Официальная правовая информация |
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
8 июля 2013 г. № Р-841/2013
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О медиации»
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Марыскина А.В., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О медиации».
Заслушав судью-докладчика Козыреву Л.Г., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О медиации» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О медиации» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 26 июня 2013 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 28 июня 2013 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
Законом определяется сфера применения медиации; устанавливаются организационные формы деятельности медиаторов, требования к медиаторам; регламентируется порядок проведения медиации.
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
В соответствии с Конституцией в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права (часть первая статьи 7); государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть третья статьи 21); все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (статья 22); каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки (часть первая статьи 60 Конституции).
1. Положениями Закона регулируются общественные отношения, связанные с применением медиации в целях урегулирования споров, возникающих из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, а также споров, возникающих из трудовых и семейных правоотношений, если иное не предусмотрено законодательными актами или не вытекает из существа соответствующих отношений (пункт 1 статьи 2). В Законе закрепляется право граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц на альтернативный (наряду с судебным) способ урегулирования спора – медиацию, которая представляет собой переговоры сторон с участием медиатора в целях урегулирования спора (споров) сторон путем выработки ими взаимоприемлемого соглашения (абзац четвертый статьи 1 Закона).
Конституционный Суд отмечает, что положения Конституции с учетом целей правового государства, каким провозглашена Республика Беларусь, и необходимости гарантирования каждому права на судебную защиту не исключают возможности применения на определенных условиях альтернативных способов урегулирования конфликтов. Такой способ урегулирования спора, как медиация, не подменяет собой существующие юрисдикционные механизмы, а дополняет их, предоставляя участникам гражданского оборота дополнительные возможности для урегулирования возникших споров.
Возможность урегулирования правовых споров в рамках процедуры медиации признана международной практикой. Комиссией Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) 24 июня 2002 года принят Типовой закон «О международной коммерческой согласительной процедуре», разработанный с учетом практики применения согласительных процедур в различных государствах и рекомендованный государствам для использования в национальных законодательных актах. В рекомендациях Комитета министров Совета Европы от 16 сентября 1986 года № REC(86)12 «О мерах по недопущению и сокращению чрезмерной рабочей нагрузки на суды» предлагается правительствам государств-членов с помощью необходимых средств и в соответствующих случаях принять меры для упрощения доступа к альтернативным способам разрешения споров и повышения их эффективности в качестве процедуры, заменяющей судебное разбирательство. В Директиве от 21 мая 2008 года № 2008/52/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского союза «Относительно некоторых аспектов медиации в гражданских и коммерческих делах» указывается, что принцип доступа к правосудию – фундаментальный принцип права ЕС, поэтому в целях обеспечения лучшего доступа к правосудию государства-члены призываются к созданию альтернативных внесудебных процедур; обеспечение лучшего доступа к правосудию должно включать доступ как к судебным, так и внесудебным методам урегулирования споров.
Конституционный Суд считает, что создание правовых условий для применения в Республике Беларусь альтернативной процедуры урегулирования споров с участием медиатора, наряду с судебным порядком, позволит расширить возможности граждан и субъектов хозяйствования в выборе средств урегулирования конфликтов с целью обеспечения своих прав и законных интересов.
2. При установлении в Законе правового регулирования отношений, связанных с осуществлением медиации и организацией деятельности медиаторов, законодатель исходит из следующих положений Конституции: обязанности государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией; обязанности государственных органов, должностных и иных лиц, которым доверено исполнение государственных функций, в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности; ответственности этих органов и лиц за действия, нарушающие права и свободы личности (статья 59); осуществления Правительством Республики Беларусь иных полномочий, возложенных на него, в том числе законами (абзац десятый статьи 107).
Так, в соответствии с Законом Совет Министров Республики Беларусь наделяется полномочиями по определению порядка образования, деятельности и полномочий Квалификационной комиссии по вопросам медиации, порядка выдачи и прекращения действия свидетельства медиатора (пункт 2 статьи 5), утверждению правил проведения медиации (пункт 1 статьи 13).
В пункте 2 статьи 6 Закона устанавливается, что организация, обеспечивающая проведение медиации, может быть создана в качестве некоммерческой организации (далее – учреждение) либо в качестве обособленного подразделения юридического лица. Положениями Закона регулируются государственная регистрация учреждений, изменений и (или) дополнений, внесенных в их устав, постановка на учет обособленных подразделений юридических лиц (статья 7) и порядок ликвидации учреждений и прекращения деятельности обособленных подразделений юридических лиц (статья 8). Сведения о медиаторах и об организациях, обеспечивающих проведение медиации, включаются в Реестр медиаторов и Реестр организаций, обеспечивающих проведение медиации (пункты 1–3 статьи 9), порядок ведения которых определяется Министерством юстиции Республики Беларусь.
По мнению Конституционного Суда, определение в Законе условий и порядка регистрации (постановки на учет) организаций, обеспечивающих проведение медиации, формирования реестров медиаторов и организаций, обеспечивающих проведение медиации, направлено на установление правового механизма надлежащего проведения медиации с целью исключения негативных последствий медиации, в том числе влекущих нарушение прав и законных интересов участников медиации.
3. В Законе предусматриваются требования к лицам, желающим стать медиаторами. Так, согласно пункту 1 статьи 4 Закона медиатором может быть физическое лицо, имеющее высшее юридическое или иное высшее образование, прошедшее подготовку в сфере медиации в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции Республики Беларусь, либо имеющее опыт работы в качестве примирителя в соответствии с процессуальным законодательством Республики Беларусь, получившее свидетельство медиатора, выдаваемое Министерством юстиции Республики Беларусь на основании решения Квалификационной комиссии по вопросам медиации.
В пункте 2 статьи 4 Закона закрепляется предписание о том, что медиатором не может быть физическое лицо, являющееся государственным служащим, в том числе осуществляющее полномочия судьи в суде, если иное не предусмотрено законодательными актами; признанное в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным; имеющее судимость; полномочия которого в качестве судьи суда, прокурорского работника, сотрудника Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов внутренних дел, государственной безопасности, пограничной службы, работника органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налоговых, таможенных органов, иного государственного служащего, нотариуса, частного нотариуса, адвоката были прекращены в порядке, установленном законодательными актами, по основаниям, связанным с совершением проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью, – в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Конституционный Суд считает, что приведенные нормы Закона не ограничивают закрепленное в части первой статьи 41 Конституции гарантированное гражданам Республики Беларусь право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей. Установление законодателем требований к медиатору направлено на обеспечение эффективного ведения переговоров в целях содействия сторонам в урегулировании спора.
При этом Конституционный Суд подтверждает свою позицию, изложенную в решении от 23 декабря 2011 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь». Суть данной позиции заключается в том, что конституционный принцип равенства, гарантирующий защиту от всех форм дискриминации, не препятствует законодателю при осуществлении специального правового регулирования труда устанавливать различия, исключения, предпочтения в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, если они объективно оправданны, обоснованны и соответствуют конституционно значимым целям. Такие различия, исключения или предпочтения, связанные с определенной работой, в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Конвенции Международной организации труда № 111 (1958 года) относительно дискриминации в области труда и занятий не считаются дискриминацией.
4. Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом (часть вторая статьи 13 Конституции).
В пункте 1 статьи 6 Закона устанавливается, что деятельность медиатора не является предпринимательской деятельностью. В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь предпринимательская деятельность определяется как самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления (часть вторая пункта 1 статьи 1).
По мнению Конституционного Суда, положение Закона о том, что деятельность медиатора не является предпринимательской и ее осуществление не должно иметь своей целью систематическое получение прибыли, раскрывает правовую природу деятельности по медиации, заключающуюся в оказании содействия сторонам в проведении переговоров в целях урегулирования спора (споров) путем выработки ими взаимоприемлемого соглашения.
5. В пункте 1 статьи 15 Закона предусматривается, что по результатам медиации сторонами в письменной форме заключается медиативное соглашение, которое должно содержать сведения о сторонах, медиаторе, предмете спора, а также о принятых сторонами обязательствах, направленных на урегулирование спора, и сроках их выполнения.
В соответствии с пунктами 3 и 4 указанной статьи медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон. Последствия неисполнения медиативного соглашения могут быть установлены сторонами в этом же соглашении. Принудительное исполнение медиативного соглашения осуществляется в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Республики Беларусь.
Установление механизма обеспечения исполнения медиативных соглашений, если они не противоречат законодательству, посредством обращения в суд за выдачей исполнительного документа на их исполнение будет содействовать реализации вытекающего из статьи 60 Конституции права на доступность правосудия, которое не исключает в том числе создание альтернативных внесудебных процедур разрешения споров.
Закон в целом направлен на развитие института медиации в Республике Беларусь, что позволит расширить возможности граждан и субъектов хозяйствования в выборе средств урегулирования конфликтов, будет способствовать сохранению и развитию партнерских деловых отношений, процессуальной экономии в сфере государственного правосудия.
С учетом изложенного Конституционный Суд считает, что проверяемый Закон по содержанию норм, форме акта и порядку принятия соответствует Конституции.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О медиации» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.
Председательствующий – |
П.П.Миклашевич |