Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 08.11.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

30 июня 2005 г. № 7

О практике рассмотрения судами дел о принудительной госпитализации и лечении граждан

Изменения и дополнения:

Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25 июня 2009 г. № 6 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 170, 6/762);

Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 31 марта 2010 г. № 2 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 93, 6/858);

Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 2 июня 2011 г. № 3 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 69, 6/1038);

Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30 марта 2017 г. № 3 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 13.04.2017, 6/1596);

Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30 сентября 2021 г. № 8 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 12.10.2021, 6/1811)

 

Рассмотрев материалы обобщения судебной практики по делам о принудительной госпитализации и лечении граждан, имеющих заболевания, представляющие опасность для здоровья населения, и уклоняющихся от лечения, Пленум Верховного Суда Республики Беларусь постановляет:

1. Обратить внимание судов, что правильное и своевременное рассмотрение дел о принудительной госпитализации и лечении граждан, имеющих заболевания, представляющие опасность для здоровья населения, гарантирует защиту прав и законных интересов этих граждан, а также обеспечивает безопасность здоровья населения республики.

2. Судам следует иметь в виду, что принудительная госпитализация и лечение граждан возможны лишь в случаях, прямо предусмотренных законом, и только по решению суда.

К таким законам, в частности, относятся законы Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII «О здравоохранении» и от 7 января 2012 г. № 349-З «Об оказании психиатрической помощи».

3. Дела о принудительной госпитализации и лечении граждан рассматриваются по правилам особого производства (ст.ст. 362, 391–393 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ГПК) с учетом особенностей, предусмотренных законами, регулирующими вопросы такой госпитализации и лечения.

4. Обратить внимание судов, что дела о принудительной госпитализации и лечении возбуждаются по заявлениям соответствующих учреждений здравоохранения по месту их нахождения или по месту жительства (пребывания) гражданина и рассматриваются в течение пяти дней с момента их поступления в суд.

Согласно ст. 81 ГПК право обратиться в суд с заявлением о принудительной госпитализации и лечении имеет прокурор.

5. Заявление о принудительной госпитализации и лечении, помимо общих реквизитов процессуального документа (ст. 109 ГПК), должно содержать также указание на предусмотренные законом основания для принудительной госпитализации и лечения. При несоблюдении данного требования суд выносит мотивированное определение об оставлении заявления без движения и предоставляет заявителю срок для исправления недостатков в порядке, установленном ст. 111 ГПК.

К заявлению приобщается мотивированное медицинское заключение учреждения здравоохранения о необходимости принудительной госпитализации и лечения, а в предусмотренных законодательством случаях – документы, подтверждающие факт уклонения от добровольного лечения. Непредставление указанных документов не является основанием для отказа в возбуждении дела.

6. Судам следует иметь в виду, что в силу подпункта 1.12 п. 1 ст. 285 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть) государственные организации здравоохранения при подаче в суд заявлений о принудительной госпитализации и лечении граждан освобождаются от уплаты государственной пошлины.

7. Обратить внимание судов, что дела о принудительной госпитализации и лечении рассматриваются с обязательным участием гражданина, в отношении которого возбуждено дело, за исключением невозможности его участия по состоянию здоровья, и представителя учреждения здравоохранения, по чьей инициативе оно возбуждено.

Граждане, в отношении которых ставится вопрос о принудительной госпитализации и лечении, участвуют в деле в качестве заинтересованных лиц. Они вправе пользоваться услугами представителя, участвующего в деле в порядке и на условиях, предусмотренных гражданским процессуальным законодательством.

Защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, а также граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными или ограниченно дееспособными, осуществляют их законные представители.

8. Разъяснить судам, что основаниями к удовлетворению заявления о принудительной госпитализации и лечении гражданина являются наличие у него заболевания, представляющего опасность для здоровья населения, и уклонение от добровольного лечения. Перечень заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, указан в приложении к постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15 июня 2012 г. № 75 «Об установлении перечня заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения».

Лица, страдающие психическими расстройствами (заболеваниями), могут быть принудительно госпитализированы и подвергнуты лечению и по другим основаниям, предусмотренным ст. 36 Закона Республики Беларусь «Об оказании психиатрической помощи» (в частности, опасность больного для себя самого, его беспомощность, возможность причинения существенного вреда своему здоровью в случае оставления без психиатрической помощи).

9. Судам надлежит иметь в виду, что наличие у гражданина заболевания и необходимость принудительной госпитализации и лечения должны быть подтверждены заключением соответствующей медицинской комиссии.

Заключение должно отвечать требованиям, содержащимся в актах законодательства, определяющих порядок и условия принудительной госпитализации и лечения граждан, страдающих соответствующим заболеванием.

10. Уклонение от добровольного лечения может выражаться в отказе гражданина пройти курс лечения в медицинском учреждении, неявке без уважительных причин на лечение, самовольном приостановлении лечебных процедур, нарушении больничного режима, а также в иных свидетельствующих о наличии умысла на уклонение от лечения действиях гражданина, а в случаях, предусмотренных законодательством, и его законного представителя.

11. Принудительная госпитализация и лечение не допускаются в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. При наличии у них заболевания, представляющего опасность для здоровья населения, и отказе от лечения, они могут быть депортированы за пределы Республики Беларусь в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь (ст. 28 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении»).

12. Обратить внимание судов, что исходя из положений части первой ст. 392 ГПК решение суда о принудительной госпитализации и лечении должно быть мотивированным.

В резолютивной части решения о принудительной госпитализации и лечении следует изложить выводы об удовлетворении или отклонении заявления. Определение сроков принудительной госпитализации и лечения в компетенцию суда не входит и в резолютивной части решения не указывается.

После вступления в законную силу решения о принудительной госпитализации и лечении его копия направляется судом для исполнения учреждению здравоохранения, по заявлению которого возбуждено дело, а решение о принудительной госпитализации и лечении граждан, страдающих венерическими заболеваниями и туберкулезом с бактериовыделением, – также органу внутренних дел по месту жительства данного гражданина.

13. Направление граждан в лечебно-трудовые профилактории для их принудительной изоляции и медико-социальной реадаптации осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 104-З «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них».

Дела о направлении граждан в лечебно-трудовой профилакторий, продлении и сокращении срока их нахождения в лечебно-трудовом профилактории рассматриваются по правилам особого производства с учетом особенностей, установленных статьями 3939–39312 ГПК.

Основанием для возбуждения дела о направлении лица в лечебно-трудовой профилакторий является заявление начальника территориального органа внутренних дел или его заместителя о направлении этого лица в лечебно-трудовой профилакторий.

По заявлению лица, в отношении которого ставится вопрос о направлении в лечебно-трудовой профилакторий, защиту его прав и законных интересов осуществляет представитель.

В случае удовлетворения заявления в резолютивной части решения должно быть указано о направлении гражданина в лечебно-трудовой профилакторий для его медико-социальной реадаптации с обязательным привлечением к труду и указан срок пребывания в лечебно-трудовом профилактории.

14. Суды не должны оставлять без внимания факты несвоевременной и ненадлежащей подготовки учреждениями здравоохранения материалов о принудительной госпитализации и лечении, а также факты нарушения прав и законных интересов граждан, в отношении которых такие требования заявлены, и реагировать на выявленные нарушения частными определениями.

 

Председатель
Верховного Суда
Республики Беларусь

В.О.Сукало

 

 

Секретарь Пленума,
судья Верховного Суда
Республики Беларусь

И.Н.Минец

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.