Официальная правовая информация |
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
25 ноября 2009 г. № Р-377/2009
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам декларирования физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств»
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам декларирования физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств».
Заслушав судью-докладчика Сергееву О.Г., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам декларирования физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств», иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам декларирования физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 12 ноября 2009 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 19 ноября 2009 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
Законом в целях совершенствования порядка декларирования доходов и имущества физических лиц вносятся изменения и дополнения в законы Республики Беларусь «О декларировании физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств» путем изложения его в новой редакции (далее – Закон о декларировании доходов), «О борьбе с коррупцией» и «О прокуратуре Республики Беларусь».
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
В соответствии с частью второй статьи 1 Конституции Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю политику. Палата представителей рассматривает проекты законов, в том числе об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан (пункт 2 части первой статьи 97 Конституции), а Совет Республики одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей законы (пункт 1 части первой статьи 98 Конституции). Согласно статье 58 Конституции никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и ее законами. Из указанных конституционных положений вытекает право законодателя определять права и обязанности граждан Республики Беларусь, особенности их осуществления в различных сферах.
В соответствии со статьей 1 проверяемого Закона в Законе о декларировании доходов уточняются сфера его действия, понятийный аппарат, доходы и имущество, не подлежащие декларированию, порядок определения стоимости декларируемого имущества; предусматриваются права и обязанности физических лиц при декларировании доходов и имущества, случаи и порядок такого декларирования различными категориями физических лиц, а также правила требования налоговыми органами декларирования доходов и имущества; закрепляются нормы об осуществлении контроля в сфере декларирования доходов и имущества.
Оценивая содержание норм Закона о декларировании доходов, Конституционный Суд приходит к выводу о том, что вышеназванные и иные конституционные положения нашли отражение в предусматриваемой в проверяемом Законе законодательной регламентации вопросов декларирования физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств.
1. Закрепляемая в статье 2 Закона о декларировании доходов норма о том, что законодательство Республики Беларусь о декларировании доходов и имущества основывается на Конституции и состоит из указанного Закона, нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь и иных актов законодательства Республики Беларусь, согласуется с положениями статьи 137 Конституции, устанавливающими верховенство Конституции и необходимость издания законов, декретов, указов и иных актов государственных органов на основе и в соответствии с Конституцией.
2. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда, сформулированной в решении от 10 июля 2009 г. № Р-357/2009, порядок реализации органами финансовых расследований своего права истребовать у граждан декларацию о доходах и имуществе посредством направления органами финансовых расследований письменных запросов в налоговые органы следует рассматривать как дополнительный механизм реализации конституционного требования о защите государством собственности, приобретенной законным способом (часть третья статьи 44 Конституции).
Приведенной правовой позиции Конституционного Суда отвечают нормы статьи 12 Закона о декларировании доходов об истребовании у физических лиц деклараций о доходах и имуществе по письменному требованию налоговых органов, в том числе предъявляемому на основании письменного запроса органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов внутренних дел, органов государственной безопасности и прокуратуры.
Указанной статьей Закона о декларировании доходов предусматривается ограничение права вышеназванных органов требовать напрямую представления физическими лицами деклараций о доходах и имуществе, а также установление периода времени, за который налоговые органы вправе требовать представления декларации о доходах и имуществе – не более чем за 10 полных календарных лет. Конституционный Суд отмечает, что это законодательное ограничение согласуется с закрепленным международными актами о правах граждан принципом доверия со стороны государства к лицу-собственнику относительно правомерности приобретения принадлежащих ему доходов и имущества, является одной из важнейших гарантий неприкосновенности собственности (часть третья статьи 44 Конституции) и в то же время реализует конституционное положение, согласно которому осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности (часть шестая статьи 44).
3. В Законе о декларировании доходов наряду с общим правилом о декларировании физическими лицами доходов и имущества на основании письменных требований налоговых органов предусмотрена обязанность отдельных категорий физических лиц осуществлять указанное декларирование при поступлении на службу, назначении на определенные должности ежегодно, а также в связи с тем, что они являются совершеннолетними близкими родственниками лиц, обязанных в соответствии с данным Законом представлять декларации о доходах и имуществе, которые совместно с ними проживают (не проживают) и (или) ведут (не ведут) общее хозяйство (статьи 8–10). Разный подход к определению обязанностей различных категорий физических лиц, основанный на учете особого правового статуса данных лиц, связанных с этим статусом обязанностях и ответственности перед обществом в качестве одной из мер, направленных на борьбу с коррупцией, допустим в рамках части первой статьи 23 Конституции, закрепляющей возможность ограничения прав и свобод личности только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, прав и свобод других лиц.
По мнению Конституционного Суда, установленные в Законе о декларировании доходов для отдельных категорий физических лиц ограничения, связанные с порядком предоставления деклараций о доходах и имуществе, соразмерны защищаемым Конституцией ценностям и интересам.
4. Положения статьи 16 Закона о декларировании доходов, касающиеся ответственности лиц, допустивших разглашение сведений о доходах и имуществе, а также сведений, содержащихся в пояснениях об источниках доходов, согласуются с конституционными нормами о праве каждого на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на его честь и достоинство (статья 28 Конституции).
5. Конституционный Суд обращает внимание на то, что в проверяемом Законе не в полной мере соблюдены правила законодательной техники, а также общие требования, предъявляемые к нормативным правовым актам.
Нормы о правах и обязанностях граждан Республики Беларусь должны быть ясными, точными и согласованы между собой в различных нормативных правовых актах, которые, в свою очередь, должны обеспечивать комплексное регулирование соответствующих отношений. Указанные требования вытекают из закрепленного в статье 7 Конституции принципа верховенства права и основанного на нем принципа правовой определенности.
В связи с этим во избежание неоднозначности понимания и противоречивости правоприменения в Законе о декларировании доходов наряду с определением понятия «государственная организация» необходимо предусмотреть определение используемого в этом Законе понятия «негосударственная сельскохозяйственная организация».
Закон «О борьбе с коррупцией» нуждается также во внесении иных, кроме предусматриваемых Законом, изменений и дополнений, направленных на согласование с вносимыми в Закон о декларировании доходов изменениями и дополнениями. С учетом положений Закона о декларировании доходов уточнению подлежит круг близких родственников, проживающих совместно и ведущих общее хозяйство с государственными должностными или приравненными к ним лицами и обязанных представлять декларации о доходах и имуществе (статья 1 Закона «О борьбе с коррупцией»).
Указанные недостатки Закона не влияют на оценку его конституционности и могут быть исправлены в ходе последующего совершенствования законодательства.
Конституционный Суд отмечает, что предусматриваемые в статьях 1–3 Закона изменения и дополнения отдельных норм законов Республики Беларусь «О декларировании физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств», «О борьбе с коррупцией» и «О прокуратуре Республики Беларусь» направлены также на их согласование с положениями Указа Президента Республики Беларусь от 19 февраля 2009 г. № 105 «О некоторых вопросах, связанных с декларированием физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств» и иных законодательных актов в части закрепления единообразия подходов при регулировании сходных правоотношений.
Конституционный Суд полагает, что вносимые в соответствии с Законом изменения и дополнения в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам декларирования физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств не противоречат Конституции, направлены на дальнейшее развитие ее норм и принципов.
По форме акта, порядку принятия и с точки зрения разграничения компетенции между государственными органами при принятии акта Закон отвечает требованиям статей 97–100 Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам декларирования физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.
Председательствующий – |
П.П.Миклашевич |