Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 28.10.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

24 декабря 2015 г. № Р-1011/2015

О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2016 год»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Карпович Н.А., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2016 год».

Заслушав судью-докладчика Бойко Т.С., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2016 год» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2016 год» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 18 декабря 2015 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 18 декабря 2015 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

1. Согласно Конституции человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 2); Республика Беларусь – социальное правовое государство (часть первая статьи 1); каждый имеет право на достойный уровень жизни (часть вторая статьи 21).

Частью первой статьи 133 Конституции предусмотрено, что бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местные бюджеты.

В соответствии со статьей 1 Закона республиканский бюджет на 2016 год утверждается по расходам в сумме 163 417 852 893 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 180 590 197 942 тыс. рублей (часть первая); устанавливаются размер профицита республиканского бюджета на 2016 год в сумме 17 172 345 049 тыс. рублей и направления его использования согласно приложению 1 (часть вторая).

Пунктом 1 статьи 22 Закона определяется, что предельный размер дефицита консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска на конец года составляет 0 (ноль) рублей. При этом согласно пункту 2 указанной статьи Закона допускается превышение предельных размеров дефицита консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска в связи с финансированием расходов на проектирование и строительство (реконструкцию) объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки за счет использования остатков средств местных инновационных фондов, образовавшихся на 1 января 2016 г., а также иных остатков средств местных бюджетов, образовавшихся на 1 января 2016 г., если иное не установлено законодательными актами; государственных учреждений общего среднего образования, участвующих в пилотном проекте по апробации нормативного финансирования государственных учреждений общего среднего образования, за счет использования остатков средств местных бюджетов, образовавшихся на 1 января 2016 г., если иное не установлено законодательными актами.

Приведенные положения Закона основаны на нормах статьи 48 Бюджетного кодекса Республики Беларусь. Правовая позиция Конституционного Суда, изложенная им в ряде решений, принятых по результатам проверки аналогичных положений законов о республиканском бюджете на очередной финансовый год, заключается в том, что такое правовое регулирование согласуется с конституционным принципом верховенства права, направлено на выполнение конституционных норм, в силу которых государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7 Конституции), а также отвечает положению статьи 134 Конституции о том, что порядок составления, утверждения и исполнения бюджетов определяется законом (решения от 23 декабря 2011 г., от 16 октября 2012 г., от 27 декабря 2013 г. и от 24 декабря 2014 г.).

2. Основываясь на норме части второй статьи 133 Конституции, согласно которой доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений, Конституционный Суд отмечает, что основную часть доходов республиканского бюджета составляют налоговые доходы в сумме 141 492 170 498,0 тыс. рублей (абзац второй статьи 4 Закона и приложение 2). Кроме налогов, доходная часть республиканского бюджета формируется за счет неналоговых доходов в сумме 29 729 993 562,0 тыс. рублей и безвозмездных поступлений в сумме 9 368 033 882,0 тыс. рублей (приложение 2 к Закону).

Таким образом, формирование доходной части республиканского бюджета согласуется с положениями Конституции.

3. В соответствии с абзацами третьим–седьмым статьи 4 Закона утверждаются расходы республиканского бюджета по функциональной классификации расходов бюджета по разделам, подразделам и видам расходов согласно приложению 3; распределение бюджетных назначений по распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной классификацией расходов республиканского бюджета и функциональной классификацией расходов бюджета согласно приложению 4; перечень государственных программ, финансирование которых предусматривается за счет средств республиканского бюджета (без учета средств на финансирование государственной инвестиционной программы и республиканского централизованного инновационного фонда), по функциональной классификации расходов бюджета и по заказчикам согласно приложению 5; расходы республиканского бюджета на финансирование государственной инвестиционной программы (без учета резервного фонда Президента Республики Беларусь, республиканского дорожного фонда, средств, предусмотренных на сохранение и расширение сельскохозяйственных угодий), в том числе за счет средств государственного целевого бюджетного фонда национального развития; расходы республиканского бюджета на научную, научно-техническую и инновационную деятельность в части реализации инновационных проектов, организации деятельности и развития материально-технической базы субъектов инновационной инфраструктуры по функциональной классификации расходов бюджета по разделам, подразделам и видам расходов, направлениям использования и распорядителям бюджетных средств, в том числе расходы республиканского бюджета на научную и научно-техническую деятельность, согласно приложению 6.

Конституцией установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права; государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды (статья 46).

На финансовое обеспечение выполнения государством своих задач и функций в области охраны и восстановления окружающей среды направлены положения Закона, определяющие объем расходов республиканского бюджета на финансирование охраны окружающей среды в сумме 757 977 194,0 тыс. рублей (приложение 3). Такую же направленность имеют нормы, предусматривающие передачу в 2016 году из республиканского бюджета в консолидированные бюджеты областей и бюджет г. Минска субвенций (за исключением субвенций, передаваемых из республиканского дорожного фонда) на финансирование расходов в рамках реализации мероприятий Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011–2015 годы и на период до 2020 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 1922. К данным расходам законодатель относит расходы по предоставлению льгот гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, включая выплату компенсаций и обеспечение бесплатным питанием учащихся на территории радиоактивного загрязнения, в соответствии с Законом Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий»; проведению мероприятий по радиационной защите и адресному применению защитных мер; восстановлению и развитию регионов, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС (подпункт 1.2.1 пункта 1 статьи 6 Закона).

Согласно Конституции государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь (статья 15). Статьей 51 Конституции предусмотрено, что каждый имеет право на участие в культурной жизни, которое обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети культурно-просветительных учреждений (часть первая); государство содействует развитию культуры, научных и технических исследований на благо общих интересов (часть четвертая). Законом устанавливаются расходы республиканского бюджета на финансирование культуры и средств массовой информации (приложение 3), а также на научную, научно-техническую и инновационную деятельность (приложение 6).

На основе анализа норм Закона, касающихся расходной части республиканского бюджета, Конституционный Суд приходит к выводу, что они согласуются с частью третьей статьи 133 Конституции, закрепляющей, что общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью.

4. Конституционный Суд обращает внимание на нормы Закона, касающиеся расходной части республиканского бюджета, которые имеют социальную направленность.

В силу положений статьи 45 Конституции гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения (часть первая); право граждан на охрану здоровья обеспечивается в том числе развитием физической культуры и спорта (часть третья). Законом предусматриваются расходы республиканского бюджета на здравоохранение в сумме 7 553 368 966,0 тыс. рублей, физическую культуру и спорт – 1 707 928 004,0 тыс. рублей (приложение 3). Кроме того, с целью обеспечения конституционных гарантий в сфере здравоохранения абзацами вторым и третьим статьи 23 Закона определяется минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя по Республике Беларусь, по областям и г. Минску, а также устанавливается, что на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях с учетом скорой медицинской помощи направляются средства исходя из минимального норматива бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя в размере не менее 40 процентов от общего объема финансирования расходов на здравоохранение, предусмотренных для соответствующей административно-территориальной единицы.

Гражданам Республики Беларусь гарантируются право на образование, доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования; каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях (статья 49 Конституции). С целью обеспечения реализации данных конституционных прав положениями Закона определяются расходы республиканского бюджета на образование в сумме 8 285 704 893,0 тыс. рублей (приложение 3), а также устанавливается минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на образование (без учета расходов на капитальное строительство) для каждой области и г. Минска (абзац четвертый статьи 23).

Согласно Конституции брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства (часть первая статьи 32). На социальную защиту семей с детьми направлен пункт 2 статьи 6 Закона, предусматривающий передачу в 2016 году из республиканского бюджета в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь субвенций на финансирование расходов на выплату государственных пособий семьям, воспитывающим детей, а также пункт 1 статьи 10 Закона, устанавливающий формирование государственного целевого бюджетного фонда национального развития и его использование в сумме 3 718 555 366 тыс. рублей, из них для единовременного предоставления семьям безналичных денежных средств в размере 10 000 долларов США при рождении, усыновлении (удочерении) третьего или последующих детей – в сумме до 2 000 000 000 тыс. рублей.

Кроме того, в приложении 3 к Закону за счет средств республиканского бюджета определяются расходы на социальную защиту, пенсионное обеспечение, молодежную политику, помощь в обеспечении жильем и решение других вопросов в области социальной политики, что основывается на нормах статей 32, 47 и 48 Конституции и согласуется с частью первой статьи 1 Конституции, в соответствии с которой Республика Беларусь является социальным государством.

Таким образом, нормы Закона отвечают положениям Конституции, закрепляющим, что доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений, а общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью, и направлены на аккумулирование и использование денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства.

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

Конституционный Суд приходит к выводу о том, что Закон по содержанию норм, форме акта и порядку принятия соответствует Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:

1. Признать Закон Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2016 год» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

2. Решение вступает в силу со дня его принятия.

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.

 

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь

П.П.Миклашевич

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.