Официальная правовая информация |
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
7 сентября 2023 г. № Р-1305/2023
О Регламенте Конституционного Суда Республики Беларусь
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П. в соответствии с частью второй статьи 23 и статьей 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей РЕШИЛ:
1. Утвердить Регламент Конституционного Суда Республики Беларусь (прилагается).
2. Признать утратившими силу:
решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 8 апреля 2014 г. № Р-916/2014 «О Регламенте Конституционного Суда Республики Беларусь»;
решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 17 марта 2017 г. № Р-1085/2017 «О внесении дополнений и изменений в Регламент Конституционного Суда Республики Беларусь»;
решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 16 декабря 2021 г. № Р-1287/2021 «Об изменении Регламента Конституционного Суда Республики Беларусь».
3. Решение вступает в силу с 1 октября 2023 г.
4. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий – |
П.П.Миклашевич |
|
Решение 07.09.2023 № Р-1305/2023 |
РЕГЛАМЕНТ
Конституционного Суда Республики Беларусь
Настоящий Регламент на основе Конституции Республики Беларусь, Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (далее – Кодекс) и Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве» (далее – Закон) регулирует вопросы организации подготовки и проведения заседаний Конституционного Суда Республики Беларусь (далее – Конституционный Суд), обеспечения условий для осуществления Конституционным Судом и его судьями своих полномочий, а также иные вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда, порядок и формы участия Секретариата Конституционного Суда (далее – Секретариат) в подготовке дел к рассмотрению в судебном заседании, не урегулированные Кодексом и иными законодательными актами, а в случаях, установленных законодательством о конституционном судопроизводстве, – иные вопросы, возникающие в ходе конституционного судопроизводства.
В настоящем Регламенте термины и их определения используются в значениях, определенных Законом.
ГЛАВА 1
ВОПРОСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
1. Председатель Конституционного Суда, помимо перечисленных в статье 25 и других статьях Кодекса и Законе полномочий, в соответствии с законодательными актами:
определяет даты и созывает судебные заседания Конституционного Суда или служебные совещания судей Конституционного Суда, председательствует на них;
издает приказы о направлении заместителя Председателя, судей Конституционного Суда и работников Секретариата в служебные командировки;
утверждает ежегодные графики трудовых отпусков судей Конституционного Суда и работников Секретариата;
осуществляет иные полномочия.
2. В случаях отсутствия Председателя Конституционного Суда или невозможности исполнения им своих обязанностей полномочия Председателя Конституционного Суда осуществляет заместитель Председателя Конституционного Суда.
В случае отсутствия Председателя Конституционного Суда и его заместителя или невозможности исполнения ими своих обязанностей полномочия Председателя Конституционного Суда осуществляет старший по возрасту судья Конституционного Суда.
3. По истечении срока полномочий Председатель Конституционного Суда продолжает исполнять свои обязанности до избрания его на новый срок либо до избрания нового Председателя Конституционного Суда.
Председатель Конституционного Суда информирует Президента Республики Беларусь и Президиум Всебелорусского народного собрания об истечении срока своих полномочий, как правило, за два месяца до его истечения.
4. Председатель Конституционного Суда вносит Президенту Республики Беларусь для внесения в установленном порядке предложений Всебелорусскому народному собранию представления:
по вопросу избрания заместителя Председателя Конституционного Суда, как правило, за два месяца до истечения пятилетнего срока полномочий заместителя Председателя Конституционного Суда;
о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда либо об избрании судьи Конституционного Суда на новый срок, как правило, за два месяца до истечения одиннадцатилетнего срока полномочий судьи Конституционного Суда;
о прекращении полномочий либо об оставлении заместителя Председателя, судьи Конституционного Суда, при наличии их согласия, на государственной гражданской службе в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь, как правило, за два месяца до достижения заместителем Председателя, судьей Конституционного Суда предельного возраста пребывания на государственной гражданской службе.
5. При наличии вакантных должностей заместителя Председателя, судьи Конституционного Суда Председатель Конституционного Суда вносит Президенту Республики Беларусь представление по вопросу избрания заместителя Председателя, судьи Конституционного Суда для внесения в установленном порядке предложений Всебелорусскому народному собранию.
Представление по вопросу избрания на вакантную должность вносится, как правило, в течение месяца после открытия вакансии.
ГЛАВА 2
ВОПРОСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ, ВОЗОБНОВЛЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
6. В случае принятия Президиумом Всебелорусского народного собрания постановления о приостановлении или возобновлении полномочий Председателя, заместителя Председателя, судьи Конституционного Суда в соответствии с частями первой и второй статьи 107 Кодекса издается соответствующий приказ Председателя Конституционного Суда.
7. Личное письменное заявление об отставке или об освобождении от должности по собственному желанию судья Конституционного Суда адресует Всебелорусскому народному собранию и подает через кадровую службу Конституционного Суда.
8. При наличии оснований для прекращения полномочий судьи Конституционного Суда, предусмотренных абзацами девятым и десятым части первой статьи 108 Кодекса, представление Конституционного Суда о прекращении полномочий Председателя, заместителя Председателя, судьи Конституционного Суда в порядке, установленном статьями 105 и 106 Кодекса, принимается большинством голосов от полного состава судей Конституционного Суда.
Представление Конституционного Суда о прекращении полномочий Председателя, заместителя Председателя, судьи Конституционного Суда направляется Президенту Республики Беларусь для принятия решения о приостановлении полномочий (до принятия Всебелорусским народным собранием решения по вопросу освобождения от должности) и внесения Всебелорусскому народному собранию предложения об освобождении указанных лиц от должности, предварительно согласованного с Президиумом Всебелорусского народного собрания.
9. При наличии оснований для прекращения полномочий судьи Конституционного Суда, предусмотренных абзацами четвертым–восьмым, одиннадцатым–тринадцатым части первой статьи 108 Кодекса, кадровой службой Конституционного Суда готовится представление Председателя Конституционного Суда.
При наличии оснований для прекращения полномочий судьи Конституционного Суда, предусмотренных абзацами шестым, седьмым, одиннадцатым–тринадцатым части первой статьи 108 Кодекса, представление Председателя Конституционного Суда о прекращении полномочий Председателя, заместителя Председателя, судьи Конституционного Суда направляется Президенту Республики Беларусь для принятия решения о приостановлении полномочий (до принятия Всебелорусским народным собранием решения по вопросу освобождения от должности) и внесения Всебелорусскому народному собранию предложения об освобождении указанных лиц от должности, предварительно согласованного с Президиумом Всебелорусского народного собрания.
При наличии оснований для прекращения полномочий судьи Конституционного Суда, предусмотренных абзацами четвертым, пятым, восьмым части первой статьи 108 Кодекса, представление Председателя Конституционного Суда о прекращении полномочий Председателя, заместителя Председателя, судьи Конституционного Суда направляется Президенту Республики Беларусь для внесения Всебелорусскому народному собранию предложения об освобождении указанных лиц от должности, предварительно согласованного с Президиумом Всебелорусского народного собрания.
10. В случае принятия Президентом Республики Беларусь решения о приостановлении полномочий Председателя, заместителя Председателя, судьи Конституционного Суда либо о возобновлении их полномочий ввиду несогласования Президиумом Всебелорусского народного собрания предложения Президента Республики Беларусь об освобождении указанных лиц от должности, внесенного в установленном порядке Всебелорусскому народному собранию, или непринятия Всебелорусским народным собранием на ближайшем заседании соответствующего решения издается соответствующий приказ Председателя Конституционного Суда.
11. В случае смерти судьи Конституционного Суда, вступления в законную силу решения суда об объявлении судьи Конституционного Суда умершим либо о признании его безвестно отсутствующим издается приказ Председателя Конституционного Суда о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда. Одновременно Председатель Конституционного Суда уведомляет Президента Республики Беларусь и Всебелорусское народное собрание о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда.
ГЛАВА 3
ВОПРОСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ПОДАЧИ, РЕГИСТРАЦИИ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЯ
12. Обращение подается в Конституционный Суд в письменной или электронной форме.
13. Обращение в электронной форме, за исключением конституционной жалобы, подается в Конституционный Суд в виде электронного документа посредством системы межведомственного электронного документооборота государственных органов.
14. Конституционная жалоба в электронной форме подается в Конституционный Суд посредством заполнения специальной формы на официальном сайте Конституционного Суда в глобальной компьютерной сети Интернет.
Для подачи конституционной жалобы в Конституционный Суд в электронной форме гражданин:
регистрируется (заполняет регистрационную форму) на официальном сайте Конституционного Суда в глобальной компьютерной сети Интернет;
активирует созданную учетную запись (личный кабинет);
заполняет в личном кабинете специальную форму с приложением (присоединением) к ней электронных отображений документов и материалов, предусмотренных статьей 155 Закона. Электронные отображения создаются путем сканирования документов и материалов на бумажных носителях и сохранения на электронный носитель файлов в графическом формате.
15. Направляемые в Конституционный Суд в электронной форме обращения, в том числе конституционная жалоба, а также прилагаемые к ним документы и иные материалы должны быть представлены в следующих форматах:
для документов в электронном виде:
Portable Document Format / A (PDF/A);
Office Open XML (DOCX);
OpenDocument Format (ODT);
для электронных отображений документов на бумажных носителях:
Portable Network Graphics (PNG);
Tagged Image File Format (TIFF);
Joint Photograph Experts Group (JPEG);
Portable Document Format / A (PDF/A).
16. Регистрация поступившего в Конституционный Суд обращения осуществляется в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в Конституционном Суде, утверждаемой Председателем Конституционного Суда.
17. Секретариат на основании статьи 31 Закона осуществляет предварительное рассмотрение поступившего обращения на предмет его соответствия установленным законодательством общим требованиям к содержанию, форме и составу прилагаемых к обращению документов и иных материалов.
Начальник Секретариата докладывает Председателю Конституционного Суда о поступившем в Конституционный Суд обращении в день его поступления, за исключением конституционной жалобы, которая докладывается в соответствии с пунктом 49 настоящего Регламента.
ГЛАВА 4
ВОПРОСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЩЕНИЯ И ВОЗБУЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ
18. По делам, предусмотренным абзацами вторым, третьим, двенадцатым, тринадцатым подпункта 2.1 пункта 2 статьи 1 Закона, Председатель Конституционного Суда на основании статьи 32 Закона поручает судье (судьям) Конституционного Суда осуществить предварительное изучение поступившего обращения, по результатам которого готовится проект определения о возбуждении производства по делу либо об отказе в возбуждении производства по делу, а Секретариату – подготовить необходимые для предварительного изучения судьей (судьями) Конституционного Суда информационно-аналитические документы.
Предварительное изучение обращения осуществляется в срок, установленный Председателем Конституционного Суда с учетом сроков, предусмотренных Законом для принятия Конституционным Судом определения о возбуждении производства по делу (пункт 2 статьи 34) или об отказе в возбуждении производства по делу (пункт 2 статьи 33).
19. При предварительном изучении обращения по делам, предусмотренным абзацами вторым, третьим, двенадцатым, тринадцатым подпункта 2.1 пункта 2 статьи 1 Закона:
анализируется, не имеется ли оснований для отказа в возбуждении производства по делу, предусмотренных частью первой пункта 1 статьи 33 Закона, и принятия Конституционным Судом определения об отказе в возбуждении производства по делу, в том числе соответствует ли обращение условиям допустимости, определенным Законом (соответственно статьями 104, 164 и 170);
формулируется один из следующих выводов:
о наличии основания для возбуждения производства по делу и принятия Конституционным Судом определения о возбуждении производства по делу с внесением предложения о форме конституционного судопроизводства;
об отсутствии основания для возбуждения производства по делу и наличии оснований для отказа в возбуждении производства по делу, а также принятия Конституционным Судом определения об отказе в возбуждении производства по делу.
20. Стороны, а также по усмотрению Конституционного Суда иные лица, указанные в пункте 3 статьи 34 Закона, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего определения Конституционного Суда уведомляются о возбуждении производства по делу письмом Конституционного Суда с приложением копий определения Конституционного Суда, иных документов и материалов, предусмотренных Законом.
При использовании Конституционным Судом письменной формы конституционного судопроизводства и наличии другой стороны по делу сроки представления такой стороной отзыва на поступившее в Конституционный Суд обращение определяются Председателем Конституционного Суда с учетом особенностей дела.
ГЛАВА 5
ВОПРОСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ПРИНЯТИЯ ДЕЛА К ПРОИЗВОДСТВУ
21. По делам, предусмотренным абзацами четвертым–десятым подпункта 2.1 пункта 2 статьи 1 Закона, Председатель Конституционного Суда поручает судье (судьям) Конституционного Суда с участием Секретариата проанализировать обращение и подготовить проект определения Председателя Конституционного Суда о принятии дела к производству либо проект определения Конституционного Суда об отказе в принятии дела к производству.
22. При анализе обращения и подготовке проекта соответствующего определения:
по делам, предусмотренным абзацами пятым, шестым, восьмым–десятым подпункта 2.1 пункта 2 статьи 1 Закона, устанавливается, соблюдаются ли условия допустимости, определенные соответственно статьями 115, 122, 133, 140 и 147 Закона (пункт 4 статьи 37 Закона);
по делам, предусмотренным абзацами четвертым–седьмым, десятым подпункта 2.1 пункта 2 статьи 1 Закона, вносится предложение о форме конституционного судопроизводства в соответствии с пунктом 4 статьи 11 Закона.
Кроме того, по делу, предусмотренному абзацем десятым подпункта 2.1 пункта 2 статьи 1 Закона, анализируется, соблюдено ли условие, определенное пунктом 2 статьи 146 Закона.
23. Стороны, а также по усмотрению Председателя Конституционного Суда иные лица, указанные в пункте 3 статьи 37 Закона, не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия соответствующего определения, уведомляются о принятии дела к производству и рассмотрении дела в судебном заседании письмом Конституционного Суда, в котором указываются дата, время и место проведения судебного заседания для рассмотрения и разрешения дела.
При использовании Конституционным Судом письменной формы конституционного судопроизводства и наличии другой стороны по делу сроки представления такой стороной отзыва на поступившее в Конституционный Суд обращение определяются Председателем Конституционного Суда с учетом особенностей дела.
ГЛАВА 6
ВОПРОСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ
24. При подготовке дела к рассмотрению в судебном заседании по поручению Председателя Конституционного Суда:
судья-докладчик (судьи-докладчики) составляет справку и (или) проект соответствующего заключения, решения и решает иные вопросы в соответствии со статьей 39 Закона;
Секретариат готовит заключения, справки и иные информационно-аналитические документы.
25. При невозможности участия судьи Конституционного Суда в планируемом судебном заседании по делу, по которому он назначен судьей-докладчиком, он информирует об этом Председателя Конституционного Суда.
В этом случае Председатель Конституционного Суда:
по делам, предусмотренным абзацами вторым, третьим, одиннадцатым–тринадцатым подпункта 2.1 пункта 2 статьи 1 Закона, инициирует принятие определения Конституционного Суда о назначении другого судьи-докладчика по делу либо об изменении даты рассмотрения и разрешения дела в судебном заседании;
по делам, предусмотренным абзацами четвертым–десятым подпункта 2.1 пункта 2 статьи 1 Закона, принимает определение о назначении другого судьи-докладчика по делу либо об изменении даты рассмотрения и разрешения дела в судебном заседании.
Другой судья-докладчик назначается также в случаях удовлетворения самоотвода первоначально назначенного судьи Конституционного Суда, приостановления или прекращения его полномочий.
При назначении другого судьи-докладчика по делу ему передаются все имеющиеся материалы по данному делу.
26. В случае отзыва заявителем обращения в порядке, предусмотренном статьей 35 Закона, другая сторона (при ее наличии) и лица, которые были уведомлены о возбуждении производства по делу, в пятидневный срок уведомляются Конституционным Судом об отзыве обращения заявителя.
27. Ознакомление сторон, их представителей, полномочных представителей, представителей других государственных органов, иных организаций, привлеченных Конституционным Судом к участию в судебном заседании, а также экспертов и специалистов с материалами дела допускается на основании их письменного заявления. Ознакомление осуществляется по поручению Председателя Конституционного Суда в помещении Конституционного Суда в присутствии работника Секретариата.
28. Секретарь судебного заседания назначается Председателем Конституционного Суда из числа работников Секретариата:
по делам, предусмотренным абзацами вторым, третьим, одиннадцатым–тринадцатым подпункта 2.1 пункта 2 статьи 1 Закона, – после принятия Конституционным Судом определения о назначении судебного заседания для рассмотрения и разрешения дела;
по делам, предусмотренным абзацами четвертым–десятым подпункта 2.1 пункта 2 статьи 1 Закона, – после принятия Председателем Конституционного Суда определения о принятии дела к производству.
29. По делам, предусмотренным абзацами вторым, третьим, одиннадцатым–тринадцатым подпункта 2.1 пункта 2 статьи 1 Закона, уведомление о рассмотрении дела в судебном заседании направляется сторонам, государственным органам, иным организациям и лицам, указанным в части первой пункта 1 статьи 44 Закона, письмом Конституционного Суда не позднее чем за десять дней до начала судебного заседания.
Уведомление о рассмотрении дела в судебном заседании может направляться государственным органам, иным организациям и лицам, указанным в части первой пункта 1 статьи 44 Закона, в электронной форме посредством системы межведомственного электронного документооборота государственных органов.
30. Судьи Конституционного Суда уведомляются Секретариатом о дате, времени и месте проведения судебного заседания по делу не позднее чем за десять дней до начала судебного заседания, если иное не вытекает из особенностей дела, путем вручения повестки дня судебного заседания. Одновременно судьям Конституционного Суда представляются все необходимые для рассмотрения и разрешения дела материалы на бумажных носителях и (или) в электронном виде.
31. Секретариатом не позднее чем за день до начала судебного заседания готовится, в том числе на основании информации, полученной от сторон по делу, список лиц, участвующих в судебном заседании, который представляется Председателю, заместителю Председателя и судьям Конституционного Суда.
32. В назначенное для судебного заседания время судьи Конституционного Суда входят в зал судебного заседания. Секретарь судебного заседания объявляет: «Прошу встать! Суд идет!». Все встают, судьи Конституционного Суда занимают свои места.
После объявления председательствующим судебного заседания закрытым секретарь судебного заседания объявляет: «Прошу всех встать!». Все встают, судьи Конституционного Суда покидают зал судебного заседания.
33. Кино- и фотосъемка, звуко- и видеозапись, трансляция хода судебного заседания в режиме реального времени посредством глобальной компьютерной сети Интернет либо иных средств связи:
могут осуществляться по инициативе Конституционного Суда с учетом мнений участников судебного заседания;
допускаются с разрешения Конституционного Суда по ходатайству участников судебного заседания, поданному в письменной или электронной форме до начала судебного заседания либо заявленному устно в ходе судебного заседания до начала рассмотрения дела по существу, а также по заявлению иных лиц, присутствующих в зале судебного заседания.
ГЛАВА 7
ВОПРОСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ПОДГОТОВКИ И ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
34. Заключение, решение Конституционного Суда оформляются в виде отдельного документа.
Протокольное решение, определение Конституционного Суда оформляются в виде отдельного документа или вносятся в протокол судебного заседания.
Определение Председателя Конституционного Суда оформляется в виде отдельного документа.
Запросы и представления Конституционного Суда оформляются в виде отдельного документа.
Определения, запросы и представления Конституционного Суда подписываются Председателем Конституционного Суда.
35. Заключение, решение Конституционного Суда, протокольное решение Конституционного Суда, оформляемое в виде отдельного документа, определение Конституционного Суда об отказе в возбуждении производства по делу о конституционности закона, примененного в конкретном деле, по конституционной жалобе после их подписания председательствующим в судебном заседании регистрируются и включаются в соответствующий банк данных информационной системы Конституционного Суда.
Каждому принятому заключению, решению Конституционного Суда, протокольному решению Конституционного Суда, оформляемому в виде отдельного документа, присваивается регистрационный номер.
Определение Конституционного Суда, за исключением определения об отказе в возбуждении производства по делу о конституционности закона, примененного в конкретном деле, по конституционной жалобе, и определение Председателя Конституционного Суда не нумеруются.
36. Заключения, решения Конституционного Суда, послания Конституционного Суда Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь, Регламент Конституционного Суда направляются Секретариатом в установленные законодательством сроки в Национальный центр правовой информации Республики Беларусь для включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь и официального опубликования путем размещения их текстов на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь, а также по решению Председателя Конституционного Суда в установленные им сроки могут быть направлены для обнародования (опубликования) в соответствующие печатные средства массовой информации.
Акты Конституционного Суда, указанные в части первой настоящего пункта, размещаются на официальном сайте Конституционного Суда в глобальной компьютерной сети Интернет.
37. Контроль за соблюдением сроков исполнения запросов и представлений Конституционного Суда, а также сроков представления заключения эксперта осуществляется Секретариатом. О случаях нарушения указанных сроков начальник Секретариата докладывает Председателю Конституционного Суда.
38. Секретарь судебного заседания в порядке, предусмотренном статьей 91 Закона, составляет протокол судебного заседания и визирует каждую его страницу.
Протокол судебного заседания визируется судьей-докладчиком (судьями-докладчиками), подписывается председательствующим в судебном заседании и секретарем судебного заседания.
39. По каждому рассмотренному и разрешенному Конституционным Судом делу Секретариатом оформляется дело в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в Конституционном Суде.
ГЛАВА 8
ВОПРОСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АНАЛИЗА И ОБОБЩЕНИЯ ПРАКТИКИ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЙ, РЕШЕНИЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
40. Секретариат систематически анализирует исполнение заключений, решений Конституционного Суда, ведет учет их исполнения, готовит информацию об исполнении заключений, решений Конституционного Суда за год, которая представляется Председателю Конституционного Суда.
Результаты анализа и обобщения Конституционным Судом практики исполнения принятых заключений, решений Конституционного Суда учитываются при подготовке посланий Конституционного Суда Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь.
41. Конституционный Суд может направлять должностным лицам и государственным органам запросы о ходе исполнения соответствующих заключений, решений Конституционного Суда.
42. Снятие заключений, решений Конституционного Суда с учета исполнения осуществляется Председателем Конституционного Суда на основании информации об их исполнении.
ГЛАВА 9
ВОПРОСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ПОДГОТОВКИ К РАССМОТРЕНИЮ ДЕЛ В ПОРЯДКЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
43. Положения настоящей главы распространяются на осуществление конституционного судопроизводства по делам, предусмотренным абзацами четвертым, пятым и седьмым подпункта 2.1 пункта 2 статьи 1 Закона.
44. При рассмотрении обращения по делу, предусмотренному абзацем седьмым подпункта 2.1 пункта 2 статьи 1 Закона, анализируется, является ли международный договор не вступившим в силу согласно требованиям пункта 2 статьи 127 Закона.
45. По делам о соответствии Конституции не вступившего в силу международного договора Республики Беларусь в определении Председателя Конституционного Суда о принятии дела к производству может быть указано на необходимость приостановления осуществления предусмотренных законодательством и международным правом мер по вступлению в силу международного договора до вступления в законную силу заключения Конституционного Суда.
46. При подготовке дела к рассмотрению в судебном заседании по делам, предусмотренным абзацами четвертым, пятым и седьмым подпункта 2.1 пункта 2 статьи 1 Закона, судья-докладчик совместно с Секретариатом с учетом пункта 2 статьи 111, пункта 2 статьи 117, пункта 2 статьи 129 Закона определяют необходимый для истребования перечень документов и иных материалов, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, и не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия определения о принятии дела к производству, принимают меры по их истребованию Конституционным Судом.
ГЛАВА 10
ВОПРОСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССМОТРЕНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОЙ ЖАЛОБЫ
47. Конституционная жалоба, поступившая в Конституционный Суд, после регистрации в установленном Инструкцией по делопроизводству в Конституционном Суде порядке передается в соответствующее структурное подразделение Секретариата для ее предварительного рассмотрения на соответствие требованиям статей 29, 153–155 Закона.
По результатам предварительного рассмотрения конституционной жалобы соответствующее структурное подразделение Секретариата с учетом положений главы 23 Закона готовит:
1) информационно-аналитическую справку Секретариата:
о соответствии конституционной жалобы требованиям Закона, а также проект уведомления гражданина о соответствии его конституционной жалобы требованиям Закона и необходимости уплаты государственной пошлины за ее рассмотрение;
о несоответствии конституционной жалобы требованиям Закона и проект уведомления гражданина о несоответствии его конституционной жалобы требованиям Закона с указанием, в чем выражается такое несоответствие.
Требования к содержанию информационно-аналитической справки Секретариата устанавливаются в соответствующих методических рекомендациях, утверждаемых Председателем Конституционного Суда;
2) уведомление гражданина о несоответствии его конституционной жалобы требованиям Закона в случаях, если конституционная жалоба:
явно не подведомственна Конституционному Суду;
подана неправомочным лицом;
явно не соответствует условиям допустимости, определенным подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 статьи 153 Закона;
не соответствует требованиям статей 29, 154 и 155 Закона.
48. Если к конституционной жалобе приложено ходатайство об освобождении от государственной пошлины за ее рассмотрение, такое ходатайство рассматривается Конституционным Судом после признания конституционной жалобы Секретариатом соответствующей требованиям Закона либо повторной подачи гражданином конституционной жалобы по тому же предмету с требованием о ее рассмотрении Конституционным Судом в случае несогласия с уведомлением Секретариата.
По вопросу освобождения от государственной пошлины за рассмотрение конституционной жалобы Конституционный Суд принимает определение.
В случае неудовлетворения Конституционным Судом ходатайства об освобождении от государственной пошлины за рассмотрение конституционной жалобы Секретариат в трехдневный срок со дня принятия соответствующего определения Конституционного Суда уведомляет гражданина об отклонении ходатайства, а также о необходимости уплаты государственной пошлины за рассмотрение конституционной жалобы в установленных порядке и размере.
49. Начальником Секретариата в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 159 Закона, конституционная жалоба докладывается Председателю Конституционного Суда.
50. Председатель Конституционного Суда по конституционной жалобе, признанной Секретариатом соответствующей требованиям Закона, поручает:
судье (судьям) Конституционного Суда – предварительное изучение конституционной жалобы. По результатам изучения конституционной жалобы судьей (судьями) излагается мнение о наличии или отсутствии основания для возбуждения производства по делу и готовится проект соответствующего определения;
соответствующим структурным подразделениям Секретариата – подготовку заключения, справок и иных информационно-аналитических документов.
Требования к содержанию заключения, справок и иных информационно-аналитических документов Секретариата устанавливаются в соответствующих методических рекомендациях, утверждаемых Председателем Конституционного Суда.
51. По конституционной жалобе, повторно поданной гражданином с требованием о ее рассмотрении Конституционным Судом в случае несогласия с уведомлением Секретариата, Председатель Конституционного Суда поручает судье (судьям) Конституционного Суда ее предварительное изучение.
По результатам изучения конституционной жалобы судьей (судьями) Конституционного Суда излагается мнение о наличии или отсутствии основания для возбуждения производства по делу и готовится проект соответствующего определения.
ГЛАВА 11
ВОПРОСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ПОДГОТОВКИ И ПРИНЯТИЯ ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПАЛАТАМ НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ О СОСТОЯНИИ КОНСТИТУЦИОННОЙ ЗАКОННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
52. Периодичность и (или) сроки принятия послания Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь (далее – послание) определяются Конституционным Судом.
53. Подготовка послания осуществляется судьями Конституционного Суда, определенными Председателем Конституционного Суда в качестве судей-докладчиков.
54. Судьи-докладчики на основании предложений судей Конституционного Суда готовят проект концепции послания, который рассматривается на служебном совещании судей Конституционного Суда.
На основании одобренной концепции послания судьи-докладчики готовят проект послания, который представляется судьям Конституционного Суда для изучения и внесения замечаний и предложений.
Доработанный с учетом поступивших замечаний и предложений судей Конституционного Суда проект послания рассматривается Конституционным Судом в судебном заседании.
55. Принятое Конституционным Судом послание оглашается в открытом судебном заседании с участием представителей государственных органов и средств массовой информации.
ГЛАВА 12
ИНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ВНУТРЕННЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
56. Для рассмотрения и решения иных организационных вопросов внутренней деятельности Конституционного Суда, которые в соответствии с Кодексом и Законом не требуют проведения судебного заседания Конституционного Суда, проводятся служебные совещания судей Конституционного Суда.
57. Служебные совещания судей Конституционного Суда созываются по мере необходимости Председателем Конституционного Суда или по его поручению заместителем Председателя Конституционного Суда. Предложение о проведении служебного совещания может вноситься любым из судей Конституционного Суда.
На служебное совещание судей Конституционного Суда могут приглашаться работники Секретариата и иные лица.
58. Служебное совещание судей Конституционного Суда правомочно рассматривать вопросы и принимать решения по ним при наличии большинства от общего числа судей Конституционного Суда.
59. Решения на служебных совещаниях судей Конституционного Суда принимаются большинством голосов от числа присутствующих судей Конституционного Суда, могут оформляться протоколом и имеют обязательный характер для судей Конституционного Суда и работников Секретариата.
60. При необходимости по итогам служебного совещания судей Конституционного Суда может оформляться протокол поручений Председателя Конституционного Суда, данных в ходе совещания, который подписывается Председателем Конституционного Суда.
Копии указанного протокола вручаются лицам, которым даются поручения.
61. В целях подготовки предложений, связанных с проведением Конституционным Судом мероприятий, и решения иных вопросов, касающихся деятельности Конституционного Суда, образуются рабочие группы, комиссии из числа судей Конституционного Суда и работников Секретариата.
Состав и задачи рабочей группы, комиссии, ее руководитель утверждаются, как правило, приказом Председателя Конституционного Суда.
62. Конституционный Суд в своей деятельности взаимодействует с научными и другими организациями.
Создаваемый в соответствии со статьей 27 Кодекса Научно-консультационный совет при Конституционном Суде является совещательным органом, осуществляющим деятельность в соответствии с Положением о Научно-консультационном совете при Конституционном Суде для достижения целей и решения задач, указанных в данном Положении.
63. Прием, регистрация, прохождение и отправка корреспонденции, а также работа с документами в Конституционном Суде осуществляются в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в Конституционном Суде.
ГЛАВА 13
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
64. Печатным изданием Конституционного Суда является журнал «Веснік Канстытуцыйнага Суда Рэспублікі Беларусь».
Положение о журнале «Веснік Канстытуцыйнага Суда Рэспублікі Беларусь» утверждается протокольным решением Конституционного Суда.
Состав редакционной коллегии журнала «Веснік Канстытуцыйнага Суда Рэспублікі Беларусь» утверждается приказом Председателя Конституционного Суда.
65. Информирование граждан, государственных органов и иных организаций о деятельности Конституционного Суда осуществляется посредством официального сайта Конституционного Суда в глобальной компьютерной сети Интернет, средств массовой информации и иными способами.
66. Взаимодействие Конституционного Суда со средствами массовой информации осуществляется в соответствии с законодательством.
Организацию взаимодействия Конституционного Суда со средствами массовой информации осуществляет Секретариат в порядке, определяемом Председателем Конституционного Суда.
67. В целях информационного обеспечения деятельности Конституционного Суда используется информационная система Конституционного Суда, включающая банки данных актов Конституционного Суда, правовых позиций Конституционного Суда, судебных заседаний Конституционного Суда и др.
Порядок информационного сопровождения и пользования ресурсами информационной системы Конституционного Суда, включая банки данных, определяется приказом Председателя Конституционного Суда.
ГЛАВА 14
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
68. Конституционный Суд осуществляет сотрудничество с органами конституционного контроля зарубежных стран и международными организациями путем заключения соглашений о сотрудничестве, осуществления визитов, обмена актами Конституционного Суда и иной информацией, организации совместных конференций, семинаров и других мероприятий.
69. Председатель Конституционного Суда вносит на рассмотрение Конституционного Суда предложения по вопросу целесообразности заключения соглашений о сотрудничестве с органами конституционного контроля других стран или международными организациями.
Позиция Конституционного Суда по данному вопросу оформляется протокольным решением, в котором указывается также лицо, уполномоченное на проведение переговоров и подписание соответствующего соглашения.
70. Председатель Конституционного Суда вносит на рассмотрение Конституционного Суда предложения по вопросу целесообразности вступления в международные организации.
Позиция Конституционного Суда по указанному вопросу оформляется протокольным решением Конституционного Суда.
В случае, если членство в международной организации предполагает внесение денежных взносов, ежегодно при формировании проекта бюджетной сметы Конституционного Суда предусматриваются соответствующие целевые ассигнования.
ГЛАВА 15
СЕКРЕТАРИАТ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
71. Секретариат в соответствии со статьями 173 и 174 Кодекса осуществляет организационное и материально-техническое обеспечение деятельности Конституционного Суда, обеспечивает его работу по осуществлению правосудия, обобщению судебной практики, анализу судебной статистики, систематизации законодательства, выполнению иных функций в пределах предоставленных полномочий, а также в соответствии со статьей 158 Закона осуществляет предварительное рассмотрение поступивших в Конституционный Суд конституционных жалоб.
Положение о Секретариате Конституционного Суда утверждается приказом Председателя Конституционного Суда.
72. В своей деятельности Секретариат руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Кодексом, Законом, иными актами законодательства Республики Беларусь, настоящим Регламентом, актами Конституционного Суда, Положением о Секретариате Конституционного Суда, приказами Председателя Конституционного Суда.
73. Общее руководство Секретариатом осуществляют Председатель, заместитель Председателя Конституционного Суда в соответствии с распределением обязанностей, непосредственное руководство – начальник Секретариата.
74. Начальник Секретариата назначается на должность и освобождается от должности Председателем Конституционного Суда.
75. Письменные или устные поручения Председателя, заместителя Председателя, судей Конституционного Суда передаются в Секретариат через начальника Секретариата либо непосредственно руководителю структурного подразделения Секретариата, если настоящим Регламентом не установлено иное.
Руководитель структурного подразделения Секретариата, получивший поручение непосредственно от Председателя, заместителя Председателя или судьи Конституционного Суда, информирует о получении поручения и результатах его исполнения начальника Секретариата.
76. Контроль за выполнением поручений осуществляется начальником Секретариата.