Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 01.10.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

КОНСУЛЬТАТИВНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ БОЛЬШОЙ КОЛЛЕГИИ СУДА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

 

11 июля 2023 года

город Минск

 

Большая коллегия Суда Евразийского экономического союза в составе:

председательствующего Айриян Э.В.,

судьи-докладчика Ажибраимовой А.М.,

судей Баишева Ж.Н., Колоса Д.Г., Нешатаевой Т.Н., Сейтимовой В.Х., Скрипкиной Г.А., Туманяна А.Э., Федорцова А.А., Чайки К.Л.,

при секретаре судебного заседания Асаналиевой А.К.,

заслушав судью-докладчика, исследовав материалы дела,

руководствуясь пунктами 46, 47, 49, 50, 68, 69, 73, 96, 98 Статута Суда Евразийского экономического союза, статьями 72, 85 Регламента Суда Евразийского экономического союза,

предоставляет следующее консультативное заключение по заявлению Министерства юстиции Республики Беларусь о разъяснении положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и отдельных решений органов Евразийского экономического союза.

 

Вопрос заявителя

Министерство юстиции Республики Беларусь обратилось в Суд Евразийского экономического союза (далее – Суд) от имени Республики Беларусь (далее – заявитель) с заявлением о разъяснении положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор) и отдельных решений органов Евразийского экономического союза (далее – Союз).

Заявитель ссылается на пункт 2 статьи 53 Договора, согласно которому продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент Союза, выпускается в обращение на территории Союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническим регламентом Союза.

Заявитель отмечает, что в настоящее время технические средства, функционирующие в составе автоматических установок водяного и пенного пожаротушения (узлы управления и различное комплектующее оборудование (сигнальные и обратные клапаны, задвижки, затворы, краны, сигнализаторы давления и потока жидкости и т.д.)), являются объектом технического регулирования технического регламента Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» (ТР ЕАЭС 043/2017), принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 июня 2017 года № 40 (далее – ТР ЕАЭС 043/2017), и подлежат обязательному подтверждению соответствия.

Пунктом 91 ТР ЕАЭС 043/2017 предусматривается, что соответствие продукции указанному регламенту обеспечивается выполнением его требований непосредственно либо выполнением требований стандартов, включенных в перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение ТР ЕАЭС 043/2017.

Пунктом 108 Перечня международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия – национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» (ТР ЕАЭС 043/2017), утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 ноября 2019 года № 200 (далее – перечень стандартов), предусматривается, что для подтверждения соответствия требованиям ТР ЕАЭС 043/2017 в отношении рассматриваемой группы продукции на добровольной основе применяется национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51052-2002 «Установки водяного и пенного пожаротушения автоматические. Узлы управления. Общие технические требования. Методы испытаний» (далее – ГОСТ Р 51052-2002), а именно пункты 6.2, 6.3 и 7 ГОСТ Р 51052-2002.

На основании изложенного заявитель просит разъяснить следующее:

порядок применения положений Договора, технического регламента ТР ЕЭАС 043/2017 и решения Евразийской экономической комиссии от 19 ноября 2019 года № 200 при подтверждении соответствия комплектующего оборудования установок пожаротушения в порядке добровольного выполнения требований взаимосвязанного с ТР ЕЭАС 043/2017 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51052-2002;

порядок оформления сертификатов соответствия и деклараций о соответствии, выданных (зарегистрированных) на комплектующее оборудование установок пожаротушения для случая, когда требования ГОСТ Р 51052-2002 подтверждены не в объеме, установленном решением Евразийской экономической комиссии от 19 ноября 2019 года № 200;

с учетом правил оформления сертификатов соответствия и деклараций о соответствии, утвержденных решением Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 года № 293 «О единых формах сертификата соответствия и декларации о соответствии требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза и правилах их оформления», какой объем сведений о примененных отдельных разделах (пунктах, подпунктах) стандарта ГОСТ 51052-2002, в результате применения которого на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, должен отражаться в бланках документов об оценке соответствия (вся совокупность элементов стандарта, предусмотренная перечнем взаимосвязанных стандартов, либо только перечисление элементов стандарта, требований которых фактически подтверждались заявителем при оценке соответствия).

 

Процедура в Суде

В рамках подготовки дела о разъяснении к рассмотрению в порядке статьи 75 Регламента Суда Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 года № 101, направлены запросы и получены ответы Евразийской экономической комиссии, Министерства юстиции Республики Беларусь, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, компетентных органов в области чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Республики Армения, Республики Беларусь, Российской Федерации, Кыргызской Республики, Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Института государства и права Российской академии наук.

Большая коллегия Суда предоставляет консультативное заключение по вопросам, изложенным в заявлении от 5 апреля 2023 года (исх. № 07-20/424).

 

Выводы Большой коллегии Суда

Большая коллегия Суда считает, что для ответа на вопросы заявителя следует разъяснить порядок применения положений Договора, технического регламента ТР ЕАЭС 043/2017, а также решений органов Союза в области технического регулирования.

1. В Союзе действует система технического регулирования, которая является одним из составляющих элементов реализации принципа свободного движения товаров. Техническое регулирование подразумевает унификацию обязательных технических требований к продукции, включенной в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 года № 526 (далее – единый перечень), и принятие для этих целей единых технических регламентов Союза.

Протоколом о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение № 9 к Договору; далее – Протокол о техническом регулировании) в абзаце 27 пункта 2 устанавливается, что техническое регулирование в Союзе – это «правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также правовое регулирование отношений в области оценки соответствия».

Согласно пункту 1 статьи 53 Договора продукция, выпускаемая в обращение на территории Союза, должна быть безопасной. Обеспечение безопасности продукции, то есть отсутствия недопустимого риска, связанного с возможностью причинения вреда и (или) нанесения ущерба, как это предусмотрено абзацем вторым пункта 2 Протокола о техническом регулировании, является основной целью единого технического регулирования в Союзе.

Для подтверждения безопасности продукции и допуска ее оборота на территории Союза в соответствии с пунктом 2 статьи 53 Договора предусматривается, что продукция должна пройти необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническим регламентом Союза (техническими регламентами Союза).

На этом основании в Союзе реализуется принцип единства правил и процедур проведения обязательной оценки соответствия продукции, включенной в единый перечень, в соответствии с которым применение и исполнение в государствах – членах Союза технических регламентов Союза осуществляется без изъятий.

Большая коллегия Суда подчеркивает, что в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 53 Договора государства-члены обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технического регламента Союза (технических регламентов Союза), на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в техническом регламенте Союза (технических регламентах Союза) требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия.

Договором определен механизм выполнения установленных в техническом регламенте Союза обязательных требований к объектам технического регулирования через использование стандартов разного уровня.

Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 52 Договора для выполнения требований технического регламента Союза и оценки соответствия требований технического регламента Союза на добровольной основе могут применяться международные, региональные (межгосударственные) стандарты, а в случае их отсутствия (до принятия региональных (межгосударственных) стандартов) – национальные (государственные) стандарты государств-членов.

В целях реализации данного механизма выполнения требований технического регламента Союза пункт 4 Протокола о техническом регулировании устанавливает полномочие Комиссии утверждать перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия – национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Союза.

При этом национальный стандарт применяется на добровольной основе и является достаточным условием соблюдения требований технического регламента (абзац 2 пункта 4 Протокола о техническом регулировании). Вместе с тем «добровольность» не есть «обязательность».

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 6 Договора, а также пунктом 13 Положения о Евразийской экономической комиссии (приложение № 1 к Договору), утверждаемые решением Комиссии технические регламенты Союза имеют нормативный правовой характер, входят в право Союза и не должны противоречить положениям Договора. Из содержания подпункта 3 пункта 1 статьи 51 и пункта 2 статьи 52 Договора следует, что технические регламенты Союза обладают свойствами прямого действия и непосредственного применения и должны исполняться без изъятий, кроме исключений, предусмотренных абзацем вторым пункта 3 Протокола о техническом регулировании.

2. При этом в соответствии с пунктом 108 перечня стандартов до разработки соответствующего межгосударственного стандарта применяются пункты 6.2, 6.3, 7 ГОСТ Р 51052-2002.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 мая 2019 года № 81 утверждена Программа по разработке (внесению изменений, пересмотру) межгосударственных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» (ТР ЕАЭС 043/2017) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования, пунктом 35 которой для проекта межгосударственного стандарта «Установки водяного и пенного пожаротушения автоматические. Узлы управления. Общие технические требования. Методы испытаний» запланирована разработка ГОСТ на основе ГОСТ Р 51052-2002 (для определенных пунктов ТР ЕАЭС 043/2017) в период с 2018 по 2020 годы.

Большая коллегия Суда отмечает, что на сегодняшний день такой акт не принят, что предполагает необходимость применения пункта 120 Перечня международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия – национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» (ТР ЕАЭС 043/2017) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 ноября 2019 года № 200, в котором содержится отсылка к положениям нормативного правого акта государства-члена (Российской Федерации) – ГОСТ Р 51052-2002.

Большая коллегия Суда отмечает, что данный перечень содержит межгосударственные и региональные (межгосударственные) стандарты, а в случае их отсутствия – национальные (государственные) стандарты, которые включают правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов.

Таким образом, следует разграничивать два процесса.

Первый связан с применением на добровольной основе производителями для продукции «узлы управления установок водяного и пенного пожаротушения автоматические» ГОСТ Р 51052-2002 (пункты 6.2, 6.3, 7) или применением требований ТР ЕАЭС 043/2017.

Второй касается использования правил, методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов и осуществления оценки соответствия в отношении продукции «узлы управления установок водяного и пенного пожаротушения автоматических» на основании ГОСТ Р 51052-2002.

3. Разграничение в отношении ссылок на разные способы оценки соответствия безопасности продукции предусмотрено Правилами оформления сертификата соответствия требованиям технического регламента Евразийского экономического союза, утвержденными решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 года № 293 «О единых формах сертификата соответствия и декларации о соответствии требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза и правилах их оформления» (далее – правила).

При этом пунктом 6 правил установлены требования к содержанию сертификата соответствия. В частности, в поле 10 единой формы сертификата соответствия должно указываться наименование технического регламента (технических регламентов) независимо от того, применялись ли на добровольной основе требования международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия – национальных (государственных) стандартов из перечня стандартов.

Согласно указанным правилам, в поле 11 указываются в том числе другие документы, представленные заявителем в качестве доказательства соответствия продукции требованиям технического регламента (технических регламентов), а в поле 12 – сведения об иных стандартах и документах (в случае их применения) и иная информация (при наличии). Это подтверждает, что форма сертификата предусматривает соответствующие поля для заполнения в случае неприменения стандартов, в которых должны быть указаны другие документы, послужившие основанием для оценки рисков сертифицирующим органом.

Таким образом, в случае выбора на добровольной основе хозяйствующим субъектом национального стандарта для оценки соответствия требованиям ТР ЕАЭС 043/2017 в сертификате соответствия подлежат указанию все составляющие пунктов национального стандарта, предусмотренные пунктом 108 перечня стандартов для конкретного вида продукции.

На основании изложенного Большая коллегия Суда предоставляет следующие ответы на вопросы заявителя.

1. При осуществлении проверки соответствия требованиям ТР ЕАЭС 043/2017 в случае добровольного соблюдения хозяйствующим субъектом национального стандарта, предусмотренного Перечнем стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ЕАЭС 043/2017, утвержденным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 ноября 2019 года № 200, оценке подлежат пункты национального стандарта в полном объеме, предусмотренные для конкретного вида продукции.

2. В сертификатах соответствия (поле 11) отражаются протоколы исследований (испытаний) и измерений (в случаях, предусмотренных схемой сертификации), составленные аккредитованными испытательными лабораториями (центрами), включенными в единый реестр органов по оценке соответствия Союза, по видам исследований (испытаний) и измерений, предусмотренных в техническом регламенте, а также в стандартах, включенных в перечень стандартов для оценки соответствия, и выполненных указанными организациями.

3. В сертификате соответствия указываются пункты национального стандарта и их составляющие в полном объеме, предусмотренные для конкретного вида продукции.

 

Заключительные положения

1. Копию настоящего консультативного заключения направить заявителю.

2. Консультативное заключение разместить на официальном интернет-сайте Суда.

 

Председательствующий

Э.В.Айриян

 

 

Судья-докладчик

А.М.Ажибраимова

 

 

Судьи:

Ж.Н.Баишев

 

 

 

Д.Г.Колос

 

 

 

Т.Н.Нешатаева

 

 

 

В.Х.Сейтимова

 

 

 

Г.А.Скрипкина

 

 

 

А.Э.Туманян

 

 

 

А.А.Федорцов

 

 

 

К.Л.Чайка

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.