Официальная правовая информация |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
23 июня 1999 г. № З-81/99
О соответствии Конституции Республики Беларусь и международно-правовым актам части второй статьи 207, части первой статьи 268, части первой статьи 269 и части первой статьи 291 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Василевича Г.А., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Воробья Г.А., Кеник К.И., Подгруши В.В., Саркисовой Э.А., Тиковенко А.Г., Филипчик Р.И., Шабайлова В.И., Шуклина В.З.
с участием:
представителя Президента Республики Беларусь – Голованова В.Г.;
представителей Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь – Александрова В.М., Долинского В.А.;
представителя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь – Свиридовой С.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело «О соответствии Конституции Республики Беларусь и международно-правовым актам части второй статьи 207, части первой статьи 268, части первой статьи 269 и части первой статьи 291 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь».
В судебном заседании приняли участие: Пташник В.Н. – заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, Ивановский А.В. – заместитель Генерального прокурора Республики Беларусь.
Производство по делу возбуждено Конституционным Судом 14 апреля 1999 г. по предложению Президента Республики Беларусь на основании статьи 116 Конституции Республики Беларусь, статей 5, 6 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» и статьи 43 Регламента Конституционного Суда.
Проверке подлежали нормы части второй статьи 207, части первой статьи 268, части первой статьи 269 и части первой статьи 291 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (СЗ БССР, 1964 г., № 17, ст. 184; Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь, 1998 г., № 28, ст. 460).
Часть вторая статьи 207 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (в дальнейшем – ГПК) предусматривает, что решение Верховного Суда Республики Беларусь вступает в законную силу немедленно после его провозглашения.
В соответствии с частью первой статьи 268 ГПК решения всех судов Республики Беларусь, кроме решений Верховного Суда Республики Беларусь, могут быть обжалованы в кассационном порядке сторонами и другими лицами, участвующими в деле, или опротестованы прокурором в десятидневный срок со дня объявления решения.
В части первой статьи 269 ГПК установлено, что кассационная жалоба или кассационный протест подаются на решения районных (городских), межгарнизонных военных судов в судебную коллегию по гражданским делам соответствующего областного, Минского городского, Белорусского военного судов; на решения по гражданским делам областного, Минского городского судов – в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь; на решения Белорусского военного суда – в Военную коллегию Верховного Суда Республики Беларусь.
Согласно части первой статьи 291 ГПК определения суда первой инстанции, кроме определений Верховного Суда Республики Беларусь, могут быть обжалованы отдельно от решения суда сторонами и другими лицами, участвующими в деле, и опротестованы прокурором в кассационную инстанцию в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, а также в тех случаях, когда определение суда преграждает возможность дальнейшего движения дела.
В предложении Президент Республики Беларусь поставил вопрос о проверке конституционности указанных норм ГПК, полагая, что отсутствие права кассационного обжалования решений и определений Верховного Суда по делам, рассмотренным им по первой инстанции, не соответствует Конституции и международно-правовым актам.
Заслушав судью-докладчика Филипчик Р.И., представителей сторон, изучив материалы дела, проанализировав положения Конституции, ГПК, Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» и иных нормативных актов Республики Беларусь, международно-правовых актов, а также изучив практику кассационного обжалования судебных постановлений и их пересмотра в порядке надзора, Конституционный Суд установил следующее.
Согласно статье 21 Конституции обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. Конституцией провозглашены принцип равенства всех перед законом и право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (статья 22). Основной Закон гарантирует каждому защиту его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом (статья 60). В соответствии с частью третьей статьи 115 Конституции стороны и лица, участвующие в процессе, имеют право на обжалование решений, приговоров и других судебных постановлений.
В статье 8 Всеобщей декларации прав человека предусмотрено, что каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом. В соответствии со статьей 29 указанной Декларации при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. В статье 2 (подпункт «а» пункта 3) Международного пакта о гражданских и политических правах предусмотрено, что каждое государство обязуется обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективное средство правовой защиты. Согласно статье 14 (пункт 1) указанного Международного пакта каждый имеет право при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Статьей 26 этого же Пакта предусмотрено, что все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона.
Таким образом, как положения Конституции, так и общепризнанные нормы международного права обязывают государство обеспечить гражданам не только доступность правосудия, равенство всех лиц перед законом, но и полное осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной и эффективной.
Одной из реальных гарантий осуществления конституционного права на судебную защиту и вынесения судами законных и обоснованных решений является право обжалования и опротестования судебных постановлений.
Судебное решение не может считаться справедливым и правосудным, а судебная защита – полной и эффективной, если допущена судебная ошибка. Государство обязано гарантировать защиту прав и свобод человека и гражданина от судебной ошибки. При установлении порядка осуществления правосудия в законодательстве должен быть предусмотрен эффективный механизм (процедура) исправления таких ошибок.
Конституционным Судом исследован вопрос о реализации права на судебную защиту посредством предусмотренных законодательством процедур кассационного и надзорного обжалования судебных постановлений.
Принесением жалобы или протеста в отношении судебных постановлений, не вступивших в законную силу, возбуждается производство в суде второй инстанции (кассационное производство).
В соответствии со статьей 280 ГПК при рассмотрении дела в кассационном порядке суд второй инстанции по имеющимся в деле и дополнительно представленным сторонами и другими лицами, участвующими в деле, материалам проверяет законность и обоснованность решений суда первой инстанции как в обжалованной, так и в необжалованной части, а равно в отношении лиц, не подавших жалобы. Суд обязан проверить дело в полном объеме.
В статье 268 ГПК определен круг субъектов, имеющих право на обжалование и опротестование судебных постановлений в кассационном порядке, а также установлено, что решения всех судов Республики Беларусь, кроме решений Верховного Суда, могут быть обжалованы и опротестованы в кассационном порядке. Решения Верховного Суда, вынесенные по первой инстанции, могут быть пересмотрены только в порядке надзора Президиумом Верховного Суда, а затем Пленумом Верховного Суда.
Действующим законодательством установлена процедура пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу в порядке надзора, в том числе и судебных постановлений Верховного Суда, вынесенных им по первой инстанции. На практике поводом для принесения протеста в порядке надзора являются и жалобы сторон и заинтересованных лиц. Однако подача жалобы в порядке надзора не влечет в обязательном порядке возбуждение производства о пересмотре дела.
Перечень должностных лиц, наделенных правом принесения протеста, определен статьей 295 ГПК. В статье 299 ГПК предусмотрено, что при наличии оснований для принесения протеста должностное лицо, имеющее право принести протест, составляет и направляет протест вместе с делом в соответствующий суд для рассмотрения. Таким образом, возбуждение производства о пересмотре дела зависит не от волеизъявления лиц, участвующих в деле, а только от должностного лица, имеющего право на принесение протеста при наличии, по его мнению, к тому оснований.
Проанализировав действующее процессуальное законодательство, касающееся реализации гражданами права на обжалование судебных постановлений в кассационном порядке и права на подачу жалобы в порядке надзора, Конституционный Суд считает, что в наиболее полном объеме процессуальные права сторон и лиц, участвующих в процессе, обеспечиваются при пересмотре дел в кассационном порядке, поскольку подача кассационной жалобы в установленном порядке всегда влечет пересмотр дела. Жалоба в порядке надзора может быть только поводом для внесения протеста на предмет отмены судебных постановлений, вступивших в законную силу.
В действующем ГПК понятие «надзорная жалоба» не используется. В главе 26 ГПК о пересмотре в порядке судебного надзора вступивших в законную силу решений, определений и постановлений, нормы которой оценены Конституционным Судом в соответствии со статьей 11 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» как связанные с проверяемыми нормами, не определены процедуры подачи и рассмотрения надзорной жалобы. В частности, не урегулированы вопросы о том, что надзорная жалоба является поводом к истребованию дела и принесению протеста уполномоченным на то должностным лицом, не определены содержание надзорной жалобы, наименование органа или должностного лица, которому может адресоваться жалоба, сроки рассмотрения такой жалобы, основания для отказа в ее удовлетворении, а также другие вопросы, имеющие существенное значение для надзорного обжалования и опротестования. Учитывая положения статьи 59 Конституции, Конституционный Суд считает, что формулировки норм, определяющие полномочия должностных лиц на принесение протеста при наличии к тому достаточных оснований, должны носить обязывающий характер.
Таким образом, положения части второй статьи 207, части первой статьи 268, части первой статьи 269 и части первой статьи 291 ГПК, предусматривающие соответственно вступление в законную силу решений Верховного Суда по первой инстанции немедленно после провозглашения и не допускающие кассационное обжалование и опротестование решений и определений Верховного Суда по делам, рассмотренным им по первой инстанции, равно как и положения других норм ГПК, связанных с проверяемыми нормами, не в полной мере отвечают требованиям статей 21, 22, 60 и 115 Конституции и международно-правовым актам, поскольку не обеспечивают должным образом конституционные гарантии равенства всех лиц перед законом и процессуальные гарантии реализации права на обжалование судебных постановлений.
Конституционный Суд отмечает, что Законом «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» предусматривалось введение кассационного обжалования судебных постановлений, принятых Верховным Судом по делам, рассмотренным им по первой инстанции. Полномочия кассационной инстанции в таких случаях возлагались на Президиум Верховного Суда Республики Беларусь (статья 53). Однако в гражданское процессуальное законодательство соответствующие изменения, как это предполагалось в заключительных положениях указанного Закона (раздел VІ), внесены не были. Положения Закона о судоустройстве и статусе судей относительно возможности кассационного обжалования судебных постановлений Верховного Суда, принятых им по первой инстанции, не были восприняты и в новом ГПК, вступающем в силу с 1 июля 1999 г. (статьи 399, 400, 433 и др.).
Конституционный Суд считает, что решение вопросов о формах обеспечения права сторон и лиц, участвующих в процессе, на обжалование всех судебных постановлений является прерогативой законодателя, который определяет механизмы (процедуры) такого обжалования. Исходя из требований статей 21, 22, 60 и 115 Конституции, эти механизмы должны максимальным образом обеспечивать реализацию конституционных прав граждан на обжалование судебных постановлений.
В этой связи с целью реализации конституционных положений Конституционный Суд считает необходимым рекомендовать компетентным государственным органам рассмотреть вопросы о дополнительных гарантиях при рассмотрении жалоб, поданных сторонами и лицами, участвующими в процессе, в отношении постановлений, вынесенных Верховным Судом по делам, рассмотренным им по первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 116 Конституции, статьями 5, 6, 9, 11, 34, 38, 40 и 43 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь», Конституционный Суд РЕШИЛ:
1. Признать не соответствующими Конституции и международно-правовым актам:
часть вторую статьи 207, часть первую статьи 268, часть первую статьи 269, часть первую статьи 291 и положения главы 26 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, связанные с проверяемыми нормами, в той мере, в какой они должным образом не обеспечивают процессуальные гарантии реализации права сторон и лиц, участвующих в процессе, на обжалование судебных постановлений Верховного Суда Республики Беларусь, вынесенных по делам, рассмотренным им по первой инстанции.
2. Предложить Национальному собранию Республики Беларусь рассмотреть вопрос об усилении процессуальных гарантий на обжалование и опротестование судебных постановлений Верховного Суда Республики Беларусь по делам, рассмотренным Верховным Судом по первой инстанции, в соответствии с настоящим Заключением.
3. Опубликовать настоящее Заключение в срок, установленный законодательством, в «Народнай газеце», «Звяздзе», а также в «Ведамасцях Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь».
4. Настоящее Заключение вступает в силу со дня провозглашения, является окончательным, обжалованию и опротестованию не подлежит.
Председательствующий – |
Г.А.Василевич |