Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 28.12.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

14 февраля 2003 г. № Р-154/2003

О конституционности решения Пинского городского Совета депутатов от 27 декабря 2001 г. № 104 «О бюджете г. Пинска на 2002 г.» в части введения местного сбора с пользователей инфраструктуры города

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Василевича Г.А., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Кеник К.И., Подгруши В.В., Саркисовой Э.А., Тиковенко А.Г., Филипчик Р.И., Шишко Г.Б., Шуклина В.З. рассмотрел на основании части первой статьи 116, части четвертой статьи 122 Конституции Республики Беларусь обращение о правомерности установления Пинским городским Советом депутатов местного сбора с пользователей инфраструктуры города при наличии введенного Брестским областным Советом депутатов целевого сбора на содержание и развитие инфраструктуры города (района).

Проанализировав соответствующие положения Конституции, законов Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2002 год», «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» и иных нормативных правовых актов, Конституционный Суд установил следующее.

В соответствии с подпунктом 1.5 пункта 1 статьи 10 Закона «О бюджете Республики Беларусь на 2002 год» решением Брестского областного Совета депутатов от 21 декабря 2001 г. № 94 «О бюджете области на 2002 год» (далее – решение Совета № 94) введен целевой сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района) (подпункт 7.2 пункта 7). Согласно положению о названном сборе, утвержденному решением Брестского областного Совета депутатов от 26 февраля 2002 г. № 102, его плательщиками признаются юридические лица независимо от места их государственной регистрации и постановки на налоговый учет, которые (структурные подразделения которых) расположены на территории Брестской области, а также физические лица (наниматели, собственники жилых помещений, члены организации граждан-застройщиков), пользователи природного и сжиженного газа, за исключением сжиженного газа в баллонах. Средства сбора поступают как в бюджет города или района по месту расположения плательщиков (80 процентов), так и в бюджет Брестской области (20 процентов).

Пунктом 8 решения Совета № 94 городским и районным Советам депутатов рекомендовано ввести сборы с пользователя. При этом, как и в Законе «О бюджете Республики Беларусь на 2002 год» (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 10), перечень наименований сборов с пользователя является открытым, поскольку допускает введение, помимо непосредственно перечисленных, и других сборов с пользователя.

Пинским городским Советом депутатов решением от 27 декабря 2001 г. № 104 «О бюджете г. Пинска на 2002 г.» введен местный сбор с пользователей инфраструктуры города и утверждено положение о нем, в которое решениями от 30 апреля 2002 г. № 117 и от 20 сентября 2002 г. № 126 внесены изменения и дополнения.

Признавая право Пинского городского Совета депутатов на введение местного сбора с пользователей инфраструктуры города как основанное на положениях статьи 10 Закона «О бюджете Республики Беларусь на 2002 год», Конституционный Суд вместе с тем обращает внимание на следующее.

В соответствии с Положением о местном сборе с пользователей инфраструктурой города плательщиками этого сбора являются: владельцы транспортных средств; владельцы индивидуальных домовладений; граждане, получающие жилое помещение (наниматель); граждане, оформляющие визы и разрешения на выезд за границу в отделе виз и разрешений Пинского городского отдела внутренних дел; граждане, изъявившие желание зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя; субъекты хозяйствования, получающие право на установку торгового киоска (павильона); субъекты хозяйствования, получающие разрешение исполкома на размещение на территории города своих филиалов, представительств и других обособленных подразделений без образования юридического лица; юридические лица, расположенные за пределами города и не находящиеся на учете в инспекции Министерства по налогам и сборам по городу Пинску, чьи филиалы, структурные подразделения, представительства, магазины и т.д. расположены на территории города без образования юридического лица (подпункты 1.1–1.8 пункта 1); юридические лица, их филиалы, представительства, индивидуальные предприниматели, прибывающие временно в город для осуществления культурно-массовой, торговой и иной деятельности (подпункт 2.7 пункта 2).

При применении соответствующих норм этого Положения на практике одно и то же физическое либо юридическое лицо может быть вынуждено несколько раз уплатить сбор с пользователей инфраструктуры города. Например, физическое лицо, владелец транспортного средства, уплачивает сбор в размере двух базовых величин при его регистрации и в размере одной базовой величины при прохождении технического осмотра (подпункт 2.1 пункта 2). Этот же гражданин может быть владельцем индивидуального домовладения или гражданином, получившим жилое помещение (нанимателем), и он также будет вынужден уплатить сбор как индивидуальный домовладелец – в размере 2840 руб. в год с каждого проживающего (прописанного) либо как гражданин, получающий жилое помещение, – в размере одной базовой величины (подпункты 2.2 и 2.3 пункта 2). Этот же гражданин при обращении за разрешением на выезд за границу уплачивает сбор в размере 1500 руб. (подпункт 2.4 пункта 2). Если этот же гражданин изъявил желание зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, то он уплатит сбор в размере 10 базовых величин (подпункт 2.5 пункта 2). При получении права на установку торгового киоска он же уплачивает сбор в размере 40 базовых величин (подпункт 2.6 пункта 2). Таким образом, согласно Положению одно и то же физическое лицо будет вынуждено пять раз уплатить сбор с пользователей инфраструктуры города. Кроме того, в соответствии с решением Брестского областного Совета депутатов от 26 февраля 2002 г. № 102, если гражданин (наниматель, собственник жилого дома, член организации граждан-застройщиков) является пользователем природного и сжиженного газа, за исключением сжиженного газа в баллонах, то он также уплачивает сбор на содержание и развитие инфраструктуры города в размере 10 процентов стоимости газа.

В отношении многих плательщиков сбора с пользователей инфраструктуры города, определенных Положением, утвержденным решением Пинского городского Совета депутатов, действуют законодательные акты Республики Беларусь, в соответствии с которыми они являются плательщиками обязательных платежей при совершении аналогичных действий либо наличии определенного имущества.

Так, с граждан, изъявивших желание зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, взимается плата за государственную регистрацию в сумме, эквивалентной 6 евро (Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11, в редакции Декрета от 17 декабря 2002 г. № 29).

Юридические лица, владельцы транспортных средств, согласно Закону «О дорожных фондах в Республике Беларусь» являются плательщиками налога на приобретение автомобильных транспортных средств (статья 9), налога с пользователей автомобильных дорог (статья 11).

В соответствии с Законом «О государственной пошлине» и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 февраля 1993 г. № 105 с граждан взимается государственная пошлина за выдачу документов на право выезда за границу и въезда из-за границы.

Конституционный Суд считает, что при определении круга плательщиков Пинский городской Совет депутатов не учел всех положений части первой пункта 2 статьи 10 Закона «О бюджете Республики Беларусь на 2002 год», согласно которым областные, Минский городской Советы депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня самостоятельно определяют базу и объекты налогообложения, конкретные размеры ставок, плательщиков, льготы, порядок исчисления и сроки уплаты местных налогов и сборов, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.

Из анализа норм Положения о целевом сборе на содержание и развитие инфраструктуры города (района), утвержденного Брестским областным Советом депутатов, и Положения о местном сборе с пользователей инфраструктурой города, утвержденного Пинским городским Советом депутатов, следует, что по своей сути эти сборы одинаковы. Таким образом, плательщиками сбора с пользователей инфраструктуры города, введенного Пинским городским Советом депутатов, не могут быть лица, относящиеся к плательщикам целевого сбора на содержание и развитие инфраструктуры города (района), установленного Брестским областным Советом депутатов, а также лица, являющиеся плательщиками иных обязательных платежей, установленных законодательными актами, в связи с совершением аналогичных действий либо наличием определенного имущества.

Конституционный Суд отмечает, что в рассматриваемом случае к таким лицам могут быть отнесены указанные в подпункте 2.7 пункта 2 Положения о местном сборе с пользователей инфраструктурой города юридические лица, их филиалы, представительства, индивидуальные предприниматели, прибывающие временно в город для осуществления культурно-массовой, торговой и иной деятельности.

Введение Пинским городским Советом депутатов сбора с пользователей инфраструктуры города препятствует свободной реализации гражданами прав, предусмотренных законодательными актами. В частности, пунктом 5 Положения о местном сборе с пользователей инфраструктурой города предусмотрено, что без предъявления документа об уплате сбора горисполкомом не заключается договор найма жилого помещения и не выдается удостоверение о праве собственности на недвижимое имущество; согласно пункту 6 без предъявления квитанции об уплате сбора не принимаются документы отделом виз и разрешений.

Определяя свою позицию по данному вопросу, Конституционный Суд обращает внимание на закрепленный в части второй статьи 132 Конституции принцип единства проводимой на территории Республики Беларусь бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной, валютной политики, а также на то, что согласно статье 121 Конституции к исключительной компетенции местных Советов депутатов относится установление в соответствии с законом местных налогов и сборов.

В этой связи Конституционный Суд считает, что с целью обеспечения защиты прав и законных интересов налогоплательщиков, обеспечения принятия местными Советами депутатов оптимальных решений в сфере местного налогообложения и исключения случаев дублирования решений местных Советов депутатов различного уровня в законе должны быть определены все важнейшие элементы местных налогов и сборов (плательщики, объекты обложения, размер ставки, порядок и сроки уплаты), в рамках которых местные Советы депутатов могли бы определять конкретные объекты налогообложения, размеры ставок, плательщиков, льготы, порядок исчисления и сроки уплаты местных налогов и сборов, как это предусмотрено в пункте 2 статьи 10 Закона «О бюджете Республики Беларусь на 2002 год», и без определения которых местные налоги и сборы не могут считаться законно установленными. Предпочтительным вариантом решения вопроса было бы определение в законе исчерпывающего перечня местных налогов и сборов, в пределах которого местные Советы депутатов могут вводить на соответствующей административной территории местные налоги и сборы, как это имело место в законах о бюджете в период с 1998 по 2001 год.

В решениях местных Советов депутатов базового территориального уровня в сфере местного налогообложения, которые непосредственно затрагивают конституционные права граждан, как показывает практика рассмотрения таких решений Конституционным Судом Республики Беларусь (решения от 4 декабря 2001 г. «О местном охотничьем сборе», от 9 октября 2002 г. «О конституционности установления местного сбора с физических лиц при пересечении ими границы Республики Беларусь через контрольно-пропускные пункты»), имеется большое количество недостатков содержательного плана. В связи с этим Конституционный Суд считает необходимым усилить контроль и надзор за соответствием Конституции и законам Республики Беларусь решений местных органов управления и самоуправления.

Руководствуясь частью первой статьи 116, частью четвертой статьи 122 Конституции, статьями 7, 36, 38, 40, 401 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь», Конституционный Суд РЕШИЛ:

1. Признать, что Пинский городской Совет депутатов в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 10 Закона «О бюджете Республики Беларусь на 2002 год» вправе вводить местный сбор с пользователей инфраструктуры города. Однако при введении данного сбора Пинским городским Советом депутатов были нарушены требования законодательных актов, а также не учтены положения решения Брестского областного Совета депутатов от 21 декабря 2001 г. № 94 «О бюджете области на 2002 год» в части определения круга плательщиков сбора и установления их ответственности за неуплату либо несвоевременную уплату сбора.

Признать пункт 1 Положения о местном сборе с пользователей инфраструктурой города, утвержденного решением Пинского городского Совета депутатов от 27 декабря 2001 г. № 104, с изменениями и дополнениями, а также основанные на данном пункте другие нормы Положения не соответствующими Конституции и законам Республики Беларусь и не имеющими юридической силы со дня принятия этих решений.

Пинскому городскому Совету депутатов привести данное Положение в соответствие с законодательством и настоящим решением.

Предложить Пинскому городскому исполнительному комитету и инспекции Министерства по налогам и сборам по г. Пинску в установленном законодательством порядке решить вопрос о возврате либо зачете в счет других причитающихся платежей сумм, уплаченных и взысканных с лиц, перечисленных в пункте 1 Положения о местном сборе с пользователей инфраструктурой города, утвержденного решением Пинского городского Совета депутатов от 27 декабря 2001 г. № 104, с изменениями и дополнениями.

2. Предложить Парламенту в законе о бюджете на очередной год или иных законодательных актах для обеспечения защиты прав и законных интересов налогоплательщиков и исключения случаев дублирования решений местных Советов депутатов различного уровня установить исчерпывающий перечень местных налогов и сборов, которые местные Советы депутатов могут вводить на соответствующей территории, а также определить параметры важнейших элементов местных налогов и сборов (плательщики, объекты обложения, размер ставки, порядок и сроки уплаты), в рамках которых местные Советы депутатов могли бы устанавливать конкретные объекты налогообложения, размеры ставок, плательщиков, льготы, порядок исчисления и сроки уплаты местных налогов и сборов.

3. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

4. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.

 

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь

Г.А.Василевич

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.