Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 24.11.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

18 сентября 2014 г. № Р-946/2014

О понятии «одинокая мать» в трудовых правоотношениях

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Изотко В.П., Карпович Н.А., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело «О понятии «одинокая мать» в трудовых правоотношениях».

В судебном заседании приняли участие:

полномочный представитель Президента Республики Беларусь в Конституционном Суде – Мицкевич В.В., Заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь;

полномочный представитель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь в Конституционном Суде – Мороз Л.Ф., председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по законодательству и государственному строительству;

полномочный представитель Совета Министров Республики Беларусь в Конституционном Суде – Бодак А.Н., заместитель Министра юстиции Республики Беларусь;

представители:

Верховного Суда Республики Беларусь – Забара А.А., заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь;

Генеральной прокуратуры Республики Беларусь – Стук А.К., заместитель Генерального прокурора Республики Беларусь;

Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь – Старовойтов И.Г., заместитель Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь;

Федерации профсоюзов Беларуси – Шелкович В.И., начальник главного правового управления аппарата Совета Федерации профсоюзов Беларуси.

Производство по делу возбуждено Конституционным Судом 10 июля 2014 г. в соответствии с частью первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), абзацем восьмым части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, частями первой и третьей статьи 158 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве» на основании поступившего в Конституционный Суд обращения гражданки Геращенко В.М. о правовой неопределенности понятия «одинокая мать», используемого в нормах Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК), устанавливающих гарантии при заключении и прекращении трудового договора для одиноких матерей.

В обращении гражданки Геращенко В.М. указывается, что в суде рассматривалось дело о незаключении с ней трудового договора. В обоснование исковых требований она ссылалась на норму статьи 268 ТК, в соответствии с которой запрещается отказывать в заключении трудового договора одиноким матерям по мотивам, связанным с наличием ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида – до восемнадцати лет). Как отмечает заявительница, она разведена и воспитывает двоих несовершеннолетних детей, одному из которых еще нет четырнадцати лет. Отец детей помощи в их воспитании и содержании не оказывает. Однако в иске судом ей было отказано на том основании, что, по мнению суда, заявительница не относится к категории одиноких матерей, поскольку дети были рождены в браке.

Не соглашаясь с такой правоприменительной практикой, гражданка Геращенко В.М. полагает, что может претендовать на предусмотренные ТК гарантии для одиноких матерей. Свое мнение она обосновывает возможностью соответствующего толкования понятия «одинокая мать», поскольку в ТК отсутствует его определение, а также предназначением названных гарантий, имеющим целью поддержку неполных семей, в которых материальное обеспечение детей осуществляется фактически только одним родителем.

Заслушав судью-докладчика Карпович Н.А., выступления полномочных представителей Президента Республики Беларусь, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь в Конституционном Суде, представителей Верховного Суда Республики Беларусь, Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Федерации профсоюзов Беларуси, проанализировав положения Конституции, ТК и иных актов законодательства Республики Беларусь, исследовав представленные документы и иные материалы дела, Конституционный Суд установил.

1. Согласно Конституции брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства (часть первая статьи 32). Данное конституционное положение нашло развитие, в частности, в нормах ТК об особенностях заключения и прекращения трудового договора с одинокими матерями.

Пунктом 6 части первой статьи 16 ТК установлено, что запрещается необоснованный отказ одиноким матерям в заключении трудового договора по мотивам, связанным с наличием ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида – до восемнадцати лет).

В соответствии с частями первой и второй статьи 268 ТК запрещается отказывать в заключении трудового договора и снижать заработную плату одиноким матерям по мотивам, связанным с наличием ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида – до восемнадцати лет); при отказе в заключении трудового договора указанной категории женщин наниматель обязан сообщить им мотивы в письменной форме; отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд. Согласно части третьей статьи 268 ТК не допускается расторжение трудового договора по инициативе нанимателя с одинокими матерями, имеющими детей в возрасте от трех до четырнадцати лет (детей-инвалидов до восемнадцати лет), кроме случаев ликвидации организации, прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, а также по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 4, 5, 7–9 статьи 42 и статьей 47 ТК.

Постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» (далее – постановление Пленума Верховного Суда от 29 марта 2001 г. № 2) разъяснено, что к одиноким матерям, на которых распространяются гарантии, предусмотренные статьей 268 ТК, следует относить женщин, не состоящих в браке и имеющих детей, в актовой записи о рождении которых запись об отце произведена в установленном порядке по указанию матери, а также вдов (вдовцов), не вступивших в новый брак, воспитывающих несовершеннолетних детей (часть четвертая пункта 22).

Таким образом, в ТК законодателем установлены гарантии при заключении и прекращении трудового договора для одиноких матерей, согласующиеся с конституционным положением о защите семьи, материнства и детства. При этом вопрос о том, какие лица относятся к одиноким матерям, не урегулирован ТК, а регламентирован постановлением Пленума Верховного Суда.

2. В соответствии со статьей 39 Закона «О конституционном судопроизводстве» в Верховный Суд, Генеральную прокуратуру, Министерство юстиции, Министерство труда и социальной защиты, Федерацию профсоюзов Беларуси, а также на кафедру гражданского процесса и трудового права юридического факультета Белорусского государственного университета были направлены запросы.

В ответе Верховного Суда отмечается, что законодательство о труде не содержит определение понятия «одинокая мать», однако в статьях 16 и 268 ТК установлены льготы и гарантии одиноким матерям в сфере трудовых отношений. Суды при рассмотрении споров, связанных с практикой применения таких гарантий, руководствуются разъяснением, содержащимся в части четвертой пункта 22 постановления Пленума Верховного Суда от 29 марта 2001 г. № 2. По мнению Верховного Суда, это разъяснение способствует конкретизации лиц, относящихся к категории работников, которым предоставляются гарантии в трудовых отношениях; в законодательстве и правоприменительной практике термин «одинокая мать» понимается и применяется однозначно, в соответствии с его содержанием; основания для наполнения его иным содержанием, чем предусмотренное в постановлении Пленума Верховного Суда от 29 марта 2001 г. № 2, отсутствуют, равно как и правовая неопределенность в данном вопросе.

Генеральная прокуратура указывает, что в трудовом законодательстве отсутствует четкое определение понятия «одинокая мать». Разъяснение этого понятия, содержащееся в постановлении Пленума Верховного Суда от 29 марта 2001 г. № 2, не в полной мере охватывает все жизненные ситуации, при которых мать одна воспитывает ребенка. Дополнительные гарантии при заключении и прекращении трудового договора могут быть распространены не только на одиноких матерей, но и на иных граждан, воспитывающих несовершеннолетних детей в неполной семье. В связи с этим целесообразно в нормативных правовых актах определить категорию граждан, на которых могут быть распространены дополнительные гарантии в сфере трудовых отношений, в том числе предусмотренные главой 19 «Особенности регулирования труда женщин и работников, имеющих семейные обязанности» ТК.

Министерство труда и социальной защиты полагает, что в законодательстве сложилось устойчивое понимание значения термина «одинокая мать», которое изложено в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда от 29 марта 2001 г. № 2. Министерство считает необоснованным отождествлять понятия «разведенная супруга» и «одинокая мать», поскольку разведенная супруга имеет право взыскания средств на содержание детей с отца, а у одинокой матери такого права нет. Министерство не находит оснований для признания наличия правовой неопределенности и для изменения подходов в ТК и в постановлении Пленума Верховного Суда в части иного определения термина «одинокая мать».

В ответе Министерства юстиции отмечено, что определений термина «одинокая мать» в законодательстве не содержится, за исключением постановления Пленума Верховного Суда от 29 марта 2001 г. № 2. В то же время законодательством закреплен институт неполной семьи, в связи с чем соответствующая терминология используется в ряде законодательных актов. Неполным семьям, воспитывающим несовершеннолетних детей, государство предоставляет ряд дополнительных социальных гарантий. Министерство юстиции обращает внимание на регулирование сходных общественных отношений и правоприменительную практику в Российской Федерации, где под одинокими матерями подразумевается более широкий круг лиц.

По мнению Федерации профсоюзов Беларуси, содержащееся в постановлении Пленума Верховного Суда от 29 марта 2001 г. № 2 разъяснение о круге лиц, которых следует относить к одиноким матерям, является достаточно конкретным. Вместе с тем в целях обеспечения реализации принципа правовой определенности Федерация профсоюзов Беларуси полагает правильным закрепление понятия «одинокая мать» непосредственно в ТК.

Кафедрой гражданского процесса и трудового права юридического факультета Белорусского государственного университета сделан вывод о том, что определение понятия «одинокая мать» в законах, которые предусматривают гарантии для одиноких матерей, отсутствует. Для целей трудового законодательства правовая неопределенность в законодательном регулировании и правоприменительной практике отнесения лиц к одиноким матерям, на которых распространяются установленные ТК гарантии при заключении и прекращении трудового договора, устранена постановлением Пленума Верховного Суда от 29 марта 2001 г. № 2. Однако это не препятствует избранию иного, более значимого способа преодоления дефектов права – внесения уточнения в ТК.

Таким образом, в ответах на запросы Конституционного Суда обращено внимание на отсутствие в ТК и иных законодательных актах, регулирующих трудовые и связанные с ними отношения, норм, определяющих, какие лица признаются одинокими матерями. Кроме того, высказаны мнения о том, что конкретизации лиц, на которых распространяются гарантии при заключении и прекращении трудового договора одиноким матерям, способствует разъяснение, данное в постановлении Пленума Верховного Суда от 29 марта 2001 г. № 2, и о возможности отнесения к одиноким матерям иного круга лиц, чем это предусмотрено в указанном постановлении Пленума Верховного Суда. Отмечена также целесообразность исключения правовой неопределенности в регулировании вопроса о гарантиях одиноким матерям путем закрепления в ТК определения понятия «одинокая мать».

3. Конституция провозглашает Республику Беларусь социальным правовым государством, а человека, его права, свободы и гарантии их реализации – высшей ценностью и целью общества и государства, устанавливает ответственность государства перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности (часть первая статьи 1, статья 2).

Гражданам Республики Беларусь Конституцией гарантировано право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей (часть первая статьи 41). Конституционное право на труд гражданин может реализовать как посредством свободного использования способностей и имущества для занятия предпринимательской деятельностью, так и в порядке найма (часть четвертая статьи 13, часть первая статьи 42 Конституции).

Согласно приведенным конституционным нормам в законодательстве о труде Республики Беларусь закреплены правовые гарантии реализации права граждан на труд в порядке найма. При этом правовое регулирование трудовых и связанных с ними отношений должно основываться также на иных принципах и нормах Конституции, в том числе определяющих, что каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий (часть вторая статьи 21); брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства; родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении (части первая и третья статьи 32).

Конституционные положения о защите государством семьи, материнства и детства согласуются с нормами ряда обязательных для Республики Беларусь международно-правовых актов, включая Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), в соответствии с которым семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании (пункт 1 статьи 10). Согласно пункту 1 статьи 2 этого Пакта государства обязуются принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в Пакте прав всеми надлежащими способами, включая принятие законодательных мер.

Защита государством семьи, материнства и детства проявляется, в частности, в конкретных мерах, принимаемых государством для предупреждения дискриминации в отношении женщин по причине материнства и гарантирования им эффективного права на труд, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.). Статья 5 Конвенции МОТ № 111 относительно дискриминации в области труда и занятий (1958 г.) допускает принятие государствами-участниками особых мер, направленных на удовлетворение нужд лиц, которые по соображениям, в частности, семейных обязательств обычно признаются нуждающимися в особой защите или помощи.

Конвенция о правах ребенка (1989 г.) обязывает подписавшие ее государства обеспечивать ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью осуществлять все соответствующие законодательные и административные меры (пункт 2 статьи 3). Республика Беларусь как государство – участник Конвенции обязана принимать в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей (пункт 3 статьи 27).

Соответственно, из положений Конституции и международно-правовых актов следует, что правовое регулирование трудовых отношений, касающееся семьи, материнства и детства, должно предусматривать повышенную социальную и правовую защиту этих социальных институтов.

Конституционный Суд принимает во внимание, что особая роль семьи, материнства и детства закреплена в ряде законодательных актов Республики Беларусь. Семья признается основой стабильного общества (абзац четвертый пункта 11 Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь, утвержденных Законом Республики Беларусь от 14 ноября 2005 года, являющимся программным), естественной и основной ячейкой общества, которая находится под защитой государства (часть первая статьи 3 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье). Согласно Кодексу о браке и семье государство проявляет заботу о семье, в том числе путем создания условий для экономической самостоятельности и роста благосостояния семьи, сочетания родителями трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей (часть вторая статьи 3).

В Послании Конституционного Суда «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2013 году» отмечено, что реализация законодателем конституционных положений о государственной поддержке и защите семьи, охране прав и законных интересов детей, обеспечении благоприятных условий для их развития, воспитания и становления в полной мере согласуется с провозглашенным в Конституции социальным характером белорусского государства.

Установление и защита взаимных прав и обязанностей работников и нанимателей как сторон трудового договора определены в ТК в качестве одной из задач данного Кодекса (пункт 3 статьи 2).

Конституционный Суд отмечает, что закрепление в ТК особенностей регулирования труда женщин и работников, имеющих семейные обязанности, в том числе гарантий и льгот для таких лиц, направлено на реализацию в сфере трудовых отношений положений Конституции о социальном характере белорусского государства, о поддержке и защите семьи, материнства и детства, а также на выполнение международных обязательств Республики Беларусь, согласуется с нормами иных законодательных актов Республики Беларусь. При этом государственные гарантии, предоставляемые одиноким матерям в силу частей первой и третьей статьи 268 ТК, имеют целью как реализацию их конституционного права на труд в условиях необходимости сочетать профессиональную (трудовую) деятельность с общественно значимой функцией материнства, так и обеспечение необходимых условий для защиты конституционных прав ребенка на достойный уровень жизни, поскольку одинокие матери несут всю полноту родительской ответственности за его благополучие и полноценное развитие, не имея возможности получать в этом какую-либо помощь со стороны отца ребенка.

4. Частью первой статьи 7 ТК предусмотрено, что источниками регулирования трудовых и связанных с ними отношений являются: Конституция; данный Кодекс и другие акты законодательства о труде; коллективные договоры, соглашения и иные локальные нормативные правовые акты, заключенные и принятые в соответствии с законодательством; трудовые договоры.

Согласно абзацу одиннадцатому статьи 2 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» акты Верховного Суда (постановления Пленума Верховного Суда) – это нормативные правовые акты, принятые в пределах его компетенции по регулированию общественных отношений, установленной Конституцией и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами. В Кодексе о судоустройстве и статусе судей определено, что Пленум Верховного Суда рассматривает материалы обобщения судебной практики, судебной статистики и дает в порядке судебного толкования общим судам разъяснения по вопросам применения законодательства; по вопросам, относящимся к его компетенции, принимает постановления (абзац третий части первой, часть вторая статьи 51).

Конституционный Суд считает, что постановление Пленума Верховного Суда от 29 марта 2001 г. № 2, определяющее, что к одиноким матерям, на которых распространяются соответствующие гарантии, предусмотренные статьей 268 ТК, следует относить женщин, не состоящих в браке и имеющих детей, в актовой записи о рождении которых запись об отце произведена в установленном порядке по указанию матери, а также вдов (вдовцов), не вступивших в новый брак, воспитывающих несовершеннолетних детей (часть четвертая пункта 22), фактически содержит не разъяснение по вопросу применения законодательства о труде, а новую правовую норму, дополняющую законодательное регулирование трудовых и связанных с ними отношений в части определения, какие лица имеют право на гарантии, закрепленные в статье 268 ТК.

Отсутствие в ТК положений, определяющих, какие лица признаются одинокими матерями применительно к гарантиям, предусмотренным статьей 268 данного Кодекса, создает условия для неоднозначного понимания его норм, а следовательно, может привести к нарушению конституционных требований о гарантированности прав и свобод граждан Беларуси, закрепленных в Конституции, законах и предусмотренных международными обязательствами государства, а также о недопустимости пользования преимуществами и привилегиями, противоречащими закону (часть третья статьи 21, часть вторая статьи 23).

5. Согласно Конституции обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства; государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства; на государство возложена обязанность принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (части первая и третья статьи 21, часть первая статьи 59).

В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства; государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (части первая и вторая статьи 7, часть вторая статьи 59 Конституции).

В решениях Конституционного Суда неоднократно указывалось, что одним из элементов конституционного принципа верховенства права является принцип правовой определенности, который предполагает ясность, точность, непротиворечивость, логическую согласованность норм законов, возможность их единообразного применения на практике.

Конституционный Суд отмечает, что существенное значение для обеспечения реализации гарантий для одиноких матерей, предусматриваемых ТК, имеет ясное и четкое определение круга лиц, на которых эти гарантии распространяются, то есть круга лиц, охватываемых понятием «одинокая мать». Вместе с тем в ТК и иных законодательных актах нормы о том, какие лица признаются одинокими матерями в целях распространения на них гарантий при заключении и прекращении трудового договора, отсутствуют.

Исходя из указанного, Конституционный Суд пришел к выводу о том, что в ТК содержится правовая неопределенность, выражающаяся в невозможности точного установления круга лиц, на которых распространяются предусматриваемые им гарантии для одиноких матерей. Наличие данной неопределенности препятствует обеспечению реализации названных гарантий, а следовательно, может привести к нарушениям конституционных прав и законных интересов соответствующих категорий граждан. В целях обеспечения принципа верховенства права, гарантирования защиты в трудовых отношениях конституционных прав граждан правовая неопределенность, вызванная отсутствием в ТК ясного и точного определения круга лиц, на которых распространяются предусматриваемые им гарантии при заключении и прекращении трудового договора для одиноких матерей, подлежит исключению законодателем посредством дополнения ТК нормой, определяющей, какие лица относятся к одиноким матерям.

На основании изложенного, руководствуясь частью первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзацем восьмым части третьей статьи 22 и статьей 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, частью второй статьи 74, статьями 75, 77, 80, 84, частью семнадцатой статьи 85 и статьей 160 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:

1. В целях обеспечения конституционного принципа верховенства права, гарантирования защиты в трудовых отношениях конституционных прав граждан, имеющих семейные обязанности, признать необходимым исключение законодателем в Трудовом кодексе Республики Беларусь правовой неопределенности, вызванной отсутствием ясного и точного определения круга лиц, на которых распространяются предусматриваемые им гарантии при заключении и прекращении трудового договора для одиноких матерей, исходя из требований Конституции Республики Беларусь и с учетом основанных на них правовых позиций Конституционного Суда Республики Беларусь, выраженных в настоящем решении.

2. Предложить Совету Министров Республики Беларусь подготовить соответствующий проект закона о дополнении Трудового кодекса Республики Беларусь нормой, определяющей круг лиц, относящихся к одиноким матерям, и внести его в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.

3. Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия.

4. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

 

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь

П.П.Миклашевич

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.
bool(false)