Официальная правовая информация |
ДИРЕКТИВА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
14 июня 2007 г. № 3
О приоритетных направлениях укрепления экономической безопасности государства
Изменения и дополнения:
Указ Президента Республики Беларусь от 26 января 2016 г. № 26 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 28.01.2016, 1/16252);
Указ Президента Республики Беларусь от 30 ноября 2017 г. № 428 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 02.12.2017, 1/17378)
В Республике Беларусь за истекшее двадцатилетие создана эффективная и динамично развивающаяся экономика, ориентированная на неуклонный рост благосостояния и повышение качества жизни граждан, защиту их материальных, социальных и культурных интересов.
За годы независимости сформирована современная социальная инфраструктура. Последовательно осуществляется курс на инновационное развитие страны, проведена большая работа по внедрению энерго- и ресурсосберегающих технологий.
Однако экономика не смогла в полной мере среагировать на современные вызовы, обусловленные общемировыми кризисными явлениями, обострением межстрановой конкуренции и нарастающими противоречиями между интеграционными группировками стран.
В сфере экономической безопасности остается ряд проблем, требующих скорейшего решения.
Республика Беларусь по производительности труда отстает от уровня Европейского союза почти в 4–5 раз, что обусловлено не только технико-технологическими причинами, но и проблемами неэффективной занятости, требующими ее реструктуризации с учетом развития малого и среднего предпринимательства.
По-прежнему актуальной является проблема высокой энерго- и материалоемкости производства. Энергоемкость экономики Беларуси по паритету покупательной способности почти на 20 процентов выше среднемирового уровня. По уровню материалоемкости валового выпуска республика неизменно входит в десятку государств Европы с наиболее высокими значениями этого показателя.
В настоящее время наибольшую актуальность в сфере экономической безопасности страны приобретают обеспечение сбалансированного развития организаций и повышение эффективности их работы за счет роста добавленной стоимости, увязки объемов промышленного производства с сокращением запасов готовой продукции и увеличением экспортных поставок товаров, высокоэффективных инвестиционных проектов, а также улучшение финансового состояния промышленных организаций в целях создания условий для устойчивого качественного экономического роста.
В современном мире развитие высокотехнологичных секторов экономики является необходимым, поскольку высокие технологии позволяют повышать и формировать новые конкурентные преимущества не только выпускаемой продукции, но и конкретного государства как носителя современных технологий. Назревшей необходимостью является переход к VI технологическому укладу, который будет определять конкурентоспособность товаров на мировых рынках через 10–15 лет и способствовать увеличению концентрации национальных интеллектуальных ресурсов в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ, интеграции в мировые технологические переделы, росту инвестиционных потоков и валового внутреннего продукта страны.
Отсутствие значительного спроса на инновации в отраслях реального сектора, в которых преобладают субъекты хозяйствования государственной формы собственности и, как правило, отсутствует конкурентная среда, не позволило сформироваться национальному рынку научно-технической продукции – ключевому инструменту продвижения инноваций в национальные экономики развитых стран.
Рост экспортного потенциала страны должен стать основой для обеспечения внешней сбалансированности экономики, положительного счета текущих операций платежного баланса, уровня золотовалютных резервов, соответствующих трехмесячному объему импорта, устойчиво безопасного уровня внешнего долга. Критериями реализации данного приоритета являются рост доли белорусских товаров и услуг на мировом рынке и выход на устойчивое положительное сальдо внешней торговли Республики Беларусь.
Обеспечение энергетической безопасности должно осуществляться путем развития собственной энергосырьевой базы, диверсификации топливно-энергетических ресурсов по видам и странам, снижения энергоемкости валового внутреннего продукта.
В целях укрепления экономической безопасности государства необходимо:
1. Обеспечить планомерную диверсификацию экспорта для достижения равного распределения экспортных поставок между тремя рынками: Евразийского экономического союза, Европейского союза и иных стран, в том числе «дальней дуги», которое к 2020 году должно составить соотношение треть–треть–треть. Это позволит сбалансировать внешнюю торговлю Республики Беларусь, освоить новые рынки сбыта и закрепиться на них, сократить риск зависимости экономического роста Республики Беларусь от роста отдельных стран – торговых партнеров. Для достижения этой цели республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, облисполкомам, Минскому горисполкому при общей координации Министерства иностранных дел:
1.1. осуществлять поиск и внедрение новых форм и методов продвижения белорусских товаров, работ и услуг на традиционные и новые рынки сбыта;
1.2. проводить маркетинговые исследования, направленные на поиск и анализ перспективных, динамично развивающихся рынков, изучение конъюнктуры и тенденций развития мировых рынков товаров и услуг, в целях оперативного содействия производителям-экспортерам в определении их товарных и географических ниш;
1.3. содействовать сохранению тенденции увеличения экспорта услуг, оказывая их экспортерам в случае необходимости соответствующие меры государственной поддержки;
1.4. развивать дилерские отношения с «набором» маркетинговых инструментов, сертификацией, дополнительными услугами, когда посредник обладает знанием специфики местного рынка и берет на себя часть издержек на паритетных началах;
1.5. обеспечивать оперативное принятие подчиненными (входящими в состав) организациями – поставщиками продукции решений об изменении формата взаимодействия с дилером, в том числе предоставление дилеру возможности согласовывать с организацией – поставщиком продукции изменение цены, условий оплаты или поставки;
1.6. расширять международную кооперацию путем создания долгосрочных альянсов различного типа (совместные производства за пределами Республики Беларусь, франчайзинговые, лицензионные и лизинговые соглашения и другое) в целях освоения передовых технологий, выпуска новых товаров и сопровождения их реализации сопутствующими услугами;
1.7. сохранять долю на рынке Российской Федерации по поставкам белорусской продукции, при продаже которой достигается максимальная экономическая эффективность;
1.8. наладить сотрудничество ведущих белорусских производителей с профильными транснациональными корпорациями в целях привлечения прямых иностранных инвестиций, обеспечивающих возможность использования современных технологий, оборудования, патентов на производство новейших видов продукции, получения доступа к товаропроводящей сети транснациональных корпораций;
1.9. вводить в практику работы новые формы и методы торговли, в том числе полномасштабно используя возможности глобальной компьютерной сети Интернет.
2. Создать условия для наращивания выпуска инновационной и высокотехнологичной продукции, созданной с использованием технологий V и VI технологических укладов. Для этого:
2.1. обеспечить повышение роли и вклада научного сообщества в решение государственно значимых задач;
2.2. сконцентрировать усилия на создании в Республике Беларусь инновационной и производственной инфраструктуры, необходимой для организации производств, основанных на технологиях V и VI технологических укладов;
2.3. определить в качестве приоритета государственной инновационной политики развитие высокотехнологичных направлений национальной экономики, основанных на использовании био- и нанотехнологий, информационных технологий, новых материалов с заданным уровнем свойств;
2.4. обеспечить формирование и развитие системы государственно-частного партнерства, предусматривающей вовлечение частного бизнеса в процесс создания инновационно ориентированной экономики;
2.5. повысить качество подготовки управленческих и инженерно-технических кадров, владеющих современными методиками и технологиями управленческой и инновационной деятельности;
2.6. создать многоуровневую систему популяризации интеллектуального творчества и инновационного предпринимательства в качестве государственно значимой и социально престижной сферы деятельности;
2.7. в целях реализации задач, определенных подпунктами 2.1–2.6 настоящего пункта, Совету Министров Республики Беларусь принять системные меры по:
созданию эффективного механизма координации развития национальной инновационной системы в целом и ее отдельных структурно-функциональных компонентов для увеличения к 2020 году удельного веса инновационно активных организаций в общем количестве организаций, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, до 26 процентов, удельного веса отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции организациями, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, до 21 процента;
наращиванию бюджетных расходов на научную, научно-техническую и инновационную деятельность до 1 процента от валового внутреннего продукта;
формированию системы венчурного финансирования для привлечения внебюджетных источников финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности;
обеспечению ускоренного развития Парка высоких технологий, Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», научно-технологических парков в качестве площадок для организации инновационных и высокотехнологичных производств, основанных на технологиях V и VI технологических укладов;
созданию условий для организации бизнес-инкубирования микро- и малых организаций, осуществляющих инновационную деятельность, с даты государственной регистрации которых прошло не более одного года, использующих технологии V и VI технологических укладов, на базе Парка высоких технологий, научно-технологических парков и инкубаторов малого предпринимательства;
внедрению в практику управления и хозяйствования новых для нашей страны форм интеграции науки, образования и производства на базе организаций всех форм собственности (кластеры, технологические платформы);
ускоренному развитию материально-технической базы и повышению эффективности деятельности центров коллективного пользования уникальным научно-исследовательским оборудованием, созданию равных условий доступа к нему всех научных работников, занимающихся профильными темами;
созданию условий для развития изобретательства и технического творчества молодежи;
созданию условий для трансфера и коммерциализации технологий, созданных в Республике Беларусь и за рубежом;
развитию и государственной поддержке стартап-движения, включая оказание информационной и финансовой поддержки организациям, осуществляющим подготовку и проведение мероприятий по вовлечению молодежи в занятие инновационной и предпринимательской деятельностью, установлению профессионально-деловых связей изобретателей и предпринимателей, предлагающих инновационные продукты и технологии, с потенциальными инвесторами и деловыми партнерами;
увеличению численности исследователей до 22 человек на 10 тыс. населения;
обеспечению к 2020 году роста удельного веса:
внебюджетных источников во внутренних затратах на научные исследования и разработки до 60 процентов;
экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме белорусского экспорта до 20 процентов;
высокотехнологичных видов деятельности в общем объеме промышленного производства до 4–6 процентов.
3. Обеспечить кардинальное изменение качества управления промышленным комплексом страны в целях поступательного приближения к европейскому уровню производительности труда. Для этого Совету Министров Республики Беларусь:
3.1. принять меры по:
дальнейшему структурному реформированию отраслей промышленности путем создания холдингов, производственных и научно-производственных объединений;
реализации механизмов стимулирования руководителей организаций для обеспечения сбалансированных показателей развития, нацеленных на приоритетность экспортных поставок, снижения запасов и затрат, повышения энергоэффективности производства;
достижению к 2020 году удельного веса добавленной стоимости в объеме промышленного производства не ниже 30 процентов в целях обеспечения расширенного воспроизводства продукции и высокого уровня оплаты труда в отраслях промышленности;
обеспечению опережающего роста производительности труда над ростом номинальной начисленной среднемесячной заработной платы в организациях страны;
достижению в 2020 году в промышленности роста производительности труда по добавленной стоимости на уровне не менее 110 процентов к 2015 году, в том числе за счет создания высокопроизводительных рабочих мест;
3.2. продолжить системную работу в промышленных организациях по снижению всех видов затрат на производство продукции путем:
вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого или неэффективно используемого имущества;
внедрения современных систем управления ресурсами в крупных организациях с численностью работников более 1000 человек и иных организациях;
активизации инжиниринговой деятельности и использования консалтинговых услуг за счет привлечения независимых консалтинговых компаний для выявления резервов снижения затрат, пересмотра (замены) норм труда и расхода сырья и материалов, оптимизации производства, управления организацией, реализации продукции и стратегии развития;
повышения эффективности производства за счет оптимизации численности работников, продажи или передачи непрофильных активов, передачи вспомогательных производственных процессов на аутсорсинг при экономической целесообразности, ликвидации неэффективных производств и производственных процессов.
4. Обеспечить повышение уровня энергетической безопасности страны. В этих целях:
4.1. оценку энергетической безопасности страны осуществлять на основе индикаторов энергетической безопасности, определив в качестве важнейшего индикатора экономической безопасности в энергетической сфере показатель «Отношение объема производства (добычи) первичной энергии к объему валового потребления топливно-энергетических ресурсов»;
4.2. осуществить совершенствование системы управления и организационной структуры электроэнергетической системы, обеспечив разделение производства энергии по видам деятельности (производство, передача, распределение и продажа электрической и тепловой энергии), с созданием соответствующих субъектов хозяйствования;
4.3. Совету Министров Республики Беларусь:
определить индикаторы энергетической безопасности, их уровни и принять меры по их достижению;
выработать действенные меры по стимулированию энергосбережения, в том числе механизмы финансовой поддержки при реализации энергоэффективных мероприятий;
принять меры по обеспечению:
снижения рисков и недопущения кризисных ситуаций в энергообеспечении страны, потребностей экономики и населения страны в энергоносителях на основе максимально эффективного их использования при уменьшении нагрузки на окружающую среду, в том числе за счет сокращения к 2022 году уровня выбросов парниковых газов после ввода в эксплуатацию Белорусской атомной электростанции до 7 млн. тонн в год посредством замещения в топливном балансе республики до 5 млрд. куб. метров импортируемого природного газа;
максимально возможного вовлечения в топливный баланс страны собственных топливно-энергетических ресурсов, в том числе возобновляемых источников энергии, с учетом экономической и экологической составляющих для достижения в 2020 году доли производства (добычи) первичной энергии в валовом потреблении топливно-энергетических ресурсов не менее 16 процентов и доли производства (добычи) первичной энергии из возобновляемых источников энергии в валовом потреблении топливно-энергетических ресурсов не менее 6 процентов;
ввода в эксплуатацию Белорусской атомной электростанции и реализации мероприятий по ее интеграции в Белорусскую энергетическую систему, реконструкции и модернизации электро- и теплогенерирующих источников, электрических и тепловых сетей на базе внедрения инновационных и энергоэффективных технологий, вывода из эксплуатации физически и морально устаревшего оборудования;
сдерживания роста валового потребления топливно-энергетических ресурсов и сближения энергоемкости валового внутреннего продукта по паритету покупательной способности Республики Беларусь со среднемировым значением этого показателя;
экономии топливно-энергетических ресурсов за счет структурной перестройки экономики, направленной на развитие менее энергоемких производств, внедрения современных энергоэффективных технологий, энергосберегающего оборудования, приборов и материалов, повышения уровня энергоэффективности посредством технического нормирования, стандартизации, обеспечения единства измерений, оценки соответствия;
ежегодного снижения удельных расходов топливно-энергетических ресурсов на производство продукции (работ, услуг), включая производство тепловой и электрической энергии;
эффективного государственного контроля в сфере рационального использования топливно-энергетических ресурсов;
строительства локальных энергоисточников с использованием импортируемого топлива, в том числе с комбинированной выработкой тепловой и электрической энергии, в зоне действия централизованных теплоисточников, располагающих резервом тепловой мощности, только при условии согласования со всеми заинтересованными;
совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом продолжить внедрение в практику проектирования и строительства многоэтажных энергоэффективных жилых домов современных инновационных технологий и оборудования, в том числе основанных на возобновляемых источниках энергии;
принять кардинальные меры по экономии и бережливому использованию топливно-энергетических ресурсов во всех сферах производства, в строительстве, на транспорте и в жилищно-коммунальном хозяйстве;
широко пропагандировать среди населения необходимость соблюдения режима экономии и бережливости;
совместно с Национальной академией наук Беларуси и другими заинтересованными обеспечить:
разработку энерго- и ресурсосберегающих технологий добычи, производства, преобразования, транспортировки и комплексного использования топливно-энергетических и материальных ресурсов, полезных ископаемых;
внедрение инновационных проектов, направленных на использование новых источников энергии и ресурсов углеводородного сырья, а также замещение импортируемых энергоносителей местными видами топлива;
разработку и реализацию в 2016–2020 годах с учетом ввода в эксплуатацию Белорусской атомной электростанции мероприятий по увеличению доли электроэнергии в конечном потреблении энергоресурсов за счет замещения других видов топлива и энергии и внедрения новых перспективных электротехнологий, а также по выравниванию графиков электрических нагрузок в отраслях экономики и социальной сфере.
5. Совету Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок утвердить план мероприятий по реализации положений настоящей Директивы.
6. Персональную ответственность за выполнение настоящей Директивы возложить на Премьер-министра Республики Беларусь, руководителей республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома.
Президент Республики Беларусь |
А.Лукашенко |