Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 28.10.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

5 июня 2014 г. № Р-925/2014

О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и об условиях нахождения в них»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Карпович Н.А., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и об условиях нахождения в них».

Заслушав судью-докладчика Рябцева Л.М., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и об условиях нахождения в них» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и об условиях нахождения в них» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 14 мая 2014 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 30 мая 2014 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Законом вносятся изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь «О порядке и условиях содержания лиц под стражей» и Закон Республики Беларусь «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них» (далее – Закон об ЛТП).

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

Согласно Конституции Республика Беларусь – правовое государство, обеспечивающее законность и правопорядок (части первая и третья статьи 1); государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности (часть вторая статьи 2).

В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7 Конституции). В Конституции предусмотрено, что государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией; государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (части первая и вторая статьи 59).

Положения Закона направлены на реализацию указанных конституционных принципов и норм.

1. С учетом приведенных выше конституционных предписаний пунктом 2 статьи 1 Закона в статью 6 Закона «О порядке и условиях содержания лиц под стражей» вносятся изменения и дополнения, предусматривающие, что в изоляторах временного содержания территориальных органов внутренних дел содержатся задержанные граждане, направляемые в лечебно-трудовые профилактории Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее – ЛТП); в отдельных помещениях изолятора временного содержания территориального органа внутренних дел могут содержаться административно арестованные и лица, в отношении которых применено административное задержание за совершение административных правонарушений, за которые может быть наложено административное взыскание в виде административного ареста или депортации, а также лица, в отношении которых применено административное задержание за совершение в состоянии алкогольного опьянения административных правонарушений, за которые может быть наложено административное взыскание в виде административного ареста (после их вытрезвления), при отсутствии в структуре территориального органа внутренних дел центра изоляции правонарушителей органа внутренних дел или возможности содержания указанных лиц в центре изоляции правонарушителей органа внутренних дел.

Конституционный Суд отмечает, что вносимые изменения и дополнения в Закон «О порядке и условиях содержания лиц под стражей» имеют целью уточнение мест и порядка содержания задержанных граждан, направляемых в ЛТП на основании вступившего в законную силу решения суда, административно арестованных и иных перечисленных в статье 6 указанного Закона лиц. Данные нормы направлены на обеспечение контроля компетентных органов, с одной стороны, за исполнением законов администрациями изоляторов временного содержания, а с другой – за соблюдением прав, свобод и законных интересов указанных категорий лиц как членов общества с учетом специфики их правового статуса.

2. Пунктом 1 статьи 2 Закона абзац второй статьи 1 Закона об ЛТП излагается в новой редакции, согласно которой к гражданам, больным хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, наряду с гражданами Республики Беларусь относятся иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, которым по результатам медицинского освидетельствования установлены соответственно диагнозы хронический алкоголизм, наркомания или токсикомания.

Конституционный Суд полагает, что вносимое Законом изменение в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, является правомерным и допустимым, поскольку предусматривается только в отношении лиц, которым по результатам медицинского освидетельствования установлен такой диагноз, как хронический алкоголизм, наркомания или токсикомания, и которые в течение года три и более раз привлекались к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, в соответствии с Законом об ЛТП были предупреждены о возможности направления в ЛТП и в течение года после данного предупреждения привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ. Кроме того, устанавливаемое правовое регулирование согласуется со статьей 11 Конституции, в соответствии с которой иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами, а также статьей 52, закрепляющей положение о том, что каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы.

3. Законом предусматриваются особенности порядка направления в ЛТП граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (далее – обязанное лицо).

Так, абзацем девятым пункта 4, абзацем шестым пункта 6 статьи 2 Закона устанавливается, что направление в ЛТП обязанных лиц возможно, если они дважды в течение года нарушили трудовую дисциплину по причине употребления алкогольных напитков, потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, в связи с этим были предупреждены о возможности направления в ЛТП и в течение года после данного предупреждения нарушили трудовую дисциплину по причине употребления таких напитков, средств, веществ, их аналогов. В отношении остальных граждан применение данной меры законодатель связывает с совершением ими административного правонарушения после соответствующего предупреждения (абзац второй части первой статьи 4, часть первая статьи 6 Закона об ЛТП).

Кроме того, определяются более короткие сроки для осуществления отдельных процессуальных действий при направлении в ЛТП обязанных лиц: три дня – для подготовки материалов и подачи в суд заявления о направлении обязанного лица в ЛТП и день, следующий за днем вступления в законную силу решения суда о направлении обязанного лица в ЛТП, – для исполнения такого решения суда. В то же время сроки для указанных действий в отношении иных лиц, направляемых в ЛТП, составляют соответственно 10 дней и 15 суток (статья 7 Закона об ЛТП, пункт 9 статьи 2 Закона).

Конституционный Суд отмечает, что посредством такого регулирования отношений, связанных с направлением в ЛТП обязанных лиц, закрепляются организационно-правовые основы медико-социальной реадаптации этой категории граждан, способствующие исполнению ими возложенных на них обязанностей перед государством, которое осуществляет меры по государственной защите и государственному обеспечению их детей. Данное правовое регулирование согласуется с положениями статьи 32 Конституции о защите детства государством (часть первая) и о конституционной обязанности родителей или лиц, их заменяющих, по воспитанию детей, заботе об их здоровье, развитии и обучении (часть третья).

4. В соответствии с Законом (пункт 20 статьи 2) Закон об ЛТП дополняется статьей 561, согласно которой срок нахождения гражданина в ЛТП может быть сокращен по решению суда на основании заключения администрации ЛТП о возможности такого сокращения.

При этом предусматривается, что заключение администрации ЛТП о возможности сокращения срока нахождения гражданина в ЛТП должно содержать ряд сведений, в том числе об оказании данному гражданину медицинской и психологической помощи, об адекватном восприятии таким лицом воспитательного воздействия и др., свидетельствующих о возможности сокращения срока нахождения в ЛТП, а также сделанный на их основании вывод о том, что гражданин не нуждается в принудительной изоляции и готов к адаптации в обществе.

Оценка характера данных сведений позволяет сделать вывод о том, что для принятия решения о возможности сокращения срока нахождения гражданина в ЛТП требуется всестороннее изучение судом всех аспектов, характеризующих как личность такого гражданина, так и результаты его медико-социальной реадаптации. Применение указанной меры предусматривается только к тем лицам, в отношении которых путем воспитательного и медицинского воздействия достигнуты положительные результаты, с учетом устанавливаемого Законом обязательного минимального срока нахождения граждан в ЛТП – не менее шести месяцев. Конституционный Суд полагает, что закрепление возможности сокращения срока нахождения граждан в ЛТП представляет собой дополнительную меру, обеспечивающую соразмерность срока их нахождения в ЛТП целям медико-социальной реадаптации, соблюдения прав других лиц и интересов общества в целом, а принятие решения судом согласуется со статьей 60 Конституции.

5. Законом (пункт 16 статьи 2) статья 32 Закона об ЛТП, предусматривающая удержания, производимые из заработной платы и приравненных к ней доходов граждан, находящихся в ЛТП, излагается в новой редакции, согласно которой, в частности, возмещение ущерба (компенсирование вреда), причиненного ЛТП, и расходов по розыску граждан, находящихся в ЛТП, в случае самовольного оставления ими ЛТП осуществляется путем совершения исполнительной надписи.

Законодатель правомочен устанавливать правовое регулирование общественных отношений в определенной сфере и особенности этого регулирования, в том числе в зависимости от состава субъектов, исходя из интересов государства, граждан и организаций, о чем отмечено, в частности, в решении Конституционного Суда от 17 октября 2008 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений в Закон Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности».

В решении Конституционного Суда от 8 июля 2013 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь» указано, что для установления обязанности осужденного возместить ущерб (компенсировать вред), причиненный исправительному учреждению своими противоправными действиями, необходимо доказывание в том числе наличия вреда и его размера, противоправности действий осужденного, причинной связи между такими действиями и наступившим вредом, что возможно только в результате судебного разрешения соответствующего иска.

При этом Конституционным Судом обращено внимание на то, что в соответствии со статьей 95 Закона Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности» одним из условий совершения нотариусом исполнительной надписи является соответствие представленных документов законодательству и подтверждение ими бесспорности задолженности должника перед взыскателем (при совершении исполнительной надписи о взыскании задолженности).

Исходя из изложенного, Конституционный Суд отмечает, что норма пункта 16 статьи 2 Закона, предусматривающая возмещение ущерба (компенсирование вреда) путем совершения исполнительной надписи, не в полной мере учитывает правовые позиции Конституционного Суда, выраженные в вышеназванных решениях, и предлагает законодателю в процессе совершенствования законодательства исходить из изложенных в данных решениях Конституционного Суда правовых позиций относительно судебной защиты и положения части первой статьи 60 Конституции, гарантирующей каждому защиту его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в пределах полномочий, предоставленных пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

Конституционный Суд приходит к выводу о том, что Закон по содержанию норм, форме акта и порядку принятия соответствует Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:

1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и об условиях нахождения в них» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.

 

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь

П.П.Миклашевич

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.