений, не должны содержать пропаганду войны или экстремистской деятельности, а также иным образом наносить вред государственным или общественным интересам. Запрещаются агитация или пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, выпуск и распространение сообщений и материалов, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную вражду.

2. Граждане, члены инициативной группы, агитирующие за либо против предложения о внесении инициативы соответственно в Палату представителей или Всебелорусскому народному собранию, не вправе раздавать гражданам денежные средства, подарки и иные материальные ценности, проводить льготную распродажу товаров, бесплатно предоставлять любые услуги и товары, кроме агитационных материалов, изготовленных с соблюдением требований пункта 1 настоящей статьи. При проведении агитации запрещается воздействовать на граждан обещаниями передачи им денежных средств, материальных ценностей.

3. При нарушении требований настоящей статьи Центральная комиссия вправе вынести инициативной группе письменное предупреждение либо отменить решение о регистрации инициативной группы и инициативы.

Статья 13. Использование средств массовой информации для освещения мероприятий, направленных на реализацию права законодательной инициативы граждан и права граждан на внесение предложений

1. Инициативная группа вправе обращаться в средства массовой информации в целях информирования общественности о ходе реализации права законодательной инициативы граждан и права граждан на внесение предложений.

2. Средства массовой информации могут по просьбе инициативной группы опубликовать (обнародовать) текст проекта закона с обоснованием необходимости его принятия, а также текст предложения, вносимого Всебелорусскому народному собранию, в порядке и на условиях, определенных редакциями средств массовой информации.

Статья 14. Расходы на подготовку и проведение мероприятий, направленных на реализацию права законодательной инициативы граждан и права граждан на внесение предложений

1. Расходы на подготовку и проведение мероприятий, направленных на реализацию права законодательной инициативы граждан, права граждан на внесение предложений и связанных со сбором подписей граждан, осуществляются за счет средств инициативной группы, которая открывает для этого счет в банке. В этих целях инициативная группа может использовать добровольные пожертвования организаций (за исключением государственных, религиозных и благотворительных организаций), в том числе политических партий, других общественных объединений, а также граждан.

2. Порядок открытия счета, его формирования и расходования денежных средств определяется Центральной комиссией. Контроль за получением и использованием денежных средств осуществляется Центральной комиссией.

3. Не допускаются получение и использование на подготовку и проведение мероприятий, направленных на реализацию права законодательной инициативы граждан и права граждан на внесение предложений, средств иностранных государств, межгосударственных образований, иностранных и международных юридических лиц (организаций, не являющихся юридическими лицами), граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих за пределами Республики Беларусь либо находящихся за пределами Республики Беларусь более 183 дней в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу предоставления таких средств (далее – граждане Республики Беларусь, проживающие за рубежом), иностранных граждан, лиц без гражданства, фондов, иных организаций, учредителями (участниками, собственниками имущества) которых являются иностранные государства, межгосударственные образования, иностранные и международные юридические лица (организации, не являющиеся юридическими лицами), граждане Республики Беларусь, проживающие за рубежом, иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранных анонимных жертвователей.

4. При нарушении инициативной группой порядка получения и использования денежных средств Центральная комиссия вправе отменить решение о регистрации инициативной группы и инициативы.

ГЛАВА 4
ПОРЯДОК СБОРА ПОДПИСЕЙ ГРАЖДАН И УСТАНОВЛЕНИЕ ИТОГОВ СБОРА ПОДПИСЕЙ ГРАЖДАН ЗА ПРЕДЛОЖЕНИЕ О ВНЕСЕНИИ ИНИЦИАТИВЫ

Статья 15. Порядок сбора подписей граждан за предложение о внесении инициативы

1. Сбор подписей граждан за предложение о внесении инициативы соответственно в Палату представителей или Всебелорусскому народному собранию проводится только членами инициативной группы в месячный срок со дня регистрации инициативной группы и проекта закона.

2. Подписные листы должны содержать название инициативы, фамилию, собственное имя и отчество (если таковое имеется) члена инициативной группы, собирающего подписи, с указанием номера свидетельства о регистрации инициативной группы и инициативы, выданного Центральной комиссией.

3. Член инициативной группы, проводящий сбор подписей, обязан представить для ознакомления полный текст инициативы, предлагаемой для внесения соответственно в Палату представителей или Всебелорусскому народному собранию.

4. В подписной лист должны быть включены подписи граждан, проживающих только в одном городе, поселке, сельсовете, а в городах с районным делением – в одном районе города.

5. В подписном листе указываются фамилия, собственное имя и отчество (если таковое имеется), дата рождения, место жительства, серия (при наличии) и номер документа, удостоверяющего личность, гражданина, поддерживающего предложение о внесении инициативы соответственно в Палату представителей или Всебелорусскому народному собранию. Данные о гражданине вносятся в подписной лист рукописным способом. Гражданин собственноручно ставит в подписном листе дату подписи и расписывается. Подписи нумеруются.

6. Гражданин имеет право подписаться в поддержку предложения о внесении инициативы соответственно в Палату представителей или Всебелорусскому народному собранию только один раз.

7. Граждане, подписавшиеся в поддержку предложения о внесении инициативы соответственно в Палату представителей или Всебелорусскому народному собранию, имеют право до сдачи подписных листов в соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган снять свои подписи в подписных листах путем подачи заявления в местный исполнительный и распорядительный орган, на территории которого проводился сбор подписей.

8. Участие администрации организации в сборе подписей, равно как и принуждение в процессе сбора подписей и вознаграждение граждан за внесение подписей, не допускается.

9. Подписные листы сдаются инициативной группой не позднее истечения срока, установленного для сбора подписей, в районный, городской исполнительный комитет, местную администрацию, на территории которых проводился сбор подписей.

10. При сдаче подписных листов подпись члена инициативной группы, проводившего сбор подписей граждан, ставится на каждом подписном листе в присутствии председателя либо заместителя председателя районного, городского исполнительного комитета, главы или заместителя главы местной администрации и немедленно удостоверяется печатью этого органа. На каждом подписном листе производится запись об общем числе заверенных подписей и дате такого заверения.

11. Ответственность за достоверность содержащихся в подписных листах данных несет член инициативной группы, проводивший сбор подписей.

Статья 16. Проверка достоверности подписей граждан

1. Районный, городской исполнительный комитет, местная администрация в десятидневный срок со дня окончания сбора подписей проверяют достоверность подписей граждан в подписных листах. При этом проверке подлежат все подписи граждан.

2. По результатам проверки достоверности данных в подписных листах подпись гражданина может быть признана достоверной либо недостоверной.

3. Проверке и учету не подлежат подписи граждан и соответствующие им данные, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) членом инициативной группы, собиравшим подписи, до представления подписных листов в районный, городской исполнительный комитет, местную администрацию, если это исключение им специально оговорено.

4. При проверке достоверности подписей граждан недостоверными подписями считаются:

4.1. подписи, выполненные от имени несуществующих лиц и выдаваемые за действительные (фиктивные подписи);

4.2. подписи граждан, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом;

4.3. подписи лиц, не обладающих избирательным правом;

4.4. подписи граждан, указавших в подписном листе данные, не соответствующие действительности;

4.5. подписи граждан, собранные до регистрации инициативной группы;

4.6. подписи граждан при отсутствии одного или нескольких требуемых настоящим Законом данных;

4.7. подписи граждан, если данные о них внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом, а также подписи, даты внесения которых выполнены гражданами несобственноручно;

4.8. все подписи граждан в подписном листе, если:

граждане проживают не в одном городе, поселке, сельсовете, а в городах с районным делением – не в одном районе города;

подписи собраны лицом, не являющимся членом инициативной группы;

подписной лист не подписан членом инициативной группы;

подписной лист подписан другим членом инициативной группы, не собиравшим эти подписи;

подписной лист не удостоверен печатью местного исполнительного и распорядительного органа, на территории которого проводился сбор подписей;

4.9. подписи граждан, собранные с нарушениями требований пункта 8 статьи 15 настоящего Закона.

5. В случае обнаружения нескольких подписей одного и того же гражданина достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недостоверными.

6. О результатах сбора подписей граждан в подписных листах за предложение о внесении инициативы соответственно в Палату представителей или Всебелорусскому народному собранию принимается решение соответствующего районного, городского исполнительного комитета, местной администрации, которое направляется соответственно в областной, Минский городской исполнительный комитет. В решении указываются общее количество подписей в подписных листах, принятых от инициативной группы, количество подписей, признанных достоверными, и количество подписей, признанных недостоверными.

7. Подписные листы должны находиться на хранении в соответствующих районных, городских исполнительных комитетах, местных администрациях.

8. На основании решений районных, городских исполнительных комитетов, местных администраций об установлении количества граждан, поставивших свои подписи в подписных листах за предложение о внесении инициативы соответственно в Палату представителей или Всебелорусскому народному собранию, областной, Минский городской исполнительный комитет в пятидневный срок подводит итоги сбора подписей по области, городу Минску, принимает об этом решение и направляет его в Центральную комиссию. В решении указываются данные, предусмотренные пунктом 6 настоящей статьи. Копия решения передается координатору инициативной группы по области, городу Минску.

Статья 17. Установление Центральной комиссией итогов сбора подписей граждан за предложение о внесении инициативы

1. На основании решений областных, Минского городского исполнительных комитетов Центральная комиссия в десятидневный срок составляет заключение о соблюдении инициативной группой требований настоящего Закона и протокол о результатах сбора подписей.

2. Заключение Центральной комиссии и копия протокола о результатах сбора подписей передаются инициативной группе.

ГЛАВА 5
ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ПРОЕКТА ЗАКОНА В ПАЛАТУ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ

Статья 18. Общие требования, предъявляемые к проекту закона, вносимому в Палату представителей

1. Инициативная группа вносит проект закона в Палату представителей с соблюдением требований, установленных настоящим Законом и иными актами законодательства к порядку внесения проектов законов в Палату представителей.

2. Проект закона при внесении его в Палату представителей должен быть завизирован председателем (заместителем председателя) инициативной группы.

3. К проекту закона, вносимому в Палату представителей, прилагаются заключение и копия протокола Центральной комиссии, сопроводительные документы, указанные в статье 50 Закона Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. № 370-З «О Национальном собрании Республики Беларусь».

4. Проект закона от имени инициативной группы при рассмотрении его в Палате представителей представляет ее председатель (заместитель председателя) на основании решения инициативной группы, оформленного протоколом собрания инициативной группы.

Статья 19. Обязательная юридическая экспертиза проекта закона в Национальном центре законодательства и правовых исследований

1. Проект закона до внесения его в Палату представителей направляется инициативной группой на обязательную юридическую экспертизу в Национальный центр законодательства и правовых исследований.

2. К проекту закона, направляемому на обязательную юридическую экспертизу в Национальный центр законодательства и правовых исследований, прилагаются следующие сопроводительные документы:

2.1. сопроводительное письмо, обоснование необходимости принятия закона и финансово-экономическое обоснование к проекту закона;

2.2. справка о согласовании последней редакции проекта закона;

2.3. экспертные заключения по проекту закона, если они давались;

2.4. таблица неучтенных замечаний и (или) предложений по проекту закона с мотивированным обоснованием по каждому из них (при их наличии).

3. К проекту закона могут прилагаться и другие относящиеся к нему материалы, в том числе и запрашиваемые Национальным центром законодательства и правовых исследований.

4. Порядок проведения обязательной юридической экспертизы проектов законов Национальным центром законодательства и правовых исследований определяется законодательством.

Статья 20. Срок внесения проекта закона в Палату представителей

Инициативная группа вносит проект закона в Палату представителей в течение трех месяцев со дня передачи Центральной комиссией инициативной группе заключения о соблюдении инициативной группой требований настоящего Закона и копии протокола о результатах сбора подписей, подтверждающего наличие не менее 150 тысяч подписей граждан при инициировании внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь и не менее 50 тысяч подписей граждан при инициировании принятия законов, указанных в абзацах третьем–пятом части первой статьи 5 настоящего Закона.

Статья 21. Обязательность рассмотрения проекта закона Палатой представителей

Проект закона, внесенный гражданами в порядке реализации права законодательной инициативы в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом, иными актами законодательства, подлежит обязательному рассмотрению Палатой представителей.

Статья 22. Гарантии реализации права законодательной инициативы граждан

1. Председатель (заместитель председателя) инициативной группы вправе принимать участие в работе над проектом закона в Палате представителей.

2. Изменения, вносимые в проект закона в Палате представителей, за исключением изменений, носящих технический характер, должны согласовываться с инициативной группой, что подтверждается соответствующим решением собрания инициативной группы.

ГЛАВА 51
ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВСЕБЕЛОРУССКОМУ НАРОДНОМУ СОБРАНИЮ

Статья 221. Общие требования, предъявляемые к предложению, вносимому Всебелорусскому народному собранию

1. Инициативная группа вносит предложение Всебелорусскому народному собранию с соблюдением требований, установленных настоящим Законом и иными законодательными актами.

2. Предложение, вносимое Всебелорусскому народному собранию, должно быть завизировано председателем (заместителем председателя) инициативной группы.

3. К предложению, вносимому Всебелорусскому народному собранию, прилагаются заключение о соблюдении инициативной группой требований настоящего Закона и копия протокола Центральной комиссии о результатах сбора подписей, подтверждающего наличие не менее 150 тысяч подписей граждан.

4. Предложение, вносимое Всебелорусскому народному собранию, от имени инициативной группы при рассмотрении его Всебелорусским народным собранием представляет ее председатель (заместитель председателя) на основании решения инициативной группы, оформленного протоколом собрания инициативной группы.

Статья 222. Срок внесения предложения Всебелорусскому народному собранию

Инициативная группа вносит Всебелорусскому народному собранию предложение в течение трех месяцев со дня передачи Центральной комиссией инициативной группе заключения о соблюдении инициативной группой требований настоящего Закона и копии протокола Центральной комиссии о результатах сбора подписей, подтверждающего наличие не менее 150 тысяч подписей граждан.

Статья 223. Обязательность рассмотрения предложения Всебелорусским народным собранием

Предложение, внесенное Всебелорусскому народному собранию в порядке реализации права граждан на внесение предложений в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом, иными законодательными актами, подлежит обязательному рассмотрению Всебелорусским народным собранием.

Статья 224. Гарантии реализации права граждан на обращение

Председатель (заместитель председателя) инициативной группы вправе принимать участие в работе Всебелорусского народного собрания при рассмотрении им предложения, внесенного гражданами.

ГЛАВА 6
ПОРЯДОК ОТЗЫВА ПРОЕКТА ЗАКОНА

Статья 23. Отзыв проекта закона

1. Проект закона, внесенный гражданами в порядке реализации права законодательной инициативы, может быть отозван инициативной группой до его рассмотрения Палатой представителей во втором чтении.

2. Решение об отзыве проекта закона принимается на собрании инициативной группы.

3. Решение об отзыве проекта закона считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от полного состава инициативной группы.

Статья 24. Уведомление Палаты представителей об отзыве проекта закона

1. В случае принятия решения об отзыве проекта закона инициативная группа уведомляет об этом Палату представителей в письменной форме.

2. Палата представителей в течение пяти дней со дня получения уведомления об отзыве проекта закона возвращает данный проект закона председателю инициативной группы.

3. Об отзыве проекта закона сообщается в средства массовой информации.

Статья 25. Исключена

ГЛАВА 7
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 26. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

Статья 27. Приведение актов законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом

Совету Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона:

обеспечить приведение актов законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.