Официальная правовая информация |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
22 декабря 2005 г. № 12
О некоторых вопросах применения судами законодательства об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Изменения и дополнения:
Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 21 декабря 2006 г. № 11 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 16, 6/672);
Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 1 октября 2008 г. № 8 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 249, 6/711);
Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 22 декабря 2011 г. № 10 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 4, 6/1120);
Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 июня 2017 г. № 7 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.07.2017, 6/1612) – новая редакция;
Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 23 декабря 2021 г. № 11 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 06.01.2022, 6/1821);
Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 22 декабря 2022 г. № 8 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 31.12.2022, 6/1845);
Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 сентября 2023 г. № 7 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 07.10.2023, 6/1850)
Обсудив практику применения судами законодательства об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, Пленум Верховного Суда Республики Беларусь постановляет:
1. Обратить внимание судов, что обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний направлено на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью застрахованного работника при выполнении им трудовых обязанностей, путем страховых выплат.
В случаях причинения в процессе работы вреда гражданину, не относящемуся к категории лиц, подлежащих обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, вред возмещается на общих основаниях.
2. Разъяснить судам, что отношения по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь (далее – ГК), Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности» (далее – Указ № 530), Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом № 530 (далее – Положение), принятыми в соответствии с Указом № 530 нормативными правовыми актами Совета Министров Республики Беларусь, а также иными актами законодательства.
3. Исчерпывающий перечень категорий граждан, жизнь и здоровье которых подлежат обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, приведен в пункте 272 Положения. К ним относятся граждане: 1) работающие на основании трудовых договоров (контрактов); 2) являющиеся лицами, назначенными на высшие государственные должности, депутатами Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, членами Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, осуществляющими свои полномочия на профессиональной основе, председателями местных Советов депутатов, а также судьями; 3) работающие на основании гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, в местах, предоставленных страхователем; 4) выполняющие оплачиваемые работы на основе членства (участия) в производственных кооперативах; 5) являющиеся главами крестьянских (фермерских) хозяйств, а также руководителями организаций – единственными собственниками их имущества, получающими вознаграждение за труд от такой работы; 6) являющиеся в соответствии со статьей 29 Кодекса Республики Беларусь об образовании обучающимися (за исключением курсантов и слушателей) и привлекаемые к оплачиваемым работам в организациях в период прохождения практики, производственного обучения, стажировки, а также являющиеся врачами-специалистами, лицами, получившими высшее медицинское образование за пределами Республики Беларусь, и привлекаемые к оплачиваемым работам в период подготовки в клинической ординатуре; 7) содержащиеся в организациях уголовно-исполнительной системы, находящиеся в лечебно-трудовых профилакториях и привлекаемые к выполнению оплачиваемых работ.
В соответствии с правилами, установленными пунктом 277 Положения, перечисленные физические лица считаются застрахованными независимо от фактического выполнения страхователями своих обязанностей по уплате страховых взносов. При этом к таким лицам следует относить не только граждан Республики Беларусь, но и иностранных граждан и лиц без гражданства, если они проживают или временно пребывают в Республике Беларусь.
4. Выполняющими работу на основании трудовых договоров (контрактов) судам следует признавать граждан, принятых на работу в порядке, установленном законодательством о труде.
Отличительными особенностями гражданско-правовых договоров, по которым исполнители – физические лица подлежат обязательному страхованию, является предмет договора (выполнение работ, оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности) и наличие у заказчика-страхователя обязанности предоставить конкретное место для его исполнения. Такое место может быть определено самим договором, актом о выполнении работ (оказании услуг), иным документом либо устным распоряжением заказчика. Оно должно соответствовать требованиям по охране труда (абзац второй подпункта 1.3 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 6 июля 2005 г. № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам»).
Если работа выполнялась гражданином (группой граждан) по гражданско-правовому договору без предоставления заказчиком места ее выполнения, ответственность за наступление вредных последствий определяется по правилам главы 58 ГК.
5. Судам следует учитывать, что, в отличие от общих оснований ответственности за причинение вреда, обязанность страховщика по осуществлению страховых выплат не зависит от вины страхователя в наступлении вреда, а наступает при наличии страхового случая, которым является факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, подтвержденный в установленном законодательством порядке (пункт 271 Положения).
6. Судам надлежит иметь в виду, что право на страховые выплаты с 1 января 2004 г. имеют лица, которым вред возмещался нанимателем по ранее действовавшему законодательству на основании приказа (распоряжения, постановления) или судебного решения (пункт 278 Положения). Назначение страховых выплат этим лицам производится в порядке, предусмотренном пунктами 303–308 Положения.
7. В силу пункта 279 Положения страховщик обязан производить страховые выплаты и лицам, получившим до 1 января 2004 г. увечье, профессиональное заболевание или иное повреждение здоровья либо потерявшим кормильца, в порядке, предусмотренном Положением, при наличии одновременно двух условий: 1) эти лица имели право на возмещение вреда от нанимателя по ранее действовавшему законодательству; 2) случай возмещения вреда остался неразрешенным.
При разрешении требований таких лиц о назначении страховых выплат необходимо выяснять, подтвержден ли факт несчастного случая, профессионального заболевания или иного повреждения здоровья и имеется ли вина нанимателя в наступлении вредных последствий (если вред не причинен источником повышенной опасности, принадлежащим нанимателю).
К неразрешенным следует относить, в частности, случаи, когда: 1) лицо не обращалось за возмещением вреда; 2) лицо обратилось к нанимателю с соответствующим заявлением, однако заявление до 1 января 2004 г. не было рассмотрено; 3) нанимателем отказано в возмещении вреда, но спор в судебном порядке не разрешен; 4) если по находящемуся в производстве суда делу о возмещении вреда было принято решение после 1 января 2004 г. об отказе в иске в связи с возникновением у истца права на страховые выплаты.
8. Обратить внимание судов, что подтверждением несчастного случая на производстве или профессионального заболевания являются соответственно акты Н-1 (Н-1АС) или ПЗ-1, составление которых предусмотрено Правилами расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г. № 30 (далее – Правила расследования и учета несчастных случаев).
Повреждение здоровья или смерть работника, произошедшие в результате непроизводственного несчастного случая, должны оформляться актом формы НП. Перечень непроизводственных несчастных случаев приведен в пункте 24 Правил расследования и учета несчастных случаев. При установлении непроизводственного несчастного случая страховые выплаты не производятся (пункт 291 Положения).
9. Отказ в составлении акта (включая непризнание факта несчастного случая, отказ в проведении его расследования), а также содержащиеся в нем сведения, в том числе о степени грубой неосторожности потерпевшего, могут быть обжалованы заинтересованными лицами непосредственно в суд (пункт 78 Правил расследования и учета несчастных случаев).
Заключение о несчастном случае на производстве в случаях проведения расследования государственным инспектором труда может быть обжаловано в порядке подчиненности должностным лицам органов государственной инспекции труда в течение трех месяцев с даты составления либо в суд в соответствии с законодательством (пункт 80 Правил расследования и учета несчастных случаев). Право выбора органа обжалования принадлежит заинтересованным лицам.
Подведомственность рассмотрения жалоб, связанных с установлением профессиональных заболеваний, а также с наличием разногласий по вопросам их расследования, определена пунктом 84 Правил расследования и учета несчастных случаев. По данным вопросам компетентными являются органы Министерства здравоохранения Республики Беларусь (в случаях профессиональных заболеваний со смертельным исходом и групповых профессиональных заболеваний – совместно с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь) или суд.
При обращении в суд жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьями 336, 353–358 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ГПК).
В случае признания жалобы обоснованной суд обязывает соответствующий орган устранить допущенное нарушение. При установлении обстоятельств, которые не были учтены при определении степени грубой неосторожности потерпевшего либо явного несоответствия указанной в акте степени вины потерпевшего в процентах фактическим обстоятельствам, суд обязывает орган (должностное лицо), чьи действия обжалуются, определить степень вины в соответствии с фактическими обстоятельствами, о чем указывается в резолютивной части решения суда.
10. Необходимо иметь в виду, что при наличии грубой неосторожности застрахованного, содействовавшей возникновению или увеличению вреда, в акте Н-1 (Н-1АС) или ПЗ-1 указывается степень грубой неосторожности (вины потерпевшего) в процентах.
Вопрос о том, является ли неосторожность застрахованного грубой небрежностью или простой неосмотрительностью, не влияющей на размер возмещения вреда, должен быть разрешен при расследовании несчастного случая или профессионального заболевания с учетом фактических обстоятельств. При этом для оценки действий застрахованного следует учитывать конкретную обстановку, при которой произошел несчастный случай, а также личность самого застрахованного (его физическое и психическое состояние в момент несчастного случая, возраст, образование, профессию, квалификацию и т.п.).
Грубой неосторожностью может признаваться несоблюдение застрахованным работником элементарных требований предусмотрительности, понятных каждому, а равно и правил техники безопасности, пожарной безопасности, которым он обучен в связи с выполнением определенных трудовых обязанностей, если с учетом конкретной обстановки работник предвидел возможность наступления вредных для себя последствий, но легкомысленно надеялся, что они не наступят. В частности, грубой неосторожностью может быть признано нахождение застрахованного в состоянии алкогольного (наркотического, токсического) опьянения, содействовавшем возникновению или увеличению вреда.
Степень грубой неосторожности в процентах указывается в зависимости от значимости нарушений, допущенных застрахованным, для наступивших последствий.
11. Разъяснить судам, что утрата профессиональной трудоспособности устанавливается в процентах на момент освидетельствования потерпевшего медико-реабилитационной экспертной комиссией (далее – МРЭК). При наличии необходимости МРЭК вправе принять решение об имевшейся у потерпевшего степени утраты профессиональной трудоспособности за три года, предшествующих освидетельствованию, а также установить момент ее наступления (пункт 14 Правил определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 июня 2021 г. № 304). Кроме того, МРЭК вправе установить за прошлое время нуждаемость потерпевшего в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации.
Жалобы на решения МРЭК рассматриваются судами в порядке, установленном статьями 336, 353–358 ГПК, с соблюдением порядка обжалования заключений МРЭК, установленного Положением о медико-реабилитационных экспертных комиссиях, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 июня 2021 г. № 304.
12. Судам надлежит учитывать, что с 1 сентября 2019 г. за период временной нетрудоспособности до дня выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности (в случае смерти потерпевшего – по день смерти), а также при обострении (осложнении) заболеваний, связанных с последствиями несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пособие выплачивается работнику страховщиком.
Размер пособия, порядок его назначения и исчисления определяются в соответствии с Положением о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 апреля 2014 г. № 393.
С 1 сентября 2019 г. на страховщике также лежит обязанность производить доплату до среднемесячного заработка застрахованного при его временном переводе на более легкую нижеоплачиваемую работу в связи с повреждением здоровья в результате страхового случая (пункт 297 Положения). Среднемесячный заработок застрахованного в таком случае исчисляется в соответствии с Положением о порядке осуществления доплаты до среднего заработка застрахованного, временно переведенного в связи с повреждением здоровья в результате страхового случая на более легкую нижеоплачиваемую работу, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 августа 2019 г. № 575.
13. Обратить внимание судов, что обязанность страховщика осуществлять страховые выплаты потерпевшему возникает со дня установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности, указанного в соответствующем заключении МРЭК.
В случае смерти застрахованного страховые выплаты лицам, имеющим право на их получение, назначаются и выплачиваются со дня его смерти, но не ранее дня приобретения права на получение таких выплат (пункт 334 Положения).
14. Разрешая вопросы размера страховых выплат, судам необходимо иметь в виду, что при стойкой утрате профессиональной трудоспособности ежемесячная страховая выплата застрахованному рассчитывается путем умножения средней заработной платы работников Республики Беларусь на индивидуальный коэффициент заработка (дохода) застрахованного и степень утраты его профессиональной трудоспособности. Индивидуальный коэффициент заработка (дохода) застрахованного – это соотношение его фактического заработка (дохода) за установленный период к среднемесячной заработной плате работников в этом же периоде. При этом данный коэффициент не может быть менее чем 0,60 000 (пункты 303–307, 314–319 Положения).
В состав фактического заработка (дохода) включаются только те его виды, на которые согласно законодательству начислялись страховые взносы.
15. В случае смерти застрахованного, наступившей в результате страхового случая, право на получение страховых выплат имеют нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие на день его смерти право на получение от него содержания, а также иные лица, перечисленные в пункте 288 Положения.
Состоявшими на иждивении умершего считаются, в частности, лица, находившиеся на его полном содержании или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Круг нетрудоспособных лиц, не состоявших на иждивении умершего, однако имевших право на получение от него содержания, определяется законодательством (например, статьи 29, 30, 91, 100 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье).
16. Следует учитывать, что размер и порядок осуществления ежемесячной страховой выплаты лицам, имеющим право на ее получение в случае смерти застрахованного, определяются в соответствии с пунктами 309, 310 Положения.
Лицо, имеющее право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, обязано самостоятельно представить страховщику перечисленные в части третьей пункта 327 Положения документы, в том числе подтверждающие факт нахождения на иждивении умершего застрахованного или установления права на получение от него содержания.
Вместе с тем страховщик вправе назначить ежемесячные страховые выплаты и при отсутствии соответствующих документов, подтверждающих нахождение лица на иждивении умершего (часть вторая пункта 329 Положения). Такое решение страховщика может быть оспорено в судебном порядке.
17. Разъяснить судам, что дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода, обеспечение техническими средствами специальной реабилитации и сопутствующими им изделиями, их ремонт, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, подготовку к другой профессии, возмещаются страховщиком в порядке и на условиях, предусмотренных Положением о порядке оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного, по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2014 г. № 637.
Вызванные повреждением здоровья фактически понесенные и необходимые расходы в части, превышающей установленный размер страховых выплат, подлежат взысканию с ответственного за причинение вреда лица в порядке, установленном нормами главы 58 ГК.
18. Расходы на погребение возмещаются страховщиком в соответствии с Положением о порядке оплаты расходов на погребение умершего застрахованного по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, смерть которого наступила в результате страхового случая, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 октября 2003 г. № 1303.
Если фактически понесенные и необходимые расходы на погребение превысили установленный максимальный размер расходов, оплачиваемых страховщиком, разница возмещается лицом, ответственным за причинение вреда. При взыскании суд принимает во внимание документы, а также иные доказательства, подтверждающие размер и необходимость этих расходов.
19. При несогласии лиц, подавших заявление о назначении страховых выплат, с отказом страховщика в их назначении либо с определением их размера, а также в случаях иных разногласий по вопросам страхового возмещения вреда спор рассматривается судом в порядке искового производства.
20. Судам необходимо учитывать, что в порядке обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний выплата денежной компенсации морального вреда не предусмотрена. Взыскание денежной компенсации морального вреда с лиц, ответственных за повреждение здоровья или смерть работника, осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством.
В коллективном договоре или иных локальных нормативных правовых актах организаций-страхователей, а также в трудовом договоре (контракте), гражданско-правовом договоре или учредительных документах организаций-страхователей могут быть предусмотрены дополнительные гарантии для работников, получивших увечье, профессиональное заболевание или иное повреждение здоровья. Такие гарантии должны предоставляться потерпевшим независимо от получения ими страховых выплат.
21. Обратить внимание судов, что страховщик в порядке суброгации имеет право требования в пределах выплаченных сумм к физическому или юридическому лицу, ответственному в соответствии с законодательством за вред, причиненный жизни или здоровью застрахованного.
При установлении ответчика по таким искам следует учитывать положения гражданского законодательства об основаниях и условиях ответственности. В частности, об ответственности юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником (статья 937 ГК), за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (статья 948 ГК).
Судам также необходимо выяснять наличие у ответчика договора добровольного или обязательного страхования его ответственности и привлекать к участию в деле в качестве ответчика соответствующую страховую организацию.
22. Следует иметь в виду, что в состав страховых выплат, которые вправе взыскать страховщик, включаются расходы на доставку, пересылку либо перечисление страховых выплат, расходы на проведение независимой медицинской экспертизы, а также другие расходы, прямо предусмотренные законодательством.
23. Исходя из общих правил возмещения вреда (пункт 3 статьи 952 ГК) суд вправе уменьшить размер подлежащей взысканию страховой выплаты с учетом имущественного положения гражданина, ответственного за причиненный вред, за исключением случаев, когда вред причинен действиями, совершенными им умышленно.
Если ответственным за причинение вреда лицом является сам страхователь, расходы страховщика возмещению не подлежат.
24. Судам следует реагировать частными определениями на все случаи нарушения законодательства об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также выявленные упущения и недостатки в деятельности нанимателей по обеспечению безопасных условий труда.
Судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь, областным (Минскому городскому) судам, экономическим судам областей (города Минска) обеспечить надлежащее рассмотрение данной категории дел, своевременно исправляя судебные ошибки и регулярно обобщая судебную практику.
Председатель |
В.О.Сукало |
|
|
Секретарь Пленума, судья |
И.Н.Минец |